Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.
статья по литературе

Комарова Юлия Ивановна

Материал (доклад и презентация) отражают цели и задачи экологического воспитания на уроках русского языка и литературы, формы и методы, посредством которых в детях воспитываетс благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.    Слайд 1

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

Неизвестный китайский поэт.

Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природными катаклизмами. Духовная, экологическая неразвитость является одной из причин равнодушного, варварского отношения к природе.

         Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – воспитывать в детях благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе – занятие трудоёмкое, но оно необходимо, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы.

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.  Слайд 2

Для себя я вижу цель экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности: донесение до детей осознания того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы.

Задачи уроков на экологическую тему ставлю следующие:

  1. Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.
  2. Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы.
  3. Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.
  4. Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.
  5. Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.

Проанализировав школьные учебники, входящие в перечень учебных пособий, рекомендованные к использованию, я сделала следующие выводы:

действующие учебные пособия по русскому языку содержат дидактические материалы экологического характера;

количество упражнений, способствующих экологизации русского языка, незначительное, например, учебник русского языка  для 5 класса / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. - количество упражнений экологической направленности – 34 (11, 49, 69, 76, 342, 367, 581 и др.) из 732 упр.

Характер заданий таков:

Чтение и списывание текста, рассмотрение ключевых слов текста, составление плана текста, творческие работы по данному тексту. Чтение и интерпретация текста, определение типа и стиля речи, работа над авторским стилем и др.

Присутствуют элементы рассуждения по проблеме, затрагивающейся в тексте.

 Чтобы разнообразить методическую палитру уроков русского языка, я использую дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую  тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных.

На уроках русского языка провожу  работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Тематические группы слов, в том числе и из предметной области "Экология", расширяют лингвистические представления учащихся.

5 класс: атмосфера, горизонт, флора, фауна, гербарий, пейзаж, обитатель и др.

9-10 класс: антропосфера, природные ресурсы, биоразнообразие, экосистема и др. Слайд 3

В курсе русского языка я использую задания по конструированию текста. Задание для учащихся 6 класса: расставьте предложения так, чтобы получился текст. Выпишите из текста слова с приставками, объясните их правописание.

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Отправной точкой беседы на уроках развития речи (8-9классы) может стать высказывание великих людей о природе, о человеке и природе. Рассуждения учащихся будут уместны в системе работы по подготовке к сочинению и изложению с творческим заданием.

Кроме этого, на уроках русского языка использую дополнительный материал экологического характера: это словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала на моих уроках выступают художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе. Используя упражнения на основе текстов известных авторов почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию.

Творческие работы также носят экологический характер. Например, сочинение-миниатюра в 5 классе. Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, бесспорно, закладывается с детства (И.Соколов-Микитов) Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.

Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.

Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.

Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, пятиклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы. (Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).

При изучении публицистического стиля языка  в 7 классе использую беседу об экологических проблемах района. В качестве домашнего задания рекомендую подбор материалов из газет об экологии  района.

Примерный список проблем:

-Несанкционированные свалки бытовых отходов.

- Наличие большого количества машин (загрязнение воздуха).

-Состояние водоемов.

-Бездомные животные.

-Низкая культура людей.

Затем учащиеся сами пишут статью на экологическую тему.

Или вот, например, ещё подборка заданий экологической направленности:  Слайд 4

Фонетика и орфоэпия (7 класс)
В каком слове звуков меньше букв? В каких словах звуков больше букв? В каких словах все согласные звонкие?
Природа болела человеком. Человек не умел видеть Землю как живое страдающее существо. (Д. Гранин
) Слайд 5


Словообразование знаменательных изменяемых частей речи (7 класс)
Найдите в тексте слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, сделайте их словообразовательный разбор
Была речушка рыбная, на славу.
Удильщикам и детям – благодать.
Спрямили русло, сделали канаву.
Теперь лягушек даже не видать.
(Д. Ковалев)

Морфология и синтаксис (7 класс)
Какая речевая ошибка допущена во втором предложении? Произнесите его в исправленном виде.
На планете есть места, где слой озона уже уменьшился на три процента. А ведь его сокращение на один процент вызывает ежегодный рост раковых заболеваний кожи на шесть процентов.


Контрольная работа «Заметка в газету» (7 класс)
Напишите заметку в газету, взяв за основу мысль, выраженную в высказывании.
Первое срубленное дерево стало началом цивилизации, а последнее – будет означать её конец.

Состав слова и словообразование (7 класс)
Найдите слово, состоящее из шести морфем.
Количество углекислого газа в атмосфере Земли увеличилось на 35% по сравнению с его количеством в то время, когда еще не было паровозов и автомобилей.

Лексика и словообразование (7 класс)
Какие слова, использованные в данном предложении, являются многозначными? Приведите примеры их использования в другом значении.
Во второй половине XXI века править миром будет не нефть, а пресная вода.

Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс)
Объясните расстановку знаков препинания.
Тридцать лет мы с моими друзьями изучаем море.  У нас было время и были возможности, чтобы выявить тенденцию, чреватую конечной гибелью морской фауны. А гибель океана – это гибель планеты Земля. 
(Жак Ив Кусто)
Слайд 5

Обобщенно-личное предложение (8 класс)
Выполните синтаксический разбор односоставного обобщенно-личного предложения.
«Прощай, - сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
(А. де Сент-Экзюпери)

Урок-деловая игра «Мы делаем газету» (8 класс)
Подберите материал об эффективном вторичном использовании мусора.
Примите участие в выпуске газеты «Мысли глобально – действуй локально»

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной (8 класс)
Запишите слова Альберта Швейцера в виде прямой и косвенной речи.
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет


Эссе: понятие о жанре (9 класс)
Как вы понимаете цитату? Напишите небольшое по объему эссе, взяв за основу мысль, высказанную А. де Сент-Экзюпери
- Есть такое твердое правило, - сказал Маленький принц.
- Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету
. Слайд 6


СПП с придаточным образа действия и степени (9 класс)
Обозначьте границы предложений в СПП. Начертите схемы предложений.
На некоторых участках болот метан поднимается пузырьками к поверхности так быстро, что не дает этой поверхности замерзнуть.
Многие товары разрабатываются так, чтобы избежать проблем с утилизацией.


При решении таких задач у школьников:
вырабатывается умение применять в жизни программный материал, понимать проблемы экологии и решать текстовые задачи на уроках;
изучаются взаимосвязи, существующие в окружающем мире;
формируется любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
развивается интерес к уроку и предмету в целом, понимание важности экологии 
в жизни человека.
Использование задач с экологическим содержанием является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, решает проблему, связанную с воспитанием нового человека, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом и экологической культурой
. Слайд 7

На уроках литературы также рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания нравственности. Так, в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому, к себе в том числе, ведь мы тоже часть природы. Например, обычная пестушка – обращение к водичке  -  учит детей и личной гигиене:                      

                                       Водичка, водичка,

                                       Умой мое личико.

                                       Чтобы глазки блестели,

                                       Чтобы щечки краснели,

                                       Чтоб смеялся роток,

                                       Чтоб кусался зубок!

          Произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца» в 6 классе демонстрируют любовь к родной земле, стремление пробудить у школьников желание понять красоту природы. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам  автор рисует яркие примеры уважительного, бережного  отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.

          Аналогичные картины наблюдаем и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в котором Васютка, ровесник пятиклассников, оказался один на один с тайгой. Произведение В.П. Астафьева учит не только выносливости, стойкости духа, смекалке, терпению, но и тому, что лес, река, животные, рыбы часто становятся нашими помощниками, помогают выжить человеку в трудных условиях.

          На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», я стараюсь развивать в детях не просто чуткое отношение к слову, а  способность удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.

          На основе курса  школьной программы по литературе мы с учащимися составляем  внушительный список произведений, в которых в той или иной степени освещаются вопросы экологии, бережного отношения к природе. Среди них романы Ч.Айтматова «Плаха», «Буранный полустанок», повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба», рассказ Д.Лондона «Белый клык», рассказы о животных  Э. Сетона-Томпсона,  повести В.Распутина «Пожар», «Прощание с Матерой» и многие другие. Эти произведения побуждают юных  читателей задуматься о своем месте в этом мире и развивают экологическое мышление. Слайд 8

С огромным желанием и воодушевлением ребята нашей школы принимают участие в ежегодном конкурсе чтецов "Живая классика". И практически каждый год участники  выбирают  тексты на экологическую тему таких писателей, как Ч. Айтматова, К.Г. Паустовского, Д. Мамина-Сибиряка и др.

Экологическое воспитание, начатое на уроках, продолжается и во внеурочной работе по русскому языку и литературе

    Для учащихся 7-8 классов  я проводила игру «Аз и буки экологической науки» и др., состязания  «Экологический бумеранг», «Экологический бой» . В рамках внеурочной деятельности я применяю такие  виды работы как устные журналы. решение кроссвордов,  написание сочинений,  сочинений-эссе и др.

   Для учащихся интерес представляют экологические праздники «Экология и охрана окружающей среды»,  экологические вечера «Береги свою планету!».

Результаты работы.

 Высокий эмоциональный экологический настрой, заданный учителями и некоторыми учащимися нашей школы, пробуждает у всех ребят  желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста.  Девиз работы таков: «Нам жизнь дана на добрые дела». Традиции школы: участие в районных экологических конкурсах, акциях, субботниках; сбор макулатуры.  Духовный мир учеников постепенно обогащается нравственно-экологическими представлениями в ходе учебного процесса, внеурочной работы в результате практического участия в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность

Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природны...

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...