Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность
статья на тему

Харитонова Наталья Сергеевна

  Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природными катаклизмами. Духовная, экологическая неразвитость является одной из причин равнодушного, варварского отношения к природе.

 Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – воспитывать в детях благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе – занятие трудоёмкое, но оно необходимо, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Экологическая  культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках в быту.

 Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_ekologicheskoe_vospitanie.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа                                                                        с углубленным изучением отдельных предметов»                                                     Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Республиканская научно-практическая конференция

«Время открытий»

Методическая копилка (для педагогических работников)

Номинация: «Экологическое воспитание в школе»

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность

учитель русского языка и литературы                                                                         высшей квалификационной категории                                                                         МБОУ «Апастовская средняя школа»                                                                                                                    

                              Харитонова Наталья Сергеевна

2018

Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природными катаклизмами. Духовная, экологическая неразвитость является одной из причин равнодушного, варварского отношения к природе.

         Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – воспитывать в детях благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе – занятие трудоёмкое, но оно необходимо, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Экологическая  культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках в быту.

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.

Цель экологического воспитания на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности:  донесение до детей осознания того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы.

Задачи уроков на экологическую тему:

  1. Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.
  2. Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы.
  3. Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.
  4. Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.
  5. Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.

На уроках русского языка включаю дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это  диктанты,  изложения, сочинения, пробуждающие  чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Важное место среди видов работ по развитию речи занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, отношении к жизни, формировании его взглядов на мир.

При изучении публицистического стиля языка беседуем об экологических проблемах Апастовского района. В качестве домашнего задания рекомендую подбор материалов из местной газеты «Звезда» об экологии п.г.т. Апастово и Апастовского района.

Примерный список проблем:

1) Несанкционированные свалки бытовых отходов.

2) Состояние водоемов.

3) Бездомные животные.

4) Низкая культура людей.

Обсудив данные проблемы в группах, собрав необходимый рабочий материал, учащиеся пишут статьи на экологическую тему.

Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательно-развивающих задач.

В средней школе на уроках литературы, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков», мы не только знакомим ребят с замечательными русскими поэтами, но и показываем, что у каждого из поэтов своё видение окружающего мира и природы. Учим ребят способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.


         В 7 классе при изучении литературных произведений Л.Н.Андреева «Кусака», Е.И.Носова «Кукла», Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади?» рассматривается
взаимосвязь природы и человека. У школьников  формируется чувство сострадания к братьям нашим меньшим, сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

В 10 классе тема «Человек и природа» рассматривается при анализе романа «Отцы и дети». В частности, на семинарском занятии «Проблемы вечных человеческих ценностей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», наряду с другими, ставятся вопросы: «В чем прав, в чем не прав Базаров в своих высказываниях о природе?», «Как решается эта проблема в наши дни?» Учащиеся анализируют пейзажи, помогающие понять не только отношение Базарова к природе, но и отношение самого Тургенева к природе и к Базарову. На семинаре десятиклассники убеждаются, что утилитаристский взгляд Базарова на природу оказывается несостоятельным. Перед лицом вечной «равнодушной» природы, которую Базаров считал «не храмом», а «мастерской», оказываются несущественными его идеалы, и подвиг его не находит награды.

        В выпускном классе при изучении современной публицистики также рассматриваем тему «Человек и земля, человек и природа». Первым этапом является лекция учителя, на которой обозначаются общие проблемы темы, её современное звучание в жизни и литературе. На лекции развиваются  следующие тезисы: после проблем мира и войны, проблема человека и природы - самая важная в нашей современности. (Айтматов «И дольше века длится день», А.Ким «Отец-лес» рассказы Ю. Казакова, К. Паустовского, Ф. Абрамова и др.)

Говорить об экологии сегодня необходимо, так как это одна из форм защиты природы. (В. Распутин «Прощание с Матерой», С. Залыгин «Поворот. Уроки одной дискуссии»). Проблема «диалога» с природой – проблема общечеловеческая, она постоянно рассматривалась русской литературой, начиная с XIX века. (Пушкин, Тургенев, Тютчев и др.)
Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке. (И. Васильев «Земля русская», Астафьев «Царь-рыба»).
       

Вторым этапом работы являются уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-композиции, уроки-презентации, уроки-диспуты, уроки-суды, посвященные этой теме.
        Свое завершение эта тема может найти в творческих работах учащихся. Возможны темы: «Перед ликом священной природы», «Диалог о природе и человеке», «Храм» или «Мастерская»?

         Решение проблемы развития современной экологической личности невозможно лишь традиционными приемами и методами школьного обучения. Использую в работе проектно-исследовательскую деятельность. Считаю её важным этапом в выявлении возможностей учащихся работать над решением научных, в том числе экологических, вопросов в проектно-исследовательском режиме.

Родительским комитетом 8Б класса, в котором я являюсь классным руководителем и учителем русского языка и литературы, совместно с ребятами был разработан экологический проект «Взаимодействие семьи и школы:  Экологическое воспитание». Экологическое воспитание прививается не только в школе, но и дома, в кругу семьи:

  • Родители показывают детям, что в окружающей среде всё взаимосвязано.
  • Объясняют, что нельзя нарушать природные связи, ибо нарушение связей приведёт к негативным последствиям для природы и человека.
  •  На собственном примере учат, как сохранить своё здоровье и окружающую среду.

С мотивированными школьниками занимаемся исследовательской деятельностью, не обошли стороной и экологическое направление. Примером такой деятельности является исследовательская работа ученицы 9 класса Назиевой Лии «Экология души» и экология природы в произведениях В. Астафьева и А.Костюнина». 

В результате литературного исследования мы с Назиевой Лией пришли к выводу: Астафьев дал возможность выжить герою, для того чтобы он понял свои ошибки и покаялся в них и, конечно же, никогда так не поступал и другим запрещал. А вот герой Костюнина погиб, и даже погибнув, столкнулся с несправедливостью. Люди, которые были так безучастны, также являются нечистыми душой.                                                                                                                                      Астафьев, написавший рассказ раньше, дал шанс выжить герою, так как сам жил во  времена более гуманные и верил, что человек может исправиться. А вот Костюнин создал рассказ позже,  в 21 веке, и пришел к выводу, что такие люди никогда не исправятся, а значит, они не имеют права жить. Таким образом, молодой писатель дал нам понять, что будет с теми, кто так пренебрежительно относится к природе.

Это страшно, так как происходит духовное оскудение, нравственная деградация человека. Отсюда возникает необходимость сохранения «экологии души». Нарушился баланс в природе, и его нарушил человек. А ведь человек - это тоже создание природы.

           Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.

Материал (доклад и презентация) отражают цели и задачи экологического воспитания на уроках русского языка и литературы, формы и методы, посредством которых в детях воспитываетс благородство, гуманизм,...

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...