Здоровьесбережение на уроках немецкого языка
методическая разработка по теме

Ляховчук Наталья Викторовна

Этот материал поможет провести урок не только интересно, но и полезно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В. Ляховчук

МОУ СОШ № 11 г. Калининграда

Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка

Кто счастлив? –

Тот, кто здоров телом,

Одарен спокойствием духа

И развивает свои дарования.

Фалес из Милета

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Цель, которую я ставлю на своих уроках  - создание здоровьесберегающей среды, т.е. совокупность условий, в которых ученик без принуждения по собственному выбору развивает свои индивидуальные способности, реализует потребности самоопределения и самовыражения с опорой на реальное состояние здоровья.

Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает  мне, как учителю иностранного языка, уделять больше внимания здровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной, эмоциональной, двигательной), включению «разрядок» (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), т.е. личностное ориентирование – модель образования, метод сохраниения и укрепления здоровья.

Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования (7 -10 мин.), плотность урока не менее 60 % и не более 75 – 80 %, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. При планировании урока включаю  многократные зарядки – релаксации, отводя на них 3- 5минут. Обыгрываю их, привлекая при этом постепенно и ненавязчиво изучаемую лексику – и тогда эти этапы урока становятся  любимыми и популярными у детей. Урок в младших классах я обычно начинаю сразу же с физкультзарядки, вызываю к доске сразу всех ребят: “Wer ist tapfer, kommt zu mir! Wer ist tapfer, singt mit mir!” Дети выходят к доске, становятся в круг и, поочередно здороваясь за руку с соседом по кругу, вместе с мной, произносят слова песенки, сопровождая их соответствующими движениями: Guten Tag! Guten Tag! – sagen alle Kinder. Grosse Kindeer (поднимают обе руки вверх), Kleine Kinder (приседают, опускают руки), Dicke |Kinder (разводят руки), Duene Kinder (сводят руки), Guten Tag! Guten Tag! – sagen alle Kinder. Такое начало урока поднимает настроение, ненавязчиво вводит в языковую среду.

Разрядки с использованием различного вида движений основанные на  том, что мышечные движения служат торможению умственной деятельности учащихся. Ее провожу с первых уроков изучения немецкого языка,  когда по команде учителя: «Steht auf! Jetzt turnen wir!» ученики встают и выполняют простые движения (поднимают руки вперед, вверх, вперед, вниз) и говорят: «1, 2, 3, 4 alle alle turnen wir». Постепенно движения усложняются: это могут быть ходьба, бег, игры в мяч. Они сопровождаются словами: «Alle alle gehen (laufen, springen, sitzen) wir».

Введение и закрепление слов в начальных классах я стараюсь проводить в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, т.е. они не просто рассказывают диалоги, а показывают их.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы использую упражнение «Ring». В быстром темпе поочередно нужно перебрать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний пальцы и т.п. В начале упражнение выполняем каждой рукой отдельно, затем двумя вместе (учитель подает команды: schnell, bitte noch schneller, sehr gut, danke).

Для расслабления мышц  шеи  включаю упражнение «Neugierige Barbara». Ребята поворачивают голову направо, стараясь сделать так, чтобы увидеть как можно дальше: Schaut nach rechts und zurueck. Затем возвращаются в исходное положение. Снова поворот головы, но теперь уже в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Упражнение «Stille» помогает развивать умение учащихся слушать. С закрытыми глазами они прислушиваются к звукам на улице, затем в классе, в коридоре.

Упражнение «Съедобное / несъедобное» развивает концентрацию внимания. Учителем (или учеником ведущим) произносятся существительные, обозначающие съедобные и несъедобные предметы. Если предмет «съедобный», дети поднимают руку, если нет – рука опущена. Данная игра помогает запоминать лексику по изучаемой теме.

Перед выполнением контрольных работ   вместе с учащимися делаем упражнение на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде: «Atmen ein! Atmen aus!».

В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, авторы ввели много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы подольше оставаться здоровым (как вести здоровый образ жизни) содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках. Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня. Изучая тему  «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначением разных блюд, правилами гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете. Так в шестом классе были проведены нетрадиционные уроки с дегустацией немецкой кухни. Детям такие уроки особенно нравятся.

Понятно, что подобных упражнений на одном уроке не должно быть слишком много, они должны обновляться и усложнятся или облегчаться в зависимости от конкретной группы. При проведении уроков  учитываю возраст и психологические особенности детей, в любых ситуациях стараюсь быть терпеливой, сохранять спокойный тон и чаще улыбаться на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Здоровье сберегающие технологии  реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факто...

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»

8 класс. Русский язык. Третий урок в теме "Односоставные предложения". Урок построен с позиции здоровьесбережения....

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....