Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

8 класс. Русский язык. Третий урок в теме "Односоставные предложения". Урок построен с позиции здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezlichnye_predlozheniya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара

Воронина Елена Юрьевна

Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»

Тема: «Безличные предложения»

Третий урок в разделе «Односоставные предложения»

Класс: 8

Продолжительность: 45 минут

УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

Оборудование: компьютер, карточки с текстом «Пешие прогулки по лесу укрепляют здоровье» и заготовкой таблицы «Односоставные предложения», для руководителя карта оценки работы в группе

Цель: Подвести к умению определять безличное предложение, составлять и характеризовать его.

Задачи урока:

- повторить знания об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях;

- организовать наблюдение за безличными предложениями, способами выражения в них сказуемых;

- способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- способствовать формированию умения высказывать и защищать свою точку зрения.

Задачи здоровьесбережения:

- увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;

- снижение напряжения через работу в группе;

-  снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на обучающихся через физминутку, прослушивание музыки;

- предупреждение нарушений осанки у обучающихся;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Ход урока:

Оргмомент (2 мин)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим работу с односоставными предложениями. Но прежде я хочу обратить ваше внимание на одну печальную закономерность: мы очень много времени проводим в помещении, общаемся с помощью техники, на улице передвигаемся в автомобилях. У нас очень высокий темп жизни. И мы всё меньше ходим пешком, гуляем и редко бываем  в лесу. Возможно, у нас есть повод задуматься, нравится ли всё это нашему организму.

Сегодня вы работаете в группах (4 группы).

Актуализация знаний (13 мин)

Пожалуйста, определите руководителя группы,  а также девиз своей работы на сегодняшнем уроке. Девиз сформулируйте в форме: группы № 1, 3 – определенно-личных предложений, группы № 2, 4 – неопределенно-личных предложений.

Поверяем.

Давайте посмотрим, удалось ли ребятам в соседних группах сформулировать свои девизы в форме односоставных предложений?  Объясните свою точку зрения.

(Ученики называют девизы групп, в классе проходит обсуждение, являются ли предложения определенно-личными, неопределенно-личными)

Я предлагаю вам познакомиться с текстом «Пешие прогулки по лесу укрепляют здоровье». Несколько карточек с этим текстом есть в каждой группе.

В конце текста есть вопрос. Я прошу каждую группу составить небольшие развернутые ответы на данный вопрос и выбрать выступающего, который озвучит мини-доклад.

(После нескольких минут обсуждения выступающие озвучивают ответы группы на вопрос, поставленный в тексте)

Закончив обсуждение текста, вернемся к нашей основной языковедческой теме.

 Заполните таблицу «Односоставные предложения» примерами из прочитанного текста. Если предложение сложное, записывайте в таблицу только входящее в него простое односоставное предложение. Если предложение односоставное, но вы не знаете, к какому виду его можно отнести, запишите его в третий столбик.

Определенно-личные предложения

Неопределенно-личные предложения

??

Когда гуляешь по лесу.

Чувствуешь связь с природой, с каждым пеньком и травинкой.

Смотрите ввысь, на облака, на верхушки деревьев.

Обязательно возьмите с собой свою любимую музыку

Не верите?

Сразу после прогулки ощущают прилив бодрости.

Невозможно отрицать пользу леса, а особенно прогулок в лесу.

В лесном воздухе мало пыли.

В лесу свежо и красиво.

А еще во время пешей прогулки можно обдумать проблему.

Для этого нужно всего лишь просто расслабиться.

Проверьте себя по шаблону. Определите, в чём вы ошиблись, объясните правильный ответ. Обсудите в группе.

(Ученики работают в группах, проверяют свою работу по шаблону, находят ошибки, обсуждают правильные ответы)

Целеполагание (4 мин)

Работаем всем классом: Попробуйте определить, в чём отличительная черта предложений в третьем столбике. (Подлежащего нет и быть не может. В предложениях говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния, независимо от ЛИЧНОСТИ). Кто догадался, что это за предложения? Что вы о них знаете? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока и его цель.

Тема: Безличные предложения.

Цель: Научиться определять безличное предложение и характеризовать его.

(Ученики записывают тему урока в тетради, один ученик записывает на доске тему, второй цель урока).

Физминутка (2 мин)

Прежде чем вы приступите к изучению темы, я предлагаю вам сбросить напряжение. Пожалуйста, встаньте, расправьте плечи, выполните несколько вращательных движений плечевыми суставами, несколько сбрасывающих движений кистями рук. А теперь попробуйте найти пословицы, поговорки, которые я прикрепила где-то в кабинете! (Пешком ходить – долго жить! Сломать дерево-секунда, а вырастить – годы В здоровом теле – здоровый дух!) Сколько их?

Изучение нового материал а(9 мин)

С новыми силами приступаем к новой теме! Я предлагаю вам ознакомиться с ней самостоятельно. Откройте учебники на стр. 90, прочитайте параграф «Безличные предложения», делая отметки карандашом «Это мне уже известно» (+), это мне непонятно(?), это для меня новое(-).

Составьте таблицу «Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении». Форма любая. Запишите в тетрадь. Обсуждайте в группе, что у вас получается.

Проверяем всем классом. (Несколько учеников представляют информацию, оформленную в таблице. Обсуждение)

Давайте посмотрим, есть ли среди нас те, кто поставил отметку «Это мне непонятно». Попробуйте объяснить однокласснику непонятный момент (Работает весь класс: желающие объясняют однокласснику непонятный момент).

Релаксминутка (3 мин)

Вы очень интенсивно работали, настала минута расслабления. Закройте, пожалуйста, глаза, я включаю для вас музыку, в которую вплетены звуки леса. Ни о чём не думайте, наслаждайтесь мелодией или представляйте лес.

Пора просыпаться! Я надеюсь, эти звуки принесли вам вдохновение.

Закрепление материала (6 мин)

 Попробуйте составить предложения на тему «Прогулка в лесу» в качестве примеров к таблице «Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении». (Ученики составляют предложения, записывают их в тетради)

Проверяем. (Несколько учеников зачитывают предложения)

Рефлексия (5 мин)

Давайте подведем итог. Что вы узнали о безличных предложениях? Придумайте по одному вопросу по теме, задайте их товарищам по группе. Выберите одного ученика, который расскажет главное, что он узнал о безличном предложении. (Ученики работают в группе, проговаривают материал)

Оцените свою работу.

Руководитель заполняет карту оценки группы:

Все ученики нашей группы работали активно

В нашей группе есть ребята, которые не принимали участие в общей работе

Дружная работа в нашей команде не получилась

В чем причина такой работы?________________________________________

Каждый оценивает свою работу. Посмотрите на слайд. Поставьте в тетрадях галочку соответствующего цвета возле темы урока.

Я всё понял, смогу найти в любом тексте или составить безличное предложение

Я всё понял, мне нужна практическая работа, чтобы быть уверенным в своих умениях работать с безличными предложениями

Есть моменты, которые остались для меня непонятными, но я думаю, что разберусь в них дома или на следующих уроках

Есть моменты, которые остались для меня непонятными, мне требуется помощь, чтобы в них разобраться

Домашнее задание (1 мин)

 Выполнить упражнение 197 либо сочинить небольшой рассказ на тему «Лыжная прогулка» с использованием безличных предложений с различными способами выражения сказуемого.

КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Пешие прогулки по лесу укрепляют здоровье

Невозможно отрицать пользу леса, а особенно прогулок в лесу. Когда гуляешь по лесу, открывается "второе" дыхание, чувствуешь связь с природой, с каждым пеньком и травинкой. В лесном воздухе мало пыли. По сравнению с воздухом городов он содержит больше кислорода и меньше углекислого газа. Лесной воздух очень полезен для здоровья. 

Длительные пешие прогулки насытят вашу кожу и весь организм кислородом. Интенсивное движение во время прогулки будет способствовать улучшению кровообращения, что благоприятно отразится на всем организме. Цвет лица улучшится и посвежеет, а кожа приобретет здоровый оттенок и сияние. 

Смотрите ввысь, на облака, на верхушки деревьев. Это будет настоящим блаженством для ваших глаз, ведущих ежедневные напряженные «беседы» с монитором компьютера или с черно-белыми страницами книг. Фокусировка глаз на отдаленных предметах приводит к расслаблению цилиарной мышцы и служит средством профилактики близорукости. Кроме этого, зеленый цвет одеяния деревьев расслабляет и действует успокаивающе.

Сразу после прогулки ощущают прилив бодрости. Это связано с тем, что во время движения организм человека вырабатывает эндорфины - гормоны счастья.

В лесу свежо и красиво. Обязательно возьмите с собой свою любимую музыку, и ваш оздоровительный променад принесет еще больше удовольствия.

А еще во время пешей прогулки можно обдумать проблему, которая давно вас беспокоит, взглянуть  на нее под другим углом. Для этого нужно всего лишь просто расслабиться, и вы удивитесь, как легко решение волнующего вас вопроса придет само. Не верите?

Определенно-личные предложения

Неопределенно-личные предложения

??















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Анализ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро"  на  уроке русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Предлагаемый конспект урока русского языка в 6 классе составлен по программе Т. Ф. Ладыженской. На уроке используются элементы проблемного обучения. Конспект сопровождается мультимедийной презентацией...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Данная презентация сопровождает все этапы урока. В ней содержится как информативный, так и иллюстративный материал. Урок построен в виде путешествия....

конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Безличное предложение" (по учебнику Тростенцовой Л.А.)

Первый урок по теме "безличные предложения" формирует умение определять безличное предложение и характеризовать его, совершенствуются орфографические, речевые и пунктуационные навыки учащихся. На урок...

Урок русского языка в 8 классе на тему "Безличные предложения"

Урок русского языка в 8 классе на краеведческом материале...

урок русского языка с элементами здоровьесбережения

Применение здоровьесберегающих технологий показано на примере  урока русского языка с элементами здоровьесбережения в 7 классе при изучении темы "Наречие"...

Урок русского языка с элементами ФГ "Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности"

Урок русского языка с элементами Функциональной грамотности (читательская грамотность)Задания по Функциональной грамотности включены с целью подготовки к ИС (устному собеседованию) в 9 классе.При разр...