«Фразеологические единицы, отображающие обычаи и традиции в пословицах о женщинах».
статья (10 класс) по теме
Novelty of research is in researching of the theme, that isn’t static zed in the popular scientific or study-methodical literature in the volume offered by the project. And it is resulted by the quantity of problems with the decisions which third – author’s.
Яркость и привлекательность такого жанра фольклора, как пословицы и поговорки, способствовали тому, что уже с давних пор большие количества этнических эквивалентов были собраны в словарях и пособиях. Однако впервые предметом исследования избрано сопоставление английских, казахских и русских пословиц в гендерном аспекте, а именно - посвященных женщинам. Это обуславливает бесспорную актуальность и целесообразность представленной работы, в этом и состоит её научная новизна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Фразеологические единицы,
отображающие обычаи и традиции
в пословицах о женщинах».
Пословица – «цвет народного ума»
В.И.Даль
Novelty of research is in researching of the theme, that isn’t static zed in the popular scientific or study-methodical literature in the volume offered by the project. And it is resulted by the quantity of problems with the decisions which third – author’s.
Яркость и привлекательность такого жанра фольклора, как пословицы и поговорки, способствовали тому, что уже с давних пор большие количества этнических эквивалентов были собраны в словарях и пособиях. Однако впервые предметом исследования избрано сопоставление английских, казахских и русских пословиц в гендерном аспекте, а именно - посвященных женщинам. Это обуславливает бесспорную актуальность и целесообразность представленной работы, в этом и состоит её научная новизна.
Актуальность темы данной работы обусловлена новым подходом к изучению паремического творчества народа, позволяющего исследовать его сквозь призму гендерного аспекта. Вследствие этого данное исследование представляет определенную теоретическую и практическую значимость для изучения интракультурных гендерных отношений, характерных для английской, казахской и русской культур.
Основным материалом для написания работы послужили словари пословиц и поговорок.
Практическая значимость определяется в возможности применения в спецкурсах по английской, казахской и русской культурам, фольклорному творчеству этих народов. Практическая ценность проведенного исследования заключается в его высокой познавательной насыщенности и информативной значимости.
Основной целью является изучить наиболее употребляемые пословицы о женщинах, имеющиеся в народных источниках, распределить их тематически и провести сравнительный анализ образа женщины, создаваемого английским, казахским и русским фольклором.
В соответствии с темой исследования, а также для реализации цели исследования выдвигается следующая гипотеза: если целенаправленно, системно и последовательно исследовать использование пословиц в народном фольклоре разных народов, в данном случае казахского, русского и английского, то возможно классифицировать пословицы на группы, тем самым отразить их социально-историческую, культурно-бытовую, идеологическую и воспитательную значимость, являющуюся неотъемлемой частью народного сознания и выражающую его сущность.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
· выделить основные тематические группы пословиц о женщине в английском , казахском и русском языках;
· определить принципы классификации русских пословиц о женщине;
· провести сравнительный анализ образа женщины в английских, казахских и русских пословицах;
· выявить причины сходства и различия в системах женских образов.
Исходя из вышеизложенного принципиально важно обратить внимание на факт приоритетности направления языковой политики, коим является триязычие. Это казахский язык, как государственный, русский язык, как язык межнационального общения и английский, как международный.
Идея взаимосвязи культуры и языка относится еще к 18 веку, но целенаправленное изучение этой проблемы началось только в конце прошлого века. Исследования эти носили больше декларативный характер и вплоть до начала 70-х годов ни в русской, ни в иностранной лингвистике не было достаточно глубоких и обстоятельных исследований, посвященных данной теме.
Однако за последние два десятилетия значительно выросло число работ, свидетельствующих об интересе и стремлении лингвистов к исследованию языковых явлений в широком экстралингвистическом контексте. И если еще совсем недавно признавалось, что обращение к экстралингвистическим факторам свидетельствует о некоторой несостоятельности или «слабости» лингвиста -исследователя, то в настоящее время необходимость изучения языка в его реальном функционировании в различных сферах человеческой деятельности стала общепринятой. Первые попытки решения проблемы взаимосвязи языка и культуры находят свое отражение в трудах В.Гумбольдта.
Язык – это средство общения между индивидами, а культура –определенный уровень развития общества. Язык хранит культуру, передает ее из поколения в поколение. И на основе этой идеи возникла такая наука как этнокультуроведение
Этнокультуроведение - самостоятельное направление лингвистики, которое сформировалось в 90-е годы XX века, изучающее взаимосвязь языка культуры.(5 )
Прежде всего, следует отметить, что в английском языке пословицы и поговорки говорят, в основном, о женщине вообще, но выделены и небольшие группы о жене, вдове, дочери, матери. Поэтому в основу классификации нельзя положить родственные связи и возрастные отношения в семье. В русском языке без этого не обойтись: здесь есть изречения и о женщинах вообще, но кроме этого выделены большие группы пословиц о бабушке, девице, жене, вдове, матери, и немногочисленные - о сестре, дочери, невестке, свекрови, теще, золовке, куме, свахе, сватье, попадье, поповне, знахарке, богомолке.
Пример.
Эта попова дочка: где кормят, туда и ходит.
Это не означает, что в английском языке нет таких мудрых выражений. Они есть, но единичны, и поэтому собраны в одну группу. Несмотря на то, что в пословицах русского и английского языков совпадает взгляд на роль женщины в обществе, на ее внешние и нравственные качества, на эмоциональные состояния, в русском языке все это отражено широко, ярко, всесторонне. Английские пословицы тоже блещут умом, знанием женского сердца, но нет в них размаха в обрисовке предмета с разных точек зрения. Об этом свидетельствует и количество пословиц и поговорок о женщинах в том и другом языках: английский народ, судя по имеющимся источникам, создал таких изречений в три раза меньше (1000 и 330). Так, 54 пословицы в русском языке включают в себя женские имена собственные. Все они употребляются в переносном значении и применяются к различным случаям жизни. В английских источниках встретилось только пять. Значение то же, что и в русских, но количество в 10 раз меньше.
Пример.
Варвара мне тетка - а правда сестра.
Қыздың сырын жеңгесі біледі .
A woman conceals what she knows not.
В ходе сравнительного анализа образа женщины в английских, казахских и русских пословицах выявлены причины сходства и различия в системах женских образов. Среди основных причин различия английских,казахских и русских пословиц можно выделить такие как: отсутствие языкового родства, особенности исторического развития стран, своеобразия традиций, нравов, обычаев, склада ума и характера у англичан, казахов и русских, моральные устои народа-создателя,; пейзажи, климат, флора и фауна, отголоски древних религиозных верований, детальная картина современной социальной организации.
Отношение к женщине в русской ,казахской и английской культуре различно. В России и Казахстане в начале XX века женщину не считали за человека, она занимала униженное положение в обществе и семье. После революции 1917 года провозгласили равенство полов и эмансипацию женщин. Даже в настоящее время широкое распространение получили крылатые выражения, в которых неуважительно говорится о женщине (Женщина - друг человека, Женщина тоже человек). Для англичан же женщина в основном тайна. Они призывают беречь женщин и осторожно обращаться с ними. На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что женщина не представляет для русской культуры такой ценности, как для английской. В сакский период женщина для казахов имела почетное место, была уважаема. До и после ханского правления отношение к женщине стало меняться в худшую сторону.
Что касается общих черт образа женщины, то для всех культур характерен образ женщины-хозяйки, сидящей дома и работающей от зари до зари. В английских и русских пословицах также прослеживается мысль об изначальной греховности женщины и ее связи с дьяволом. Отношение к умственным способностям женщины двоякое: есть пословицы, признающие мудрость женщины, есть и отрицающие. Англичанки, казашки и русские одинаково относятся к возрасту и своей внешности, пользуются своей слабостью, прибегают к различным уловкам и любят поболтать.
Несмотря на то, что английский , русский и казахский языки относятся к разным группам, что наши народы не имели тесных контактов, и каждый шел своим путем исторического развития, многие народные изречения полностью или частично соответствуют, а некоторые совпадают по смыслу. В основном это интернациональные пословицы, отражающие взгляды на женщину с позиций общечеловеческих ценностей.
Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не видать.
A cheerful wife is the joy of life.
Алғаның жақсы болса , жалғыздықты аңсамайсың.
Утверждается, что хорошо жить с доброй и веселой женой.
В основу их классификации были положены родственные и возрастные отношения в семье, а также социальное положение женщин в обществе. ПАУЧОКВыделены основные тематические группы пословиц о женщине. Первая из них называется «Положение женщины в обществе, непредсказуемость ее нрава, взаимоотношения с противоположным полом». В нее входят несколько подгрупп: «Баба-женщина», «Девица», «Вдова», «Облик женщины в народных приметах, ворожбе, загадках и прочее», «Имена собственные в пословицах о женщине». Вторая группа - это «Родственные связи и место женщины в семье». В нее входят следующие подгруппы: «Жена, бабушка, теща», «Мать, дочь, сестра», «Невестка, свекровь, золовка», «Кума, сваха, сватья». Третья группа называется «Народный юмор в пословицах о попадье, поповне, знахарке, богомолке др.».
В ходе сравнительного анализа образа женщины в английских и русских пословицах выявлены причины сходства и различия в системах женских образов. Среди основных причин различия английских, казахских и русских пословиц можно выделить такие как:
отсутствие языкового родства, особенности исторического развития стран, своеобразия традиций, нравов, обычаев, склада ума и характера у англичан и русских, моральные устои народа-создателя, этнографические реалии от орудий труда до одежды; пейзажи, климат, флора и фауна, отголоски древних религиозных верований, детальная картина современной социальной организации.
Отношение к женщине в русской, казахской и английской культуре различно. В России до XX века женщину не считали за человека, она занимала униженное положение в обществе и семье. Даже в настоящее время широкое распространение получили крылатые выражения, в которых неуважительно говориться о женщине (Женщина - друг человека, Женщина тоже человек). Для англичан же женщина в основном тайна. Они призывают беречь женщин и осторожно обращаться с ними. На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что женщина не представляет для русской культуры такой ценности, как для английской. В сакский период женщина для казахов имела почетное место, была уважаема.До и после ханского правления отношение к женщине стало меняться в худшую сторону.
Что касается общих черт образа женщины, то для всех культур характерен образ женщины-хозяйки, сидящей дома и работающей от зари до зари. В английских и русских пословицах также прослеживается мысль об изначальной греховности женщины и ее связи с дьяволом. Отношение к умственным способностям женщины двоякое: есть пословицы, признающие мудрость женщины, есть и отрицающие. Англичанки, казашки и русские одинаково относятся к возрасту и своей внешности, пользуются своей слабостью, прибегают к различным уловкам и любят поболтать.
Несмотря на то, что английский, русский и казахский языки относятся к разным группам и наши народы не имели тесных контактов, каждый шел своим путем исторического развития, многие народные изречения полностью или частично соответствуют, а некоторые совпадают по смыслу. В основном это интернациональные пословицы, отражающие взгляды на женщину с позиций общечеловеческих ценностей.
список использованных источников и литературы
1. Английский язык. Универсальная энциклопедия школьника. - Минск: Харвест, 1996. - 700с.
2. Аникин В. П. В. И. Даль и его сборник пословиц. // Даль В. И. Пословицы русского народа. Сборник В 2-х томах. - М., Художественная литература, 1984, - т.2, с.386-395.
3. Даль В. И. Месяцеслов, суеверия, приметы, причуды, стихии. Пословицы русского народа. - СПб: Лениздат, 1992. 94с.
4. Даль В. И. Пословицы русского народа. Сборник. В 2-х т. - М., Художественная литература, 1984. - 1т. - 382с., 2т. - 300с.
5.Калыбекова Алма, Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Алматы. БАУР,2005.-200стр.
6.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.-176с.
7.ЧемодановаГ.И.Этнопедагогика:Учеб.метод.пособие./Петропавловск.СКГУ им.М.Козыбаева,2008.-123с.
8.Қазақ мақам әтелдері -Казахские пословицы и поговорки/Кұраст және ауд.М.Аққозин-Алматы, «Алматыкітап»,2007.-272бет.-Қазақ және орыс тілдерінде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/13/picture-111174-1618337519.jpg)
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТОМ – НАИМЕНОВАНИЕ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)
Предлагаю Вашему вниманию работу моей ученицы Салахутдиновой Ф. по сравнительному языкознанию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/03/picture-277632-1375541653.jpg)
Практическое использование фразеологических единиц
Цель сообщения — научить учащихся использовать в речи (уст-ной и письменной) распространённые фразеологизмы путём выполненияпрактических заданий, направленных на сознательное восприятие новогома...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134299-1351613726.jpg)
Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.
Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-170658-1356640365.jpg)
Фразеологизмы, их типы и особенности строения. Стилевое и речевое бытование фразеологических единиц.
Наблюдения над активными процессами в развитии и изменении русской фразеологии в речевых, языковых формах во все века выражали грани культуры человека. Фразеология украшает речь, но соврем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221584-1363280343.jpg)
Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».
Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706502-1447178328.jpg)
Статья "Компаративные фразеологические единицы в пословицах английского и итальянского языков".
Данный материал представляет собой классификацию пословиц с элементами сравнения. Может быть использован во внеурочной деятельности по английскому и итальянскому языку, собственно как и на уроках англ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/20/picture-1151175-1655709077.jpg)
Фразеологические единицы происходящие из традиций народа и их изучение в школе
В данной статье говорится о фразеологических единицах как об одном из способов точной передачи мыслей народа в то или иное время. В частности мы остановимся на фразеологических оборотах, происходящих ...