Формирование социокультурной компетенции учащихся (текст)
материал по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является одним из базовых принципов обучения этому предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает  изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры. Это означает, что сегодня требуется выработка такой языковой политики в области иноязычного образования, которая была бы нацелена на удовлетворение и общественных, и личных потребностей человека.

Реализация цели современного языкового образования: развитие коммуникативной компетенции учащихся и их готовности к межкультурному общению на иностранном языке невозможна без формирования социокультурной компетенции  и без овладения лингвострановедческими знаниями и умениями в контексте диалога культур.

Теоретической базой опыта служит технология личностно- ориентированного обучения, представителями которой являются И.С. Якиманская и А.Н. Леонтьев. Положения технологии оказались значимыми для построения учебно- воспитательного процесса, позволяющего формировать интеллектуально деятельную личность  с активной жизненной позицией.

И.А. Зимняя в своих трудах заключает, что речевое поведение зависит во многом от знания культурно-психологических особенностей носителя языка и социокультурных параметров общения.

Ещё одним важным методическим положением в работе является технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, в которой изучение иностранного языка возможно при условии:

- язык через культуру и культура через язык;

- язык- средство общения, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям…

        В наше время появилось много возможностей путешествовать по Европе. Несомненно, может возникнуть противоречие между встречей с носителями языка и незнанием особенностей культуры и традиций, норм поведения и этикета стран изучаемого языка. А также возникает противоречие касаемо непосредственно нас, педагогов: между нашими имеющимися наработками по формированию социокультурной компетенции и сложностью реализации этой задачи в общеобразовательной школе. С этими сложностями мы встречаемся каждый день:

  1. отсутствие языковой среды;
  2. сжатые рамки урока;
  3. слабая разработанность учебно-методической базы, а именно недостаток страноведческого материала в существующих УМК.

Мы живём в такое время, когда диалог цивилизаций, культур, традиций стал особенно актуален. Поэтому, ведущей идеей образования в современном мире является формирование социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру.

В процессе обучении для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроке и во внеклассной работе по предмету мною разработаны материалы:

  1. программа элективного курса для 9 класса «Национальные традиции и праздники Германии», которая дополняет содержание нашего учебника социокультурными знаниями. Целью курса является- развитие познавательной активности, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся и повышение мотивации в рамках предмета немецкого языка. Данный курс предполагает индивидуальную и коллективную работу над проектами, которая позволяет ребятам творчески реализовать себя, учиться самостоятельно добывать знания и работать в сотрудничестве. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Примерная тематика для проектов:
  1. Празднование семейных праздников в России и в Германии;
  2. Праздничные формы приветствия и поздравления;
  3. Тематические пословицы и поговорки как отражение национальной ментальности немцев и др.
  1. Также мною составлены опросники  «Weißt du Deutschland?» для 10-11 классов, которые включают в себя вопросы по географическому положению страны, по истории, о великих людях Германии, о знаменитых городах стран изучаемого языка.
  2. Разработан КВН для 3-5 классов, содержание которого подводит итоги и проверяет усвоение изученного материала по темам: «Времена года», «День рождения в Германии и в России».
  3. Составлена страноведческая игра «Wir reisen», задачей которой является закрепление знаний по теме: «Путешествие».
  4. Составлены виртуальные экскурсии- презентации по городам Германии и Австрии, по «Золотому кольцу России».

Данный материал построен на аутентичных текстах и аудиоинформации, источниками которых являются:

  1. Произведения немецких писателей и поэтов;
  2. Журнал и приложение «Первое сентября» (2010-2012гг.)
  3. Методические материалы семинаров Гёте-института;
  4. Интернет-ресурсы;
  5. Методические материалы курсовой подготовки в ВИПКРО.

Отбирая тематическое содержание, всегда учитываю интересы и возраст учащихся, а также материал должен быть максимально приближён к естественной ситуации.

Конечно же текст представляет особенную ценность в качестве образца функционирования языка в рамках темы. Работу с любым аутентичным текстом мы начинаем с предтекстовых упражнений. На предтекстовом этапе я использую такие приёмы, как «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д. Так, например, перед прочтением текста о Николаусе я предлагаю задания:1) Какие ассоциации возникают у тебя, когда ты слышишь слово «Николаус»? 2) Составь ассоциограмму- картинку по теме «День Николауса в Германии». 3) Послушай и нарисуй рисунок.

Следующий этап- текстовый. Мы выполняем упражнения типа: заполнение таблиц, составление плана текста, выбор заголовка к тексту, заполнение пропусков, соотнесение картинок с предложениями текста, логическая перегруппировка предложений, деление текста на параграфы и т.д.

На послетекстовом этапе учащиеся выполняют такие виды заданий, как организация дискуссий, ролевых игр, презентаций, написание письма, сочинения, художественный перевод стихотворений: 1) Убеди своего друга в письме приехать на рождественские каникулы в Ковров. 2) Представь, что ты в Германии на дне рождения друга. Расскажи о традициях этого праздника в твоей семье. Ученики работают над проектами.

Наиболее продуктивной считаю проектную методику, так как она создаёт уникальную возможность для личностного роста учащихся, ориентирует их на раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных интересов. Алгоритм работы по технологии проектов, используемый в учебном процессе: выдвижение гипотезы – создание проблемной ситуации – анализ проблемы – конкретизация и осмысление – реализация – презентация.

Проект- это глубоко личностно- ориентированный вид деятельности, который обеспечивает условия самопознания, самовыражения и самоутверждения. Данная технология эффективна по следующим причинам:

  1. в её основе всегда проблема, требующая разрешения;
  2. ученик действует, двигаясь от простого к сложному;
  3. ученик самостоятельно работает над новым материалом;
  4. ученик мыслит, формируя свою точку зрения, своё мнение.

Метод проектов позволяет повысить продуктивность обучения и обеспечивает его практическую направленность. Тематика проектных работ имеет социокультурное и культуроведческое звучание в аспекте контрастно- сопоставительного характера. В процессе выполнения проектных работ мои ученики собирают, систематизируют и обобщают богатый оригинальный материал. При этом ученики обращаются не только к различным печатным источникам, но и к источникам в сети Интернет. Тематика проектов имеет социокультурную направленность  и отражает разносторонний спектр интересов учащихся:

  1. Ковров -  город воинской славы.
  2. Золотое кольцо России.
  3. Национальные традиции и праздники стран изучаемого языка.
  4. По городам Германии и др.

Как показывает опыт моей работы, технология обучения в сотрудничестве помогает создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Интерактивное взаимодействие учащихся в парах или в группах обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих реальную действительность. Данная технология развивает у учащихся потребность постоянно совершенствовать свои речевые и творческие способности.

В своей работе часто использую уроки, имитирующие путешествие, экскурсию, а также урок-конкурс, урок-викторина и др. Такие занятия очень эффективны для развития социокультурной компетенции.

Для её формирования мне на помощь приходит компьютер и связанные с его использованием новые информационно-коммуникационные технологии. Компьютер, средства мультимедиа и Интернет позволяют моим ученикам перейти к самостоятельным, творческим видам работы, формируют их коммуникативную культуру и развивают умения работы с современными типами источников информации. Наличие соответствующей техники в кабинете немецкого языка делает возможным использование ИКТ на занятиях. Вряд ли стоит доказывать необходимость и важность внеклассной работы по иностранному языку. Г.В. Рогова справедливо отметила, что «авторитет предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе». Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение воспитательной работы, я уделяю ей большое внимание. Ежегодно, в рамках «недели немецкого языка» мы с ребятами проводим театрализованные представления, страноведческие викторины и олимпиады, конкурсы чтецов, конкурс на лучший поэтический перевод, презентации проектов, игры-викторины, а также участвуем в городских конференциях и фестивалях. Причём, задействованы в работу учащиеся и начальной школы, и старшей ступени. В конце учебного года мои ученики демонстрируют полученные страноведческие знания на родительских собраниях, очень часто выступаем с агит-группой в поддержку немецкого языка. В конце прошлого учебного года усилиями учителей немецкого и французского языков школ города была разработана и проведена страноведческая «Своя игра».

В результате целенаправленной работы над формированием социокультурной компетенции на основе срезовых, промежуточных проверочных работ, анкетирования, тестов, наблюдений мои ученики показывают хорошие результаты. Они умеют узнавать в различных типах текстов, аудиоматериалах социокультурные лексические единицы, умеют соотносить лексические единицы социокультурного характера с их визуальным изображением, умеют корректно употреблять социокультурные лексические единицы в соответствии с задачами коммуникации в своей речи на иностранном языке, также умеют социально корректно использовать коммуникативные функции языка (просьба, убеждение, совет и т.д.) и выделять общее и специфичное в культуре родной страны и страны изучаемого языка. Учащиеся владеют знаниями фактической культуры (факты истории, географии, политики и т.д.), знаниями художественной культуры, знаниями о традициях, обычаях, особенностях национального характера.

Успешная реализация целей и задач формирования социокультурной компетенции подводит к положительным результатам как для учащихся, которые овладевают               в полной мере, так и для учителя, который более полно овладевает технологией формирования этой компетенции. Выше сказанное можно подтвердить положительными результатами:

  1. Разработан и апробирован элективный курс «Немецкие традиции и праздники Германии» для 9 классов, который дополняет содержание УМК по немецкому языку;
  2. Скорректировано и структурировано тематическое планирование по УМК  И.Л.Бим  (2-9 классы), по УМК Г.В. Ворониной (10-11 классы).
  3. Подобраны аутентичные материалы, включающие в себя знания традиций и обычаев, ценностей и повседневных привычек, менталитета, страноведения.
  4. Школьники занимают призовые места на муниципальных олимпиадах (2010 и 2011 уч.гг.- Романов Николай).
  5. По итогам этого учебного года по сравнению с прошлым увеличился % качества обучения:

   2010-2011 уч. год

     2011-2012 уч. год

начальная школа

               69%      

               60%

среднее звено

               44%

               41%

старшее звено

               38%

               36%

  1. Повысился уровень мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Ребята с большим удовольствием и желанием участвуют в муниципальных и межрегиональных конкурсах, олимпиадах и проектах:
  1. Лауреаты общероссийского конкурса «Альбус» по немецкому языку, организованным Институтом Развития Школьного Образования  г.Калининград, 2012 год:

                     Тухбиев Даниил, Тихонов Иван, Храпина Виктория, Костин

                      Владимир, Смирнов Максим;  

  1. Участие во Всероссийском конкурсе «Наша страна - Наше наследие» (интерактивная карта легендарных и необычных мест России), 2012 год – Панасенков Александр;
  2. Лауреат III Всероссийской дистанционной олимпиады по немецкому языку, организованной Центром дополнительного образования «Логос», г . Омск, 2011 год – Романов Николай;
  3. Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку 2010 год, 2011 год – Романов Николай;
  4. Участники регионального этапа турнира по языкознанию «Осенний марафон» 2012 год:

Исполинова Валерия, Семёнова Ольга, Суханов Дмитрий,

Панасенков Александр.

 

   

 

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы...

Особенности формирования социокультурной компетенции учащихся как способ преодоления конфликтов культур

материал предназначен для учителей иностранного языка, работающим в рамках реализации ФГОС...

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

«РОЛЬ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Формирование социокультурных знаний и умений означает расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний, что может осуществляться  за счет новой тематики и проблематики речевого об...

Публикация на тему "Роль внеурочной деятельности в формировании социокультурной компетенции учащихся"

В данной статье рассматривается понятие "социокультурная компетенция", а также способы ее формирования на уроках немецкого языка...

Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...