аттестационная работа на высшую категорию
методическая разработка (9 класс) по теме

Клетушкина Галина Анатольевна

 

 

 Исследовательская работа по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся

 на уроке иностранного языка с применением ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon attestacionnaya_rabota_1.zip53.79 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на высшую категорию

ТЕМА:

Активизация познавательной деятельности учащихся

 на уроке иностранного языка с применением ИКТ

Выполнила:

Клетушкина Галина Анатольевна,

учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории

МБОУ «Белогорская ООШ»

Беляевского района

 

Руководитель:

Ряховских Нина Дмитриевна,

к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

                                                                   Оренбург, 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-6

I Теоретическое обоснование необходимости активизации познавательной деятельности на уроках иностранного языка на основе ИКТ

1.1.Основные  понятия,  составляющие теоретическую

основу исследования………………………………………………..……………7-12

1.2. Формирование познавательной активности учащихся на уроке немецкого   языка в процессе применения ИКТ……………………………………………13-19

II Организация практической деятельности учителя на уроке немецкого языка по формированию познавательной активности учащихся

2.1. Алгоритм организации познавательной активности на уроке…………..20-24

2.2. Виды и формы работы на уроке немецкого языка с применением ИКТ…………………………………………………………………………..…..25-32

2.3. Методы и диагностика результативности………………………………...….33

2.4. Результаты исследования………………………………….………………34-38

Заключение….…………………………………………………………………..39-40

Литература…………………………………………………...……………….....41-43

Введение

Стремительные изменения и развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная. С изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.

Глобальная информатизация общества одна из ведущих доминирующих тенденций XXI века. Современное образовательное пространство предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся и учителей.

В инициативе "Наша новая школа" высказано предложение о постепенном переходе на новые образовательные стандарты, изменении инфраструктуры школьной сети, сохранении и укреплении здоровья школьников, развитии учительского потенциала и системе поддержки талантливых детей. В рамках этой инициативы школы оснащаются компьютерной техникой, что дает возможность совершенно по-новому организовать деятельность педагога и учащихся.

Новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям.  

Современная действительность предъявляет к человеку высокие требования, прежде всего умения самостоятельного поиска знаний, решения поставленных проблем, исходя из имеющихся сведений, проявляя при этом высокую активность. Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, мотивации интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений. Проблема активизации процесса обучения иностранным языкам в современной школе представляется важной, поскольку от уровня активности ребёнка на уроке напрямую зависит эффективность усвоения предлагаемой информации, повышается проявление познавательного интереса, что в свою очередь ведет к развитию навыков самостоятельной работы, общему развитию личности ученика.

Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке.

 Но для того, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию обучающихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в школе необходимо находить самые доступные, перспективные и интересные для обучающихся методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, творчество, повысить планку личной самооценки.

Уникальные возможности в деле повышения эффективности работы учителя иностранного языка предоставляют информационные технологии и компьютерные средства обучения. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии.

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией. На современном этапе изучение иностранного языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка.

Объект исследования: процесс обучения иностранным языкам в школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды как средство повышения познавательной активности учащихся.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Задачи:

- проанализировать влияние информационных технологий на сферу образования;

- изучить передовой педагогический опыт по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании;

- в ходе экспериментальной исследовательской деятельности показать образовательные возможности ИКТ.

Гипотеза:

 Применение ИКТ на уроке активизирует познавательную активность учащихся в процессе обучения иностранному языку

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- проведение опыта.

-анкетирование учителей;

- анкетирование обучающихся;

База исследования: 8-9 классы основной общеобразовательной школы

п. Белогорский Беляевского района Оренбургской области.

I Теоретическое обоснование необходимости активизации познавательной деятельности на уроках иностранного языка на основе ИКТ

  1. Основные  понятия,  составляющие теоретическую основу исследования

Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Г.К.[25] отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленно применяемой педагогической технологии.

Объяснение понятия «познавательная деятельность» дает Щукина Г.И. [29]: «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений». По её определению, познавательный интерес можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям, окружающим действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему глубокому изучению, познанию их существенных свойств.

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на процесс познания. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к активной познавательной деятельности в области одного или ряда учебных предметов. В то же время, познавательный интерес – глубоко личностное образование. Его психологическую природу составляет система жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно познавательный интерес и целостность связанных  с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для эффективного учения. Познавательный интерес рассматривается как один из мотивов деятельности ребенка. Побуждать учащихся к активной и плодотворной деятельности, развивать у них познавательный интерес, значит, создавать благоприятные возможности для развития самостоятельности и активности у учеников. Лишь, когда та или иная область науки заинтересует школьника, тогда он охотнее занимается ею, старается более глубоко и основательно изучить все стороны явлений и событий, которые увлекли его. Иначе интерес школьников не может иметь характер познавательной подлинной направленности. Важная черта познавательного интереса – это то, что под его влиянием учащиеся все время ищут новые стороны в предмете, стараются установить в нем более глубокие связи и отношения.

Развитие познавательного интереса предполагает поиск учителем путей совершенствования учебного процесса. С учетом индивидуальных способностей учащихся учитель может развить интерес к предмету и успешно формировать знания. Интерес к познанию – основа развития склонностей, творческих способностей. Не случайно лучшие учителя страны развитию познавательного интереса придают первостепенное значение, строят свою работу так, чтобы взволновать, всколыхнуть и разум, и чувства своих питомцев.

Рассматривая познавательный интерес как устойчивую черту личности, автор в то же время подчеркивает очень важную сторону интереса, что он выступает как мотив познавательной деятельности, в которой аккумулируется опыт положительных переживаний ребенка. Процесс деятельности выступает как побудитель интеллектуальной активности, как стимулятор волевых усилий школьников.

Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания - это естественная потребность учащихся. Но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению её в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие ученые-дидакты: Беспалько В.П. [4], Вавилова Л.Н.[6], Андреева О.А.[1], Подласый И.И.[22].

          Возможность использования компьютера как средства обучения была предметом исследования многих педагогов, психологов, специалистов по вычислительной технике.  Развитие компьютерных технологий  обучения создает предпосылки  для повышения эффективности обучения и  качественного его изменения.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности.

В настоящее время в образовательном пространстве нашей страны и за рубежом вопросы компьютерной грамотности, методики использования информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка  все чаще становятся предметом обсуждения на страницах различных информационных изданий, как печатных, так и электронных. Приводятся различные классификации компьютерных средств обучения и опыт их использования. Большие информационные блоки по применению ИКТ в школе  можно найти в Интернете. Информационные технологии в образовании уже сами по себе являются новыми педагогическими технологиями, способствующими внедрению передовых средств и методов в обучении. Их можно отнести к категории технологий развивающего обучения, в основе которых лежит содержательное обобщение (Е.Д.Нелунова[19], И.А.Зимняя.[12]). Постоянное развитие КСО позволяет использовать личностно-ориентированные технологии, где при изложении любого теоретического материала используют субъектный опыт школьника (Д.П.Тевс.[26] ).

Такое сочетание элементов различных методик обучения позволяет развивать познавательные и творческие способности учащихся, создать целостную картину изучаемого учебного материала, а применение новых технических средств обучения даёт учителю возможность оптимизировать учебный процесс.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий (НИТ) получило название "информатизация образования".   К проблеме информатизации образования обращались многие ученые: Е.С.Полат.[24], В.П.Белогрудова [3], Д.В.Чернилевский [28], Н.Б.Крылова [16], А.П.Петрова[21], И.Ф.Харламов [27] В.П.Беспалько.[4]  и многие другие.

Из всего многообразия педагогических применений НИТ на основе современной электронной техники особо можно выделить использование программных средств, так как оно ориентировано на осуществление учебной деятельности в образовательном учреждении. С помощью программных средств можно:

- представлять учебную информацию в различной форме;

- инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыком практической деятельности;

 - эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение;

- активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать и развивать определенные виды мышления.

Чернилевский Д.В. [27]   обращает внимание на ряд методических целей, которые наиболее эффективно реализуются с использованием программных средств, а именно:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- осуществление контроля с диагностикой ошибок;

- осуществление самоконтроля и самооценки;

- организация тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;

- компьютерная визуализация учебной информации;

-проведение практикумов (например, практика перевода по иностранному языку);

- обеспечение доступа к сети информации;

- формирование информационной компетенции школьников;

- усиление мотивации обучения.

На сегодняшний день такая методика себя оправдывает.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе разработаны подходы к решению проблемы формирования и повышения мотивации к познавательной деятельности. Этой проблемой занимались Белогрудова В.П.[3], Венедиктова С.Л.[8], Петрова Л.П. [21], Карамышева Т.В.[14], Захарова И.Г. [11].

Их многочисленные психологические исследования показывают, что характер мотивации можно программировать. Что воспитание мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением личности школьника. Пути формирования мотивации определены у авторов М.З.Биболетовой[5]. Вавиловой Л.Н. [6], Подопригоровой Л.А.[23].

Психологи утверждают, что познавательная активность ученика – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того какой учитель, чему и как учит, как он умеет активизировать класс.

Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активирующие процесс познания создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результаты этих условий – собственно познавательную активность – ученик.

Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Эпитет «активные» используется с целью противопоставления активных методов обучения традиционным, реализующим точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов и закономерностей. Активность учащихся сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции. Позиция школьников может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам ученик не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний оказывается мало эффективной.

Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

1.2. Формирование познавательной активности учащихся на уроке немецкого   языка.


      Каждый учитель иностранного языка мечтает приобщить своих учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми, любознательными. Мы хорошо знаем, как непросто воспитать у учащихся потребность изучать иностранный язык, убедить каждого ученика в том, что ему нужно знать этот предмет и поддерживать интерес к нему. Существует много различных приемов и форм работы, которые сложились у учителей в процессе работы над проблемой формирования положительного отношения школьников к изучению иностранного языка. Одной из самых новых и эффективных технологий является сейчас информационные технологии.
      Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования ИКТ построить учебный процесс очень сложно. Ученики, владея широким кругом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. Не исключение и мой предмет – немецкий язык. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.  Для реализации этих задач в своей педагогической деятельности я использую следующие компьютерные программы:
      Microsoft Word, Microsoft Power Point.

Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для[5]:

    1. объяснения новой темы;

    2. контроля знаний;

    3. создания проблемной ситуации.

При использовании презентации в программе PowerPoint тема урока представляется на слайдах. Возможности программы позволяют вывести на слайд эпиграф урока, задающий общую направленность урока. Рассказ учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, фотографиями, необходимыми схемами. Данный вид оформления учебного материала помогает учащимся ощутить реальность происходившего, существенно влияет на их заинтересованность, повышает учебную мотивацию. Изложение учебного материала строится в соответствии с планом расположения его на слайдах и их содержанием. При этом возможности программы PowerPoint позволяют приостановить рассказ и обратить внимание на наиболее сложные для восприятия учащихся вопросы.

При использовании PowerPoint у учителя есть возможность использовать большое количество цифровых данных, анимированных карт. Это позволяет использовать их в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, передавать по рядам иллюстрации, поэтому уроки проходят более организованно, рационально распределяется время.

Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещённую на большом экране, это активизирует их воображение. Материалы в форме взаимосвязанных картинок и объектов, видеофрагменты, возможность выделения текста рамками любого цвета и формы позволяют удерживать внимание учащихся.

В основу использования мультимедийных презентаций с помощью Microsoft Power Point на уроках иностранного языка положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности. 
Мультимедийные презентации использую при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому высказыванию. Применение презентации привело к лучшему усвоению материала из-за использования анимации, изменения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, добавление фотографий, схем, таблиц. Использование ИКТ на уроках немецкого языка дает следующие многие преимущества.[4], [5]:


1. экономия времени и места. Слайды не занимают много места, ими можно пользоваться долго, редактировать, подстраивать под каждый класс, в зависимости от уровня обученности класса ;
2. использование презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую увлечённость можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку, помочь в подборке материала и иллюстраций;
3. при разработке уроков  аудирования уже не стоит проблема раздаточного материала. Её можно решить с помощью мультимедийных презентаций, содержание которых может быть различным: подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы;
4. урок в форме лекции имеет главной целью не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме.
5. наглядность также обеспечивает мотивацию при обучении иностранному языку.

Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.    Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика   ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем. Часто ученик, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха. 

Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок помогает: расширять и углублять знания, умения, навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, речемыслительную деятельность и оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, включаются музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки, которые помогают усвоению и снижают утомляемость; способствуют развитию кругозора учащихся.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.

Знакомство с культурным наследием немецкоязычных стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету я получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.

Интернет  представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией.


Широкое применение Microsoft Power Point на уроках породило стремление самих учащихся к созданию своих собственных презентаций. Это является эффективным способом обучения.  Раньше я давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по страноведческой тематике, когда ребята тоже использовали ресурсы сети Интернет. Значительно больший интерес для моих учеников вызвало создание электронной презентации. Учащимся давалась тема, предлалось создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.

В сравнении с материалом учебника эти презентации  выигрывали в красочности, яркости, выразительности. Особенно много информации собрано по страноведению. Эти презентации помогали решить проблему аудиовизуального обеспечения урока, создавая иллюзию пребывания в стране изучаемого языка. Кроме иллюстративности презентации содержат более современный, чем в учебнике, информационный материал, т.к. включают в себя данные последних журналов, книг о стране изучаемого языка. Работа с презентациями заставляла учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Познавательный аспект в работе над презентацией способствовал созданию мотивации. Создавая презентацию, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Также тексты для чтения использовались на слайдах презентации.       Таким образом, у учащихся формировались лексические, грамматические, произносительные навыки чтения. Презентации включали в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над презентацией у учащихся развивалось воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации при её защите учились не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и проявлению уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывалось уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учились лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.[9].
      Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций – рисунки, фотографии, карты, используются ресурсы Интернета. Благодаря Интернету
 мы  получили доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. Потенциал всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и повысить эффективность самообразования, как учителя, так и ученика, так как позволяет совершенствовать навыки владения немецким языком. Интернет  представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире.[11]. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией. Задания на основе ресурсов Интернет способствуют формированию навыков взаимопомощи, умению осуществлять совместную деятельность, выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения.
    Естественно, главная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Для этого с помощью Интернета можно [9]: 


- включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);
- проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
- повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения; 
- находить необходимый материал для создания презентаций; 
- пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка; 
- получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.
- выполнять лексико-грамматические тесты в режиме on- line.


Применение компьютеров на уроках иностранного языка являлось одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе. Применение ИКТ стимулирует творческую активность, снимает у ребенка страх самовыражения, расширяются возможности представления учениками результатов учебной деятельности. У учащихся проявляется интерес к предмету, они стремятся получать только хорошие оценки, а это значит, повышается качество обучения, то к чему мы все стремимся.

II. Организация практической деятельности учителя на уроке немецкого языка по формированию познавательной активности учащихся

2.1. Алгоритм организации познавательной активности на уроке.

Модернизация школьного образования ориентирует учителя на развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности.

Учитывая особенности предметов филологического цикла, учителю необходимо создать такие педагогические условия, когда каждый учащийся включается в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Как один из наиболее прогрессивных можно выделить также метод работы над проектом с использованием  ИКТ на уроках немецкого языка.

  В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение «Моя школа», «Моя страна» «Мой город» и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными творческими и коммуникативными умениями.

  Прежде, чем начать применять на уроке проектную методику, пришлось изучить много литературы, воспользоваться сетью Интернет. Выяснилось следующее:

Проект – это  “пять П”:

проблема,

проектирование (планирование),

поиск информации,

продукт,

презентация.

П 1 – необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Данный этап работы состоит из постановки проблемы и выдвижения гипотез.

П 2 – выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

П 3 –  каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной  деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, структурирована и представлена участниками проектной группы.

П 4 – результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

П 5 – подготовленный продукт должен быть представлен (презентован) заказчику и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. На этом этапе решается следующие задачи: выбор презентации, подготовки презентации, сама презентация и обязательно самооценка и самоанализ.

Шестое “П” проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Преимущества метода проекта:

- учащиеся видят перед собой конечный результат - продукт, который они сделали своими силами;

- ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить  и развить творческие возможности и способности учащихся; научить решать новые, нетиповые задачи; выявить деловые качества;

- профессиональное самоопределение; именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания;

- при выборе темы проекта учитываются индивидуальные  способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

На уроках иностранного языка применяется[15]:

1. Практико-ориентированный проект нацелен на интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Палитра разно образна: учебное пособие для кабинета иностранного языка по изучаемой теме, или просто наглядное пособие, компьютерная презентация учебного материала, газета, макет и др.  Учащиеся 7-го класса подготовили материал по теме “Лицо города -  визитная карточка страны» (с компьютерной презентацией различных городов Германии), компьютерные презентации: “Поговорки на уроках немецкого языка», «Рождество в Германии, учащиеся 5-го класса подготовили «Книгу о себе», как в компьютерном виде, так и на бумажном носителе, компьютерные презентации «Моя комната». Обучающиеся старшей ступени подготовили презентации по теме «Изобразительное искусство»

Так же могут применяться следующие виды проектов:

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

Примеры из практики: исследовательские работы старшеклассников: “Развитие туризма в Германии”,   “Программа “Aur-pair” в Германии”.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о ка ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результат информационного поиска: статья, реферат, доклад, аннотация, презентация.

На уроках иностранного языка  учащиеся выступают с  рефератами по различным темам: “Наука и культура Германии”, “Известные немецкие писатели”, “И.В.Гёте”, “Праздники в Германии”, «Жизнь и творчество И.С. Баха» и др. Выступления строятся как на немецком языке, так и на русском, в зависимости от уровня подготовки  класса.

4. Творческий проект: видеофильмы, театрализации, постановка спектакля к Новому году.

5. Ролевой проект. В данном случае суть проекта заключается в подготовке и  разучивании диалогов на повседневные темы и использовании их на практике. Подготовка и проведение встреч, организация конференций с преподавателями и  студентами из Германии.

Самый глобальный проект этого вида - подготовка детей для поездки в Германию и осуществление этой поездки.

Проекты в зависимости от продолжительности их выполнения  подразделяются на мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные. Все виды проектов могут эффективно использоваться при изучении иностранного языка.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Например, проект на 10 минут.

Тема: “Правила для путешествующих”

Учебный предмет: немецкий язык.

Участники: ученики 8 класса (в группах по 3 человек).

Продолжительность: 10 минут.

Педагогическая цель: тренировка навыков письменной речи.

Продукт. Правила для путешествующих

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности  участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными (экскурсии и экспедиции,  видеосъёмки и др.). Всё это в сочетании с глубоким “погружением” в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Тема: “Рождество в немецкоязычных странах”( Приложение)

Предмет: немецкий язык.

Участники: ученики 5 класса.

Продолжительность: 6 дней.

Цель: подготовка праздника “Рождество” для учащихся 5-х классов.

Продукт: программа праздника и его проведение.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и  индивидуально.

Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. Роль учителя - руководство научно-исследовательской работой учащихся.

    Использование метода проектов  способствовало реализации ряда важных задач:

- занятия не ограничивались  приобретением определенных  знаний, умений, навыков, а выходили на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация при изучении иностранного языка;

учащиеся получали возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию.

- систематическое использование метода  проектов при обучении иностранному языку  способствовало  увеличению скорости чтения, улучшению качества перевода; совершенствовалась работа со словарем и др. источниками, устная и письменная речь; расширялся кругозор; развивались коммуникативные навыки, умение вести беседу на языке. Проектный метод дал большие возможности для устной практики, улучшились навыки компьютерной обработки текстовой информации. В процессе работы над проектом развивался интерес к языку, творческое  мышление и самостоятельность.

2.2. Виды и формы работы на уроке немецкого языка с применением ИКТ

Рассмотрим основные виды задач, которые  решаются на уроке иностранного языка с помощью ИКТ.

При обучении фонетике

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;

При обучении грамматике:

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

 С помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

- упражнения на заполнение пропусков.. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

- запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению; 
       -  переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;

- упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

- упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

- учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

- учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

- упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;

При обучении чтению:

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.(Приложение)

Проектная методика в моей деятельности является действенным инструментом, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых , позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности, он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Как же я  применяла проектный метод на уроках немецкого языка?

Прежде всего, я просматривала учебный материал, анализировала значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Выделяла целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Далее формулировала некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта. Уже во втором полугодии 5-го класса имеются темы, при прохождении которых я использовала проектный метод. При изучении тем “Wir malen, bauen, basteln”, “Wir bauen unsere Stadt” предлагла учащимся принять участие в проектах прикладного характера. Дети с удовольствием рисовали, мастерили поделки, планировали и строили “свой город”. Этот прием активизировал деятельность ребят, так как соответствовал их интересам и возрастным особенностям, развивал их творческие способности.

 Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch. ZweiteSchritte” И. Бима до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел “Projekte, Projekte”. Можно отнестись к данному разделу формально или вовсе не заметить его (при малом количестве часов, отведенных на тему). Но при этом учитель теряет возможность раскрыть творческий потенциал ученика, увидеть его в активной позиции, поддерживая при этом интерес к немецкому языку.

Проходя темы “Deutsche Schulen. Wie sind sie?” (6кл.), “Wie ist der Verkehr in einer modernеn Großstadt” (7кл.), “Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes” (7кл.), “Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde” (7кл.), “Im gesunden Körper - gesunder Geist” (7кл.) и другие, дети с увлечением писали сочинения “Meine Schule”, “Eine Traumschule”, “Das Auto der Zukunft”, в которых фантазия переплетается с действительностью, рисуют рисунки, создают плакаты “Wir schützen den Wald”, “Unsere Freunde - Tiere und Vögel” “Im gesunden Körper - gesunder Geist” и др. И при этом практически нет ребят, которые бы не участвовали в работе над такими проектами! Следует отметить, что проекты в 5-6 классах были в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету.

      Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считаю, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложнялись по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивалось время на их подготовку – они становились среднесрочными.

При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 кл.), Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8кл.) ученики представляли свои проекты в различных формах на немецком языке. Это: Collage, Dominospiel, Reklame, Schema, Karte, Album usw. Учебник 9-го класса предполагает работу над одним большим проектом в течение всего учебного года, однако подбор учебного материала дает прекрасный выбор проблем для учащихся. Работая над темой “Die heutige Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?”, среди традиционных молодежных проблем (наркотики, алкоголь, отношения с родителями), ученики называли и доказывали новые проблемы (например, компьютер, его положительное и отрицательное влияние), что, несомненно, предполагало поисковый, творческий характер самостоятельной деятельности. При этом увеличивался объем высказываний, учащиеся приводили аргументы, давали оценку обсуждаемым ситуациям. В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходило формирование способностей к коммуникации. В период выполнения проектов у школьников развивались следующие умения:

- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

- специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

 Таким образом, вовлечение учащихся в проектно-ориентированную деятельность на уроках немецкого языка, дающую возможность познакомиться с менталитетом немцев, сравнить типичные черты характера немецкого и  русского народов, сравнить реалии жизни в Германии и в России в ходе совместной творческой познавательной деятельности, не только расширяло горизонты, но и побуждало взглянуть на свою родную культуру как бы со стороны: какая она, лучше или хуже, в чём её сходство с другими и в чём её отличие. Это позволяет формировать учащегося как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу, а также развить его общечеловеческое сознание.

   Анализируя проектную деятельность учащихся на уроках немецкого языка, можно резюмировать следующее: проектная деятельность - это уроки

сотрудничества учащихся разного уровня обученности и языковой подготовленности не только в отношении степени изучения ими  иностранного языка, но это уроки сотрудничества и в контексте диалога разных культур. Они способствуют формированию не только навыков речевого общения в разных ситуациях, но и расширяют границы этого общения.

   Диалог культур как способ реализации проектной деятельности при изучении иностранных языков осуществляется на нескольких уровнях: это и диалог субкультур, диалог исторических эпох, диалог художественных культур и т.д. Сам же проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом деятельности, в которой каждый учащийся может стать “активным участником трансляции культуры в создаваемой им самим реальности культуры”. Трудности при работе над проектами неизбежны. Дети не всегда готовы обсуждать вопросы на языке, присутствуют речевые ошибки. Поэтому учителю необходимо перед разработкой проблемы ввести и отработать лексико-грамматический материал, подсказать направление поиска, дать опоры. Также требуется знание психологических особенностей и творческих наклонностей детей. И все же данная форма работы приносит удовлетворение от полученных результатов.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ решает проблему мотивации учащихся к изучению иностранных языков. На своих уроках я активно использовала различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы  Power Point, которые помогали решить проблему аудиовизуального обеспечения урока. Также я учу ребят создавать свои мини- презентации. Эта работа их очень увлекает и тем самым повышается интерес к изучению языка. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Применение презентаций реализует принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации.

Мною созданы презентации, которые помогают:

1.       при ознакомлении с новой лексикой;

2.       при изучении грамматического материала;

3.       при изучении страноведения;

4.       при контроле понимания прочитанного;

5.       при проведении различных викторин, конкурсов;

6.       при проведении уроков с сочетанием различных видов деятельности.

Пример использования компьютерной презентации при обучении чтению дан в приложении

Из опыта работы с презентациями в течение учебного года  я сделала  вывод:

  1. Концентрация внимания учащихся на вводимом материале приблизилась к 100%.
  2. Скорость и качество усвоения темы увеличились. Обычно уже на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работали по пройденной теме.
  3. Повысилось ответственное отношение к  учёбе.
  4. Повысилась мотивация учащихся к предмету.

2.3. Методы и диагностика результативности.

В ходе изучения вопроса о практическом использовании активных  методов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в качестве основного метода исследования использовался метод анкетирования среди учащихся (15) и учителей (9), педагогическая практика в школе позволила провести ряд опытов по заранее спланированным вопросам. Это позволило быстро с высокой степенью достоверности получить результаты. В исследовании использовался закрытый тип анкеты, в качестве дополнительных методов исследования применялись наблюдение, беседа с учителями и учениками, что дало возможность иметь более полные сведения о причинах, эффективности использования активных методов обучения.

Все учителя отмечали, что активная познавательная деятельность на занятиях по иностранному языку – необходимое условие для достижения положительного эффекта, поэтому одним из наиболее важных моментов при планировании уроков является учёт активных методов обучения.

В ходе проведения анкеты выяснилось, что 100% опрошенных учителей иностранного языка на уроках используют элементы ИКТ при работе над проектом и создании презентаций по изучению грамматики, введению новой лексики и уроках страноведения. Причины применения тех или иных методов для активизации познавательной деятельности учащихся стали известны в ходе беседы, в процессе проведения опыта и наблюдения – результат.

2.4. Результаты исследования

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках немецкого языка  и во внеурочное время проводится с 2003 года по настоящее время. С 2008 года в своей работе я использую мультимедийные презентации и активно вовлекаю своих учеников в создание самостоятельных презентаций по определенным темам.

Для мониторинга успешности применения ИКТ на уроках иностранного языка было проведено анкетирование в 8 - 9 классах.

Класс

2008

2009

2010

2011

% усп.

%

кач-ва

% усп.

%

кач-ва

% усп.

%

кач-ва

% усп.

%

кач-ва

8

100

51

100

57

100

59

100

63

9

100

57

100

62

100

68

100

74

Мониторинг успеваемости и качества знаний

учащихся по немецкому языку по годам

Проанализировав полученные данные анкеты, а также сравнив результаты успеваемости, мы убедились, что большинству детей действительно нравится изучать иностранный язык, хотя они и недостаточно заинтересованы в изучении других стран, их культуры. Применение компьютерных технологий на уроке недостаточно развито, но детям это очень интересно. Мы убедились, что мотивация к изучению немецкого языка была на начальном уровне не достаточно высокая. Для повышения интереса к изучению ИЯ я использовала на уроках различные методы активного обучения, в частности метод проектов с использованием компьютера и мультимедийные презентации по изучению грамматики и пополнению словарного запаса немецкого языка.

И действительно, практика показала, что использование  компьютерных технологий на уроке делают его намного интересней и содержательней.

У  15 опрошенных учащихся  по окончании эксперимента было проведено дополнительное анкетирование  и получены следующие ответы:

  1. Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы?

- Все ребята дали положительный ответ.

  1. Что дает применение ИКТ?

     Самыми распространенными были ответы:

- способствует запоминанию;

- дает дополнительную информацию;

- делает урок более интересным, привлекает внимание;

- реализует возможности и развивает творчество.

Подводя итоги работы, следует заметить, что у обучаемых повысился интерес к изучению предмета вследствие следующих причин:

- коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;

- организация ситуаций общения на уроке , применение новых педагогических технологий и  творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем  способствовали совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;

- повысилась успеваемость;

- учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.


Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:


- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительная динамики уровня обученности;
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Виды деятельности учителя:

1. Разработка и использование мультимедийных учебных материалов.

2. Объяснение нового материала с использованием мультимедийных учебных материалов.

3. Демонстрация выполнения определённых видов заданий.

4. Показ    презентаций.

5. Создание  собственных   тестовых  заданий.

Виды  деятельности учащихся: 

1. Работа с аудиозаписями.

2. Использование  Интернет-ресурсов для  получения  нужной   информации.

3. Защита  проектов с использованием  презентаций.

Приёмы контроля учебной деятельности:

1. роль «эксперта» на уроке (контроль за исполнением заданий, сравнение с образцом, анализ выполненной работы, рецензирование);

2. проверка работы соседа по парте;

3. тестирование.

Приемы стимулирования  учебной  деятельности:

1. Приём «отсроченной оценки» (неудовлетворительные оценки не ставить, а дать учащемуся возможность ответить на следующем уроке).

2. «Щадящая» форма фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).

3. Дифференцированные  задания (разные по степени сложности для сильных  и слабых   учащихся)


Все педагоги школы, осуществлявшие сотрудничество с автором по реализации данного опыта, отмечали большую заинтересованность учащихся в создании  проектов по другим предметам и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы. Кроме того, учитель-предметник в результате получал подборку качественных цифровых образовательных ресурсов по выбранной теме учебного предмета для дальнейшего использования в других классах.
Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.  Интенсивные занятия проектно-исследовательской деятельностью автора опыта со своими учениками обеспечили  повышение уровня познавательной активности учащихся и, как следствие, наличие призовых мест на предметной олимпиаде по иностранному языку в 2012 году. Ученица 8 класса Шестерина Светлана заняла 2 место в районной олимпиаде по немецкому языку.

Заключение

 В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

 Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, мы сделали вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

 Существует большое разнообразие обучающих средств ИКТ.

 На данный момент многие учителя включают средства ИКТ в процесс обучения. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.

 Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках иностранного  языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

 Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках немецкого языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

 - учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

 - учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

 - необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

 - учителю следует  планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.

Комплексное использование новых достижений техники с новейшими компьютерными программами дает, несомненно, положительный конечный результат. Урок с использованием компьютерных технологий вызывает у учащихся огромный интерес, делает их более самостоятельными. При работе с компьютерными технологиями меняется роль учителя, задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Литература

  1. Андреева, О.А. Изучение иностранных языков с использованием компьютерных технологий. /О.А. Андреева. //Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». - www.festival.1september.ru.- 2006.
  2. Байдурова, Л.А. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам /Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова. // Иностранные языки в школе. – 2002.- №1. - С. 5 -11.
  3. Белогрудова, В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода /В.П. Белогрудова. // Иностранные языки в школе. – 2005.- №8.- С. 6 -11.
  4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)./ В.П.  Беспалько – М.: Воронеж: Издательство НПО“МОДЭК”.- 2002.- С. 135
  5. Биболетова, М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “EnjoyEnglish” для средней школы./ М.З.  Биболетова. // Иностранные языки в школе. – 1999. -  №3. – С. 3-4.
  6. Вавилова, Л.Н., Панина, Т.С.  Современные способы активизации обучения./ Л.Н. Вавилова, Т.С.  Панина.– М: Academia.- 2006.-С.211
  7. Великович, Л.С. Информатизация в начальной школе: процесс, требующий иных подходов./ Великович Л.С. // Директор школы. - М.: Сентябрь.- 2006.- №1. - С. 43
  8. Венедиктова, С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка /С.Л. Венедиктова. // Иностранные языки в школе. – 2002.- №1.- С. 11 – 14.
  9. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. / Л. П. Владимирова. // Иностранные языки в школе. - 2002.- №3. - С. 39-41
  10. Голубева, Т.И., Репина, С.О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку. / Т.И. Голубева,  С.О Репина.- Оренбург: ГОУ ОГУ.- 2004.- С.94-99
  11.  Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / И.Г. Захарова.-  М.: Академия.- 2003.- С. 25-29
  12. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико
  13. методологический аспект) / И. А. Зимняя. // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. – 2006.- №8. -  С. 20-26.
  14. Карамышева,Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах)./ Т. В. Карамышева. - СПБ: Союз.- 2001. - С. 14-19.
  15.  Клоков, Е. В., Денисов, А. В. Технология проектного обучения./ Е. В. Клоков, А. В.  Денисов, // Школа. – 2006. - №2. – С. 29-36
  16.  Крылова, Н.Б Проектная деятельность школьника и педагога./ Н.Б. Крылова. //Народное образование.- 2005.- № 2. - С. 103 -111.
  17.    Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. /А.К.Маркова – М.: Просвещение- 1990.- С. 240
  18.  Наумова, Т.Н., Шаныгина, Н.Т. Формирование познавательного интереса. / Т.Н Наумова, Н.Т Шаныгина. // Специалист. – 2004. – №1. – С.22-24.
  19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. / Е.Д. Нелунова.- Якутск: ИПКРО.- 2006. – С.104
  20.  Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении /Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова. // Школьные технологии. – 2006.- № 4.- С. 61 – 66.
  21.  Петрова, Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени./ Л.П. Петрова. // Иностранные языки в школе.-2005.- №5.- С.37-39
  22. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2-х книгах. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П.  Подласый.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.- 2003.- С.214
  23. Подопригорова, Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам/ Л.А. Подопригорова. // Иностранные языки в школе. - 2003. -№ 5.- С.25-30
  24. Полат, Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций ./ Е.С. Полат. // Иностранные языки в школе.-  2005. - №4 - С. 6-11
  25. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. /Г.К.Селевко.- М.:НИИ школьных технологий.- 2005.- С.288
  26. Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Учебно-методическое пособие./ Д.П. Тевс. - Барнаул: БГПУ.- 2006.- С. 5-7
  27. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников./ И.Ф. Харламов.– Минск: Народная асвета.- 1975.-С.113
  28. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. / Д.В. Чернилевский. - М.- 2002. – С.437
  29. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе./ Г.И.Щукина – М.: Просвещение - 1979.-С. 290

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/510759/

Приложение

Реализация  проектной работы  по теме  «Берлин»

Тип  проекта: смешанный (практико-ориентированный  и   информационный)

Цель : исследование проблемы   выбора Берлина     как цели  путешествия;  поиск   пути решения данной  проблемы  и  изучение соответствующего   материала.

Исследуемая проблема: стоит ли  отправиться  в путешествие  по  Берлину  и  как лучше это  сделать?

1  этап. Задача:  представление  ситуации, позволяющей    выделить проблему. Предлагаю  подумать над следующими  высказываниями:

  1. Berlin  ist  eine sehenswerte  Stadt.
  2. Man  kann dort   vieles sehen.
  3. Berlin  ist eine  Fremdenverkehrsmetropole.

Дается установка  исследовать  причины  выбора   Берлина  в качестве цели путешествия  и  определить способы   путешествия   и  места пребывания в городе.

2  этап. Задача:   выдвижение  гипотез   решения  поставленной  проблемы,  обсуждение    и обоснование   каждой  из гипотез. Вначале   учащиеся сами  определяют   какая  лексика им  нужна   для  обсуждения  данной  проблемы,  которую они  выписывают  в тетрадь.

Затем учащимся   предлагается прочитать  текст  о  Берлине   с целью   поиска информации, являющейся ответом  на поставленные вопросы:

  1. Ist  Berlin  wirklich  sehenswert?
  2. Wie kann man  nach  Berlin  reisen?
  3. Was kann   die Stadtrundfahrt durch   Berlin   unvergesslich  machen?

Затем   каждый   участник   группы   получает  определенное   задание:

У1   ищет   материал   об  истории  Берлина

У2  ищет  информацию  о   Берлине   в цифрах

У3  ищет  информацию   об известных  мероприятиях,  фестивалях, конкурсах.

Далее  организуется  обмен   информацией   в  группе. Результат обсуждения   подводит  учащихся  к выдвижению гипотез:

  1. “ Berlin  ist   eine Stadt   mit   reicher Geschichte”
  2. “Das ist eine Kulturstadt”
  3. “Berlin  ist eine   Sportstadt”

Происходит  обсуждение  выбранных гипотез и  их обоснование.

3 этап.  Задача:  обсуждение методов  проверки   принятых  гипотез,  возможных источников   информации.

Гипотеза:  Hier   gibt es viel  zu   sehen.

Ist Berlin   sehenswert?- Die Internationale Filmfestspiele, der   Karneval, die  Kulturstadt derWeltformat,die Internationale  Literaturfestival,   die   Loveparade.

Учашиеся уточняют  источники   информации, определяют   форму представления результатов проектирования.

4 этап.  Задача: поск необходимой   информации  ,  подтверждающей  или  опровергающей   гипотезу; выполнение  проекта. Исследуя  источники   информации   учащиеся находят  факты, подтверждающие  наличие проблемы,   выясняют  причины,   какие   меры необходимо   принять. Результаты   представляют  виде   таблицы.

Reisemoeglichkeiten

Reiseweg

Mit dem Flugzeug

Nach Frankfurt

Mit dem ICE

Nach Berlin

Mit dem Bus

Von  Frankfurt   bis Berlin

Собрав достаточную информацию по  проблеме,  учащиеся обсуждают  различные варианты  защиты проекта,  распределяют  роли, готовят  мультимедийную  презентацию.

5этап. Защита проекта.

Учащиеся  данной   группы провели    большую   поисковую  работу   по  данной   проблеме.  Они  изучили   множество  публикаций   в журналах, учебных  пособиях,  интернете.   В  ходе  защиты проекта  дали  обоснования  ,  почему  стоит   выбирать Берлин  в качестве цели  путешествия,  каким видом транспорта  следует  воспользоваться  и  совместно   выработали  советы   туристам,  решившим  отправиться в путешествие  по  столице  Германии.

Считаю,  что  данный   проект  способствовал  созданию прочной языковой  базы, обогащению  словарного  запаса, развитию  коммуникативных  умений, расширению кругозора   учащихся.

Приемы работы с текстом

Das Mädchen aus dem Katalog.

Tina (18) hat nichts besonderes für ihr Aussehen. Sie sieht auch ohne Schminke und sportliches Training gut aus. Tina arbeitet gelegentlich für eine Modellagentur.Diese Agenturen vermitteln schöne Frauen und Männer für Werbeaufnahmen, Messen und Modeschauen. Tina macht oft Werbeaufnahmen für Modekataloge. Die Visagistin schminkt sie passend zur Freizeit- und Abendmode. Dann kommt der Fotograf und erklärt, welche Bilder er machen möchte. Während der Aufnahmen muss Tina lachen oder ernst sein. Und oft stimmt es dann immer noch nicht. Also muss man alles wiederholen. Trotz des Stresses meint Tina:”Es macht mir Spaß. Ich mag meinen Nebenjob, denn  man kann reisen und man lernt viele interessante Leute kennen.”Nach der Schule möchte Tina noch einige Zeit als Model  arbeiten- “ so lange, bis ich Falten bekomme.”

In ihrer Freizeit schminkt sich Tina kaum: “Ich gehe viel  lieber ungeschminkt und in Jeans in ein Restaurant oder Kino. Nur selten ziehe ich besonders schicke Kleidung an”.Auf das Gewicht muss Tina nicht achten. “Das wäre auch schrecklich, denn  ich liebe Spagetti, Pizza, Hamburger, Chips und Schokolade. Bisher habe ich mit meinem Aussehen und meiner Figur einfach Glück gehabt”.

Ihre Eltern freuen sich, Tina auf Fotos für Werbung oder Modeschau zu sehen. Aber wegen der Modeschauen fehlt Tina manchmal in der Schule, deshalb sagen sie oft: “Vergiss die Schule nicht. Sie ist wichtiger als gutes Aussehen.”

Und die Freunde? “Die finden mich ganz normal, auch wenn ich Modell bin. Am Anfang, als ich einen Schönheitswettbewerb gewonnen hatte, gab es sehr viele hässliche Bemerkungen. Viele Mädchen waren neidisch. Ich war darüber sehr geschockt. Denn ich habe doch meine Persönlichkeit nicht verändert. Und ein guter Charakter ist für mich bei Freunden  viel wichtiger als Schönheit. Wenn man guts aussieht, hat man vielleicht nicht so viele Freunde, wie man glaubt. Simone (16), Tinas Freundin sagt:” Ich finde wichtig, dass Tina trotz ihres Erfolgs als Modell genauso nett wie früher ist. Natürlich sie  ist wirklich sehr hübsch, und manche unserer Mitschüler denken: ‘Sie ist bestimmt eingebildet und arrogant.’ Aber ich glaube, sehr viele Jugendliche sind neidisch oder haben Vorurteile. Wenn wir zusammen einkaufen gehen, wird Tina von vielen Jungen bewundert. Manchmal ist Schönheit lästig. Man fällt überall auf. Vielleicht möchten schöne Menschen viel  lieber ganz normal aussehen und in ein Café’ gehen, ohne angestarrt zu werden.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать  как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоритический и практичесский материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоритический и практический материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность....

Аттестационное заявление на высшую категорию по должности "учитель".

Аттестация в 2015-2016 учебном году на высшую квалификационную категорию по должности «учитель»....

Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».

В статье представлена информация о работе методического объединения  математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....

Аттестационный материал на высшую категорию 2019 год

материалы по критериям аттестации на высшую категорию...