статья «Опыт работы учителя высшей категории средней школы 577 с углублённым изучением английского языка Соловей Л.Л. по использованию наглядного иллюстративного материала в работе с талантливыми детьми»
методическая разработка на тему

Соловей Лилия Леонидовна

советы по использованию наглядности на уроках иностранных языков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon наглядность59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Опыт работы учителя высшей категории средней школы 577 с углублённым изучением английского языка Соловей Л.Л. по использованию наглядного иллюстративного материала в работе с талантливыми детьми".
Дата: февраль 2010 год.
Учитель английского языка: Соловей Лилия Леонидовна.
Школа: 577 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района.

Важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности.

В связи с этим, в 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности.

Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одарёнными детьми, что позволило бы разработать методы выявления одарённости и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей. В 2001 году была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требованиях к системе российского образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, и талантливых детей и молодежи.

Кроме того, одарённые дети, в силу личностных особенностей с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут, и разовьют навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения взаимодействия. Рассматривая методические аспекты, языку следует акцентировать внимание на цели обучения одарённых детей иностранному языку, содержании, формах организации обучения с акцентом на развитие социальной компетенции и прочее.

В последнее время многие исследователи склоняются к точке зрения, что ключевой харак​теристикой личностного потенциала (одаренности) являются не интеллект или креативность и даже не их особое сочетание, а мотивация. Это означает, что развитие одаренности во многом зависит от учителя.

Влияние микросреды (социально-педагогический уровень) на различных детей также не однородно. Так, психогенетические исследования свидетельствуют о том, что на развитие разных качеств различные факторы влияют по-разному. Например, развитие интеллекта, в первую очередь, зависит не от условий школьного обучения (как это принято считать в отечественной традиции), а от внутрисемейной среды.

К области социальных умений можно отнести умения, связанные с применением вышеперечисленных знаний, например: умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.

Создание на занятиях условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками способствует укреплению уверенности ребенка в себе и в своих возможностях в общении с другими людьми.

Одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот нёкоторые из них:

1​ склонность одаренных детей избегать, не решать проблемы, сталкиваясь с ними социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудности в познавательной сфере;

2​ настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;

3​ трудности общения со сверстниками, а иногда и с взрослыми людьми. По словам В.С. Юркевич, у многих одарённых детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума» .

Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Это наталкивает на мысль о том, что одарённые дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе с социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут, разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.

Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей иностранному языку необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые личностные качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности. Как известно, социальный заказ влияет на определение цели обучения. В данном контексте при конкретизации цели обучения одаренных детей иностранному языку акценты будут смещаться в сторону социальной компетенции. В этой связи цель обучения одаренных детей иностранному языку может быть уточнена и определена следующим образом: развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Задачей проектного подхода в обучении иностранному языку является организация совместной, творческой, коммуникативно-познавательной иноязычной деятельности учащихся, ориентированной на достижении общего результата деятельности.

Для решения проблемы социализации одарённых учащихся в условиях обычной школы и развития их иноязычных коммуникативных способностей мы организовали специализированные уроки по английскому языку в соответствии с этапами развития проектной деятельности.

При этом для получения существенных результатов социализации одарённых детей в ходе обучения иностранному языку, крайне важно создавать необходимые условия:

-- формировать умения добывания информации из различных источников;

-- организовывать ситуации продуктивного общения;

-- развивать исследовательские умения;

-- учить наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и сопоставлять в родном и иностранном языке;

--уметь предвосхищать информацию, обобщать и оценивать прослушанный материал;

-- делать мультимедийную презентацию результатов, предоставлять возможность для её реализации;

-- делать обучение проблемным, создавать условия для использования лингвистической и концептуальной догадки, различного рода опорами в тексте, словарями различного характера;

-- для использования при говорении и письме специфических приёмов, перифраз, переспрос, повтор реплик, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры;

-- формирования способности обратиться за помощью к собеседнику, уточнить вопрос, переспросить, использовать мимику/жесты.

Хочу остановиться на одном аспекте и рассмотреть подробнее использование наглядных средств на уроках иностранного языка в работе с талантливыми детьми.

Наглядный иллюстративный материал – простой , надёжный, но не в полную меру используемый ресурс. Мне бы хотелось рассмотреть причины его значимости, функциональности и предложить некоторые виды деятельности, раскрывающие его неоценимую роль в обучении иностранным языкам.

Наглядный иллюстративный материал соответствует следующим методологическим принципам: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность и воспроизводимость, то есть возможность использования другими учителями в данном образовательном учреждении или в других.

Попытаюсь выделить основные функции, отражающие сущностную сторону этого дидактического принципа в рамках целостной системы развивающего обучения. Нормативные функции должны находить своё выражение:

1)​ в педагогической и психологической нагруженности наглядного иллюстративного материала, обладающего специальным обучающим и развивающим потенциалом;

2)​ в реализации предемонстрационного, демонстрационного и последемонстрационного этапов;

3)​ во включении педагогической рефлексии для осознания смысла и способов получения новых содержательных знаний в процессе наглядного обучения;

4)​ в создании внутренней мотивации к деятельностному восприятию наглядных средств;

5)​ в смене приоритета с иллюстративного направления использования наглядности на познавательный процесс;

6)​ в развитии творческого мышления в случае специфических для наглядного обучения ситуациях: при перестройке существовавших моделей, при обработке информации, при возникновении новых нестандартных задач в ходе получения новых знаний;

7)​ в планировании разнообразных действий в процессе наблюдения: исполнительных, простых и сложных, практических и умственных;

8)​ в комплексе дидактических требований к структурированию наглядного материала;

9)​ в управлении не только внешней деятельностью учащихся, но и мыслительными процессами;

10)​ в использовании такой структуры наглядного иллюстративного материала, которая в состоянии приводить к возникновению психических новообразований (мотиваций учебной деятельности, теоретического и практического мышления, рефлексии), приводящих к сознательной познавательной активности учащихся.

Наглядность является главным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром. Наглядность способствует активизации мышления учащихся в процессе обучения. Рациональное в большей степени базируется на анализе материала, который даёт нам наблюдение, регулирование предметной деятельностью осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой в процессе наглядного обучения.

Думаю, что всем педагогам, работающим с младшими школьниками, нет необходимости разъяснять, насколько велика роль наглядных пособий в их работе. Замечу, что я опробовала их с детьми разного возраста, соответственно адаптируя лексику согласно уровню владения языком и учитывая психологические особенности подростков. Из семнадцатилетнего опыта работы могу сделать вывод, что наглядный иллюстративный материал очень эффективен даже в работе со взрослыми.

Многолетний опыт обучения и специальные психолог –педагогические исследования показали, что эффективность обучения иностранным языкам зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Мы помним, что учёные выделяют разные типы познавательной активности учащихся, даже в одном отдельно взятом классе. Учителю необходимо задействовать в своей работе всевозможные средства для достижения желаемого результата и донести информацию в наиболее приемлемой форме. Наглядный иллюстративный материал – яркий, красочный и реально воздействует на учащихся визуального типа запоминания. Не секрет, что такие учащиеся составляют большинство. Эта закономерность нашла свой отражение в дидактическом принципе наглядности. При этом сама наглядность понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения, что крайне важно в обучении кинестетического типа учащихся. Поэтому к наглядным средствам относят не только картинки с изображением предметов, действий или понятий.

В процессе обучения чтению наглядные иллюстрации желательно использовать в связке со словарными карточками. Последние представляют собой крупно написанные слова на изучаемом языке без транскрипции. Такого вида карточки актуально ввести в системе после изображаемого понятия и отработанного произношения, чтобы оно не наложилось на печатный образ слова.

Наглядный иллюстративный материал – нужное подручное средство, его можно использовать на любом этапе урока. Он помогает ввести, активизировать, закрепить и повторить лексику. Когда учащиеся знакомы с видами деятельности, распечатанные или готовые карточки выдаются для индивидуальной работы тем, кто раньше справляется с предыдущим заданием. Такого вида деятельность в парах и маленьких группах способствует повышению их мотивации к изучению предмета. Я практикую совместное изготовление серий наглядностей, которые хранятся в папках учащихся.Мы вместе делаем обучающие пособия: мини - карточки, книжки – малышки, кукол, настольные игры, словарики, кроссворды и прочие всевозможные приспособления, облегчающие запоминание слов и фраз. У каждого из них есть возможность пользоваться ими не только на уроках, но и во внеурочное время поиграть с друзьями, взять домой для повторения с родителями и сверстниками.

Хочу назвать сайты, предоставляющие бесплатный доступ к наборам наглядного иллюстративного материала по разнообразным темам, которые сочетаются с темами УМК Верещагиной И.Н. в начальной школе и последующим изучением в средней и даже старшей школе:

www.mes-english.com/

www.eslflashcards.com/

www.eslkidstuff.com/

www.toolsforeducators.com/

www.britishcouncil.org/ru/

www.agendaweb.org – для учителей немецкого языка.

Хорошо использовать в комплексе с карточками, проектирующими на интерактивной доске, и простые печатные наборы. Я пользуюсь карточками «Bravo”, “Welcome”и распечатками с указанных выше сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку 5 класс для школ с углублённым изучением английского языка по учебнику Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В.

Рабочая программа по английскому языку 5 класс для школ с углублённым изучением английского языка по учебнику Верещагиной И. Н., Афанасьевой О.В. составлена на основе программы под редакцией Афанасьев...

Р. П. Мильруд, Ж. А. Суворова. Английский язык. Рабочие программы 2–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка.

Цели курсаИнтегративная цель обучения английскому языку младших школьников включает развитие у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирован...

Контрольные тесты по английскому языку 9-11 класс для школ с углублённым изучением английского языка

Контрольные тесты предназначены для учащихся 9- 11 классов к учебникам Афанасьевой О. В., Михеевой И.А. для лицеев, гимназий и школ с углублённым изучением английского языка для проверки лексико - гра...