Психолого-педагогическое сопровождение урока.
статья по теме

 

Согласившись с мнением доктора психологических наук, заведующей лабораторией психологии Психологического института РАО, профессором кафедры психологии МПГУ Митиной Л. М. , что «те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребёнка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализациии», считаю, что  педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению  к психологу, формулируя запрос, как обучать конкретного ребёнка с определённой проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы. Причём педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно. Реальное взаимодействие между психологом и педагогом возможно в том случае, если обе стороны говорят друг с другом на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_uroka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение урока.

                                                                                   

                                                                                                 Учитель немецкого языка

                                                                                    средней    школы№81

                                                                               Голубева Наталия Александровна

                                                                                                                                                                 

                                                                                       

г. Омск-2005

«Взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога – необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения», - неоднократно подчеркивала доктор психологических наук,                     профессор РАО г. Москвы И. В. Дубровина. С этим нельзя не согласиться. Еще в конце 20-х годов профессор педологии И.А.Арямов привел следующие статистические данные: «В результате исследования 8000 школьников оказалось, что в возрасте 11-13 лет школьными болезнями страдало  30-40%учащихся, а в 16-17-летнем-60-70%.Всевозможные нервные страдания в приготовительном классе наблюдались в 8% случаев, в 6 классе -44%,в 8 классе -69%.К началу 21 века ситуация принципиально  не изменилась - негативное влияние школы на здоровье учащихся является одной из важнейших психолого-медико-педагогических проблем.

Опыт показывает, что в среднем от 25% до 30% учащихся любой школы испытывают те или иные трудности школьной адаптации. Мониторинг, проведённый Центром психосоциальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России» г. Москвы    в 1998-1999гг., показал, что в 55% случаев это проявляется в плохой учёбе, в основе чего: недоразвитие речи(40%); собственно речевые проблемы(40%); другие причины, в том числе психосоматические нарушения, школьные неврозы, ЗПР и даже олигофрения(20%).

Подросток, оказавшийся несостоятельным в учёбе, рискует стать либо изгоем среди сверстников (отсюда проблемы общения), либо начинает самоутверждаться  через отклонения поведения (проблема поведения). Такие дети нуждаются не только во внимании педагога, но и в курации психолога. Педагог и психолог должны работать совместно. Государственный стандарт не позволяет менять усложняющуюся программу, остаётся только изменить её условия усвоения. Для этого к учебному процессу должны привлекаться психологи.

Я работаю учителем немецкого языка в среднем и старшем звене. Для оптимизации учебного процесса я совместно со школьным психологом проектирую и анализирую свою деятельность и хотела бы поделиться опытом  работы в 5 классе ЗПР, рассказать о психолого-педагогическом сопровождении уроков для учащихся, имеющих задержку психического развития.  

В начале работы в этом классе, проанализировав особенности развития этих детей, изучив их психолого-педагогические карты, побеседовав с психологом и учителем начальных классов в начале учебного года, я выделила проблемы, которые предстояло решить:  

  1. сужение объёма слухоречевой памяти;
  2. недоразвитие речи;
  3. несформированность навыка чтения;
  4. проблемы концентрации и распределения внимания;
  5. проблемы с развитием мыслительных процессов;
  6. проблемы включения в деятельность;
  7. низкая работоспособность и повышенная утомляемость( особенно в конце учебного дня).

Проведя диагностику,  я спроектировала для корректировки выявленных трудностей серию уроков, переработав данные методики применительно к урокам в классах ЗПР. Мною были разработаны развивающие упражнения на коррекцию психических процессов у учащихся: на развитие памяти, внимания, мышления. (Приложения №1-3.) В этих упражнениях учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: задания усложняются.

Кроме того, в этом классе необходимы 2-3 физминутки для активизации психических процессов, для создания благоприятного психологического климата на уроке, для снятия напряжения. Я провожу их на немецком и на русском языках, используя разработанные мною по рекомендации психолога пальчиковые игры, физические упражнения, упражнения на расслабление. (Приложение №4.)

Изучая учебные возможности пятиклассников, мною составлена карта обучаемости и работоспособности учащихся. (Приложение №5.)При определении каждому ребёнку уровня обучаемости очень важна высокая степень точности, которая достигается, если обследование реализуется через две диагностические линии: собственно психологическую диагностику и педагогическое наблюдение. Изучение личности учащегося по двум независимым линиям имеет своё обоснование: во-первых, создаётся возможность сопоставления двух характеристик, что повышает степень достоверности выводов; во-вторых, стимулируется тщательность и взаимная ответственность педагога и психолога при проведении диагностики развития личности и уровня учебных возможностей учащихся.

Для определения уровня обучаемости я пользуюсь следующей методикой:

  1. Выбираю небольшой по объёму новый учебный материал базового характера на 7-8 минут работы;
  2. повторяю перед изучением нового материала изученный материал, необходимый для изучения нового материала;
  3. объясняю новый материал;
  4. учащиеся делают задания по образцу и в изменённой ситуации;
  5. организую самостоятельную работу учащихся;
  6. провожу диагностику.

Основные учебные умения и навыки, которые должен сформировать учитель немецкого языка - это умения и навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Например, возьмём чтение. Сначала я подбираю небольшой текст, который содержит новую лексику. Затем я ввожу эту лексику на уроке, с использованием наглядности, тренирую её произношение в хоровой и индивидуальной работе. После этого выполняем вопросно-ответные упражнения по картинкам для закрепления лексики и её первичного запоминания. Затем работаем с текстами, включающими эту лексику, а уже после этого учащиеся получают текст для самостоятельной работы: прочитать, понять, ответить на пять вопросов.

Следующий этап: я провожу контроль, используя разработанные мною критерии. Если отвечено на все вопросы, ставлю 3 балла (высокий уровень обучаемости). Если отвечено на 3-4 вопроса, ставлю 2 балла (средний уровень обучаемости). Если отвечено на 2 и менее вопроса, ставлю 1 балл (низкий уровень обучаемости). Подобным образом провожу анализ сформированности умений и навыков устной речи, аудирования и  письма. Все данные я заношу в карту развития ученика, проанализировав которую, я определяю уровень обучаемости учащихся по своему предмету. (Приложение №6).

Работоспособность учащихся я определяю через педагогическое наблюдение, используя следующие критерии:

  1. высокий уровень: ученик сохраняет работоспособность в течение всех уроков;
  2. средний уровень: ученик сохраняет нормальную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживая несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня;
  3. низкий уровень: ученик обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости, и раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок и т.д.

 Я отслеживаю обучаемость и работоспособность учащихся в течение учебного года. Одновременно работаю в тесном контакте с психологом над развитием у детей психических процессов, что ведёт к повышению их учебных возможностей. В конце 1-ого полугодия и в конце учебного года после диагностики я корректирую таблицу обучаемости и работоспособности учащихся: кто-то из детей с низкой обучаемостью и работоспособностью перейдёт в среднюю,  кто-то из средней  в высокую. Таким образом, учащиеся переходят от одного образовательного уровня к другому, более высокому, что и является результатом нашей работы.  

Для индивидуального подхода психологом ведутся психолого-педагогические карты на каждого ребенка.  Карта содержит результаты как психолого-педагогической диагностики, так и результаты наблюдений ребенка психологом, педагогом, социальным работником, логопедом и медработником, что способствует созданию комплексной характеристики ребёнка. (Приложение №7.).

Согласившись с мнением доктора психологических наук, заведующей лабораторией психологии Психологического института РАО, профессором кафедры психологии МПГУ Митиной Л. М. , что «те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребёнка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализациии», считаю, что  педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению  к психологу, формулируя запрос, как обучать конкретного ребёнка с определённой проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы. Причём педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно. Реальное взаимодействие между психологом и педагогом возможно в том случае, если обе стороны говорят друг с другом на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций.

Физминутки

  1. На расслабление.

Дети  опускают голову на скрещенные руки, лежащие на парте, и закрывают глаза. При этом они считают по-немецки до 20.

Цель:

а) отдохнуть и расслабиться;

б) активизировать память.

2. Перемена вида деятельности.

Дети выходят из-за парт и выполняют физические упражнения. Учитель (ученик) отдаёт команды по-немецки (по-русски).

Цель:

           а) активизировать память, мышление, внимание;

           б) создать благоприятный климат на уроке.

           3. Пальчиковые игры.

Пальчик толстый и большой

         в сад за сливами пошёл.

                                                  Указательный с порога

                  указал ему дорогу.

                                                  Средний пальчик

          сливы с дерева срывает.

                                                   Безымянный поедает.

                                                  А мизинчик-господинчик

       в землю косточки сажает.

Цель:

          а) развивать мелкую моторику;

          б) развивать память, внимание, мышление.

Приложения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."

Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.

Создание  комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....

Создание комфортной психолого-педагогической среды на уроках

В докладе говориться о небходимости создания на уроках комфортной психолого-педагогической среды....

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...