Научно-публицистическая статья "Роль обратной связи в познавательной деятельности при обучении"
статья по теме

Роль обратной связи в познавательной деятельности при обучении иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_obratnuyu_svyaz.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Научные публикации / статья

«Роль «обратной связи» в познавательной деятельности при обучении»

Автор статьи: учитель Левандовская Г.В.

Содержание

Введение                                                                                        2

Понятие обратной связи в смежных науках                                        5

  1. Сущность понятия «обратная связь» в кибернетике                        5

2. Понятие «обратная связь» в педагогической психологии                9

Заключение                                               14

Литература                                                                               16


Введение

На современном этапе становления общества изучению иностранных языков уделяется особое внимание. Это связано с развитием таких сфер деятельности как политическая, экономическая, социальная и культурная в России и во всем мире. Одними из важнейших факторов, требующих изучения иностранного языка, являются научно-технический прогресс и расширение международных связей во всем мире.

Быстрый рост информационной среды неизбежно приводит к необходимости совершенствования форм и методов передачи информации. В связи с этим в педагогической среде на современном этапе наблюдается противоречие между требованием повышения результативности всего педагогического процесса и существующими способами обучения, воспитания, организации деятельности учебно-воспитательных учреждений [3, с.6]. По мнению таких известных методистов, как Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е., Гин А.А., Прохорова О.Н. и других, для получения наиболее высокой эффективности обучения необходимо повышать качество механизмов педагогической деятельности. Таким образом, особенно остро встает вопрос о поиске новых, более эффективных методик, методов и приемов обучения иноязычной культуре для поддержания устойчивого интереса учащихся к изучению иностранного языки, развития информационной компетентности обучаемых, для создания и поддержания активной мотивации к изучению английского языка. Для совершенствования механизмов педагогического процесса разрабатываются новые приемы и средства, помогающие влиять на порядок, состав содержание действий участников педагогического процесса.

Успешное обучение, которое обуславливается высокой результативностью педагогического процесса, невозможно без обеспечения активного взаимодействия между обучающим и обучаемым. На основе их совместной деятельности формируются знания, умения и навыки учащихся. Процесс обучения не будет давать результатов, если не будут выполняться следующие два условия: для обучаемого - возможность задавать вопросы, для обучающего - возможность выяснить, как обучаемый понимает материал. Ни деятельность, ни отдельное действие не могу продуктивно выполняться без понимания достаточности или недостаточности результата; такое понимание возможно лишь при появлении информации позволяющей оценить то, что уже сделано. Эту информацию называют обратной связью, получение которой способствует пониманию того, состоялось ли обучение [2, с. 11]. С точки зрения Гальсковой Н.Д., обратная связь является непременным элементом процесса обучения, в том числе и иностранному языку. Умение преподавателя использовать обратную связь в обучении, в частности обучению иностранным языкам, считается одним из важнейших моментов. входящих в процесс обучения.

Следовательно, на современном этапе развития педагогической деятельности преподавателям необходимо владеть различными техниками получения обратной связи для обеспечения эффективной учебной деятельности. В связи с этим выбранная тема видится нам актуальной.

Цель данной статьи заключается в обосновании необходимости использования обратной связи в процессе обучения  иностранным языкам.

Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие задачи:

- изучить научную педагогическую литературу, в которой отражены основные положения, разработанные отечественными и зарубежными авторами, в области методики преподавания иностранных языков и. в частности, способов, форм и методов получения обратной связи в процессе обучения  иностранному языку, а также проанализировать учебники и методические пособия с целью выявления представленных в них способов реализации обратной связи в обучении иностранным языкам;

- изучить структуру педагогической обратной связи;

- раскрыть основные методы получения обратной связи и способы ее реализации на занятиях по иностранному (английскому) языку.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:

1. Теоретический  анализ педагогической,  методической и лингвистической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования;

2. Анализ учебников с целью предлагаемых в них способов реализации обратной связи;

3. Проверка эффективности методов получения обратной связи на уроках английского языка.


Понятие обратной связи в смежных науках

Педагогика взаимосвязана со многими науками, например, с философией, социологией, психологией, кибернетикой и многими другими науками. Имея общим объектом исследования воспитание, все они изучают его со своих позиций, то есть имеют собственный предмет исследования. Человек живет и развивается в определенной природной и социальной среде. Следовательно, науки, их изучающие, также имеют косвенное и даже прямое отношение к развитию и формированию личности. Поэтому педагогика учитывает и использует их в своем развитии. Эти науки для нее являются смежными [13].

1. Сущность понятия «обратная связь» в кибернетике

Понятие «обратная связь» (ОС) пришло в педагогику в 60-е года прошлого века из бурно развивавшейся в тот период кибернетики - науки об управлении сложными динамическими системами, способными воспринимать, хранить и перерабатывать информацию и использовать ее для управления. Об обратной связи как феномене кибернетики впервые заговорил американский ученый кибернетик, Норберт Винер. Он считал, что благодаря организации ОС появляется возможность реализации активности, проявляемся избирательность взаимодействия, которая является условием устойчивости системы и приводит ее к упорядоченному состоянию. «Где бы мы ни рассматривали процессы управления, в живом организме или в их сообществе, в машинах или в социуме, нигде они не могут осуществляться без обратной связи» [3, с. 199]. Процессы и системы, изучаемые кибернетикой, имеют ряд черт, присущих также деятельности и поведению человека. В частности, обучение может рассматриваться как регулирование развития личности учащихся путем целенаправленного управления их деятельностью и поведением. Таким образом, понятия и методы кибернетики могут использоваться для моделирования и исследования некоторых сторон педагогических и психологических процессов [11].

В кибернетике различают 2 типа управления: цикличное и разомкнутое. При цикличном управлении управляющая система получает сведения о ходе процесса и может оказывать воздействие на его течение, то есть осуществляется ОС и коррекция. При разомкнутом управлении обратная связь и коррекция отсутствуют. Для кибернетики наиболее характерен цикличный тип управления, который предполагает реализацию следующих требований: выделение объекта (процесса) управления; конструктивное указание цели управления; установление исходного состояния управляемою объекта; разработка программы воздействия с учетом основных переходных состояний управляемого объекта; систематическое получение информации о состоянии управляемого объекта, т.е. обеспечение систематической ОС; переработка информации, полученной по каналу ОС; выработка на основе этой информации корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализация. Эти требования предполагают разработку 2 видов программ управления основных  и  корректирующих.  Первая разрабатывается до начала  функционирования системы управления;  вторая -  как до  начала процесса управления, так и по ходу его [11].

Взяв за основу некоторые понятия кибернетики, мы. вслед за Н. Винером, можем утверждать, что эффективность процесса обучения обеспечивается лишь цикличным управлением. Цель данного управления всегда состоит в изменении наличного состояния выбранного объекта доведении его до заранее намеченного уровня (или сохранении его в заданном состоянии). Определение исходного состояния управляемого объекта предполагает диагностику уже достигнутого учащимися уровня. В качестве основных переходных состояний объектов, характерных для учебно-воспитательного процесса, выступают этапы усвоения. Основная программа обучения должна обеспечить последовательное прохождение каждым учащимся всех этих этапов. Также устанавливается система характеристик контроля за ходом усвоения материала, тем самым обеспечивается систематическая ОС в обучении [11]. Чем чаще осуществляется контроль через функцию ОС, тем выше эффективность управления и, как следствие, повышается результативность процесса обучения. Информация о ходе процесса усвоения должна поступать не только к обучающему (управляющая система), но и к обучаемым (управляемая система). В связи с этим различают внешнюю (информация идёт к обучающему) и внутреннюю (информация идёт к обучаемому), обратную связь. Внутренняя ОС может обеспечиваться как обучающим (или заменяющими его техническими средствами), так и обучаемым (в виде самоконтроля). По мере продвижения учащегося по этапам усвоения контроль обучающего заменяется самоконтролем.

Важно отметить, что с помощью контроля реализуется также мотивация познавательной деятельности и закрепление знаний и умений у учащихся. Последние функции контроль успешно выполняет только в том случае, когда внутренняя обратная связь, осуществляемая обучающим, производится с учетом потребности в ней обучаемого. В частности, если учащийся уверен в правильности своей деятельности, и она протекает успешно, то информация о ходе процесса обучения будет отвлекать его, что может привести к снижению мотивации учения. И наоборот, если учащийся не уверен в правильности своих действий, в случае если они являются верными, обучающий должен предоставить информацию о ходе процесса. В этом случае подтверждение правильности своих действий вызывает чувство удовлетворения у обучаемого, повышает его желание работать дальше и способствует запоминанию выполняемых действий [8, с.64].

Согласно положениям кибернетики, регулирование процесса усвоения знаний, умений, навыков (ЗУНов) может осуществляться реагированием на ожидаемые ситуации, наступившие изменения, ошибки. Контроль должен производиться по каналу ОС, который, таким образом, является важнейшим механизмом всякого обучения. Получаемые посредством неё сведения позволяют производить коррекцию, когда это оказывается необходимым в процессе обучения. Своевременная коррекция в свою очередь позволяет избежать отклонений от управляемого процесса (обучения). Анализ кибернетических требований цикличного управления даёт возможность выделить нерешённые педагогические проблемы, связанные с правлением процессами обучения и воспитания.

Известно, что связь между кибернетикой и педагогикой является двусторонней. Учебно-воспитательный процесс - сложный и специфический вид управления – является предметом кибернетических исследований, корректное проведение которых предполагает опору на психологические и педагогические теории обучения и воспитания [11].

В связи с вышеизложенным, представим точку зрения одного из ученых Ю. В. Павлова, который рассматривает ОС в контексте кибернетики. Проанализировав ряд определений прямой и обратной связи, он пришел к выводу, что в основе их лежит один существенный признак «движение» информации «туда» (к обучаемому) и «обратно» (от обучаемого). Он предложил понимание ОС как «цепи, охватывающей управляемый объект», состоящей из канала наблюдения, управляющего элемента и канала управления. В этом представлении «цепь обратной связи управления учением» включает «средства сбора информации о состоянии управляемого объекта, средства анализа и обработки данных, а также средства передач и педагогических воздействий обучаемому» [11].

Таким образом, в любом процессе, существующем в живой и неживой природе, есть управляемые системы. И ни одна из них не может существовать без обратной информации о получаемом результате. Каждая конкретная наука обогащает теорию обратной связи своим специфическим материалом.

2. Понятие «обратная связь» в педагогической психологии

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учёта индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; психологические основы педагогической деятельности (психология преподавателя). Педагогическую психологию можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений и навыков) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования личности). По сферам применения в педагогической психологии выделяют психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты. имеющие свою существенную специфику, психологию профессионального образования, психологию высшей школы [9].

В контексте психологии в самом общем плане под ОС обычно понимают «любой  вид возвращенной от источника информации, которая  полезна в регуляции поведения» [14]. ОС выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от реципиента (или реципиентов), своего поведения, своего облика, сведений о самом себе [2, с.1].

Воздействие преподавателя на слушателей, его указания адресованная им информация - это прямая связь. Аудитория слушает, воспринимает слова педагога и перерабатывает их в своем сознании, и внешне эти процессы напрямую не проявляются. Однако реакция на речь и действия преподавателя проявляется в мимике, позе, жестикуляции, вопросах, ответах и каких-либо изменениях в поведении обучающихся. И если преподаватель замечает эти сигналы и правильно оценивает причины их возникновения, то появляется возможность скорректировать свою речь и поведение. То есть, обратная связь — это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. ОС представляет собой форму межличностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональные реакции [10, с. 150]. Результаты ОС используются и самими обучающимися для оценки совместной деятельности, полученных результатов. Таким образом, чем лучше преподаватель и обучающиеся умеют корректировать свое повеление и речь, используя ОС, тем выше будут результаты обучающих взаимодействий.

Изложим некоторые случаи, при которых появляется необходимое для получения и применения ОС:

планировка и анализ;

проработка идеи и проектировании деятельности;

продумывание содержания деятельности на предстоящий период;

поиск, отбор, использование методов, средств и приемов для решения задачи (проблемы);

корректировка деятельности,  отдельных действий, состояний, суждений;

взаимодействие, взаимовосприятие [7, с.150].

Актуальность и значимость ОС определяются целью и особенностями протекания деятельности: реализуются ли поставленные задачи, в том ли направлении идет работа, насколько продуктивно усваивается материал, как он понимается, благополучна ли атмосфера на занятиях и т.п.

В научной литературе (Панина T.C., Вавилова Л. Н.) рассматривают текущую и итоговую ОС. Представим их подробнее.

Текущая обратная связь, осуществляемая по ходу занятий, активизируем внимание к основным элементам осуществляемой деятельности, ее направленности, выявлению актуальных проблем, противоречий, используемым средствам - и на основе этого появляется возможность от корректировать и продолжить предметную деятельность.

Итоговая обратная связь завершает логически или тематически замкнутый период деятельности. Она отличается от текущей увеличенные объемом содержания, большей степенью определенности и за данности со стороны преподавателя или самого обучающегося, обеспечивающего обратную связь. Итоговой обратной связи может быть посвящено целевое занятие.

Получение или передача ОС осуществляется прямо либо косвенно.

Прямая (конкретная) ОС имеет четкого, известного адресат. Им могут быть определенный человек, ситуация, объекты, действия, способы деятельности, структура или система, мысли, эмоционально чувственные реакции. Этот вид ОС наиболее эффективен при индивидуальной и парной работе.

При получении обратной связи у некоторых людей возникает внутреннее сопротивление, начинают действовать защитные механизмы. Это свидетельствует о том, что разум еще не готов принять изменение. Люди с трудом расстаются со своими стереотипами, принципами, ценностями, установками, несмотря на то, что они не помогают им конструктивно мыслить, действовать и общаться. В такой ситуации следует использовать косвенную обратную связь: сказки, истории, мифы, басни, афоризмы, притчи и др. Они открывают доступ к фантазии, интуиции человека, его ассоциациям, аналогиям; он учится мыслить образах и метафорах данной ситуации или проблемы. Кроме того, они помогают снять напряжение: атмосфера становится психологически благоприятной, в отношениях между слушателями появляется непринужденность, приветливость доверительность, пробуждается творчество.

ОС в косвенной форме становится как бы посредником. Выражая свои мысли, свое понимание и ощущение обратной связи, человек выдает информацию, которую ему было бы трудно сообщить без этого посредника либо даже сформулировать. Благодаря сказке, истории, анекдоту можно в щадящей форме передать то, на что человек в прямом разговоре реагировал бы иначе (возможно, проявлял агрессию, отрицал или же игнорировал, отмалчивался).

При этом устраняются эмоциональные преграды, исчезает неприятие чужого образа мыслей и чувств. Приходит понимание: узнав иной способ мыслить, можно многое позаимствовать для себя [7, с. 152].

При получении ОС обоим сторонам необходимо соблюдать ряд условий:

безоценочно принимать любые мнения, точки зрения, идеи;

внимательно выслушать каждого;

позитивно подкреплять любые суждения или невербальные реакции;

проверять понимание и уточнять непонятные моменты и детали;

выражать благодарность за искренние,  объективные оценки и суждения, за открытость;

воспринимать ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

независимость участников в принятии или отторжении обратной связи;

возможность самостоятельно корректировать и контролировать собственное продвижение, изменение;

поддержка всех эмоциональных реакций и проявлений, способствующих проявлению индивидуальностей участников группы;

обязательно использовать информацию, в результате обратной связи, реагировать на нее;

стимулировать стремление к новым знаниям, интерес к опыту других, к успешности каждого [7, с. 153].

Изложим различные формы и методы получения обратной связи: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение, ролевое проживание происходящих в человеке изменений (уровень   познания, смыслов деятельности, самореализации или повторяющейся деятельности по заданному образцу, самочувствия, личной активности или пассивности и др.). Представим их на схеме [7,с.153]:

Графичес-кие

Образ-ные

Вербальные

Действенно-практические

Комбиниро-ванные

формы

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

характеристики

Объем

Точность

Направленность

Конкретность/

Обобщенность

Осознан-ность

Скорость

Глубина

Содержательность

Рисунок 1 – Формы и характеристики обратной связи.

Таким образом, с точки зрения педагогической психологии, обратная связь - это по своей сути модель, помогающая учиться. Она дает возможность  по-разному интерпретировать содержание знаний,  событий, деятельности, сопоставить это содержание с собственным знанием, ситуацией, поведением, ощущением.


Заключение

Идеи о важности обратной связи, высказанные Н. Винером, для управления в системах различной природы остаются актуальными и в наше время. Обратная связь является важным фактором, обеспечивающим процесс обучения. Многофункциональность обратной связи, ее взаимодействие с такими психологическими феноменами, как коммуникативные барьеры, коммуникативное влияние, уровни и направления передачи информации делают ее важнейшим элементом всего процесса обучения [12, с.301].

Цель данной статьи заключалась в теоретическом обосновании необходимости использования обратной связи в процессе обучения иностранным языкам.

Для достижения этой цели были решены все поставленные задачи:

изучить научную педагогическую литературу, в которой отражены основные положения, разработанные отечественными и зарубежными авторами, в области методики преподавания иностранных языков и, в частности, способов, форм и методов получения обратной связи в процессе обучения иное ратному языку, а также проанализировать учебники и методические пособия с целью анализа представленных в них способов реализации обратной связи в обучении иностранным языкам.

изучить структуру педагогической обратной связи;

раскрыть основные методы получения ОС и способы ее реализации на занятиях по иностранному (английскому) языку.

В статье были проанализированы уже имеющиеся разработки отечественных и зарубежных авторов, раскрыты сущность ОС в педагогике, даны определения основные понятиям: «обратная связь», «обучение», «методы обучения».

Таким образом, в процессе написания статьи были сделаны следующие выводы:

обратная связь является объектом изучения многих смежных с педагогикой наук. Каждая конкретная наука обогащает теорию обратной связи своим специфическим материалом;

с точки зрения педагогической психологии, обратная связь - это по своей сути модель, помогающая учиться. ОС позволяет преподавателю получать сведения о качестве усвоения знаний каждым учащимся;

обратная связь позволяет преподавателю действовать осмысленно и систематически обеспечивать обучаемых информацией о ходе проделанной им работы;

обратная связь позволяет преподавателю своевременно выполнять функцию коррекции.


Литература

  1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. — М., 1971.-61 с.
  2. Арутюнян М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе понимания человека человеком / М.Ю. Арутюнян, Л.А. Петровская // Психология межличностного познания / под ред. А.А Бодалева. М.: Педагогика, 1981.-89 с.
  3. Винер И. Кибернетика и общество. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. - 199 с.
  4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М. Аркти, 2002. -156 с.
  5. Кузнецова Е. В. Контроль и обратная связь: аспекты интеграции // Язык, культура, образование как интегративное исследовательское пространство: Материалы 52-й научно-практической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». Ставрополь: Изд-во СГУ; Ставропольское книжное издательство, 2007. – 3 с.
  6. Мильруд, Р.П. Особенности контроля в овладении иноязычным речемышлением // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. В.А. Слободчиков. М.: Просвещение, 1986.-с. 5-12
  7. Панина Т.С.. Вавилова Л. Н.  Современные способы  активизации обучения:  учебное пособие для студ.  высш. учеб. заведений / под редакцией Г. С. Паниной. - М: Издательский центр «Академия», 2006. -176 с.
  8. Рабинович Ф.  М. Контроль на уроках иностранного языка// Иностранный язык в школе. М.: 1984. № 1 - с. 64-67
  9. Регуш Л., Орловой А. Педагогическая психология: учебное пособие. СПб.: Питер  2011.-416 с.
  10. Талызина Н.Ф Педагогическая психология - М.: Академия, 1998. – 288 с.
  11. Связь педагогики с кибернетикой [электронный ресурс]  URL: http://www.ped.vsovar.ru
  12. Обратная связь в системе обучения с использованием информационно- коммуникационных технологий [электронный ресурс) URL: http//ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/html/15htm
  13. Педагогика и смежные ей науки  [электронный ресурс]  URL:http://paidagogos.com/?p=3
  14. Малиночка Э. Г. Категория обратной связи в педагогике   Дис. в виде науч. докл. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. - 1998. - 74 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вебквест», как одна из форм проектной деятельности, способствующая повышению результативности и оптимизации «обратной связи» при обучении английскому языку.

Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели осв...

Обратная связь в обучении иностранному языку

В данной статье даны основные определения понятию "обратная связь" в обучении, кроме того, в статье представлены способы получения обратной связи в образовательном процессе....

Выступление на РМО учителей математики Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся. Обучение здоровью в школе.»

Активизация познавательной деятельности учащихся на каждом этапе урока является главным элементом обучения здоровью, так как знание имеет еще и эмоциональное измерение. Все, кто занимается обучением, ...

Активизация учебно-познавательной деятельности при обучении физике

Активизация познавательной деятельности – это систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания, форм...

Активизация учебно-познавательной деятельности при обучении физике

Активизация познавательной деятельности – это систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания...

Планирование урока географии и организация обратной связи в период дистанционного обучения.

В статье описывается опыт работы учителя в период дистанционного обучения....