Планирование урока географии и организация обратной связи в период дистанционного обучения.
статья по географии

Зарипова Наталья Анатольевна

В статье описывается опыт работы учителя в период дистанционного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaripova_na_v_ped.zaurale.docx52.55 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование урока географии и организация обратной связи в период дистанционного обучения.

Н. А. Зарипова учитель географии МБОУ «Лицей №1» г. Шадринска

В предыдущий и текущий учебные годы российская школа столкнулась с новой формой обучения - дистанционной. Хотя во все времена нередко отменяли занятия из-за сильных морозов, острой эпидемиологической обстановки и других причин, а учителя находили возможность для обратной связи с учениками: передавали классным руководителям задания по предмету, принимали выполненные работы в тетрадях, приглашали на индивидуальные занятия. В, целом, родители и общество были спокойны за уровень образованности детей в данный период времени. Все понимали, что ответственность за сделанные или не выполненные уроки лежит на самом ученике и его родителях.  Ни у кого не было и мыслей в голове предъявить школе претензии о некачественном обучении. Но изменились времена и появились новые возможности для виртуального общения, обучения и контроля знаний. Система образования стала более прозрачной и теперь родители являются третьей стороной в обучении. Они могут принимать участие в планировании мероприятий, высказывать мнение о качестве преподавания, посещать уроки с разрешения администрации и т.п. Хорошо это или плохо – вопрос открытый и двоякий. Но в период дистанционного обучения многие хлопоты по организации рабочего места школьника легли на семью и ее материальные возможности.

Задачи, которые стояли перед учителем, были многогранны и разнообразны. Во-первых, нужно было реализовать прозрачный механизм взаимодействия школы и родителей – обратную связь. Главной стороной такого механизма должна была выступить бесконфликтность. Нельзя было допустить, чтобы обучение на расстоянии вызывало бы агрессию или недовольство. По сути, ученики максимально самостоятельно осваивали новый материал, так как обучение было не «глаза в глаза», а это очень сложно, особенно для среднего звена: нужно было себя организовать, проявить усидчивость, много читать и главное – усваивать новое, запоминать. Многие учащиеся испытывали трудности усвоения как раз из-за того, что не могли себя организовать, соблюдать режим дня, правильно планировать учебные и внеучебные дела.

Учителями были созданы группы и чаты в различных мессенджерах, приложениях и социальных сетях. Самой популярной в России оказалась социальная сеть ВКонтакте, которая спокойно взяла на себя функцию быстрой передачи информации разного рода (текстовой, графической, видео, активных ссылок на конференцию, голосовых сообщений и др.), а также  функцию обратной связи с детьми и  родителями. Такой подход оказался легким в управлении и соединил всех участников образовательного процесса в одно целое. Если верить статистике, то примерно 90% детей имеют в свой аккаунт в данной социальной сети.  Можно сказать, что здесь сработало правило «зло во имя добра». Ни ученики, ни учителя не испытали особых трудностей при активном взаимодействии: все были постоянно на связи, а классные руководители имели возможность анализировать активность своего класса.

Во-вторых, учителю было необходимо отобрать перечень «работающих» образовательных платформ, сервисов и приложений, через которые могла бы осуществляться образовательная деятельность. Необходимо отметить, что дистанционный урок – это не только урок, проведенный в Zoom или Discord, но также урок с использованием созданных ранее видеоуроков на образовательных порталах, например, РЭШ, «Инфоурок», «Видеоурок», «Интернет-урок» и т.п. Великое разнообразие вело за собой и трудность: отобрать подходящий по содержанию и продолжительности видео-ресурс. Порой на отбор содержания материала для дистанционного урока у учителя тратилось до двух часов рабочего или личного времени.

В-третьих, нужно было представить в каком-либо виде понятный для ученика алгоритм изучения нового материала и его контроля (например, технологическая карта для ученика), желательно с включенными активными ссылками на образовательные ресурсы (видеоуроки, тренировочные задания или онлайн- тесты ), а также с наводящими к действию вопросами для устных или письменных ответов: прочитай, запиши, найди, сформулируй и т.п.. Учителю в технологической карте (табл.1) необходимо было так отразить алгоритм изучения нового материала, чтобы у учащегося появился конспект в тетради, отражающий основную суть содержания темы. А при контроле знаний – сиюминутная оценка за решенный тест. Понимание цели урока и быстрая обратная связь в виде оценки – одно из слагающих успеха при дистанционном обучении.                                                                                              

Содержание

Время

Ресурс

1

Запишите число и тему урока в тетрадь «Солнечная радиация»

2

Актуализация знаний.

-Вспомните, что такое климат?

-От чего он зависит?

-Проанализируйте карту климатических поясов мира и найдите, в каких климатических поясах расположена Россия.

1 мин

3

Изучение нового материала

Просмотрите видеоурок, пройдя по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/1690/main/ 

3 мин

РЭШ

-Зарисуйте в тетради виды солнечной радиации.

17 июня в Ивановской области зафиксирована повышенная солнечная радиация -  МК Иваново

-Запишите в тетради, что такое: солнечная радиация (и ее единицы измерения), радиационный баланс.

16 мин

Учебник §27

- Ответьте письменно на вопросы: в чем отличие радиационного баланса и солнечной радиации? Что из них больше влияет на распределение температур в тропосфере? Какой бывает радиационный баланс?

Рассмотри карту в параграфе (рис 42).

Ответь устно на вопросы:

-Какова суммарная радиация г. Челябинска? Волгограда? Благовещенска?

-Проследи, как идет изолиния суммарной радиации 80 ккал/см²в год. Одинаковый ли радиационный баланс на протяжении всей этой изолинии (смотри: Санкт-Петербург--- Салехард----Чукотский полуостров?). Как изменился радиационный баланс? Почему?

Прочитайте второй подзаголовок параграфа.

Ответьте на вопрос письменно:

-От чего зависят сезонные отличия на разных широтах планеты?

Работа с рубрикой «СТОП-КАДР»

- Изучите внимательно текст рубрики.

- Проведите расчет и вычислите высоту Солнца в нашей местности в День равноденствия, в День летнего Солнцестояния и в День зимнего солнцестояния, если широта Шадринска составляет 56°с.ш.  (арифметические действия обязательны).

Закрепление материала

Решите тренировочные задания (они безоценочные) https://resh.edu.ru/subject/lesson/1690/train/#185478 

Контроль знаний.

 Пройдите тест : https://onlinetestpad.com/ru/test/747328-solnechnaya-radiaciya

5 мин

Таблица 1.

Контроль знаний проводился с помощью специальных сервисов, например, таких как Online Test Pad или Videouroki.net. Оба эти сервиса имеют понятный интерфейс для создания тестов-онлайн. Они не требуют регистрации учеников: проходя по ссылке учителя, дети решают задания, а учитель видит все в своем личном кабинете и при необходимости может сообщить о допущенных ошибках. Учащиеся моментально по окончанию теста видят свой результат в виде оценки.

 Платформы имеют много настроек и реализуют дифференцированный подход к контролю знаний учащихся разного уровня способностей. Кроме того, используя данные сервисы, учитель совершенствует уровень своей информационной культуры, формирует новые компетенции в сфере ИКТ, так как в ином случае эффективно работать невозможно.

Планирование и организация уроков в период дистанционного обучения оказалось нелегким испытанием как для учителей, так и для обучающихся. Ведущее место в организации такого обучения заняли новые информационные технологии, которые позволили сделать процесс обучения живым, интересным и современным, а обратную связь между школой и семьей – быстрой и эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация обратной связи на уроках истории

Способы и приемы проверки домашнего задания и обученности обучающихся....

Памятка от психолога для родителей обучающихся начальных классов в период дистанционного обучения в связи с эпидемией

В материале представлены рекомендации, которые помогут детям и родителям избежать проблем в непривычной ситуации дистанционного обучения....

«Организация образовательного процесса в период дистанционного обучения»

Тема: «Организация образовательного процесса в периоддистанционного обучения»...

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в период дистанционного обучения

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с целью вовлечение всех субъектов образовательного пространства к занятиям физической культурой и спортом в период дис...

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения...