Технология педагогического взаимодействия учителя и слабоуспевающего старшеклассника. (из опыта проведения уроков немецкого языка)
статья по теме

Шистарева Марина Максимовна

В статье рассмотрены аспекты работы учителя со слабоуспевающим контингетом учащихся в школе. Статья написана мною в ходе прохождения педагогической практики на 3 курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология педагогического взаимодействия учителя и слабоуспевающего старшеклассника.

(из опыта проведения уроков немецкого языка)

Арутюнян М.М.,студентка факультета ин.яз.503группы

        Многие ученики испытывают трудности в усвоении различных знаний и умении, которым их обучают. Неуспешное обучение какому-либо предмету начинает  влиять на негативное формирование отношения к предмету, поведения и общения с окружающими, т.е. попадая в группу отстающих, эти дети сразу попадают в «группу риска». Другой причиной, «подталкивающей» детей к попаданию в группу отстающих, являются всё возрастающие требования и все усложняющаяся программа обучения.  При своевременном определении причин возникающих трудностей возможно избежать негативного отношения к предмету, с одной стороны, и преодолеть возникшие трудности в обучении школьным предметам, с другой. Однако существующих педагогических и психологических методов обследования детей с целью обнаружения причин их неуспеваемости явно недостаточно для точной диагностики этих причин. Возникла необходимость в поиске новых видов как диагностических методов, которые могли бы ответить на вопрос о причинах роста неуспеваемости, так и методов подготовки детей к обучению в школе, или методов коррекции их неуспеваемости, если они обучаются в школе[5].

        Педагогами и методистами было дано много классификаций причин неуспеваемости и классификаций неуспевающих учеников. Установлено, что на старшем этапе школьного обучения главной причиной неуспеваемости является мотивационный фактор.

        Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) между учеником и учителем должен установиться межличностный контакт, так как только в этом случае можно добиться реальных успехов;

2) учитель должен изучать личные дела учащихся, наблюдать за их работой, чтобы выявить причины слабой успеваемости;

3) к каждому ученику следует  применять индивидуальный подход;

4)необходимо пользоваться теми рекомендациями, которые предлагают опытные педагоги и методисты.    

        Сегодня педагоги сталкиваются с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников. Поскольку стопроцентный показатель уже не требуется, то каждая школа пытается решить эту проблему по- своему. Нет единого понимания, а главное - единой стратегии. А ведь причины неуспеваемости, как и средства ее преодоления, остаются общими.

        Неуспеваемость- извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый- перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй-повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин  не практикуется. Остается второгодничество, которое, как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.

        Неуспеваемость- сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

        Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех негативных факторов[5].

        Дидактические требования группируются в связи с компонентами содержания учебного предмета, повторяющими состав содержания общего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав элементов неуспеваемости. Могут быть  выявлены элементы неуспеваемости для одной группы учебных предметов. При условии выделения их для других групп учебных предметов появится возможность дать более обобщенное дидактическое определение неуспеваемости в современной школе.

        В данной работе акцентирующее внимание придается взаимодейтвию учителя немецкого языка и  слабоуспевающего старшеклассника. Рассмотрены следующие аспекты обучения: обучение аудированию, говорению(диалог, монолог), письму, грамматики, самостоятельной работе старшеклассников. Выделены основные этапы работы.  Например, для неуспевающего ученика текст для аудирования должен не превышать трех минут, быть несложным в грамматическом плане, желательно трехкратное его предъявление и т.д.

        При обучении диалогу или монологу таким ученикам необходимо представить определенные клишированные выражения, которые помогут им в работе над этими упражнениями. Чтобы разработать письменные навыки можно использовать много интересных упражнений, например, анкеты, письма другу или в газету и многое другое. Так как обучение грамматическим аспектам не всегда является интересным для учеников занятием их нужно упрощать и делать более интересными. Выполнение самостоятельной работы зависит от того, как учитель объяснит задание, насколько интересным оно будет и посильным для конкретного ученика.

                Учащиеся должны  выполнять  задания при поддержке учителя. Выбор заданий, организация их выполнения должны быть  подчинены нескольким взаимосвязанным целям: возбудить интерес к учебному предмету, дать некоторый опыт преодоления трудностей творческой деятельности. Успешное преодоление трудностей должно вызывать положительное эмоциональное отношение к ним. Задания были должны быть  направлены и на то, чтобы расширить кругозор учащихся, познакомить с источниками информации в данной предметной области[3].

        Работа была организовать таким  образом, что бы  учащийся получал от учителя ряд индивидуальных заданий. На перемене или после урока учащийся консультируется с учителем в связи с выполнением задания. Если ответ был удачным, учитель это должен  отметить. Отметки за выполнение задания не ставятся, стимулирующее значение в данном случае имеет одобрение учителя, внимание товарищей, удовлетворение от достигнутого успеха.

        Обычно в классе около 30% учеников, у которых обучение иностранному языку не вызывает трудностей. А у остальных же школьников противоположная ситуация. Поэтому изучение иностранного языка становится для них неинтересным.

        Опыт проведения уроков позволил выделить ряд рекомендаций по осуществлению эффективного педагогического взаимодействия[4].

Успешное обучение немецкому языку на прямую зависит от степени педагогического взаимодействия учителя немецкого языка и слабоуспевающего старшеклассника, от того каким образом он  будет строить отношения с учеником, насколько между ними будет развито сотрудничество в обучении немецкого языка.  Учитель должен находить  индивидуальный подход к каждому ученику, особенно к слабоуспевающему, который в большей степени нуждается в помощи учителя..

Овладение учениками навыков обучения не может носить стихийный характер, этот процесс должен проходить поэтапно.

Обучение аудированию является одним из самых сложных разделов языка, поэтому учителю необходимо учитывать реальные возможности слабоуспевающих старшеклассников, находить определенные рычаги воздействия на него, создавать ситуации успеха, чтобы помочь слабоуспевающим ученикам снять языковой барьер, воспитать уверенность в своих возможностях.

Существуют различные факторы, которые определяют успешность восприятия и понимания иноязычной речи на слух:

1) темп речевых сообщений, для слабоуспевающего старшеклассника темп должен быть ниже «среднего» примерно, 90-95слов в минуту.

2) Количество предъявлений и объем речевых сообщений.

От трех  до четырех  минут.

3) Опоры и ориентиры восприятия и запоминания

Определенные клишированные выражения, предварительная работа с текстом и т.д.

В качестве примера можно представить следующие задания, которые учитель может использовать при обучении аудированию к теме «Das Freund».

Mein Freund

1. Merken Sie sich die Vokabeln zum Thema " Mein Freund"!

Bilden Sie Sätze mit den neuen Wörter!

 2. Sprechen Sie folgende Wörter richtig aus:

3. Sprechen Sie jede Wortgruppe in den Pausen nach:

4. Lesen Sie yede Wortgruppe aus der Ǘbung 3 und wiederholen Sie sie ohne Buch.

5. Lesen Sie folgende Substantieve mit dem bestimten Artikel:

6.Lesen Sie folgende Sätze!  bersetzen Sie sie. Stellen Sie Fragen! Bilden Sie Fragen mit und ohne Fragenwort!

7. Ergänzen Sie Sätze!

8 Lesen Sie den Text!                                                

9.Antworten Sie mündlich![1].

При обучению говорению играет большую роль тематическая обусловленность.Ситуации должны быть интересными для данного возраста и доступными. Нужно создавать как можно больше проблемных ситуаций, которые вызывают у учащихся активное участие в решении проблем и вызывает интерес к сотрудничеству слабоуспеувающих старшеклассников с учителем и одноклассниками в  обсуждаемой теме. Можно представить задания к диалогу по теме «Die Reise»

1 Schlagen Sie im Wörterbuch die Bedeutung der neuen Wörter und Wendungen  nach!

2 Bilden Sie Sätze mit den neuen Wörtern!

3 Sprechen Sie richtig aus!

4 Lesen Sie den Dialog

5  Nacherzдhlen  Sie   diesen Dialog![1].

При обучении письму слабоуспевающих старшеклассников начинать учить письму следует с более легких форм, например: составление анкеты, составление текста записки к  однокласснику, другу с просьбой принести книгу, позвонить, сходить вместе в кино и т.д.

В  качестве примера обучению письму слабоуспевающих старшеклассников можно представить - анкету.

Прежде чем приступать ко второму виду анкетирования для неуспевающих учеников можно представить примерные ответы.

Нужно ли писать похожий ответ на конкретный вопрос зависит от сложности самого вопроса.

Анкета может быть следующего содержания:

1.Wo wohnt Ihre Familie? ( Meine Familie wohnt in …. .)

2. Aus wievil Person besteht Ihre Familie? (Meine Familie besteht aus (D)…)

3. Wie alt sind Ihre Eltern?

4. Haben Sie Geschwister? ( Ya, ich habe einen Bruder( eine Schwester))

5. Haben Sie viele Verwande? ( Ya, ich habe viele Verwandte)

6. In welchen Klasse gehen Sie? ( Ich gehe in…)

7. Treiben Sie Sport?[1].

В скобках даны примерные ответы.

Обучение грамматики представляется очень трудным занятием для слабоуспевающих старшеклассников. Поэтому учитель немецкого языка должен уделять огромное внимание слабоуспевающим ученикам, заниматься с ними индивидуально, обязательно поощрять за выполнение даже самого простого задания, ученик должен почувствовать заботу учителя о нем.

Для реализации успешного обучения грамматических элементов учитель немецкого языка и слабоуспевающий ученик должны взаимодействовать друг с другом.

Прежде чем давать домашнее задание нужно определить посильно ли оно слабоуспевающему ученику. Оно должно быть непременно интересным и нести какую - либо познавательную функцию. Например, можно задать выучить наизусть стихотворение:

Ich heisse Margarete.

Ich fliege in einer Rakete.

In dieser Rakete

fliegt noch eine Margarite.

Ohne diese Margarite

fliege ich nicht in der Rakete[1].

         На первый взгляд оно кажется очень простым, но на самом деле оно помогает овладеть грамматическими навыками, а именно закрепить знания учащихся о прямом и обратном порядке слов. Данное стихотворение может применяться в качестве дополнительного домашнего задания.

        Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод.

В практике учителя должна регулярно проводиться комплексная и непрерывная система педагогического взаимодействия, когда  охвачены все объекты, а приемы и способы взаимно дополняют и обусловливают друг друга, оказывает значительное влияние на качество обучения немецкого языка

        При проведении  индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися, у них повышается ответственность за порученное дело, пробуждается  чувство признательности к учителю. Такая  работа позволяет учителям оценить возможности учащихся, найти резервы в повышении эффективности уроков.

Важнейшим фактором повышения эффективности педагогического взаимодействия в обучении иностранного языка является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса[2].

Эффективность педагогического сотрудничества учителя и учащегося  в конечном итоге определяется характером воздействия учителя и   личностной воспитанности слабоуспевающего старшеклассника, его нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоко нравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

Литература:

  1. Бондина О.Н., Филатов В.М. Учебное пособие по немецкому языку для старшеклассников. – Ростов н/Д: АНИОН, 1993. – 256 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  3. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. / Под ред. В.М. Филатова, Ростов н/Д: АНИОН, 2003. – 416 с.
  4. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. – М.:, 2000. – 120 с.
  5. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа креативности в процессе подготовки и проведения урока немецкого языка в 11 классе

В данном материале я хотела бы показать свою методику преподавания на отдельных уроках немецкого язык  в изучении творчества Р.М.Рильке....

Реализация принципа креативности в процессе подготовки и проведения урока немецкого языка в 11 классе.

В учебнике немецкого языка для 11 классов  дается несколько уроков для изучения произведений М.Рильке,  но подросткам турдно дается изучение данного материала,  с целью улучшения понима...

Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка

Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...

Проведение урока немецкого языка в игровой форме в шестом классе

Технология игровых форм помогает развивать коммуникативные способности человека. Пик развития этих способностей приходится на подростковый возраст, когда общение является ведущим видом деятельности. О...

Акбалыкова А.А. "Проведение урока немецкого языка в игровой форме в шестом классе"

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют сегодня большие требования к профессиональной деятельности учителя. ФГОС требует  от учителя переходить на другой уровень работы ...

Педагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка»

едагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка» для аттетстации на 1 категорию...

презентация «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка»

Презентация "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка"....