Развитие когнитивных способностей учащихся на уроках китайского языка.
статья по теме

Уткин Сергей Леонидович

 

Развитие когнитивных способностей учащихся, в первую очередь, связано с тренировкой различных видов памяти в процессе усвоения учебной информации. Кроме этого, важным является освоение способов мыслительных действий по переработке этой информации в процессе её использования при выполнении различных творческих заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kognitivnyh_sposobnostey.docx760.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие когнитивных способностей учащихся на уроках китайского языка.

Уткин Сергей Леонидович, преподаватель китайского языка Уссурийского суворовского военного училища.

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных компетенций, является развитие у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей. Чтобы быть успешным в стремительно развивающемся мире, необходимо обладать высоким интеллектом и входящих в него когнитивных способностей.

Развитие когнитивных способностей учащихся, в первую очередь, связано с тренировкой различных видов памяти в процессе усвоения учебной информации. Кроме этого, важным является освоение способов мыслительных действий по переработке этой информации в процессе её использования при выполнении различных творческих заданий.

Приведу несколько примеров учебных заданий, которые способствуют развитию памяти, внимания, мышления.

Изучение лексики. Основой любого общения являются лексические единицы, своеобразные кирпичики, из которых выстраиваются предложения. Часто приходится слышать, что ученик не может выучить и запомнить определенное количество слов на иностранном языке. Простое зазубривание не всегда приводит к положительному результату. Если каждую лексическую единицу представить в виде образа, ученику легче будет вспомнить её и употребить в нужный момент. Лексика представлена в виде презентации в POWER POINT. Одновременно с картинкой появляется иероглиф со звучанием.  При этом происходит образное кодирование. Аудиовизуальная опора  облегчает восприятие лексической единицы и способствует  лучшему запоминанию лексики.

При ознакомлении с лексикой в таком формате развивается внимание, зрительная и слуховая память. При многократном повторении ученик соотносит зрительный и слуховой образы. При выполнении различных заданий (со зрительной опорой или на слух), ученик легко отыскивает в памяти нужный образ.

Для развития внимания учащихся преподаватель должен применять наглядный материал, артистические способности и многое другое, потому что когда учащихся удается  увлечь предметом, постижение сути и запоминание происходят как бы сами собой, без усилий с их стороны.  В любой деятельности, независимо от того, существует интерес или нет, необходимо постоянно акцентировать внимание собеседника или слушателя на особенно важных словах. Для этого можно использовать такие конструкции, как «Обратите внимание на...», «Посмотрите сюда», «Послушайте, что я скажу...». Можно даже начертить схему или какой-либо графический рисунок, тогда внимание сосредоточится на нем. В этот момент автоматически производится действие, которое заложено еще с детства: выделение по сигналу предметов как таковых из общей массы непонятных форм и очертаний.

Следующий этап развития когнитивных способностей учащихся – нанизывание образов (соединение лексических единиц в словосочетание, затем распространенное словосочетание, и наконец, в предложение). Например:

иероглиф,

писать иероглиф,

надо написать иероглиф,

тоже надо написать иероглиф,

приятелю тоже надо написать иероглиф,

Моему приятелю тоже надо написать иероглиф.

Получается своеобразная пирамида, в которой существительное «иероглиф» соединили с глаголом «писать», затем прибавили модальный глагол «надо», служебное слово «тоже», а затем существительное «приятель» и «притяжательное местоимение». Существенным плюсом такого типа заданий является то, что ученику не надо объяснять структуру словосочетаний и предложений, позицию модальных глаголов и служебных слов, что очень затруднительно для восприятия и запоминания в младших классах. Здесь важно то, что такие задания способствуют развитию ассоциативной памяти, т.к. при встрече с аналогичными заданиями, ученик без труда сможет их выполнить.  Мониторинг усвоения учебного материала показывает, что ученики с очень низким уровнем когнитивной способности, в состоянии выполнять не только репродуктивные, но и творческие задания с положительным результатом.

Тренировке умения быстро переключать свое внимание, извлекать из памяти необходимую информацию, способствуют задания «Переведите в быстром темпе», в которых картинки сменяются словами или иероглифами. Выполнение такого задания на слух, развивает  образную память.

         Особую сложность для учеников, изучающих китайский язык, представляют иероглифы, т.к. этот вид письменности требует концентрации внимания, развивает все виды памяти.  

       Так как первые простейшие иероглифы представляли собой пиктограммы («картинки», «образы»),  то ученики без затруднений могут представить реальные предметы и соотнести их с написанием, создав в памяти образ (происходит визуализация и создание мысленных образов). При многократном прописывании  с соблюдением определенного порядка черт, развивается мелкая моторика («механическая память руки»). Например:       иероглиф «гора»,    иероглиф «сын»,  иероглиф «повозка». Так как иероглифы состоят из определенных элементов, то для лучшего запоминания можно использовать следующий прием. Попросить учеников придумать словесный образ того или иного иероглифа. Например: иероглиф «отдых» состоит из двух элементов – «человек» и  «дерево». Если представить понятие «отдых» как «человек возле дерева», то легко воссоздать и сам иероглиф. Понятие «бояться» ассоциируется с частым сильным сердцебиением и белизной лица. Так составные элементы иероглифа «бояться»  - «сердце» и «белый».  

Подключив проблемный метод, можно возбудить у учеников мыслительный процесс. Конфуций говорил: «Обучай того кто, услышав об одном угле квадрата, мысленно может представить себе остальные три».

Если написав иероглиф  «上» - «наверху, сверху, на, над», предложить  ученикам поразмышлять о том,  как будет выглядеть иероглиф «внизу, под», то очень многие смогут догадаться об этом. Так эти понятия противоположны по своему значению, то иероглиф «внизу, под» будет выглядеть  как перевернутый иероглиф «наверху»  -   «»    (   и ).

Иероглифы на уроках представляются в виде видеороликов, которые позволяют проследить порядок черт выбранного иероглифа, количество черт, а также прослушать звучание иероглифа. Выполнение этих заданий также способствует развитию памяти, внимания, мышления.

  управляющая кнопка главного меню,

         включение

         звучания

         иероглифа

   управляющие кнопки позволяют выбрать вариант показа порядка черт,

Демонстрация пошагового прописывания иероглифа

Одним из камней преткновения при изучении любого иностранного языка, является грамматика. Применение фреймовых опор (опорных схем), которые значительно облегчают восприятие, запоминание и практическое использование различных грамматических явлений. В китайском языке строго фиксированный порядок слов в предложении, поэтому использование «опор» для описания структур различных типов предложений положительно сказывается на усвоении учебного материала. При выборе формы подачи учебного материала, очень важно учитывать возрастно-психологические особенности восприятия этого материала. Говоря о структуре простого предложения, можно оперировать понятиями «подлежащее», «сказуемое», а можно использовать другие термины – «субъект» и «предикат» или «топик» и «комментарий».  Для облегчения понимания того или иного грамматического явления, мной на начальном этапе обучения, предлагаются другие понятия, более простые и близкие для восприятия учениками – «кто – делать - что», которые в процессе взросления учеников трансформируются в более привычные, с точки зрения лингвистики, грамматические термины.

        Например, изучая предложения «наличия» и «местонахождения», ученикам даются грамматические структуры этих предложений.

                  

      Запоминание следует мотивировать и стимулировать. Ведь очень немногие ученики могут выполнять задания только потому, что так нужно. Большинство будет под любым предлогом уклоняться от выполнения. То же самое происходит и с памятью. Желание что-либо запомнить и интерес создают необходимую мотивацию, стимулирующую процесс запоминания и концентрацию внимания. Если ученики не заинтересованы в какой-то информации, то и в памяти она отложится нечетко, а потом будет плохо воспроизведена. Для хорошего запоминания необходима очень высокая степень концентрации внимания на объекте. В когнитивной психологии внимание определяется как первый этап познавательной деятельности по получению информации об окружающем мире и из него.

Для развития аналитического мышления, ученикам предлагается составить сравнительную таблицу структуры предложений различных типов.

Развитию памяти, внимания и логического мышления способствуют различные тестовые задания. При выполнении этих заданий, желательно, чтобы ученик смог объяснить свой выбор и сравнить его с правильным вариантом. Например, задания типа «Подберите синонимы (антонимы» или «Исключите из списка слово, не подходящее по смыслу» способствуют развитию внимания, памяти и мышления.

При выполнении такого задания развивается словесно-логическая память (память на слова, тексты, формулы и логическую последовательность действий). Это способствует хорошему  запоминанию текстов, воссоздает причинно-следственную цепочку, т.к. можно предложить ученикам не просто пересказать текст, но и немного пофантазировать на заданную тему. Тем самым у учеников всплывают из памяти образы, выстраиваются в цепочку и способствуют развитию словестно-логической памяти.

Усложненный вариант этого задания – отсутствие поясняющих надписей. Такое задание способствует развитию ассоциативного мышления. При этом любое числительное должно ассоциироваться у ученика с определенной информацией.

Китайская мудрость гласит: «Не знать - не страшно, страшно - не хотеть знать». Вся деятельность учителя должна быть направлена на создание благоприятных условий для развития познавательных способностей каждого ученика, обеспечение положительной мотивации обучения.  

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока....

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

О различных способах развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие когнитивных способностей учащихся на уроках русского языка.

Развитие когнитивных способностей  учащихся на уроках русского языка....

Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках китайского языка.

В статье приводятся примеры использования приемов и методов когнитивной технологии на уроках иностранного языка (на примере китайского)....

Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках китайского языка.

В статье приводятся примеры использования приемов и методов когнитивной технологии на уроках иностранного языка (на примере китайского)....