Развитие когнитивных способностей учащихся на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Курушкина Любовь Александровна

Развитие когнитивных способностей  учащихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.kognitivnye_sposobnosti_uchashchikhsya5kl.odt22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №262

Красносельского района  

учитель русского языка и литературы

Курушкина Любовь Александровна

Развитие когнитивных способностей  учащихся на уроках русского языка.

   В последнее время значительно усилилось внимание к развивающей функции языка,обозначилась его коммуникативно-речевая направленность.Поэтому обучение языку на современном этапе рассматривается с точки зрения готовности ученика к полноценной речемыслительной деятельности в устной и письменной формах.

Развитие логического мышления осуществляется посредством активного использования речи,соединения и взаимообогащения всех видов мышления,что является основополагающим для развития когнитивных способностей учащихся. Когнитивные способности -один из базовых ресурсов личности,который лежит в основе инициативной и продуктивной жизнедеятельности человека.Развитие когнитивных способностей школьников является актуальной проблемой для практики и воспитания.

В решении задачи совершенствования речемыслительной деятельности учащихся особое значение приобретают вопросы развития самостоятельной письменной речи.Развитие самостоятельной письменной речи совершенствует мыслительную деятельность,устную речь,память,внимание,воображение,волю,эмоциональную сферу учащегося.В самостоятельной письменной речи учащихся формируется способность выражать свои переживания,мысли,чувства.

Высшим уровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа,предполагающая высокую степень активности.

Цель творческих упражнений -создание чего-то нового,оригинальногона основе самостоятельно подобранного материала или предложенного учителем.

Предлагаю некоторые виды творческих упражнений,способствующих развитию когнитивной  речемыслительной деятельности учащихся.

1.Создание текста по заданному учителем предложению.

Эта работа проводится в группах по 3-5 человек.Время выполнения задания контролируется. 5 этапов работы:

1.Каждый ученик получает лист бумаги.Первое предложение записывается всеми.Например:Санкт-Петербуг удивляет своей красотой.

2.Затем по кругу каждый ученик передает свой лист с записанным предложением справа сидящему однокласснику.

3.В течение 2-3 минут ученики должны написать на полученных ими листах 1-2 предложения,соответствующих содержанию первого предложения.

4.Далее листы передаются по кругу,и текст дополняется новыми предложениями.Работа продолжается до тех пор,пока каждый лист не сделан полный круг и не вернется к своему «хозяину»,который должен написать обобщающее предложение ко всему тексту.

5.Каждый ученик в группе читает в группе читает получившееся у него сочинение.

2.Рассматривание текстов-загадок.

В них широко распространен прием сравнения и составление своих загадок.

Например,ученики читают загадку: «Быстрая   течет река через годы и века».Школьники анализируют ее, отвечая на вопросы: «Что это за река? Почему она течет через годы и века?

Опираясь на эти рассуждения и имеющийся у них опыт,учащиеся сами пробуют составлять загадки.

3.Учебная дискуссия.

Именно дискуссия как особая форма проблемно-диалогического обучения

позволяет изменить традиционную позицию учителя.Как показала практика,в устной дискуссии ученики пассивны.В письменной работе каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения на поставленный вопрос.Во время письменной дискуссии развивается письменная речь,кроме того,экономится время на уроке. Можно организовать разные дискуссии:подготовленную и неподготовленную,фронтальную и групповую. В 5 классе лучше начинать  с письменной подготовленной дискуссии,где потребуется несколько этапов работы.Наприме, «Подумай сам и напиши».

На первом этапе необходимо создать проблемную ситуацию.Предлагается задание: «В предложении  Ребята играли на площадк..нужно обосновать выбор окончания-е или -и.  

Каждый ученик самостоятельно пишет ответ на проблемный вопрос,высказывает свое мнение.Используется речевая формулировка Я думаю...Я считаю..

Письменная дискуссия привлекает возможностью высказать собственную точку зрения.

На следующем уроке учитель напоминает проблемный вопрос(ситуацию) и представляет на доске все выдвинутые версии.Через обсуждение ученики придут к верному решению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода.

Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Развитие когнитивных процессов на уроках иностранного языка.

Когнитивная психология – психология познания – наука, которая обращается к следующим вопросам:Как мы обращаем внимание на информацию и собираем ее?Как мозг сохраняет и обрабатывает эту инф...