Проблемы формирования навыков говорения на уроках иностранного языка.
статья по теме

Медведева Олеся Львовна

Статья раскрывает некоторые проблемы,возникающие при обучении говорению на иностранном языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Олеся Львовна

ГБОУ школа-интернат №576, Санкт-Петербург, Россия

Проблемы формирования навыков говорения

на уроках иностранного языка.

В современном мире большое внимание уделяется изучению иностранного языка, как международному средству общения. Стоит рассмотреть специфику этого учебного предмета, чтобы понять, как раскрыть коммуникативную цель обучения иностранному языку.  

Специфика заключается в том, что, во-первых, язык - служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни.

Во-вторых, изучение иностранного языка дает учащимся возможность овладевать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письменной. Овладение этими формами общения и входит в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».

В-третьих, язык нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», т.е. всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения.

Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь пользоваться им в устной и письменной формах. Устная форма включает владение пониманием звучащей речи на слух-аудирование и выражением своих мыслей на иностранном языке - говорением. Письменная форма предполагает овладение графической речью, т.е. пониманием печатного текста - чтением и использованием графической системы для выражения мыслей - письма. Схематически это можно представить так:

Язык-средство общения

В устной форме

В письменной форме

аудирование

говорение

чтение

письмо

Аудирование, говорение, чтение и письмо - это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устных и письменных формах. И все эти виды речевой деятельности нуждаются в пристальном внимании на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Однако, часто можно наблюдать такую ситуацию, когда учащийся владеет графической речью: умеет письменно оформить свои мысли, читает текст и извлекает из него необходимую информацию, а вот устная форма общения развита недостаточно, особенно говорение. Учащийся может понимать услышанную информацию на иностранном языке, но не может вступить в разговор, устно выразить свои идеи.

В чем же проблема? Какие пути решения существуют?

Чаще всего мешает некий психологический барьер: боязнь сделать ошибки в речи и быть не понятым собеседником, который закрепощает и не дает возможности говорить. Естественно, что самый действенный и быстрый способ избавиться от факторов, мешающих заговорить - это оказаться в естественной среде: в стране изучаемого иностранного языка. Однако, такая уникальная возможность может быть не доступна, поэтому можно предложить  другие эффективные технологии.

Во-первых, для каждой ситуации общения существует ряд клише, которые на всем протяжении изучения иностранного языка учащиеся овладевают в ходе пересказов текстов, разучивания диалогов, стихов, рифмовок, песен. И эти заученные фразы непременно следует использовать в соответствующей речевой ситуации. Конечно, при этом сообщение возможно будет не таким  ярким, но зато даст возможность принять участие в коммуникации.

Во- вторых, безусловно, чтобы овладеть свободным говорением на иностранном языке необходима постоянная практика. Беседы в группе на различные социальные темы – лучший способ автоматизировать навык. Но также говорение можно развивать и в монологе. Например, составляя предложения о том, что окружает, о том, что чувствуем, видим, впечатления о фильме, книге, выставке и т.д., т.е. дать себе установку проговаривать свои собственные мысли, но на иностранном языке.

В-третьих, инсценировки различных ситуаций и ролевые игры  дают возможность взаимодействовать с другими людьми от лица какого-либо персонажа.

Все эти несложные приемы помогут снять существующие «зажимы», почувствовать себя уверенно в языковой среде, но при условии, если работа будет вестись системно и руководить будет огромное желание чувствовать себя комфортно в мире иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система формирования и развития аудитивных навыков на уроке иностранного языка

доклад на семинаре ВКС в рамках проекта "Гимназический союз России"...

формирование грамматических навыков на уроке иностранного языка

упражнения (9 вариантов) на закрепление трех форм глаголов, могут быть использованы в качестве проверочных и самостоятельных работ....

Развитие коммуникативных навыков говорения на иностранном языке

Коммуникативная компетенция Содержание урока с позиций коммуникативности Отношение к ошибкам в рамках коммуникативного подхода обучения говорению...

Формирование УУД на уроках иностранного языка при обучении говорению

Формирование УУД  на уроках иностранного языка при обучении говорению...

Формирование грамматических навыков на уроках иностранного языка

У каждого языка есть своя грамматика. Грамматики русского и английского языков имеют некоторые сходные черты, но во многом отличаются друг от друга. Сходные черты грамматик иностранного и родного язык...

Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка

Статья "МЕТОДИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ"...