Развитие и поддержание учебной и познавательной мотивации младших и средних школьников.
статья на тему

Поддубная Оксана Леонтьевна

статья посвящена  развитию и поддержанию учебной и познавательной мотивации младших и средних школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и поддержание учебной  и познавательной  мотивации младших и средних школьников.

Много лет я работаю учителем китайского языка в муниципальной школе города Благовещенска  Амурской области с углубленным изучением китайского языка. Четверть века школа имеет статус специализированной школы и остается единственной школой в области, где нагрузка учащихся включена в базисный план школы, что в целом определяет режим и направления развития учебного учреждения. В школе созданы хорошие условия для успешного овладения китайским языком: специальные кабинеты, мультимедиа и аудиовизуальная техника, тематическая наглядность, дополнительная литература по истории, культуре, обрядам и обычаям Китая, «говорящие» таблицы, индивидуальные наборы для занятий по каллиграфии. В школе сложились свои традиции, налажены культурные и учебные туры учащихся и учителей с несколькими школами г. Хэйхе КНР, проводится большая внеклассная работа: выставки работ учащихся (фотографии, рисунки, газеты), конкурсы и олимпиады (городские, областные, международные), традиционные декады китайского языка и самое главное - слаженная команда учителей китайского языка, успешно внедряющих современные  методики преподавания иностранного языка в школе.

 Так что же еще необходимо школьникам для  успешного, практического владения китайским языком!? Учитель должен развивать и поддерживать потребность школьников в общении, все его усилия должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, так как именно она обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьника к предмету  и обеспечивает хорошее усвоение китайского языка в том числе. Чем выше успеваемость школьника по китайскому языку, тем глубже у него в подсознании положительная установка к изучению. Поэтому в начале каждого нового учебного года я провожу так называемый мини - опрос учащихся о выявлении  настроения, трудностях в изучении и что их побуждает продолжать изучать китайский язык.  

В ходе  опросов была опрошена четвертая часть всех обучаемых начальной и средней школы, продолжающих изучать китайский язык. Результатом данных опросов стало следующее: 90% учащихся с желанием приступают к изучению китайского языка в новом учебном году; каждый второй учащийся  считает, что китайский язык может пригодиться в жизни; каждый третий учащийся считает, что язык необходим для будущей профессии; интересно на уроках каждому четвертому. Вывод очевиден: у школьников  огромное желание продолжать изучение китайского языка в новом году и для учителя важно поддержать и развивать эту мотивацию, помочь школьникам реализовать свою потребность в общении.

Главной составляющей для поддержания учебной мотивации является   организованная и оптимально насыщенная урочная деятельность: введение лексических единиц с помощью компьютерных презентаций, красочной наглядности, разучивание оригинальных песен, стихотворений, пословиц, чтение аутентичных текстов, разработки  разнообразных упражнений, создание и решение проблемных ситуаций, важных и значимых для учащихся, интересное домашнее задание, использование игровых технологий.

Так в 3 классе по теме «Моя семья» учащиеся, владея минимальным лексическим и грамматическим запасом, получают домашнее задание «Моя суперсемейка». Для восьмилетнего ребенка нет большего авторитета и самых любимых и любящих его людей, чем его родные: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Название задания выбрано из одноименного американского мультфильма, который дети хорошо знают и любят. Таким образом, на уроке все учащиеся готовы рассказать о своей семье: показать, кто это, назвать имена, сколько лет и как они очень сильно любят свою семью. Ребята используют семейные фотографии, собственные рисунки, фотографии и рисунки из журналов, интернета, иногда юмористические коллажи. Это право учащегося, его выбор, ограничивать или запрещать нельзя!

В пятом классе по теме «Моя комната» учащиеся выполняют задание на заранее подготовленных учителем шаблонах схематичного изображения комнаты «Комната моей мечты». Учащиеся подписывают иероглифами или транскрипцией или рисуют мебель и другие предметы в комнате, но только известные ученику. Выполнение данного упражнения не требует много времени, но учащиеся смогут представить свой мини проект и рассказать, какие предметы им необходимы, называя данные предметы по-китайски. Это задание можно расширить, поставив новые задачи: употребить слова местоположения, выбрать, чей проект самый практичный, самый креативный. И самое главное - хвалите своих учеников, не скупитесь, поощряйте даже  за незначительное дополнение!

Выполняя такие и подобные упражнения, учащиеся получают положительные эмоции, они с интересом включаются в работу и им легче преодолевать трудности, так как многократное употребление лексики, грамматических конструкций, иероглифики способствуют запоминанию, преодолению языкового барьера и боязни говорения на иностранном языке вообще, а не только на китайском.

Использование аудиовизуальных средств помогает оптимизировать урочное время, более красочно представить изучаемый материал, включить страноведческий материал. В пятом и шестом классах учащиеся с помощью компьютерной презентации по теме «Пекин - столица Китая» узнают не только название достопримечательностей, но и дополнительную информацию: историческую справку о старом городе, современные тенденции развития многомиллионного мегаполиса, мнения о Пекине известных людей Китая, например, киноактеров и героев мультфильмов. В седьмом классе по теме «Путешествие» учащиеся отправляются в путешествие на разных видах транспорта, учатся приобретать билеты в кассе, преодолевать возникающие по ходу  путешествия трудности. Путешествие можно совершить и по России, и по Китаю, сравнить, проанализировать, сделать выводы о более комфортном и доступном виде транспорта, опираясь на свой опыт. Учащиеся с  желанием решают поставленные задачи, возможно использование групповых форм работы, чтобы слабоуспевающие ученики имели возможность почувствовать свою значимость в коллективе. По желанию учащиеся сами составляют маршрут следования, используя компьютерные презентации (домашняя заготовка).

Высокий уровень внутренней  мотивации учащихся поддерживается и со стороны родителей. Родители с большим интересом следят за результатами своих детей, объясняют важность изучения китайского языка, нацеливают детей на возможность использования китайского языка в будущей профессии: каждый третий ребенок считает, что китайский язык может пригодиться для будущей профессии.

Рациональная организация учебного процесса, внеклассная работа, помощь со стороны родителей, общая атмосфера в школе, здоровая психологическая обстановка на уроках, отношения сотрудничества учителя и ученика, работа ученика в разных видах деятельности, наличие стимулов: грамота, хорошая отметка, похвала со стороны учителя, одноклассников, поощрения родителей «включают» внутреннюю мотивацию учащихся, побуждают к развитию творческой деятельности, что позволяет учителю раскрыть потенциальные возможности каждого ученика и получить еще большее удовлетворение от своего педагогического труда.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"

В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....

Сценарий праздника "Остров сокровищ" для школьников младшего и среднего возраста

Сценарий праздника "Остров сокровищ" для школьников младшего и среднего возраста.Интерактивная программа конкурса построена на принципе деятельностного подхода и предполагает активное участие школьник...

Особенности игры на разных возрастных этапах. Развитие игровых умений у детей младшей и средней групп.

В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Описаны первые попытки отечественных и зарубежных ученых понять природу игры, ее характерные черты и причины ...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху.

Использование новых технологий, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху....

Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»

Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому возде...