Главные вкладки

    РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
    материал по теме

    Кузенова Алмагуль Исанжановна
    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
    на первую категорию
    ТЕМА: 
    РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ  РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    на первую категорию

    ТЕМА:

    РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

                                   

            Выполнила:

    Кузенова Алмагуль Исанжановна, учитель

    немецкого языка Крючковская СОШ Беляевский р-н

     Руководитель: 

    Ряховских Нина Дмитриевна, кандидат  педагогических  наук,  доцент кафедры дидактики и  частных методик  ИПК и ППРО ОГПУ

    Оренбург, 2012

    Содержание

    Введение                                                                                                                  3

    Глава 1. Развитие творческих способностей в русле стандартов нового поколения                                                                                                                5                

    1. Тенденции развития творческих способностей в ФГОСе                  5
    2. Страноведение как способ развития творческих способностей     учащихся                                                                                                 10
    1. Глава 2. Применение страноведческого материала на уроке иностранного языка                                                                               14
    1. Способы развития творческих способностей учащихся  на уроке иностранного языка.                                                                              14
    2. Использование страноведческого материала для развития творческих способностей учащихся                                                    18

    Заключение                                                                                                            28  

    Литература                                                                                                             30

    Приложение

    Введение

    Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в учебе и работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

    Актуальность проблемы исследования можно объяснить целым рядом обстоятельств. Так, основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.

    Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

    Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет – это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления.

    Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.

    Вопросами изучения влияния страноведения на развитие творческих способностей занимались следующие ученые : Богоявленская Д.Б, Томахин Г.Д, Пивсаева Т.А., Райхштейн А.Д. и многие другие.

    Цель: исследование  развития творческих способностей учащихся школы при работе со страноведческим материалом на уроках английского и немецкого языков и разработка практических заданий по данной теме.

    Объект: страноведческий материал как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского и немецкого языков.

    Предмет: процесс формирования и развития творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому и немецкому языкам.

    Задачи:

    - изучить научно-методическую литературу по теме;

    - дать краткий анализ по использованию страноведческих материалов на уроках иностранного языка;

    - разработать занятия по английскому  и немецкому языкам в школе как одного из средств развития творческих способностей школьников;

    - разработать методические рекомендации.

    Глава 1. Развитие творческих способностей в русле стандартов нового поколения

    1. Тенденция развития творческих способностей в ФГОСе.

            Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового иноязычного образования с элементарными основами литературного образования «ознакомление с образцами зарубежной литературы», а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью. Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи.

            В соответствии,  со стандартами второго поколения, основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. [21]

            Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания,  толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.

    Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей.

    Творчество –  это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. [4]

    Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему.

    Степанов Г.В.  под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. [22]

    Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. [28]

             Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. [5]

    Ильин Е.П. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. [10]

              Педагогическое определение творческих способностей определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. [5]

    С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

    Очень интересно движение научной мысли относительно исследуемого понятия. Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это “особая точка" индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности. [9]

    Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б.  выделяет следующие параметры:

    - беглость мысли (количество идей),

    - гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),

    - оригинальность (способность производить идеи),

    - любознательность,

    - фантастичность. [4]

    Богданова Т.Г.  выделяет совокупность множества способностей:

    - способность рисковать;

    - дивергентное мышление;

    - гибкость в мышлении и действиях;

    - быстрота мышления;

    - способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;

    - богатое воображение;

    - восприятие неоднозначных вещей;

    - высокие эстетические ценности;

    - развитая интуиция. [3]

    Уколова Л.В. считает, что творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают данным критериям, а именно:

    • умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальность в решении задач;
    • специализация интересов, интеллекта, эмоций;
    • активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленные цели;
    • хорошая память, развитые познавательные умения;
    • готовность и способность к исполнительским видам деятельности. [26]

        Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее.

    Творить – означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде. На первый взгляд, может показаться, что это хорошо всем знакомое слово также хорошо всем понятно. Его  часто используют  в разговорной речи,  и даже пытаются отделить творца от простого исполнителя чужой воли, чужих идей, творческий  вид деятельности от нетворческого. Специалисты испытывают большие трудности с определением творчества.

            Одной из самых распространенных определений творчества – определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового.

            Таким образом, при оценке творческого потенциала личности традиционно учитывалась способность человека приобретать новые знания. Творческий человек – человек, открытый новому опыту, способный быстро учиться и, что особенно важно, переучиваться.

    Творческая работа – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения некой проблемы по той или иной теме. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает творчество столь привлекательным для системы образования в целом, и для нас в нашей работе с учащимися.

    1.2.        Страноведение как способ развития творческих способностей учащихся.

            Страноведение дает представление о социально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу. На занятиях по языку использование страноведческой информации носит прикладной характер. Она включается в систему занятий в процессе знакомства учащихся с содержанием и формами речевого общения носителей изучаемого языка. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной и социокультурной компетенции. [6]

    Положение о необходимости усвоения иностранного языка в тесной связи с культурой народа - носителя данного языка уже давно воспринимается в методике преподавания иностранных языков как аксиома. Известно, что использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач. [18]

    Разумеется, большая часть страноведческого материала осваивается учащимися на уроках английского и немецкого языков. Однако объем материала и его разнообразие позволяет помимо уроков использовать различные виды внеклассной работы, такие как факультативные занятия, тематическая декада английского и немецкого языков в средней школе, различные обучающие игры. Поскольку данные формы являются инновационными, необычными и представляют простор для реализации творческого потенциала учителя и учащихся. [21]

    Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации по культуре, истории, обычаям и традициям страны изучаемого языка. Такого рода информация содержит значительное количество национально–специфических реалий, которые, в свою очередь, готовят массу проблем в понимании их учащимися. Так, к примеру, слово “Whitehall “обычно переводится учащимися младших и средних классов как Белый зал, если ещё они не изучали тему ” London”.      Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности, в том числе и изучения иностранных языков, и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребности индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей. [6]

    Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. Примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале изучения иностранного языка у учащихся, как правило, самая высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке. Им интересна страна изучаемого языка и её страноведческие реалии. Многие ребята усматривают в изучении иностранных языков что-то приключенческое. Это проникновение в незнакомый мир. Страноведческий аспект является и необходимым условием повышения мотивации, и средством повышения её. [23]

    Страноведение можно разделить на следующие аспекты: география, история, культура страны изучаемого языка. Раздел “Культура “включает в себя не только искусство, но и общественную жизнь, государственное устройство, образование, быт, национальные виды спорта, обычаи и традиции.

    Страноведческая компетенция - это навыки и умения аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны. Ведь восприятие зарубежной культуры происходит через призму собственной.

    Широкий культурологический фон, создаваемый уроками страноведческого характера, способствует развитию лингвистических навыков и умений (обогащение лексики, навыки переводческой деятельности, умение работать с фразеологизмами); так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами иноязычной культуры.

    Создаются предпосылки для иного восприятия языка как составной части всей духовной жизни общества. Изучение языка уже не представляется ученику механическим процессом заучивания новых слов и грамматических правил. Языковые единицы воспринимаются как носители информации об особенностях менталитета и, как следствие, поведенческих норм иноязычного общества. [24]

    Творческие работы по страноведению можно проводить во всех классах обучения практически по всем учебным темам. При разработке заданий необходимо учитывать: общий уровень развития ученического коллектива, возрастные особенности формирования креативной среды, личностные особенности учащихся, специфические черты и особенности учебного предмета. [18]

    Творческие работы по страноведению могут быть двух типов: обязательные и по желанию. А виды творческих работ намного больше. [16] Можно выделить следующие виды творческих заданий:

    1) виды творческих заданий, развивающие: а) языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика); б) речевую компетенцию (говорение, аудирование, чтение, письмо); в) социокультурную компетенцию (система ценностей, реалий жизни).

    2) виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию, например, книжки-малышки, кроссворды по различным темам, создание проектных работ.

    3) виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенций: иллюстрированные сочинения, рассказы о городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций, мини-исследования английских и немецких стихов, художественные переводы стихотворений с иллюстрациями, изготовление макетов по темам «Немецкий город», «Достопримечательности городов».

    4) виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенций: иллюстрированные рефераты, поздравительные открытки, создание рекламных проспектов и буклетов, выпуск газет, посвященных странам изучаемого языка. [15]

            Грань между видами творческих заданий прозрачна, все они взаимодействуют друг с другом и связаны коммуникативным характером обучения, инициирующим познавательную активность в учении, с формированием способностей и потребностей к саморазвитию, самоактуализации и  самореализации в изучении иностранных языков.

            Они способствуют самостоятельности действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения и является инструментом самостоятельного познания поликультурной картины народа изучаемого языка во всем ее многообразии.

            Кроме того, здесь используется информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство. А это создает благоприятные условия для развития и формирования творческих способностей каждого учащегося.

    Глава 2. Применение страноведческого материала на уроке иностранного языка

    1.  Способы развития творческих способностей учащихся  на уроке иностранного языка.

    В нашей системе работы накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей учащихся на уроках английского и немецкого  языков и во внеурочное время. Творчество как мы до этого отметили, предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, полет фантазии и простор для деятельности. Учитывая это, мы построили свою работу, направленную на положительную динамику развития знаний, умений и навыков ребенка в первую очередь на уроках, а затем во внеурочное время. Для развития творческих способностей учащихся мы использовали  следующие приемы:

    • игровые приемы;
    • приемы активизации речи в ролевой игре;
    • творческие конкурсы;
    • проблемные творческие задания;
    • коммуникативные задания;
    • мультимедийные презентации.

    Учебная игра - это способ достижения всех задач обучения, и, следовательно, для нее характерны определенные требования:

    • наличие четко поставленной цели и соответствующего педагогического результата;
    • установка на необходимость мысленного усилия;
    • строгая дозировка игровых моментов;
    • возможность выбора конкретных действий каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме деятельности.

    Используя игровые формы, методы и приемы на уроках мы  стремились решить следующие задачи:
    - повысить интерес школьников к изучению определённого предмета;
    - создать положительную мотивацию в обучении;

    - активизировать мыслительную деятельность;
    - повысить коммуникативную направленность уроков и вовлечь учеников в активную деятельность;
    - предоставить возможность для самореализации каждому школьнику;
    - создать условия для его развития и самосовершенствования.
           Игровая форма занятий предполагает игровые приемы и ситуации, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности. Широкое использование предметов, наглядности, игрушек способствует развитию ассоциативной и образной памяти.

    Используя  ролевые  игры, мы  предоставили  ее участникам  условное воспроизведение реальной практической деятельности людей, создали  условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра завоевывает всё большую популярность среди учителей
    иностранных языков. Социальная среда, в которой человек рождается,
    выступает по отношению к нему как первичная социализация. В ней он
    постепенно усваивает социальный опыт, зафиксированный в языке.
    Естественно, что при овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком. Мера условности  была различной: перевоплощения в реальных людей, в литературных персонажей, в героев сказок и т. д. Элемент условности и перевоплощения присущ всем разновидностям ролевой игры.

    На своих уроках и во внеурочной деятельности мы часто проводили творческие конкурсы и проблемные творческие задания, которые способствовали развитию речевой компетенции, познавательной активности и творческих способностей учащихся. Это конкурсы «Конкурс стенгазет», «Конкурс чтецов», «Поэтический перевод стихотворения, сказочных историй, отрывков художественной литературы» и одновременно необходимо отметить, что учащиеся с удовольствием участвовали в конкурсах и оформляли свои работы, сопровождая переводы красочными иллюстрациями, а также, составляли различные  буклеты и рекламные проспекты. А это, в свою очередь, открыл возможности для более широкого охвата сфер творческой деятельности.

    Задания коммуникативной направленности мы выполняли на всех своих занятиях. На каждый урок мы выносили тему, по которой вели речевую зарядку, предлагали учащимся составить монологи, диалоги с использованием изученной лексики, обыгрывая ту или иную ситуацию. Например, представить себя в роли продавцов и покупателей по теме  «Магазин», библиотекаря и читателя «Книги», клиента и кассира в билетной кассе на вокзале и в аэропорту или в кинотеатре, врача и пациента.

    При изучении иностранных языков мы часто пользовались Интернет ресурсами для создания мультимедийных презентаций по страноведческой тематике. Например,  при изучении тем «Достопримечательности Великобритании», «Достопримечательности Германии», «Известные люди», «Города», «Нравы и обычаи», «Праздники» и т.д.  Учащиеся с большим удовольствием выполняли такие презентаций.

    Таким образом, применение этих способов и форм работы развили умения подойти творчески к решению поставленных задач и они повысили интерес к изучению языка. Даже самые слабые ученики всегда и с удовольствием выполняли работы, так как была возможность проявить свои индивидуальные способности.

    Изо дня в день, из урока в урок мы вели каждого ребёнка по дороге самосовершенствования. Всем желающим в конце года предлагали сдать папку с разнообразными заданиями: написать реферат, описать картинку, портрет человека, написать эссе, письменно перевести текст с иностранного языка на русский и т.д.

           Таким образом, развивая творческие способности на уроках иностранного языка, ученики стремились  узнать больше дополнительной информации путём самостоятельной работы. Учащиеся  умело организовали  свою деятельность, иногда не прибегая к помощи учителя. Ученики стали  более открытыми для общения и обучения. Они стремились  выразить себя, показать свои таланты, добивались  успеха в учёбе. Многие из учеников определились  со своими интересами, и шли  к намеченной цели. Ребята справлялись хорошо  с различными головоломками, заданиями, требующими логического осмысления, нестандартности решения. Ученики осознавали  не только собственный рост в обучении, психологическом развитии, но и замечали  изменения друг в друге. Происходило сравнение себя с одноклассниками. Отсюда прослеживалось  наблюдение и внимательное отношение ко всем людям. Для выполнения большинства заданий ученикам необходимо было проявить креативность, раскрывая свой потенциал. Исчезли  многие комплексы. Активизировалась  поисковая активность. Благодаря совместной продуктивной творческой работе учителя и учеников, последние имели  значительный успех и значимость среди сверстников, умело применяли  полученный опыт в жизни и готовы легко найти выход из любой сложившейся ситуации.

    2.2 Использование страноведческого материала на уроках иностранного языка для развития творческих способностей

    Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам, учащиеся познакомились с реалиями страны изучаемого языка, получили дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. Содержание страноведческих текстов  были значимыми для учеников, имели определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета. Уроки страноведения вызывали  у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. И именно лингвострановедение послужило опорой для развития творческих способностей, т.к. включает в себя два аспекта:

    1) идет обучение языку

    2) дает сведения о стране

    Лингвострановедческий материал являлся сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков.

    Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. В преподавании живых языков с конца XIV века на первое место наряду с устной речью выдвигается ознакомление с реалиями страны изучаемого языка. Особенно это было характерно для немецкой лингво-дидактической школы. В нашей стране различные сведения о том или ином государстве, преподаваемые процессе обучения языку (или всвязи с изучением языка), принято называть страноведением, в Германии—культуроведением (Кulturkunde), в Американских учебных заведениях существуют курсы языка и территорий (language and area), во Французской методической школе бытует понятие «язык и цивилизация» (langue et civilisation).

    Одним из основных объектов лингвострановедения являются реалии стран изучаемого языка. Реалии — это реальные факты, касающиеся быта, культуры, истории страны изучаемого языка, героев, традиций, обычаев.

    В страноведении реалия представляет собой особую единицу. С одной стороны, реалия отражает государственный, экономический, географический и культурный уклад страны, что придает ей высший, ценный вес. Но, с другой стороны, реалия — это слово, называющее объекты, характерные для жизни одного народа и совершенно чуждые другому, что очень затрудняет их перевод, и переводчику приходится прибегать к пространным описаниям или предлагать свои неологизмы, например: «надземка» — elevated railroad; «букмекер» — book maker —человек, принимающий заклады от публики на скачках, «родстер» — roadster — двухместная машина с откидным верхом. Иногда подобные эквиваленты могут перейти в устойчивые словосочетания: Lord Privy Seal — лорд-хранитель печати. К числу реалий также относят сокращенные аббревиатуры: NAM suit—костюм строгого покроя (NAM — National Association of Manufacturers — Национальная ассоциация промышленников).

    В стилистическом плане реалии являются принадлежностью национального литературного языка, и этим они отличаются от научных терминов, локализмов, жаргонизмов и т.д.

    Итак, реалии являлись главным объектом изучения страноведения. И, если мы ввели лингвострановедческий материал, основанный главным образом на знаниях страны изучаемого языка, определенными, нормированными тематически ориентированными порциями, то это внедрение способствовало усвоению языка, не только в качестве коммуникативной функции. Чем выше был уровень сформированности активной речевой деятельности, тем сильнее и устойчивее были внутренние мотивы, которые в единстве с широкими социальными и обеспечили положительное отношение к политической, экономической и культурной жизни страны изучаемого языка. Таким образом, были  реализованы воспитательная, образовательная, развивающая и, главным образом, практическая цели, зафиксированные в Госстандарте.

    Основная цель обучения иностранному языку состоит в развитии личности ученика, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации. Исходя из поставленных целей,  в содержание обучения страноведению на уроках иностранного языка включались следующие компоненты: лингвострановедческий, включающий в себя знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение их употреблять, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы как источник национальной культурной информации; знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями о стране; текстовый материал, содержащийся в учебниках и учебный материал по страноведению и общеучебный компонент.
             Задача учителя в соответствии с реалиями времени заключалась в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и их подготовке к участию, в передаче духовного богатства народа страны изучаемого языка, в частности в обогащении предлагаемых для изучения тем по страноведению, чтобы все работало на межкультурную коммуникацию.
            Для поддержания интереса учащихся к иностранному языку на протяжении всего периода обучения большую роль играло введение на уроках элементов страноведения. Это содействовало  воспитанию учащихся в контексте диалога культур, знакомило с общими ценностями, служило  опорой для поддержания познавательной мотивации, и формировало способности к общению на иностранном языке.
              Качество обучения во многом зависело от умения учителя подобрать страноведческий материал. Познание чужой культуры состояло в поиске различий между образцами своей и чужой культуры и осознание этой культуры. Тексты страноведческого характера занимали большое место в процессе обучения иностранному языку.

               Содержание таких текстов было значимым для учащихся, имело для них новизну. В понятие культуры при отборе текстов включались  следующие аспекты: 1. География, города-памятники. 2. Обычаи, традиции, самосознание народов. 3. Выдающиеся люди. 4. Система образования. 5. Живопись, архитектура, скульптура. 6. Классическая (народная) музыка. 7. Проза, поэзия, фольклор. 8. Памятники искусства, литературы 9. Кино, театр, СМИ, ТВ. 10.Общественные и религиозные организации, фонды.
             Учебники иностранного языка содержат материал страноведческого характера, который позволяет обеспечить реализацию социокультурного компонента, предлагая информацию о стране изучаемого языка, развивая умения учащихся представлять свою страну в сравнении с другими странами.  

                Учащиеся научились строить речевое и неречевое поведение с учетом особенностей культуры изучаемого языка при понимании единой системы этнических ценностей народов. Учебный материал представлялся и отрабатывался в задачах, модулирующих ситуации реального повседневного применения языка.
             На протяжении ряда лет мы практиковали  формирование специальных папок различной тематической направленности, которые постоянно пополнялись. Например, собран богатый материал на тему «Покупки», где указаны многочисленные названия магазинов в зависимости от их специализации, перечень товаров. Даны были также модели речевых ситуаций, примеры диалогов с использованием форм обращений, принятых в стране изучаемого языка, зрительные опоры для составления собственных монологических высказываний. Предоставлен был большой перечень речевых клише и общеупотребительных фраз. Все это способствовало созданию языковой атмосферы, максимально приближенной к реальной.
           В папке по теме «Транспорт» даны были рекламные материалы различных авиакомпаний, характеристики различных типов самолетов, расписания вылетов, что предоставляло актуальный материал при изучении не только лексического, но и грамматического материала, в частности при изучении степеней сравнения прилагательных.
           В папке «Великобритания и Северная Ирландия» были представлены тексты различного уровня сложности и предназначены для разных возрастных категорий учащихся. Формы контроля  были в виде вопросно-ответной работы по содержанию текста, нахождения в тексте предложений, которые служили подтверждением иллюстраций, краткого пересказа текста, в виде произвольной беседы учителя и ученика по прочитанному тексту, обоснования учеником своей точки зрения. Иногда в зависимости от задач урока сочетались традиционные и нетрадиционные формы контроля. Как правило, в конце текстов даны были задания лексико-грамматического характера, например, при изучении текста о королевской семье предполагалась тренировка в устной речи фраз с использованием притяжательного падежа, в других – определение в текстах английских эквивалентов, составление вопросов с использованием новых лексических единиц и т.д.

    Подобранные актуальные и интересные материалы о жизни в этих странах, познавательные тексты, фотографии и иллюстрации делали  их прекрасным дополнением к традиционным школьным учебникам с одной стороны. С другой – система дополнительных текстов расширила и углубила лингвострановедческую информацию, полученную школьниками на уроках иностранного языка.

            Кроме того, страноведческий материал широко использовался нами на наших уроках при работе с аутентичными письмами.

    При этом,  мы решали  следующие задачи:
    - научить правильно оформлять письмо, правильно подписывать конверт.
    - научить понимать и правильно осмысливать содержание текстов.
    - научить выражать свое мнение на основе содержащейся в тексте информации, вести беседу, отстаивать свою точку зрения.
    - учить применять полученные знания в письменной форме в ситуациях, близких к реальным.

    Аутентичные письма отличаются от обычных текстов своим простым повседневным языком. В подборке имелись реальные письма и поздравительные открытки личного характера, что вызвало неподдельный интерес учащихся. При этом детям интересно было буквально все: от изображения на марках, конвертах и открытках, заканчивая почерком, не говоря уже о содержании. Подлинность переписки являлась мощным средством мотивации учеников в их стремлении овладеть навыками написания писем.
              Изучались различные виды писем: письмо-благодарность, письмо-приглашение, письмо-извинение, сопроводительное письмо к посылке, письмо-запрос о здоровье и т.д. В обязательном порядке изучалась  структура личного и делового письма, заучивались наизусть примеры вводных фраз, приветствий (обращения), заключительных фраз, объяснялась примерная схема последовательности изложения событий в основной части письма. Хотя переписка занимала незначительное место в содержании учебного материала, но по нашим наблюдениям ее изучение способно было оживить, разнообразить традиционные уроки английского языка и поддержать  интерес учащихся к его изучению.

    Для учащихся была очень интересна работа с географическими картами и календарями. Географические карты и календари являлись не только прекрасным дополнительным наглядным материалом при изучении иностранного языка в средних и старших классах, но и способствовали развитию зрительной памяти, логического и аналитического мышления учащихся и позволили  закреплять уже имеющиеся знания по географии. Так, работа с аутентичной картой являлась весьма необходимой при проведении уроков в Х классе по теме « How does the geographical position influence the people`s life?» («Как географическое положение влияет на жизнь людей?», в частности при изучении названий штатов, (особенно штат Washington and Washington D.C.), крупнейших городов, рек,  других географических объектов и их расположения. Оригинальные календари с изображениями местных достопримечательностей и пейзажей, изучаемых по теме территорий также играли свою незаменимую роль, развивая воображение учащихся. Без этих пособий не обошлись бы, в частности, при изучении неофициальных названий (прозвищ) штатов, например, Maine – Pine-Tree State, Vermont – Green Mountain State, Rhode Island – Little Rhody etc.

    Крайне важной при изучении страноведческого материала стала работа с невербальными формами, пословицами, идиоматическими выражениями. Материалы подобной направленности не только дали глубокое представление о языке и культуре стран изучаемого языка, но и, что более значимо, «делали английский язык максимально английским». Не секрет, что нетрудно было по употребляемой английской и немецкой лексике определить в собеседнике славяноговорящего представителя. При изучении вышеуказанного материала происходило максимально возможное приближение к изучаемому языку, «внедрение» в образ мышления англичан и немцев.

             То, что мы слышим, не всегда то, что нам говорят. Происходит вербальная потеря информации, поэтому так важны невербальные средства общения, которые порой передают больше, чем можно выразить словами (тон, крик, тембр), в том числе язык жестов. Вот некоторые примеры:
    Standing with hands on hips - Readiness, aggression
    Sitting, legs apart - Open, relaxed
    Arms crossed on chest - Defensiveness
    Rubbing the eye - Doubt, disbelief
    Stroking chin - Trying to make a decision
           Некоторые английские, немецкие и русские пословицы имеют общее значение и могут переводиться дословно с одного языка на другой. Например, “There is no smoke without fire” имеет русский эквивалент «Дыма без огня не бывает». В других случаях значение одной пословицы можно перевести разными способами: “Once bitten, twice shy” может быть выражено по-русски «Обжегшись на молоке, будешь дуть на воду» или «Пуганая ворона куста боится».
            Познавательный интерес учащихся вызывало  изучение значения одних и тех же слов, имеющих разное значение в британском, американском и австралийском английском. Например, Barbie-barbecue, roo-kangaroo, mozzie-mosquito, chook-chicken, dunny-loo-toilet, ute-pick up, tellie-TV etc.
             Как указывалось выше, приближение к культуре страны изучаемого языка невозможно без ознакомления с ее фольклором, пословицами и т.п., что является обязательным компонентом лингвострановедческого материала. Хотелось бы, чтобы при изучении английского инемецкого языка этому аспекту уделялось большее значение.

            Все перечисленные формы введения материалов страноведческого содержания способствовали  передаче школьникам иноязычной культуры, содействовали  их вовлечению в диалог культур, развивали их творческие и познавательные умения, повышали и поддерживали интерес к изучению иностранного языка.

    Временный государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранным языкам на базовом уровне включает воспитание у «школьников положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке. Образование средствами иностранного языка предполагает знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка страноведение, страноведение), включает школьников в диалектику культур, в развитие общечеловеческой культуры, в осознание роли разговорного языка и культуры в зеркале культуры другого народа».
           Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.
          Следует отметить, что только детальная проработка соответствующих тем помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать иностранный язык как средство развития творческих способностей ученика, его коммуникативных навыков и умений, расширить представление о странах изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к их культуре.
          Любая урочная, творческая работа с учениками— дело очень увлекательное и полезное. Учитывая имитационные способности учащихся в освоении иностранного языка, их природную любознательность и потребность в познании нового, целесообразно использовать страноведческий и языковой материал на каждом уроке.

    Заключение

           Исходя, из вышеизложенного,  мы можем сказать, что цель и задачи, поставленные в начале работы нами достигнута. Мы подробно изучили научно-методическую литературу по теме «Работа со страноведческим материалом как один из способов развития творческих способностей учащихся на уроке иностранного языка»,  и выяснили, что творчество играет важную роль в жизни каждого человека и помогает достичь успехов в любом деле, также является  важнейшим условием в самореализации личности учащихся на уроках английского и немецкого языков. Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом «Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться».

            А также, мы выяснили, что страноведческие материалы обладают большой возможностью в развитии творческих способностей учащихся при изучении культуры, традиций и реалий изучаемых иностранных языков, играют значительную роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка. Уроки с элементами страноведения  вызывают у учащихся потребность в дальнейшем,  самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом, при этом  страноведение является не чистым и единственным предметом о чужой культуре, а вплетается в канву каждого урока иностранного языка в виде языкового,  литературного, исторического и других компонентов.  У учащихся развивается способность к перспективному пониманию чужих явлений, к принятию чужой культуры и ее представителей, а также, способность понять чужую культуру и распределение в ней ролей, для сравнения «чужого» и «своего».

    Учащиеся должны усвоить, что их привычное представление о мире не всегда совпадает с реалиями стран изучаемого языка и, в дальнейшем, нужно уметь применять полученные знания в других речевых ситуациях.

    Изучая страноведческий материал, учащиеся пополняют свои знания в разных областях жизни, науки и искусства. Страноведческий материал помогает реализовываться в разных сферах трудовой и общественной жизни.

    Кроме того, творческий подход при изучении страноведческого материала воспитывает активную личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляет и использует в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся.

    Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности самореализовываться и наша цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.

    Исходя из личного опыта и изученной методической литературы, мы предлагаем следующие методические рекомендации:

    1. Формировать у учащихся на начальной стадии обучения мотива к обучению и творчеству.
    2. Раскрыть и развить задатки творческих способностей, которые присущи любому ребенку.
    3. Формировать культурную, социально-активную личность учащегося через  использование страноведческого материала на уроках иностранного языка.
    4. Научить применять страноведческий материал как инструмент самостоятельного познания поликультурной картины народа изучаемого языка во всем ее многообразии: географии, истории, культуры.
    5. Использовать информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство.

    Таким образом эти методические рекомендации могут помочь в развитии творческих способностей  учащихся с помощью страноведческих материалов.

    Литература

    1. Аникеева Н.П., "Воспитание игрой", Москва, 1987 г.

    2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб.,2002

    3. Богданова Т.Г., Корнилова Т. В.  Диагностика познавательной сферы ребенка. М.; Изд. Роспедагентство,1994.
    4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей .М. Изд
    .   Академия, 2002

    5. Большакова Л. А. Развитие творчества (креативных способностей младших школьников)   http://www.erudition.ru/referat/ref/id.19119_1.html

    6. Вальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва.2004.

    7.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997

    8.  Губенко Е.Л. Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства.

    http://festival.1september.ru/articles/578042/

    9.  Ильин И.Ю. Язык мой – друг мой.  Педагогическая мастерская. № 2.2009

    10. Ильин Е.П. Психология творчества креативности, одаренности. Питер. 2011

    11. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М. Просвещение. 2011.

    12.  Крупкина Н.Н.  Использование ролевых игр на уроке немецкого языка в средней школе. 2001 год      http://yandex.ru/yandsearch

    13.  Курочкина М.  Хочу на урок! Формирование интереса к обучению и творчеству в начальной школе. Учитель №2. 2009

    14. Леонтьева Г. Н. Развитие творческих способностей и положительной мотивации к учению у учеников начальных классов через литературное образование. Москва. http://www.uroki.net/docnach/docnach55.htm

    15. Нефедова М.А., Лотарева Т.В. Страноведческий материал и познавательная активность учащихся. // Иностранные языки в школе. № 6, 1997.

    16. Панов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества. // Иностранные языки в школе. № 6, 1997.

    17. Пивсаева Т.А. Использование элементов страноведения на уроке-зачете по английскому языку в V классе. // Иностранные языки в школе № 3, 1998.

    18. Райхштейн А.Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранных языков. // Иностранные языки в школе № 6, 1998.

    19. Савченко Т.Ю. Творческие работы – эффективное направление развития и интеллектуального потенциала детей. В копилку учителя. АЯШ/2(34)

    20. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль. 1997

    21. Стандарты второго поколения. Проект. Примерные программы по учебным предметам. М. Просвещение.2011.

    22.  Степанов Г.В.  Творческое воспитание школьников. Москва.2006.

    23. Тер-Минасова, Светлана Григорьевна. Словосочетание в научно- лингвистическом и дидактическом аспектах [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Иностранные языки" / С. Г. Тер-Минасова, 2007. - 143, [1] с.

    24. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе № 6, 1999.

    25. Томахин Г.Д. Реалии в культуре и языке. // Иностранные языки в школе № 1, 2000.

    26. Уколова Л.В. Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество. http://festival.1september.ru/articles/413605/

    27. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯШ № 2/88.

    28.  Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека....

    http://www.erudition.ru/referat/ref/id.19119_1.html 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

    В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка....

    Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

    Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

    «Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

    Поликультурное образование современного  школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...

    Проект как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

    Данный материал дает информацию о видах  проектной деятельности, этапах проекта и предлагает фрагменты нескольких проектных работ, выполненных в разных клвссвх....

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

              Творчество и творческая деятельность определяют человека,поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический,но и практический смысл....