ИКТ в обучении
материал по теме

Павлова Людмила Михайловна

В сообщении представлен материал об использовании ИКТ технологий на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Характеристика ИКТ технологий82 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение

 информационно-коммуникативных технологий

 в обучении»

Сообщение подготовлено учителем французского языка

МБОУ - лицея №3 г. Тулы

Павловой Людмилой Михайловной

«...УРОК — ЭТО ЗЕРКАЛО ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ,

МЕРИЛО ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БОГАТСТВА, ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО КРУГОЗОРА И ЭРУДИЦИИ»

                       В. СУХОМЛИНСКИЙ

 

1.Информационно-коммуникативные технологии.

  Общие сведения.

На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии (ИТ).  Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в условиях функционирования всемирной информационной сети.

В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок

  • Учится работать с текстом
  •  Создавать базы данных
  •  Использовать электронные таблицы
  •  Узнавать новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяя кругозор
  •  Повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес
  •  Возрастает эффективность самостоятельной работы
  • При использовании ИКТ реализуются все потенциалы личности - познавательная, морально-нравственная, творческая, коммуникативная и эстетическая

 

2. Характеристика информационно-коммуникативных технологий.

Новые аппаратные и программные средства компьютера постепенно ведут к вытеснению термина «компьютерные технологии» термином «информационные технологии». Под этим термином понимают

  • Процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств
  •  Суть информатизации  образования определяет создание  условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях

 

3. Организация информационных процессов

Следуя этой терминологии, можно определить ИТ как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В отличии от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием ЭВМ. Информационно-коммуникативная технология включает в себя две проблемы:

- решение конкретных функциональных проблем пользователя;

- организация информационных процессов, поддерживающих решение этих задач, которые делятся на следующие этапы:

 

  • 1 этап предъявления учебной информации учащимся

  • 2 этап усвоения учебного материала

  • 3 этап повторения и закрепления усвоенных знаний, навыков,    умений

  • 4 этап промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения

  • 5 этап самого процесса обучения и его результатов

4.Какими же  возможностями обладает  компьютерное  обучение?

 Компьютерное обучение

является эффективным

Способствует реализации  

дидактических принципов

Организации учебного процесса

Наполняет деятельность

учителя новым содержанием

Позволяет сосредоточится

на   главных функциях –

обучающих, воспитательных

и развивающих

Использование ИТ возможностей позволяет мне разрабатывать презентации к урокам, для более прочного усвоения материала, для повторения пройденного. Так мною подготовлены презентации: «Отели». «Импрессионисты», «Музей Орсе», «Огуст Ренуар» к учебнику фр.языка для 9 класса «Синяя птица» Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю., «В какую дверь постучать?», «Я начал употреблять наркотики с 17 лет» к учебнику для 10-11 класса « Objectif» Григорьева Е.Я., «Тула и ее достопримечательности» к учебнику 7-8 класс «Синяя птица» Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю.

  

5. Технология открытых форм.

Информационно-коммуникативные технологии предполагают активнейшее участие ребенка в «производстве» высококлассной продукции – активной грамотности, а главное, глубоко индивидуальной личности человека.

Овладевая  ИК технологиями, ребенок ненавязчиво подключается к процессу и обсуждениям  актуальных для современного общества проблем, поиска и аргументации их наиболее оптимальных решений, оценки и обсуждения самых разных вопросов в процессе коммуникативного обсуждения. Благодаря фактору коммуникации личность ребенка очень рано претерпевает важные, с точки зрения социализации, изменения. Постепенно и планомерно достигаются такие воспитательные цели, как формирование культуры речи, развитие дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни.

Перспективность ИК обуславливается такими важными ее атрибутами, как актуализация, воспроизведение изучаемых ЛЕ, анализ, отбор информации в связи с обсуждаемой проблемой, усвоение навыков , построение оценочных заключений, отстаивание мнения, обмен мнениями, знаниями, выработка точки зрения.

Результатом применения технологических приемов должно стать создание в учебном коллективе «атмосферы ответственной зависимости» (А.И. Макаренко). Учащиеся начинают с определенностью ощущать те незримые, но весьма крепкие нити социальных связей и отношений, которые выступают духовным фоном становления нравственной зрелости.

6.Информационно-коммуникативные технологии включают в себя мультимедиа – технологии.

Под мультимедиа – технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации, видеоинформации, анимации.

Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию материала и повышает интерес  к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение ученикам и повышая качество излагаемой учителем информации.

Интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством учителя и индивидуального компьютерного обучения.  Компьютер из «преподавателя» превращается в активного помощника учителя. Наряду с информационно – познавательным содержанием интерактивный урок имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе е изложения компьютерных слайдов, интерактивной доски. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

Для изучения новой темы  заранее готовится электронный материал в виде схем, картинок, чертежей, которые проецируются на интерактивную доску. Интерактивность обучения в том, что в ходе объяснения нового материала они комментируются, дополняются соответствующими надписями. При таком обучении повышается концентрация внимания учащихся, улучшается усвоение и запоминание новой информации. Преимущества использования интерактивной доски на уроке 

  • 1. Экономия времени
  • 2. Наглядность и интерактивность
  • 3. Многократное использование
  • 4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя
  • 5.Ученикам просто нравится работать с интерактивной доской  

Использование такой методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к предмету, позволяет достичь большой глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями учащихся, улучшает качество ее усвоения. С другой стороны, оно предъявляет к учителю более высокие требования к уровню подготовки и его квалификации, который должен владеть не только традиционными методами преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой класса, используя современные достижения науки и техники.

7. Применение интерактивной системы опроса 

Использование интерактивной системы опроса  также относят  к медиатехнологиям. Преимущества электронного тестирования перед традиционными формами очевидны:

  •  Оперативность
  • Автоматическая обработка результатов
  • Учитель освобождается  от рутинной работы
  • Повышается эффективность урока
  •  Моментальная обратная связь
  • Оперативное оценивание знаний учеников      

7. Использование интерактивного тестирования

  позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия.

Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления.

  •  для проверки домашнего задания

  • для быстрого включения учащихся в учебный процесс

  • для постоянной поддержки обратной связи с классом

  • для повышения внимания обучающихся
  • для контроля степени усвоения материала

  • для итоговой проверки знаний учащихся

Убедится в преимуществе интерактивного тестирования, мне позволило использование компьютерной программы My test, которая проста и удобна в применении.

8. Основные задачи медиаобразования:

средства массовой коммуникации с каждым годом играют все большую роль в жизни людей и в образовательном процессе. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, которое «Российская педагогическая энциклопедия» трактует как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования:

  •  подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях
  •  к восприятию  различной информации
  •  научить человека понимать ее
  •  осознавать последствия ее воздействия на психику
  •  овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств

9.Семь причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире по Л.Мастерману 

Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [Council of Europe, 2000].

Один из самых авторитетных медиапедагогов и теоретиков медиаобразования Л.Мастерман (L.Masterman) обосновал семь причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире:

  •  1 Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации
  • 2 Идеологическая важность медиа на сознание аудитории.
  • 3 Быстрый рост количества медиаинформации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
  • 4 Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы
  • 5 Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях
  • 6 Необходимость обучения школьников с ориентацией на соответствие будущим требованиям
  • 7 Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации  

Методы медиаобразования

Методы медиаобразования можно классифицировать по источникам полученных знаний:

словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия)

наглядные (иллюстрация и демонстрация медиа текстов)

практические  

По уровню познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративные  

репродуктивные (разработка и применение различных

упражнений и заданий на материале медиа)

проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или

медиатекста сцелью развития критического мышления)

частично-поисковые или эвристические, исследовательские  

(организация     поисково-творческой деятельности обучения)

11. Показатели развития профессиональных знаний и  умений

      для того чтобы  подготовить учащихся к медиаобразованию, нужны            не          только показатели медиаграмотности/медиакомпетентности (то есть полноценного развития в области медиакультуры самих педагогов), но и показатели профессиональных       знаний    и     умений,     необходимых     им    для  медиаобразовательной деятельности.

  •  1 мотивационный
  • 2 информационный
  • 3 методический
  • 4 деятельностный
  • 5 креативный

При изучении темы ИКТ технологий, владея достаточной информацией, движимая высокой мотивационной деятельностью, мною было создано электронное портфолио, включающее в себя опыт моей работы.

12 Требования к уроку с использованием программы MS Power Point.

Одной из форм проведения урока с использованием ИТ является презентация нового материала с использованием, например, программы MS Power Point. Многие наши учителя быстро освоили программу и хорошо ею владеют. Учебным средством для урока с использованием информационных технологий большинство учителей выбирает именно эту программу. Такая программа решает множество проблем на уроке (наглядность, повышение интереса и другие), является достаточно простой в изучении и применении. Но, неграмотная подготовка слайдов может привести к отрицательному результату урока. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо придерживаться нескольких простых советов: прежде чем приступить к разработке презентации необходимо четко сформулировать :

  • Цели и задачи разработки презентации
  •  Психологические особенности использования мультимедиа
  • Учет психофизиологических особенностей ученика при разработке презентации
  • Планирование презентации
  • Оформление фона листов слайдов
  • Анимация объектов слайда

13 Заключение

  •  ИКТ значительно повышают интерес учащихся к уроку      
  •  На уроке присутствует эмоциональный комфорт
  •  Учащимся нравится участвовать  в ИКТ
  • И главное, не нужно урок подстраивать под ИКТ, компьютер должен выполнять функцию дополнения в общении учитель-ученик, а не доминировать, ведь это всего лишь средство обучения.

  

Литература

Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000.  

Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.  

Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....