Игра как средство формирования грамматических навыков в начальной школе
проект по теме

Методика обучения иностранному языку в начальной школе основывается на четырех видах работы: игре, движении, музыке и наглядности. Эти виды работы помогают поддерживать интерес к изучению языка, способствуют повышению качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt.zip1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Проект

Методика преподавания английского языка в начальной школе

«Игра как средство формирования  грамматических навыков в начальной школе»

                                              Работу выполнила:  Салчян Сатеник Ашотовна

      учитель английского языка

       МБУ лицей 19 г.о. Тольятти

                                             

г. о. Тольятти

Введение

Методика обучения иностранному языку в начальной школе основывается на четырех видах работы: игре, движении, музыке и наглядности. Эти виды работы помогают поддерживать интерес к изучению языка, способствуют повышению качества обучения. Их взаимосвязанное использование помогает добиваться лучших результатов. В настоящее время большой интерес вызывает использование игр на уроках иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике. Наша задача сделать этот предмет интересным, ведь внимание детей непроизвольно и неустойчиво, они обращают внимание на то, что вызывает их непроизвольный интерес. В младшем школьном возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основной для развития у учащихся навыков учебной деятельности. Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровые моменты деятельности, непосредственное общение со взрослыми и предметная наглядность. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию деятельности на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые

элементарные высказывания.Актуальность исследований в данной области состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к английскому языку.

Цель: изучение особенностей преподавания английского языка в младших классах средней школы и применение на практике игровых методик в преподавания в начальной школе.

Задачи:

  • изучить особенности преподавания английского языка учащимся младших классов;
  • изучить роль познавательных и развлекательных игр на начальном этапе обучения английскому языку;
  • раскрыть основные методы обучения английскому языку младших школьников;
  • Определить влияние игры на формирование грамматического навыка;

Гипотеза: если при обучении грамматике на уроках английского языка систематически использовать игры, то процесс формирования грамматического навыка будет более эффективным.

Практическая ценность нашей работы состоит в том, что подобранный нами комплекс игр может быть использован студентами и учителями иностранного языка в школе при работе над формированием грамматического навыка у младших школьников. Ведь, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов

позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять

учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.

Прежде, чем переходить на практическую часть вопроса, поговорим о теории: что такое игра, какими свойствами обладает игровой урок, на какие группы они делятся по характеру игровой методики и т.д.

1.Особенности  использование учебных игр на уроках английского языка

1.1 Что такое игра?

В начальной школе дети порой не знают и по-русски названия частей речи и членов предложения, поэтому обучение грамматике английского языка также целесообразно проводить через игру. Дети должны учиться понимать иноязычную речь на слух, выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.  Для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употребление в речи. Однако в начальных классах реализовать это стремление не так просто. Дело в том, что в грамматический минимум для начальной школы неизбежно входят и общие грамматические понятия, полноценное осмысление и понимание которых предусматривает наличие у детей начальной школы достаточно высокого уровня сформированности и развития понятийного мышления, которое, как показывает опыт, достигает достаточного уровня лишь к 11-12 годам. Учитывая это при обучении грамматике

английского языка, учитель опирается на то, что у детей младшего школьного возраста ярко выражено прежде всего наглядно-образное мышление, воображение, способность к подражанию и т.п. Однимизпроявлений творческого воображения является персонификация, т.е. наделение животных, предметов, отвлеченных

понятий (в нашем случае общих грамматических понятий)

человеческими качествами и свойствами, с чем мы часто сталкиваемся в сказках. На основе персонификации были созданы грамматические сказки, суть которых заключается в передаче грамматического правила путем рассказа истории, в хорошо знакомой детям сказочной форме, где герои принимают на себя функции грамматических понятий, а их действия отражают грамматическое правило. Более того, одна игра может одновременно нести в себе и лексический, и грамматический, и фонетический материал. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Она может вклиниться в любой этап урока или пронизывать весь урок. В последнем случае за урок можно успеть расколдовать принцессу, победить злого волшебника, отыскать золотой ключик,построить дом, вырастить сад, ну и, конечно же, отработать весь грамматический, лексический, фонетический материал. И для этого вовсе не обязательно придумывать сложные костюмы и прочие атрибуты, порой, чтобы погрузится в игру-сказку достаточно прошептать волшебные слова или взмахнуть волшебной полочкой и. … А сюжет сказки подскажут сами учащиеся.Для учителя же главное

помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна

служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. При этом презентация изучаемого явления не может ограничиться лишь использованием рассматриваемого приема и требует дополнительных действий для формулирования итогового правила и контроля понимания последнего.

   

1.2. Роли функции учебной игры на уроках английского языка

Чтобы делать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся, учителя все чаще и чаще используют активные методы обучения иностранному языку. В связи с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста основным видом активности является игра. У учащихся игра выделяется в особую сферу бытия, тем самым образуется особый мир игры, в котором они пребывают, проявляя свою творческую индивидуальность, вкусы и предпочтения. Игра - естественный вид деятельности, свойственный школьникам. Интерес учащихся к играм, прилежание, с каким они участвуют в них, позволяет назвать игры серьезным занятием для учащихся. Давно известно, что игра дает детям возможность раскрыть свои возможности в непосредственной обстановке. О роли игры в процессе обучения говорили и говорят многие известные педагоги и психологи. Еще Л. С. Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, является «лучшей формой организации эмоционального поведения», ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра - это всегда эмоции; а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра, как

организованное действие в классе, вызывает напряжение эмоций и умственных усилий учащихся, предполагает принятие быстрого решения, мгновенной реакции. Всем хорошо известно, что заучить 2 - 3 речевых образца не представляет особого труда. Однако использовать их в различных ситуациях общения представляет определенную трудность для учащихся.В этом нам помогут игровые приемы. Игровая активность помогает снять не только трудности морфологического и синтаксического характера, она одновременно направлена на преодоление трудностей речевого общения: помогает снять синдром ошибкобоязни, воспитывает речевую инициативу, снижает психологический барьер, то есть создает все условия для применения изучаемого материала. В то же время, нельзя допускать, чтобы игра превратилась в самоцель, в игру - развлечение. Важно подчеркнуть, что игра служит средством интенсификации учебного процесса только тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна, иными словами, когда она является средством обучения иностранному языку.Использование игр позволяет сохранить энтузиазм и работоспособность учеников на протяжении всего урока.

1.3.Классификация игр

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

  1. предметные;
  2. сюжетные
  3. ролевые;
  4. деловые;
  5. имитационные;
  6. игры-драматизации.

По виду деятельности игры делятся на:

  1. физические (двигательные);
  2. интеллектуальные (умственные);
  3. трудовые;
  4. социальные;
  5. психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Грамматические игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке. Применение нового лексического материала в нетрадиционной форме позволяет предотвратить процесс забывания активного словарного запаса. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • фронтальная

2.Игровые приемы обучения как средство формирования  грамматических навыков

2.1. Подборка игровых приемов

Учащимся часто предлагаются ряд грамматических заданий: расстановка слов в предложении, составление общих вопросов, описание животных и исправление ошибок в тексте, самостоятельно выполнить упражнения, направленные на формирование грамматического навыка с использованием хорошо знакомой лексики по следующим темам: «Продукты», «Животные», «В магазине», «Спорт».Предлагаю вашему вниманию варианты нескольких грамматических игр с уроков английского языка в 2-4 классах  МБУ лицей 19г.Тольяти,направленных на формирование грамматического навыка, с использованием изученной лексики. Эти игры, на мой взгляд, создают естественную ситуацию для использования конкретного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, грамматические навыки, но местами содержат трудности. Во 2 классе мы с ребятами выучили новый речевой образец  What is this?,можно повторить этот вопрос один, два, три раза, а что дальше…? Как можно употребить его в речи? Я прошу помощи у класса. От желающий нет  отбоя. Один из учеников подходит к учительскому столу, где лежит набор предметов, названия которых дети уже знают. Он, показывая каждый предмет, задает вопрос What is this?Дети с удовольствием отвечают, и команда (ряд),получивший больше баллов, становится победителем. А в изучении количественных числительных

предлагаю вам очень веселую игру с целью закрепления лексико-грамматического материала.

Let’s play. Listen to the rhyme and finish it in English.

  • Совсем один ты бродишь там. Одна, один - иначе… .(one)
  • Две изюминки во рту. По-английски двойка….(two)
  • Скорей иди сюда! Смотри! У кошки три котенка -…(three)
  • Уже пошел десятый день. Десять по-английски … (ten).
  • Я нашел большущий гриб, а большой  иначе … .(big)
  • Маленький грибок нашел. Маленький иначе - … .( small)
  • Был когда-то барон молод, а теперь он старый- … .(old)
  • Я всё новое люблю. Новый по-английски- … .(new)

С такой легкостью можно, например, использовать игру такого же характера на уроке с формированием грамматических навыков по теме Present simple (Простое настоящее время глагола) в 3 классе.

  • Я нарисовал ведро. Рисовать – иначе …(draw)
  • Мы едем в город снова? Идти и ехать …(go)
  • Бегут спортсмены разных стран. Бежать, беги – иначе … (run)
  • Шарик, шарик, улетай! Летать, запомни, будет …(fly)

2.2 Организация уроков без использования грамматических игр

В начале исследования у меня возникла идея проводить ряд экспериментальных уроков в 2-4 классах без использования грамматических игр, проанализировать результаты и сравнить их с результатами уроков с использованием грамматических игр, а так же выявить все преимущества и недостатки. Эксперимент был проведен в течение двух недель. Практика показывает, что часто возникающие проблемные вопросы на наших уроках связаны с правильным формированием предложений. Соответственно, детям4 класса было предложено расставить слова в правильном порядке, чтобы получилось грамматически верно оформленное английское предложение:

1.to/ I/ school/ go.

2.dinner/ the / she/ is/ cooking, moment,/ at.

3. everyone / love /I.

4. Italy/ they/ last /went/ to/ their/ for/ year/ holiday.

5. my/ yesterday/ mum/ went/ market/to/the.

На выполнение этого задания дети затратили 10 минут, при этом никто не выполнил целиком все задание верно, большинство справились лишь с двумя-тремя предложениями. Другой эксперимент был проведен в 3

классе, когда учащихся изучали тему«Письмо». Им было предложено попробовать себя в исправлении грамматических ошибок в тексте.

53 ZhilinStreet,

Togliatti city,

May 15, 2012

Dear friends,

Hi! How you are? I want to read you my letter.

Go I to school every day;

I got «five» at yesterday the English lesson.

I Have 4 lessons tomorrow shall.

I am Watching TV at the moment and writing a letter

This week I have arrived in Moscow.

В течение 10 минут учащимся  удалось найти максимум 4 ошибок из 7.

С таким же успехом прошел эксперимент во 2 классе по теме Prepositions of place (предлоги места) детям было предложено за 5 минут, с употреблением предлогов, описать место нахождение предметов и животных. (см. на стр.25)Хотя задание было легкое, двое не справились с ним.Особые трудности возникают при изучении глагола tobe.Сколько бы мы не повторяли таблицу спряжения, употребляли их в предложениях, не получаем желаемый результат. В практике (грамматические задания, тесты)  дети допускают много серьезных ошибок.

2.3. Организация уроков английского языка с использованием грамматических игр

Следующим шагом моего исследования было проведение выше перечисленных работ с использованием разнообразных игровых методик.

Например, задание с правильным оформлением предложений можно выполнить с помощью игры  «Лабиринт». В классе конструируется лабиринт и дети, сделав каждый шаг, расшифруют « секретные» слова и составляют предложения. Время летит незаметно и весело, и все справляются со всеми препятствиями.

Познавательным и развивающим был урок во 2 классе в компьютерном зале. Мы все знаем, что  современному ученику интересно изучать ИК технологии. Изучение предлогов места для детей стало ярким зрелищем. Веселая компьютерная игра Prepositions of place на сайте  WeekEnglish.ru дал прекрасный результат.

Или, для закрепления темы «спряжения глагола to be»,во2 классе учащимся было предложено сказка: “Жил-был король tobe, и было у него трое верных слуг: am, isи are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину I. Is прислуживал трём господам: he, she, it. Are– тоже трём: you, we, they.” Если в том, о чём мы говорим, нет действия, то место занимает слуга короля tobe. Игра становится интереснее, когда в ней задействованы ученики-актеры.

Игра « Письмо другу », проведенная в 3 классе, тоже была весьма результативной. В 3 А классе был назначен apostman(почтальон),который собирал письма по всем классам, раздавал их адресатам, приносил ответные письма. А кто хотел больше таинственности, отправлял email-письма. Игра была организована 25-26 декабря по тематике Christmas. Радужные поздравления и пожелания на английском языке поднимали всем настроение. Предлагаю вам работу Денисовой Анны, ученицы 3а класса.( см. в приложениях на стр.25)

Все эти и другие игровые упражнения можно использовать как для смены деятельности с целью активизации творческого внимания, так и для дополнительной практики или проверки грамматики и словарного запаса. Необходимо учитывать, что мышление детей младшего возраста - конкретное, и опирается оно на наглядные образы и представления. Для понимания скучных грамматических правил им нужен реальный предмет или его изображение - это помогает сделать процесс усвоения знаний более интересным и эмоционально окрашенным.

2.4 Обработка результатов.

После проведения всех этапов эксперимента мною была осуществлена обработка результатов. Мне было необходимо сделать вывод о том, какой из этапов способствовал более успешному формированию грамматического навыка. Особое внимание уделялось грамматически верному построению английского предложения: наличие или отсутствие ошибок, правильный порядок слов, соблюдение структуры. Моя  задача – выявить, какого уровня достигли эти навыки после проведения исследования и сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов. В результате наблюдения удалось установить, что на втором этапе дети были более заинтересованы работой в отличие от первого, где учащиеся с некоторым нежеланием и затруднением приступали к выполнению грамматических заданий. Использование грамматических игр способствовало созданию эмоциональной обстановки, большей активности ребят, даже тех, которые имеют слабые способности к изучению языка. В течение всего урока поддерживалась хорошая дисциплина, учащиеся активно включались в деятельность. Наблюдение показало, что первый этап проходил в более напряженной обстановке, приходилось постоянно настраивать ребят на работу, процесс объяснения новой грамматики затягивался, из-за сложности материала детям становилось скучно и неинтересно.

2.5. Анкетирование  учащихся 2-4 классов МБУ

лицей 19 г.о. Тольятти

На последнем этапе своего исследования  я проводила анкетирование среди учащихся 2-4 классов МБУ лицей 19 по трем  вопросам:

1. Вам нравятся игровые уроки английского языка?

2. Как часто вы бы  хотели проводит урок в игровой форме?

3. Помогают ли эти уроки в формировании новых грамматических навыков.

Результаты:

Количество опрошенных учащихся:  125

Вопрос 1.   Да- 125   нет-0

Вопрос 2.   1 урок в неделю – 20   2 урока в неделю- 105

Вопрос 3.    Да- 118  нет – 7

3. Преимущества и недостатки в процессе формирования грамматических    навыков на игровых уроках английского языка

 3.1 Анализ исследования

Результатом этого исследования стала таблица преимуществ и недостатков игровых уроков английского языка в процессе формирования грамматических навыков

Преимущества

Недостатки

Дети активно включаются в учебный процесс

Сложность  в провидении  игрового урока    в «гиперактивных» группах

Хорошая дисциплина, внимательная работа.

Для проведений игрового урока с использованием ИК технологий не все кабинеты оснащены современной информационно-технической  базой.

Заинтересованность работой, желание сотрудничества

Урок в игровой форме должен быть систематическим, а не постоянным, чтобы не терять эффективность и привлекательность.

«Живая» эмоциональная обстановка, яркие события

Ненапряженный процесс, где даже самые «слабые» справляются с данными задачами


Заключение

Приведенные в данной работе исследования дают нам основание утверждать, что игра является основным приемом формирования грамматического навыка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Целью моей  работы являлось изучение влияния игры на формирование грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка.

Для достижения данной цели я изучила и проанализировала  литературу по исследуемому вопросу, определили влияние игры на формирование грамматического навыка и организовала исследовательскую деятельность по изучению формирования грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка.

Утверждено, что игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения грамматике иностранного языка младших школьников, так как благодаря им ребенок намного легче усваивает грамматический материал. Она делает скучную работу более интересной и увлекательной. Можно сделать вывод о том, что лишь систематическое использование грамматических игр будет давать положительный результат. В результате исследования выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась.

Список источников информации

Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, №3, 2006г.

Лысиче С.А. Лексико-грамматические игры на уроке английского языка в младших классах, №8, 2005г.

Спиридонова Т.И. Игровые приёмы для повторения пяти времён английского глагола. Иностранные языки в школе, №3, 2004г.

Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка, №8, 2005г.

УМК  «Английский в фокусе 2-4 » ( авторы: Ваулина Ю.Е., В.Эванс издательство«Просвещение» 2011г.)

Приложение

My dear Friend!

I am Ann and writing to you from the 3A class.

Today is Christmas Eve. We are having a great time .Everything is rush and hustle! Corridors are full of students. Our class is  decorating  Christmas trees and preparing Christmas socks. We are waiting for Santa.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков учеников начальной школы»

Метод  проектов  является  часто  обсуждаемой  темой.  Метод  проектов  можно  применять  не  только  для  обобщающего  урока, ...

Игры на уроках английского языка в начальной школе для развития речевых навыков и умений

В настоящее время одной из основных задач помимо формирования у младших школьников прочных основ для дальнейшего успешного изучения иностранного языка, считается также и формирование устойчивого...

Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы

Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург  Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...