Статья о креативных формах в обучении самостоятельному чтению аутентичных текстов
статья по теме

Парамонова Дарья Александровна

Статья о креативных формах в обучении самостоятельному чтению аутентичных текстов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon креативные формы37 КБ

Предварительный просмотр:

Парамонова Дарья Александровна

Научный руководитель – Макарова Т.С.

Креативные формы организации внеклассного чтения на иностранном языке

  Согласно словарю русского языка творчество (в психологии часто его называют креативность от латинского слова creare, что означает – порождать, создавать, творить) – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. В процессе творчества происходит мобилизация воображения, памяти, ассоциативных связей, изнутри формируется духовный мир личности. [1]  

   По данному вопросу уже давно работают ряд зарубежных и отечественных авторов, таких как Корсунский Е.Н., Ильина Т.А., Мишкина Л.А., Некрасова-Коротеева О.Л., Мельникова А.И., Чуносова Л.Н.,  Кеннот Росс, Джон Дунн и многие другие.

  Свой вид творчества определяет и чтение на иностранном языке. В процессе чтения, в пространстве его свободы, ученик обогащается новыми впечатлениями, которые, соединяясь с опытом переживаний и знаний, и одновременно с реальным миром, создают единственный в своем роде уникальный сплав образов, звуков, картин, идей.
Аналогии, ассоциации, мечты, возникающие в момент чтения вопросы, и многое другое – все это элементы читательского творчества. Развитие каждого из них усиливает интерес к чтению. Именно творчество, а не что иное, способно вовлечь учащегося в мир литературных образов, почувствовать красоту языка и сделать из него читателя. [2]
 Но творческое чтение – это не только путь к книге, но и путь к духовному развитию самого ученика, к обогащению его внутреннего мира и языковой реальности. Оно создает основу для развития творческой личности в целом: активность воображения, фантазии, способность самовыражения необходимы человеку в любых видах деятельности. [3]
 В последние годы все чаще и чаще школы стали проявлять заботу о творческом чтении учащихся. Проходят конференции на иностранном языке, создаются «Школы талантливого чтения», «Мастерские чтения», разрабатываются программы развивающего и радостного чтения, любящие литературу ученики привлекаются к участию в специальных студиях творческого углублённого чтения. Все это актуализирует саму проблему творческой деятельности, как читателя, так и учителя, привлекает внимание к ней специалистов, заставляет задуматься о её сущности.

  Творчество как процесс чтения – это скрытая от внешнего наблюдения, подчас неуловимая смена мыслей, образов, фантазий, воспоминаний, рождаемых в сознании читателя в момент восприятия текста. Творчество как продукт чтения часто находит выражение в виде рисунков, отзывов, ролевых игр, театрализованных импровизаций, литературных вечеров, конкурсов. Обрабатывая читательские впечатления, продуцируя их, учащийся возвращается к прочитанному материалу, продумывает его, пытается осознать свои собственные ощущения.
 Различая творчество как процесс и как продукт, известный исследователь детской креативности, профессор О.Л.Некрасова-Каратеева особое значение придает творческому процессу, ибо он для каждого человека имеет важные внутренние результаты, которые остаются с ним навсегда. Материализованные продукты творчества отделяются, отчуждаются от творца, становятся принадлежностью других людей. [4]

  Творческое чтение может быть как непроизвольным, так и специально стимулируемым. Создаются программы творческого развития учащихся на материале их иноязычного чтения. В них определены условия языкового творческого развития учащихся, разработаны задания, тренинги, установки и иные стимулы, направленные на активизацию, как процесса творчества, так и создание его продукта. Остановимся на некоторых продуктах творческого чтения, стимулируемых и используемых в условиях школы или в специально созданных творческих студиях и научных обществ.

  Одной из форм практического выхода творческого чтения является создание учащимися различных литературных газет на иностранном языке, в которых имеются такие рубрики как: моя языковая копилка, мои читательские впечатления, цитатник читателя, мой литературный опыт. Такие газеты выпускаются в рамках читательских конференций и во многом позволяют раскрыть читательский потенциал учащихся и подытожить проделанную работу. Цель газет – поддержка литературных и других художественно-творческих способностей детей, обеспечивающих их языковое и творческое развитие, стимулирующих готовность к иноязычной коммуникации. [5]

    Остановимся еще на одном продукте читательского творчества – театрализации, неразрывно связанной с игрой учащегося. Игра, как известно, заложена в природе человека. Через игру он познает мир, учится вступать в общение с другими, развивает свои языковые способности. Это обучение через действие, через взаимоотношение личности с компонентами окружения. Игра отвечает потребности учащегося в перевоплощении, в активном действии, в котором реализуются его знания, умения, впечатления. [6]

 Наиболее доступная форма театрализации на иностранном языке в школе – это театр книги. В него включаются элементы инсценировок, мини-спектаклей, театрализованных действий. На специальных занятиях, предваряющих представление, школьники учатся выразительному чтению, занимаются упражнениями для развития внимания, памяти, фантазии, воображения. Преимущество театрализации перед другими продуктами читательского творчества состоит в том, что она
– отвечает потребности школьника в перевоплощении;
– побуждает к интенсивному, творческому чтению инсценируемого произведения на иностранном языке;
– посредством заучивания наизусть текста роли стимулирует развитие памяти учащегося;
– развивает психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа;
– дает навык коллективного творчества и общения с партнерами по сценическому действию;
– через участие в создании декораций, костюмов, грима и другого антуража спектакля развивает разнообразные творческие способности. [7]
Учителя, создающие театры книги и кукольные театры, говорят о большой эффективности их в приобщении детей к чтению и обеспечению творческого восприятия литературных произведений

  Какие бы виды творческих работ, рожденных чтением, школа ни стимулировала, все они ведут к главному продукту – творчеству самой жизни.  Способность к самовыражению, глубинное мышление, активность ассоциаций, приобретенные в процессе реализации творческого чтения, важны в любой ситуации. Они важны и в принятии решений, требующих мобилизации опыта, комбинации его в новые структуры, нахождения новых связей. В творчестве лежит ключ к гармонизации личности с самим собой и с окружающим миром.

Библиография:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001год
  2. Корсунский Е.Н. Развитие литературных способностей школьников – М.: 2003
  3. Мишкина Л.А. Талант, раскройся! // Библиотека. –№3 1999
  4. Некрасова-Коротеева О.Л. Детское творчество: культура, понимание, поддержка и развитие взрослыми //Детское чтение: феномен и традиции в конце ХХ столетия. – СПб, 1999
  5. Новлянская З.А. О способностях к литературному творчеству // Искусство в школе.– №4 1996. 
  6.  Мельникова А.И. Театрализация на уроках иностранного языка. Журнал «Школьная библиотека» №3 2005год.
  7. Чуносова Л.Н. « Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению» Журнал «Школьная библиотека» №4 2007год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»

Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...

Некоторые формы работы с аутентичным текстом

Презентация к докладу " Некоторые формы работы с аутентичным текстом"...

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

Методическое пособие по развитию навыков чтения аутентичных текстов на английском языке по теме «Chemistry» («Химия»)

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности «Химия неорганических соединений». Пособие ставит целью развитие умения работать с текстом, навыков чтения аутентичной специальной лите...

Методическое пособие по развитию навыков чтения аутентичных текстов на английском языке по теме «Building Construction» («Строительство зданий»)

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Пособие ставит целью развитие умения работать с текстом, навыков чтения аутентичной...

Методические пособия по развитию навыков чтения аутентичных текстов на английском языке по темам "Chemistry" ("Химия") и «Building Construction» («Строительство зданий»)

Данные методические пособия предназначены для студентов специальностей «Химия неорганических соединений» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Пособия ставят целью развитие умения рабо...