Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.
статья (английский язык) на тему

     Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст как систему задач, т.е. проблемных ситуаций. Таким образом,   работа организуется в поисковом режиме. Самое главное – это вызвать положительную реакцию ученика на задание, поскольку это важная предпосылка организации поисковой деятельности учащихся.

     Поисковое чтение строится по определенным законам. В данной статье мы описываем  этапы работы с различными текстами в рамках поискового чтения для достижения  наибольшего результата в процессе изучения иностранной языка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_autentichnymi_tekstami.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с  аутентичными текстами. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся

     При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый (Е.Н.Соловова). Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.

     Целями  дотекстового этапа, или этапа антиципации (антиципация – (от лат. ante — прежде, capere — схватывать) — предвидение или  предвосхищение будущих событий)  являются :

- Определение речевой задачи для первого прочтения.

- Создание необходимой  мотивации у учащихся.

- Сокращение  языковых и речевых трудностей.

     Для организации дотекстовой работы предлагается выбрать аутентичный  текст, соответствующий изучаемой теме, уровню обученности учащихся и содержащий необходимые для усвоения социокультурные реалии; подобрать информационно-справочный материал для подтверждения или опровержения гипотез учащихся относительно значений этих реалий. Дотекстовый этап работы необходимо посвятить воспроизведению в памяти учащихся уже имеющейся информации, которая связана с содержанием текста и способна сориентировать на дальнейший поиск.

     На текстовом этапе  перед учащимися раскрывается необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения.  

     Целями этого этапа являются:

- Контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений.

- Продолжение формирования соответствующих навыков и умений.

     Текстовый этап подразумевает организацию поискового чтения аутентичного текста с целью выявления дополнительной информации, позволяющей уточнить понимание исследуемых реалий.

     Этап работы со справочным материалом, организованный также в режиме поискового чтения, подводит некий итог проведённому мини-исследованию реалий и обогащает (или поясняет) текстовую информацию.  

     Задачи, которые ставит учитель перед учащимися в процессе работы над поисковым чтением аутентичного текста, могут быть самыми разнообразными, но в конечном итоге все они должны подчиняться вполне определённой цели, а именно: понимание и извлечение из текста необходимой информации.

     Целью послетекстового этапа является  использование ситуации текста в качестве языковой, речевой  или содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи .

     Оптимальной работой с аутентичными текстами будет работа на проблемной основе.  Было установлено, что без проблемной ситуации и решения проблем не формируются приемы и способы самостоятельной поисковой деятельности учащихся, их устойчивой познавательной потребности, не обеспечивается достаточное развитие творческих способностей учащихся.

     Как отмечает один из основателей проблемного обучения в России  М.И.Махмутов, проблемно-ориентированный подход к обучению  позволяет сфокусировать внимание учащихся на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему, сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Такой подход к обучению стимулирует учащихся самостоятельно вести поиск информации из разных областей, анализировать ее, группировать и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.  Именно этот метод дает возможность ученику почувствовать себя значимой фигурой на уроке чтения; разбудить его  способности к прогнозированию событий еще до чтения текста; в соревновательной форме найти главные факты повествования; выполнить  задания на основе прочитанного сюжета.

     Достоинствами проблемного обучения являются:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

3.Развитие мыслительных способностей учащихся.

     Именно степень сформированности самостоятельной поисковой деятельности является объектом контроля чтения на иностранном языке, которая проверяется, в частности, в ходе Единого государственного экзамена у выпускников школы. Мы глубоко убеждены в том, что проблемно-поисковое чтение необходимо систематически организовывать уже на средней ступени обучения, с учащимися младшего подросткового возраста, прививая вкус и интерес к чтению. Учитывая специфику иностранного языка как предмета  и его повышенную сложность, можно сделать вывод, что только проблемно-ориентированные задания, содействующие активизации деятельности учащихся и формированию практических умений пользоваться иностранным языком как средством общения, способствуют повышению эффективности процесса обучения иностранному языку и достижению более высоких результатов на уроках. Проблемные ситуации, бесспорно, способствуют лучшему усвоению нового материала, активизируют речемыслительную деятельность, познавательные потребности учащихся, их самостоятельную деятельность и развитие творческого потенциала.

     Рассмотрим организацию такой работы в старших классах средней школы с углубленным изучением английского языка.

     Компонентами  обучения чтению на проблемной основе являются:

- проблемное содержание учебного материала (наличие в текстах незнакомых реалий)

- проблемная ситуация (Как верно интерпретировать аутентичную информацию?)

- проблемное знание (ученик уходит с урока с проблемой – стимулирование самостоятельной работы)

- структура урока (постановка проблемы – разрешение проблемы – возврат к постановке проблемы)

- поисковая деятельность школьников (работа с текстом и справочными материалами в поисковом режиме)

- исследовательская деятельность учащихся (содержательный поиск с элементами исследования текстовых реалий).

     Ученик задаётся вопросами, а это и есть проблемная ситуация, при которой обучающийся  вынужден находить новый способ его выполнения.      Учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. А это стимулирует самостоятельную работу учащихся в данном направлении,  растёт внутренняя мотивация.

     Таким образом, организация обучения чтению на проблемной основе будет активно способствовать формированию у учащихся умений и навыков полноценного чтения аутентичных текстов, которое предусматривает использование определённых сигналов текста для построения гипотез, предположений на различных уровнях. В конечном итоге это должно способствовать  смысловому ориентированию в аутентичном тексте и успешному поиску необходимой социокультурной информации.

 Использованная литература:

  1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.-240 с.
  2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей.- М.: АСТ Астрель,  Полиграфиздат, 2010. с.141-163.
  3. Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля.//  Иностранные языки в школе.1979. № 6. – с.30.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-творческая школа как форма организации самостоятельной работы обучающихся

Интенсивность развития общества приводит к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, умень изменяться, сохраняя свои целосность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответст...

"Из опыта работы с аутентичными текстами на занятиях французского языка"

Чтение в школе нужно рассматривать как самостоятельный вид деятельности, где особое место должно занимать чтение “про себя” с целью извлечения основной информации из прочитанного. И при отборе текстов...

Некоторые формы работы с аутентичным текстом

Презентация к докладу " Некоторые формы работы с аутентичным текстом"...

Некоторые формы работы с аутентичными текстами на уроках немецкого языка

Статья " Некоторые формы работы с аутентичными текстами"...

Обучение проблемно-поисковому чтению на уроках немецкого языка. Работа по тексту.

В новом ФГОС формирование  универсальных  учебных действий обеспечивающих школьникам  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем с...

Система работы с аутентичным текстом Elvis Presley в 7 классе

В УМК «Спотлайт» для 7 класса в мод. 7 есть урок «    «. Я разработала урок , посвящённый американскому певцу Элвису Пресли. Для урока я использовала текст из жу...