"Самообразование - ступень профессионального роста"
статья по теме

Якимова Ирина Федоровна

Научно-практический материал по теме "Самообразование". Что дает самообразоваание учителю?

   Конкретное содержание самообразовательной работы преподавателя определяется самостоятельно, с учетом своих возможностей, интересов, имеющегося опыта, уровня профессиональной подготовки, последовательности овладения необходимыми знаниями, проблем, которые требуется решить в первую очередь. Системное и систематическое овладение научными знаниями – гарантия успешности самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_-_stupen_prof_rosta.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ЯКИМОВА  И.Ф.

САМООБРАЗОВАНИЕ – СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА


Самообразование – ступень профессионального роста

   Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель как специалист существует до тех пор, пока сам учится, общеизвестно.

   Учить сегодня подрастающие поколения на современном уровне требований общества невозможно без постоянного обновления и обогащения своего научного багажа, и прежде всего мировоззренческих и психолого-педагогических знаний. Знания не только непременное условие эффективности обучения, успешности решения педагогических задач.  Они дают учителю основание предвидеть, уверенность в своих действиях, становятся опорой для творчества.

   В современном мире происходит стремительный рост научных знаний. Объем научной информации увеличивается многократно. Естественно, что при таких условиях ни одно звено в системе образования, в том числе педагогический вуз, не может дать будущему специалисту знания на всю жизнь или хотя бы на сколь-нибудь значительный период, так как они очень быстро стареют морально.

   Объективная потребность в применении научных знаний в практической деятельности людей, с одной стороны, и стремительный их рост, с другой, обусловливают особую актуальность проблемы самообразования и повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов.

   Велико значение организованных форм повышения квалификации учителей. Календарно-тематические планы и рабочие программы включают наиболее актуальные проблемы образования, вопросы теории и практики обучения и воспитания обучающихся. Однако трудно переоценить роль постоянного самообразования, значение которого непрерывно растет. Самообразование - основа роста учителя как специалиста.

   Что же дает самообразование  учителю?

   Во-первых, оно обеспечивает непрерывность и, следовательно, систематичность работы по овладению педагогическим мастерством.

   Во-вторых, позволяет максимально учесть индивидуальные потребности и способности.

   В-третьих, не требует отрыва от повседневной практики, вызывающего нарушения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения (изменения в расписании занятий, замена преподавателей и т. д.).

   В-четвертых, дает возможность наилучшим образом распорядиться свободным временем, выделив на него наиболее удобные часы.

   В-пятых, самостоятельное изучение литературных или других источников информации способствует более глубокому ее усвоению, так как ориентируется на индивидуальные особенности познавательной деятельности.

   Вместе с тем самообразование сопряжено с целым рядом трудностей. В отличие от организованных форм повышения квалификации, где содержание знаний определяется планами и программами, самообразование преподавателя основывается на принципе самоорганизации работы. Он сам намечает, в каких областях науки следует совершенствоваться, какими конкретными знаниями нужно овладевать, осуществляет самостоятельный поиск источников информации, осмысливает способ работы над ними. Решение всех этих задач предполагает определенный уровень готовности к самообразованию, овладение целым рядом умений, в том числе творческого характера, которыми не всегда обладает преподаватель, прежде всего начинающий.

   Педагогическая эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя во многом зависит от уровня и качества его знаний в области той науки, основы которой составляют преподаваемый им предмет. Педагог должен знать учебный материал с точки зрения не только научной достоверности, полноты, действенности, но и прежде всего особенностей его усвоения обучающимися, тех трудностей, которые их ожидают в процессе обучения. Поэтому нужно выработать у себя привычку смотреть на учебный материал глазами студента, видеть всевозможные психологические барьеры, возникающие в понимании сущности изучаемых явлений, чтобы эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

   Организация учебного процесса на научной основе и, следовательно, достижение оптимальных результатов обучения вряд ли возможны без комплексного использования знаний о человеке и его деятельности. Поэтому в структуре профессиональных знаний преподавателя, которые подлежат совершенствованию, кроме психологических весомое место занимают знания анатомии и физиологии. Особое значение приобрели эти знания сейчас, когда проблема учебной перегрузки обучающихся стала особенно актуальной.

   Конкретное содержание самообразовательной работы преподавателя определяется самостоятельно, с учетом своих возможностей, интересов, имеющегося опыта, уровня профессиональной подготовки, последовательности овладения необходимыми знаниями, проблем, которые требуется решить в первую очередь. Системное и систематическое овладение научными знаниями – гарантия успешности самообразования.

   Рассмотрим приемы, способствующие прочному запоминанию усвоенной информации. Знание этих приемов особенно важно для преподавателя, так как поможет ему организовать не только свой умственный труд, но и учебно-познавательную деятельность обучающихся.

   Эффективным средством фиксации информации являются всевозможные записи. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные их виды, используемые в процессе самообразования.

   1. Запись главной мысли произведения. Главные мысли произведения могут быть зафиксированы по-разному: своими словами, в виде цитаты, с помощью схем. Способ фиксации зависит от ее цели. Одно дело – записать «для себя», и совершенно другое, когда это делается для подготовки публичного выступления, доклада и т.п.  

   2. Составление плана прочитанного. План – это система заглавий, отражающих основной смысл каждой логически завершенной части произведения. План может быть простой и развернутый. Часто применяют цитатный план, каждый пункт которого представлен цитатой, выражающей главную мысль фрагмента.

   3. Составление аннотаций. Необходимость в этом возникает, когда нужно в сжатой форме передать основное содержание произведения (статьи, доклада), которое не имеет авторской аннотации. Для этого следует тщательно изучить само произведение, выделить в нем наиболее важные вопросы.  

   4. Составление резюме. Это краткая запись основных положений текста, но в отличие от аннотации, с формулировкой выводов, следующих из рассуждений автора или своих собственных.

   5. Конспектирование. К этому виду записей прибегают обычно в тех случаях, когда ограничено время на изучение литературного или другого  источника.

   6. Рецензирование, т.е. изложение результатов критического анализа произведения и его оценки. В процессе рецензирования обычно определяют актуальность проблемы, которой посвящена работа, последовательность, структуру и логику изложения материала, дают оценку доказательности научных фактов и положений и т.п. В рецензии указываются также существенные недостатки работы, даются рекомендации по ее совершенствованию.

   7. Реферирование. Это критический анализ произведения, изложение различных точек зрения на рассматриваемую проблему, их сравнение, обобщение, вывод и оценка.

   8. Составление структурно-логических схем. Изложенные выше способы фиксации научной информации общеизвестны.  Каждый из них выполняет определенную функцию, имеет более или менее четко определенное назначение и, следовательно, область применения. Структурно-логические схемы – это своеобразные модели информации, дающие четкое представление о ее структуре, ключевых понятиях, а также о характере взаимосвязи между ними.

   Работа с текстовыми документами является основным, но не единственным источником профессионально-педагогического самосовершенствования преподавателя. Многие знания педагог черпает из телепередач, интернета, в непосредственном общении с коллегами, обучающимися, родителями студентов. Преподаватель – участник многочисленных педагогических форумов и организованных форм повышения квалификации (совещаний, семинаров, педсоветов, заседаний методобъединений, конференций и т.п.).  Поэтому выработка умений и навыков рациональной работы с различными источниками информации  и ее фиксация – одно из важнейших направлений педагогического творчества преподавателя.

       

 

 

       

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самообразование - ступень профессионального роста"

Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию свой отчет (доклад и презентацию) о работе над методической темой "Педагогические Интернет - сообщества как форма самообразования учителя"...

ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА) учителя профессионально-трудового обучения Артамоновой Натальи Михайловны

         Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятель...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога...

Самообразование-маршрут профессионального роста педагога

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование педагога. Зачем оно нужно?...

Статья: "Самообразование педагога как фактор профессионального роста"

Статья содержит базовый метериал по организации процесса самообразования педагога....