Главные вкладки

    Самообразование как условие профессионального роста педагога
    материал

    Самообразование педагога. Зачем оно нужно?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoobrazovanie_kak_uslovie_pedagogicheskogo_rosta.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самообразование как условие профессионального роста.

    Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов. Обычно движущей силой и источником самообразования педагога называют потребность в самосовершенствовании.

    Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, а значит и самообразовании.

    Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых.

    Если к самообразованию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.

    Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

    Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

    Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

    1. целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
    2. планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
    3. самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
    4. коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

    Овладение такими действиями требует времени и определенных умений.

    Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.

    Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она, прежде всего, выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

    Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.

    Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

    Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

    Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером, поэтому так важно развиваться и образовываться самому педагогоу.

                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога

    Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...

    Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы

    Доклад на заседании педагогического совета школы«Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы.           ...

    Организация системы методической работы как условие профессионального роста педагога

    Методическая работа в школе будет успешна, если все педагоги школы заинтересованы в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больш...

    Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога

    Что такое "Индивидуальная образовательная программа"? Для чего она нужна и как правильно ее составить? Ответы на эти вопросы содержатся в данной статье...

    Статья "Самообразование - основной инструмент профессионального роста педагога и совершенствование его мастерства"

    Сатья к зачной научно-практической конференции по теме: "Самообразование - основной инструмент профессионального роста педагога и совершенстсование его мастерства"....

    Самообразование как условие профессионального роста педагога

    Самообразование как условие профессионального роста педагога...

    Самообразование-маршрут профессионального роста педагога

    Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...