Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога
статья по теме

Кисиль Ирина Александровна

Что такое "Индивидуальная образовательная программа"? Для чего она нужна и как правильно ее составить? Ответы на эти вопросы содержатся в данной статье

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога

В концепции российского образования одним из приоритетных направлений обозначено создание условий для повышения качества общего образования. Для реализации этого направления ставится задача «обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов».

Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.

Сегодня созданы предпосылки для    развития профессионализма, к ним можно отнести:

  1. разработанность идей и механизмов непрерывного образования,
    ориентированного на развитие профессионализма, на постоянное
    удовлетворение запросов педагога, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей ему выбрать оптимальные сроки для реализации образовательных подпрограмм, содержания и форм обучения;
     
  2. создание единого открытого образовательного пространства, находясь в котором педагог может выбирать собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма;
  3. концепция    личностно    ориентированного    подхода,    учитывающего образовательные запросы и потребности педагога, индивидуальный уровень их профессионализма; 
  4. учет мотивов профессионального развития педагога, который позволяет предлагать  соответствующее  содержание,  корректировать  его, определять степень заинтересованности в собственном профессиональном развитии и по необходимости подключать механизмы стимулирования.

Более подробно хотелось бы остановиться на принципах составления индивидуальной образовательной программы педагога.

Абсурдно считать, что педагог может научить составлять образовательную программу ученика, если сам этого делать не умеет. Как педагог может выполнить социальный заказ, когда не может выполнить свой?

Заказ на индивидуализацию образовательной позиции должен исходить не столько от государства, сколько от самого человека, его индивидуальных представлений о самореализации.

Индивидуальная образовательная программа должна являться инструментом мониторинга профессиональных достижений, поэтому цели ее написания следующие:

-оценочно-стимулирующая   (реальное   оценивание    своих    возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы); - развивающая   по   отношению   к   образовательной   ситуации   (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).

Таким образом в индивидуальной образовательной программе педагог для себя обозначает:

-цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными     стандартами,     успеваемостью    воспитанников     и учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;

-профессиональные умения, которые необходимо приобрести;

-средства для решения поставленных задач.

Практическая значимость индивидуальной образовательной программы состоит в систематизации деятельности педагога, динамике показателей профессионального роста, стимулирующих факторах, удовлетворенности образовательными услугами и -  как результат - аттестации. 

Составление индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу можно с любого «этапа».

  1. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства
  2. Программирование профессионального развития.
  3. Для   реализации   индивидуальной    образовательной   программы
    создается   открытое   образовательное   пространство,    где   происходит профессиональное   взаимодействие, рефлексия и коррекция   собственной  деятельности, перепрограммирование.
     

Показателями открытого образовательного пространства является: 

-многообразие и вариативность образовательных предложений;

-реализация    образовательных    предложений    в    качестве    ресурсов   для  построения индивидуальной образовательной программы.

Необходимо      четко      представлять      ресурсы   открытого    образовательного пространства и видеть его уровни - школьный, городской, краевой, всероссийский. 

  1. Рефлексивный    анализ    реализации    индивидуальной образовательной  программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы) и то, чему научился педагог. 

Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить  своевременную   коррекцию   действий.   Предметом  рефлексии   становится деятельность педагога по реализации программы. 

Главное - научиться максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной программы. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога

Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...

Организация системы методической работы как условие профессионального роста педагога

Методическая работа в школе будет успешна, если все педагоги школы заинтересованы в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больш...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование педагога. Зачем оно нужно?...

Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов

В данной статье показано  значение методической работы как условия  профессионального роста педагогов. Раскрываются  инновационные подходы в организации  методической работы в гимн...

Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов

В данной статье показано  значение методической работы как условия  профессионального роста педагогов. Раскрываются  инновационные подходы в организации  методической работы в гимн...

Методические рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзии

Как сложно бывает, когда появляется ученик "не такой как все"! Что с ним делать? Как обучать? Как организовать общение?...