Главные вкладки

    Применение ТСО на уроках английского языка
    статья по теме

    Невструева Ольга Викторовна

    Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно- коммуникативному или коммуникативному). Для достижения этой цели используются технические средства обучения. Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tso_na_urokakh_aya.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Применение ТСО на уроках английского языка»

    Психологические особенности использования  ТСО и наглядных пособий.

    В наши дни все чаще поднимается вопрос об использовании новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

    Использование компьютерных технологий обучения в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. XXI век – век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание иностранных языков. И наша задача - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе в рамках средней школы. Компьютер может выполнять многие функции и не зря, поэтому, его часто сравнивают с искусственным интеллектом.

    Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии (НИТ).

    Широкие перспективы для НИТ открываются и в педагогической области. Использование НИТ в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики.

    Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании вызывает к жизни и новые формы обучения.

    Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно – слуховых средств подачи информации.

    Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?»: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек не произвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти его источник. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых.  Значительную роль ТСО и на этапе применения знаний: уже много раз говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств. [Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении]

    Смена кадров в фильме, слайдов и т.п., демонстрируемых с помощью технических средств объектов требует пристального внимания, иначе потом ученик не может ответить на вопросы, рассказать об увиденных процессах и явлениях, потому что все это на уроке, как правило, повторно не демонстрируется.

    Требует внимания и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство языка. Таким образом, прослушивание фонозаписей, сочетающих слово и музыку развивает у учащихся устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус.

    Компьютерные игры даже познавательного характера, содержащее анимацию, музыку, текст с интересным сюжетом, в состоянии удерживать внимание самых непоседливых пользователей.

    Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

    Наглядные пособия принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

    Определение ТСО с психологической точки зрения.

    Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

    В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры. К мягким – носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы. [Цесарский  Л.Д. ]

    Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе.

    Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

    Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

    По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.), и схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.). [Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования – Москва, Академа 2001г]

    Поэтому их помещают в картонные коробки с плотно закрывающимися крышками и хранят в шкафах с глухими дверцами. Для предохранения сухих препаратов, энтомологических коллекций, чучел и гербариев от грибков и от насекомых-вредителей следует применять, особенно в период летних каникул, нафталин, парадихлорбензол и др.

    Классификация ТСО.

    Классифицировать ТСО сложно в силу разнообразий их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

    1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

    2) принцип устройства и работы;

    3) роду обучения;

    4) логике работы;

    5) характер воздействия на органы чувств;

    6) характеру предъявления информации.

    1. По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции личного назначения – комбинированные.

    * Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т.п.

    * Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала.

    * Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос.

    * Тренажерные технические средства – специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков.

    * Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей.

    * К комбинированным техническим средствам (универсальным), относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

    2. По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

    3. По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного пользования.

    4. По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

    5. По характеру воздействия на органы чувств  выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.

    6. По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

    К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические и экономические.

    - Функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.

    - Педагогические – соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

    - Эргономические – удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

    - Эстетические – гармония формы; целостность композиции, товарный вид.

    Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе многообразны. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТСО в полном объеме.

    Первая из функций ТСО – коммуникативная, функция передачи информации.

    Вторая – управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

    Третья – кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.

    Четвертая – научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации. [Коджаспирова Г.М., Петров К.В. ТСО на уроках английского языка]

    Заключение.

    Я думаю, что ТСО и наглядные пособия помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

    Практически и традиционные, и современные ТСО обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. ТСО позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а так же изготавливать их на уроках. Учащиеся с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо. Графические возможности компьютеров позволяют детям создавать рисунки на экране дисплея и тут же их распечатывать, конструировать, изобретать новые модели, возможность работы которых тут же могут проверяться. [Карпов  К.Б.  Применение  ТСО]

    Исследования, проводимые психологами, показали, что, работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Компьютер все больше начинает играть роль коммуникативного устройства, открывающего новые педагогические возможности использования локальных и глобальных сетей. Психологи фиксируют у школьников, много общающихся с компьютером, формирование иных представлений об окружающем мире, выработку новых способов организации своего времени и взаимодействия с окружающими.

    Но, с другой стороны, возникает и множество негативных моментов: многие обучающие программы далеки от совершенства как раз в силу незнания или недостаточного понимания их разработчиками психологии обучения и ее возрастных особенностей, их слабой педагогической подготовки. При составлении программ трудно учесть многообразие индивидуальных черт каждого ученика и оригинальность человеческого мышления. Компьютеру нельзя передавать все функции учебного процесса, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации мировоззрения и ценностных отношений. Малопригодны компьютеры для того, чтобы принять на себя воспитательные функции.  В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосредственное обсуждение проблем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение ЦОР на уроках английского языка

    Тезисы выступления на региональном форуме "Партнерство через образование" в самарском институте повышения квалификации работников образования в ноябре 2009г....

    Применение ИКТ на уроках английского языка

    Выступление Баруткиной Александры Владимировны на Круглом столе для учителей английского языка г.Химки 13.01.2012....

    Исследовательская деятельность обучающихся "Применение мнемотехнологий на уроках английского языка в 8 классе."

    Научно-исследовательская работапо теме "Применение мнемотехнологий на уроках английского языка в 8 классе."Научный руководитель: Ермоленко Наталия ЮрьевнаОбучающийся:    Долгачёва Елиза...

    Применение ИКТ на уроках английского языка

    Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий, с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения, являются информац...

    "Применение ИКТ на уроках английского языка"

    На сегодняшний день сложно представить процесс обучения иностранному языку без применения информационно-образовательных технологий (ИКТ).Использование технических средств обучения способствует активиз...

    применение ИКТ на уроках английского языка

    применение ИКТ на уроках английского языка...

    Применение ИКТ на уроке английского языка.

    разработка урока английского языка по теме "Weather" для 6 класса....