Релаксация на уроках английского языка
опыты и эксперименты по теме

Мироненко Валентина Петровна

         Здоровье – вот что наиболее ценно для человека. А здоровье подрастающего поколения - ценно для всей нации. Что такое  здоровье? Это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, гармония человека с природой и самим собой.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание релаксации на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon relaksatsiya_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.zip1.64 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14

 села Орловки Будённовского района»

Ставропольского края

Обобщение опыта работы

учителя  английского языка 

Мироненко Валентины Петровны

по теме:

«Релаксация на уроках

английского языка».

                                   

2013 год                                                                                                                                                                      

                                                      Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

                   сделайте его крепким и здоровым:

            пусть он работает, действует, бегает, кричит,

            пусть он находится в постоянном движении!

 Жан-Жак Руссо

Введение.


         Здоровье – вот что наиболее ценно для человека. А здоровье подрастающего поколения - ценно для всей нации. Что такое  здоровье? Это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, гармония человека с природой и самим собой.

    Проблема здоровья детей относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. Но, к сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение.

                            

 Причины ее - социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость. Данная проблема не теряет актуальность в наши дни.

              

        Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни. Учителю необходимо выбирать такие технологии преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.         

       Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание релаксации на уроках английского языка

РЕЛАКСАЦИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.  

          

Как мы уже выяснили, современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Поэтому каждый из нас, учителей, вносит свою частичку в воспитание здоровой  личности, стремящейся вести здоровый образ жизни. Целенаправленная систематическая работа позволяет добиваться хороших результатов в оздоровлении обучающихся.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

      Для этого могут использоваться кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

Имитативные  — учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения.

 Ритмические — короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Танцевальные — проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их  насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка  способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

        Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Сегодня мне хотелось бы  поделиться  опытом работы по применению  активных методов релаксации на уроках английского языка.

Виды релаксации на уроке английского языка.

  1. Зарядка с использованием различного вида движений.

Эту форму релаксации можно проводить на начальном этапе обучения английскому языку. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения).

  Stand up! Sit down! Hands up! Hands down!

Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием: I can ….

Fly”. Упражнение “Летать, как птица”.  Взмахи руками.

Jump”. Упражнение “Прыгать, как воробей”. Можно разводить руки в стороны.

Swim”. Круговые движения руками. Можно усложнить команду: “Swim quickly”, “Swim slowly”.

Run”. Бег на месте. Можно усложнить команду: “Run quickly”, “Run slowly”.

Count”. Посчитать от 1-10 или от 10-1, загибая пальцы на руках.

Letters”.Упражнение для глаз. Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв английского алфавита открытыми глазами.

“Skate” и “Ski”. Некоторые учащиеся путают команды “Skate” и “Ski”, поэтому эти команды можно отработать в одном упражнении на внимание.

При изучении темы “Части тела” можно использовать следующие команды:

“Wash your face”, “Wash your hands”, “Clean your teeth”, “Touch your head (nose, ears…и т. д.).

2. Зарядка с использованием стихотворений.

    Для проведения ритмических разминок на уроке можно использовать короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Hands up,                            

Hands down.

Hands on hips,

Sit down.  

 Hands to the sides,

Bend left, bend right.

Hands up! Clap! Clap! Clap!

Hands down! Shake! Shake! Shake!

Hands on hips! Jump! Jump! Jump!

Hop! Hop! Hop! Stand still!

Hands on the head,

Hands on the hips,

Hands on the table,

Hands like this (shake)

Hands on the shoulders,

Hands up and down,

Hands behind the head

And sit down!

Put your right hand in,

Put your right hand out.

In, out, in, out,

And turn around.

Head and shoulders,

knees and toes, knees and toes!

Head and shoulders,

knees and toes,

eyes, ears, mouth and nose!

Look left, look right.
Look up, look down.
Look around.
Look at your nose.
Look at that rose.
Close your eyes.
Open, wink and smile.

Hands up! Clap! Clap! Clap!

Hands down! Shake! Shake! Shake!

Hands on hips! Jump! Jump! Jump!

Hop! Hop! Hop! Stand still!

Hands up! Hand down!

 Shake! Shake!

Stand up! On the tiptoes

Turn around. Step aside,

Step left! Step right!

3. Песня на уроке.

       Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. При разучивании песен уделяется большое внимание использованию жестов и мимики. Исполняя песни, дети должны сопровождать слова соответствующими действиями, демонстрируя все то, о чем они поют. Такое исполнение песен на иностранном языке способствует лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.

Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков. В младших и средних классах ребята поют такие песни как “ABC song”, “Clap your hands”, “Ten Green Bottles” , «One, Two, Three, Four, Five”(здесь закрепляется счет от 1 до 10 и мн. число существительных и Раst Simple), «London’s Burning”, «Little Brown Jug”, “Hickory Dickory Dock”(здесь совершенствуются навыки произношения), “The Muffin Man”(здесь закрепляется Present Perfect и Present Simple) и т.д.

    Учитель и сам может использовать несложные рифмовки, которые  дети с удовольствием исполняют их на мотив известных мелодий.

Например, на мотив «В траве сидел кузнечик»:

I have, I have a tiger,

I have, I have a tiger,

I have, I have a tiger,

        A tiger and a frog.

              Have you a tiger?

              Have you a tiger?

              Have you a tiger?

              No, I have no tiger.

На мотив песни «Жил был у бабушки серенький козлик»:

My cat can run, can run, can run. (два раза)

One, two, three, one, two, three (два раза)

My cat can run. (два раза)

На мотив «Я на солнышке лежу»:

I can run and I can jump.

I can run, I can jump.

I can run and I can jump.

С песней на мотив «Мы едем, едем, едем...» можно отправиться в зоопарк:

I go, go, go, I go to the Zoo.

 I see an orange tiger and a brown kangaroo.

Tap, tap, tap, tap, tap, tap I see a white cat.

I see a brown lion, а green crocodile, a parrot,

Monkey, bear, and I see a grey hare.

Работа с песней.

Сначала обучающиеся прослушивают песню. Затем повторяют за учителем каждую строку, обращая внимание на произношение.

Разучивая песню, учитель должен, прежде  всего, обратить особое внимание на произношение часто встречающихся в песне звуков.

Содержание многих песен может стать введением новых тем, такие песни как, выражающие протест, движение за мир, быт и повседневную жизнь в Британии и США можно использовать для лучшего понимания образа жизни иноязычной страны. Текст песен может использоваться как дополнительный материал, помогающий увеличить понимание Британского и американского стиля жизни.

Учитель может использовать материал песен:

  1. для введения новых структур в контексте;
  2. для повторения пройденных структур;
  3. для обогащения словарного запаса;
  4. обогащения пройденной лексики;
  5. для презентации наиболее значимых сторон иноязычной культуры;
  6. для тренировки языковых умений увлекательным путем.

Исследователи в области методики преподавания иностранного языка отмечали, что мотивация и интерес учеников является самым главным фактором в изучении иностранного языка.

Как положительный фактор надо отметить то, что в песнях используется современный английский язык, на котором сегодня говорят английские дети. Таким образом, дети, изучающие английский язык как иностранный, знакомятся с лексикой и грамматическими конструкциями, которые часто встречаются в речи их английских сверстников.

4. Истории со звуковыми эффектами.

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку).

5. Игра

    Одной из важнейших форм релаксации является игра. Игра  способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

    В данном случае это не игра на личное или командное первенство, и  не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил. Игра используется для снятия напряжения, монотонности при отработке языкового материала. В качестве примера можно привести  игру «Жадина», в которой водящий пытается присвоить себе все, что видит. Остальные учащиеся хором или индивидуально указывают того, кому принадлежит предмет.

     It’s my ball.

     No. It’s Misha’s ball. (Закрепление притяжательной формы существительных)

    Другой тип игры, способствующий релаксации, - это игра, в основе которой занимательность и хоровое повторение. Дети стоят в два ряда напротив друг друга и  идут навстречу:

As I was walking down the street,

 Heigh-ho, Heigh-ho (берутся за руки)

A little friend I chanced to meet

Heigh-ho, Heigh-ho (кружатся)

Giggery jig and away we go,

Heigh-ho, Heigh-ho, Heigh-ho!

Игра «Guess: Whose compliment is this?»

Водящий становится в круг с закрытыми глазами, все говорят:

One, two, three, oh, yes

Try to guess

Whose compliment is this?

Учитель дотрагивается до учащихся, которые говорят комплименты, а водящий должен догадаться, кто это.

Игра “Be attentive”. Например, изучая лексику по теме “Части тела”, можно дать такое задание: если учитель называет слово по теме “Продукты”, то нужно хлопнуть в ладоши, а если по теме “Части тела”- поднять руку.

Игра ” Guess a word”.

Сначала необходимо повторить лексику урока. Учитель пишет слова на доске или вешает картинки. Затем один ученик выходит к доске и записывает на закрытой стороне доски загаданное слово (или говорит учителю шёпотом загаданное слово). Затем учащиеся начинают задавать ученику у доски вопросы, используя конструкцию Is it a…? Тот, кто угадал слово, выходит к доске и загадывает своё.

Заключение.

В заключение хотелось бы  сказать, что общая атмосфера, эмоциональный настрой учителя, его тон играют большую роль в снятии напряжения на уроке, в организации всего учебного процесса. Особая роль релаксации на уроке иностранного языка определяется тем, что она позволяет обучающимся без труда переключиться с одного вида деятельности на другой, снимает усталость, торможение и способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала.

Хотелось бы так же отметить, что недостаточно проводить только специальную релаксацию, необходимо, чтобы весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для школьников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера.

Работа в школе предоставляет учителю возможность разнообразить любой урок, сделать его интересным, незабываемым. Ведь такие уроки вызывают у детей положительные эмоции; их улыбки, горящие интересом глаза вдохновляют учителя, побуждают его на дальнейшую творческую работу с детьми.

Подтверждение этих слов видно в одной притче. Много лет назад жил мудрец, известный всем своей мудростью. Но один человек усомнился в его мудрости и решил опозорить его перед народом. «Принесу мудрецу бабочку и спрошу, живая она или мертвая? – решил он. - Скажет живая – сожму ладони и бабочка умрет. Ответит мертвая – выпущу у всех на глазах».

Поймал он бабочку и понес мудрецу. «Какую бабочку я принес тебе, живую или мертвую?» - спросил он мудреца. И услышал ответ, поразивший его своей мудростью: «Все в твоих руках».

    Эти слова можно отнести и к учителю. Ведь все в руках учителя: и прекрасные чувства, переполняющие душу ребенка, и его растущий интерес. И пусть, как бабочка, оберегаемый нашими ладонями, он подрастет, взлетит и поразит нас высотой своего полета.

Список использованных источников:

1.Колет Самсон «333 совета по обучению английскому языку в

школе»/  Колет Самсон - М: Москва, Астрель, 2004.

2.Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения» / Катаева А.А. - М.: Просвещение, 2007.

3.«Иностранные языки в школе» / журнал - 2007. - № 3.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксация на уроках немецкого языка

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Что же такое релаксация?  Релаксация – это...

Релаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения

Релаксация — это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хо...

ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка выз...

Виды релаксации на уроках английского языка

Данный материал содержит примеры зарядки, аутогенной тренировки, упражнений, помогающих снимать напряжение пальцев, которые можно использовать на уроках английского языка для реализации здоровьесберег...

"Релаксация на уроках немецкого языка"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в 2-6 кла...

Приемы релаксации на уроках английского языка

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка выз...

Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка

Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...