Проектная методика в обучении иностранному языку
методическая разработка (6 класс) на тему

В данной статье дается определения проекта и мотода проектной деятельности, представлен собственный опыт работы по проекту Planning our visit to London в 6 классе по УМК Enjoy English

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная методика в обучении иностранному языку

Содержание:

  1. Вступление.  
  2. Определение проекта и проектного метода обучения.
  3. Типология проектов.
  4. Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов и его основные этапы.
  5. Исследовательский проект  «Проектная методика в обучении иностранному языку»: цели, задачи, методы реализации проекта.
  6. Внедрение учебного проекта «Planning Our Visit To London” среди учащихся  6-го класса школы: содержание проекта,  код проекта, результат проекта.
  7. Анализ внедрения учебного проекта «Planning Our Visit To London” , основные выводы.
  8. Список использованной литературы.

1.Вступление

Современные образовательные технологии сегодня нельзя представить без проектной деятельности.

Метод проектов имеет свою историю развития. Он появился в начале прошлого столетия в США для решения актуальных в то время задач образования. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира,  он позволяет органично интегрировать знания учащихся их разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

        Говоря о методе проектов в образовании, необходимо подчеркнуть актуальность этого метода в наши дни. Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование вторичной языковой личности, способной,  в определенной мере, самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Т.о. проектный метод помогает в формировании такой личности.

  1. Определение проекта и проектной деятельности

Само слово «проект» (в буквальном перводе с латинского «брошенный вперед» толкуется в различных словарях как «совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план». Таким образом, по мнению Н.Ю. Пахомовой, «проект»- это прототип или прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а «проектирование» превращается в процесс создания проекта.

«Доктор педагогических наук, известный исследователь в области  современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата»

Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых партнеров.  Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлена на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций.

Таким образом, проект - это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Но для учителя и ученика понятие «проектной деятельности» имеет определенные различия: учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности носит практический характер и значим для самих учащихся.

Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение имеющихся знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектный метод обучения – это полиструктурное, динамическое системное образование, в качестве подсистем которого выступают: информационная, деятельностная,  психологическая

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, ответа на какой-либо вопрос. Результаты выполненных проектов должны быть, по мнению Полат Е.С., "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

  1. Типология проектов

В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются:

— на комплексности или предметно-содержательной области (моно- и межпредметные);

— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);

— количестве участников (индивидуальные и групповые);

— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

— доминирующей в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, исследовательская и пр.;

— характере координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);

  1. Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов и его основные этапы

В своей работе «Метод проектов», Полат Е.С. выдвигает следующие основные требования к проектной методике:

1)Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

3)Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4)Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5)Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

6)Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

7)Грамотная организация внешней оценки проектов. Характер этой оценки  зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения.

Метод  проекта состоит из последовательных этапов:

-  формулирование цели.  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и  познавательной значимости предполагаемых результатов; 

-  разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения  (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

-  работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.     Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование  его содержательной   части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов  каждого этапа;

-  оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-  обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

  1. Исследовательский проект  «Проектная методика в обучении иностранному языку»: цели, задачи, методы реализации проекта

В этом разделе я хочу поделиться своим опытом использования метода проектов в 6 классе.    

Цель проекта:  исследовать влияние проектного метода на формирование информационной и когнитивной компетенции у  учащихся 6-го класса при работе по проекту по теме «Лондон»

Хотелось бы отметить, что чаще всего проектный метод рассматривается  в своих исследованиях педагогами с точки зрения формирования коммуникативной и социокультурной  компетенций. Я бы хотела уделить внимание формированию информационной и когнитивной компетенциям.

В результате проведенного исследования должно ответить на основной вопрос:  Как метод проектов влияет на формирование  информационной и когнитивной компетенции у учащихся  6-х классов по теме «Лондон»?

Основные задачи проекта:

  • Сформировать представление о проектной методике;
  • Разработать и внедрить проект по теме «Лондон» в 6-м классе;
  • Провести наблюдение за формированием информационной и когнитивной компетенциями у учащихся в процессе работы над проектом;
  • проанализировать влияние проектного метода на формирование информационной, когнитивной  и, возможно, других компетенций учащихся

Методы реализации проекта:

  • работа с источниками;
  • наблюдение за учащимися;
  • опрос учащихся;
  • аналитическая деятельность;
  • метод компартивистики

  1. Внедрение учебного проекта «Planning Our Visit To London” среди учащихся  6-го класса школы: содержание проекта,  код проекта, результат проекта.

Тема проекта: « Столица Великобритании. Лондон»

Название проекта: «Planning Our Visit To London»

Краткая аннотация проекта:

Данный проект посвящен теме «Столица Великобритании. Лондон». В данной работе учащиеся будут ознакомлены со следующими пунктами: географическое положение Лондона; на какие части делится Лондон (Сити, Уэст-Энд, Ист-Энд и Вестминстер); достопримечательности Лондона. Работа нацелена на формирование межкультурной, когнитивной, информационной, коммуникативной компетенциям; на развитие интереса к учебно-познавательной деятельности на английском языке и активности на уроке; на формирование умения работать с различными источниками (интернет, книги по страноведению); на совершенствование навыков говорения.

Цель проекта: составить план экскурсии по Лондону

Проблемные вопросы:

1)Что ты знаешь про Лондон?

2)Какие достопримечательности Лондона ты знаешь?

3)Какие именно достопримечательности Лондона ты бы хотел увидеть?

Учебные вопросы

Где расположен Лондон?

Столицей какой страны является Лондон?

На какие части делится Лондон?

Какие достопримечательности тебе известны?

Что ты знаешь о них?

Как создать презентацию или печатный вариант?

Результат проекта – электронная презентация в программе Power Point или печатный вариант с иллюстрациями.

Тип проекта:  внутриклассный,  групповой,  краткосрочный  монопроект.

План проведения проекта

I. Планирование (формулирование цели, оргмомент):

- разделение класса на 2 группы по 5 человек (учитель)

- выбор группой определенного района Лондона для планируемой экскурсии (ученики – совместно, учитель)

- распределение внутри каждой группы по участникам по одной достопримечательности в рамках планируемой экскурсии (ученика – совместно)

- постановка задания по составлению мини-презентации (текста, изображения)

- постановка задания по презентации результата проекта

II. Работа над проектом:

  1. Актуализация темы и подготовка учащихся:

- проверка начальных знаний по теме: "Великобритания. Лондон";

- введение новой лексики по теме (Табл.1);

- ознакомление с информационными ресурсами, предложенными учителем (Табл.2);

- составление плана работы в каждой группе;

- определение, в каком виде будет представлен результат проекта

2) Проектирование:

- сбор информации учащимися

- самостоятельная работа с источниками

- составление мини-презентации (текста, изображения) каждым участником проекта

- создание презентации или печатного документа (результат) - сбор информации от каждого ученика и свод в единый документ

III. Оформление результатов работы. Презентация результата проекта -экскурсии каждой группой учащихся

Каждая группа учащихся представила свою презентацию.

IV. Обсуждение результатов работы.

После презентации результатов проекта был проведен анализ деятельности как самими учащимися, так и учителем. Учащимися была выдвинута новая задача – проект расширенной экскурсии по Лондону, с более подробной информацией о достопримечательностях, с адресами достопримечательностей и пр. Т.о. учащиеся показали свою заинтересованность в данной теме и готовность к дальнейшей работе по методу проектов.

Приложение:

Таблица 1

A place of interest

A sight of London

Century

Ancient

Outstanding

Dominant

Royal

Special

To be rich in..

To be worth seeing..

Madame Tussaud’s

(the) London Zoo

MOMI

Hyde Park

Regent’s Park

St. James’s Park

Green Park

Tower Bridge

(the) Tower of London

Big Ben

Westminster Abbey

(the) Houses of Parlament

Таблица 2

http://map-auto.ru/map318141_0_0.htm

Карта Лондона с достопримечательностями

http://en.wikipedia.org/wiki/London

Википедия о Лондоне на английском языке

http://www.wikipedia.ru

Википедия на Русском языке

Роб Хамфриз. Лондон. Самый подробный и популярный путеводитель в мире

Путеводитель "Rough Guide. Лондон" - самый полный и информативный путеводитель по самому потрясающему городу Европы.

http://www.londonpass.com

«Great Britain/Великобритания Серия: Страноведение», Ю. Б. Голицынский

пособие по страноведению, которое знакомит учащихся с основными достопримечательностями, историей и различными сторонами жизни Великобритании.

Видеофильмы:  “London” (CD),

http://video.mail.ru/mail/filatoff_alex/1752/1846.html?liked=1 фильм 1-го канала «Непутевые заметки»

  1. Анализ внедрения учебного проекта «Planning Our Visit To London” , основные выводы.

Выполнение учебного проекта предполагалось, в основном, во внеурочное время, и, только частично, во время уроков. Обсуждались этапы работы учащихся, анализировалось их отношение к теме и проекту, работа с информацией. Учащимся предлагался примерный список информационных источников для работы над проектом, а также было разрешен самостоятельный поиск информации.

В процессе обсуждений хода проекта наблюдалось заметное повышение интереса учащихся к теме «Лондон», велась активная работа с информацией. Что характерно, работа с источниками в сети Интернет была более понятна для учащихся, работа же с печатным материалом (книгами, аутентичными  печатными текстами) оказалась для ряда учеников более затруднительной.

В ходе проектной работы стало понятно, что это эффективное средство особенно на этапе творческого применения языкового материала.  Метод проектов имеет огромную практическую ценность. Он позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны на основе межкультурного взаимодействия.

Проектная методика в обучении английскому языку переносит акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Общая цель проекта достигнута,  поставленные задачи выполнены.

        На основании проведенного анализа и наблюдения за проектной работой учащихся можно сделать следующие выводы:

Использование проектного метода ведет:

  • к повышению эффективности обучения учащихся;
  • к активному и устойчивому формированию информационной и когнитивной компетенций у  учащихся 6-го класса;
  • к формированию положительного опыта работы в группах, развитию коммуникативной компетентности учащихся;
  • к повышению самооценки учащихся, развитию креативной личности.


Таким образом, проектный метод является актуальным и эффективным средством для формирования информационной и когнитивной компетентности учащихся.

  1. Список использованной литературы:

1.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.

2. Полат Е.С. Метод проектов. Источник публикации: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm

3. Крившенко Л.П. и др Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования- М.,2007, isp.mitht.ru/Library/Nauchno-issled.doc

4.Зачёсова Е.В.метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doob-054.narod.ru/animals.html/ 

5.Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.itlt/edu.nstu.ru/ 

6.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М.:Аркти, 2011

Постникова С.Н.

Преподаватель английского языка

НОУ «Православная гимназия во имя

Свт.Филарета Московского»

Г.Лобня, МО

2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проектной методики при обучении иностранному языку

В последнее время часто поднимается вопрос о применении новых технологий в современной школе. И это не только новые технические средства, но и новый подход к процессу обучения. Причём особое вни...

Аннотация статьи: "Проектная методика в обучении иностранному языку при реализации ФГОС".

Аннотация. В моей статье рассказывается об использовании проектной методики на занятиях по иностранному языку, о принципах метода проектов, значимости данной технологии.Ключевые слова: метод проектов,...

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС....

Проектная методика в обучении иностранному языку.

Сформировавшееся на школьном этапе понятие о проектной деятельности найдет свое перспективное применение в будущей практике студентов в ВУЗе. Метод проектов поможет решить выделенные задачи и добиться...

Использование проектной методики в обучении иностранного языка

Данная статья рассказывает о теоретических основах использования проектной методики,здесь рассматриваются цели и задачи данной методики.Обучение проводится через личность ученика.Данная методика разви...

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка,прежде всего немецкого языка, т.к. рассматриваемая тема, а именно использование метода проектов на уроках в общеобразовательных школах очень...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...