Статья "Обучение и контроль чтения"
статья по английскому языку по теме

Добровольская Нина Станиславовна

В статье рассматриваются вопросы обучения и контроля чтения на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_i_kontrol_chteniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение и контроль чтения

 Чтение и аудирование относятся к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста.

Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

 Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

   -использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

   - коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

  - упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

В отечественной методике выделяют следующие виды чтения:

- аналитическое;

- изучающее;

- просмотровое;

- поисковое;

- ознакомительное и т.д.

 Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать такие навыки:

 - игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

 - вычленять смысловую информацию;

 - читать по ключевым словам;

 - работать со словарем;

 - использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

 - интерпретировать и трансформировать текст.

При работе с любым текстом можно выделить три основные этапа работы:  предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Работая с текстами по теме «Британские писатели» по созданной мною презентации для учащихся 9 класса, я определила следующие цели и  подготовила различные упражнения и задания:

 

  1.  Предтекстовой этап.

Цели:

- определить речевую задачу для первого прочтения;

- создать необходимый уровень мотивации учащихся;

- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания:

- работа с заголовком и картой Британии

- использовать ассоциации, связанные с именами авторов;

- попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текстов.

  1. Текстовой этап.

Цели:

- проконтролировать степень сформированности  различных языковых навыков и речевых умений;

- продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания:

- подтверждение правильности/ложности утверждений;

- выбери соответствия, найди правильное слово, заполни пропуски и выполни грамматическое упражнение по теме «Страдательный залог», затем проверь по ключам;

- ответь на вопросы

  1. Послетекстовый этап.

Цель:

- использовать ситуации текстов в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

- переведи на английский язык предложения;

- составь план рассказа о знаменитом писателе России и расскажи о нем.

  В чтении объектом проверки должно выступать то, что является целью обучения этому виду речевой деятельности. А конечной целью является извлечение информации в определенном объеме и определенной ситуации. Объектом контроля может выступать что-то одно, а не комплекс умений. Соответственно, ведущую роль при овладении чтением на иностранном языке играет сформированность умения извлекать из текста максимум возможных опор для понимания - фактологических, логических, лингвистических, контекстуальных.

 Умение пользоваться различными стратегиями чтения также является существенным объектом контроля.

 Важным фактором успешности выполнения контрольного задания является и то, насколько близка, знакома для ученика проблематика в рамках изученной темы или проблемы, затрагиваемые в тексте отличны от изученных и являются для ученика новыми.

 Одна из аксиом, лежащих в основе контроля обучения рецептивной деятельности, состоит в том, что не существует универсальных форм и способов контроля: Каждый конкретный тест обладает в этом отношении своими возможностями. Разные аспекты содержания текста выступают на первый план в зависимости от его жанра, содержания, его познавательных, коммуникативных, эстетических задач. Соответственно и задания должны составляться с учетом их функциональных особенностей.

Нельзя забывать и о языковой стороне текст - уровень сложности должен быть соответствующим, а количество незнакомого материала не должно превышать 3-5%.

Остро стоит проблема отбора текстового материала с позиции воспитательного, эмоционального воздействия на учащихся. Известно, что в состоянии стресса быстро и легко запоминается материал, который ученики слышали и читали. Поэтому на экзаменах следует подбирать такие тексты, которые представляли бы собой и воспитательную, и нравственную, и социокультурную ценность.

 А пока мы, учителя английского языка, стараемся готовить наших учеников, используя весь свой накопленный опыт, наряду с новейшими технологиями и очень надеемся на то, что это даст хороший результат на экзаменах.

                                                                         

                                                                          Н. С. Добровольская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы контроля чтения

В средней школе учащиеся овладевают основными умениями, необходимыми для всех видов чтения. В разработке приводятся образцы упраженений для каждого вида чтения.и для самоконтроля учащихся....

Контроль чтения по английскому языку для 10 класса.

Контроль чтения, проведенный в 10 классе Ученика_________________________________________________     ...

Контроль чтения 6-11 класс

Работы составлены с использованием синонимичных и антонимичных выражений, о значении которых учащиеся должны догадаться по контексту. Для контроля использованы художественные и публицистические ...

Контроль чтения. "Un nouveau passager"

Тест направлен на контроль понимания текста "Un nouveau passager" стр.103 рабочей тетради УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С., Щепилова А.В....

Контроль чтения 7 класс

Тест предназначен для контроля понимания текста стр.186 к УМК Кулигиной А.С., Щепиловой А.В. "Твой друг французский язык"...

Контроль чтения по теме "Школа" 3 класс к УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С.

Тест позволяет осуществить контроль навыков чтения по теме "Школа"...

Контроль чтения по теме "Семья" 4 класс к УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С.

Тест позволяет осуществить контроль навыков чтения по теме "Семья"...