Главные вкладки

    Статья "Обучение и контроль чтения"
    статья по английскому языку по теме

    Добровольская Нина Станиславовна

    В статье рассматриваются вопросы обучения и контроля чтения на уроках английского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_i_kontrol_chteniya.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение и контроль чтения

     Чтение и аудирование относятся к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста.

    Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

     Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

       -использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

       - коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

      - упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

    В отечественной методике выделяют следующие виды чтения:

    - аналитическое;

    - изучающее;

    - просмотровое;

    - поисковое;

    - ознакомительное и т.д.

     Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать такие навыки:

     - игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

     - вычленять смысловую информацию;

     - читать по ключевым словам;

     - работать со словарем;

     - использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

     - интерпретировать и трансформировать текст.

    При работе с любым текстом можно выделить три основные этапа работы:  предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

    Работая с текстами по теме «Британские писатели» по созданной мною презентации для учащихся 9 класса, я определила следующие цели и  подготовила различные упражнения и задания:

     

    1.  Предтекстовой этап.

    Цели:

    - определить речевую задачу для первого прочтения;

    - создать необходимый уровень мотивации учащихся;

    - по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

    Упражнения и задания:

    - работа с заголовком и картой Британии

    - использовать ассоциации, связанные с именами авторов;

    - попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текстов.

    1. Текстовой этап.

    Цели:

    - проконтролировать степень сформированности  различных языковых навыков и речевых умений;

    - продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

    Упражнения и задания:

    - подтверждение правильности/ложности утверждений;

    - выбери соответствия, найди правильное слово, заполни пропуски и выполни грамматическое упражнение по теме «Страдательный залог», затем проверь по ключам;

    - ответь на вопросы

    1. Послетекстовый этап.

    Цель:

    - использовать ситуации текстов в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

    Упражнения и задания:

    - переведи на английский язык предложения;

    - составь план рассказа о знаменитом писателе России и расскажи о нем.

      В чтении объектом проверки должно выступать то, что является целью обучения этому виду речевой деятельности. А конечной целью является извлечение информации в определенном объеме и определенной ситуации. Объектом контроля может выступать что-то одно, а не комплекс умений. Соответственно, ведущую роль при овладении чтением на иностранном языке играет сформированность умения извлекать из текста максимум возможных опор для понимания - фактологических, логических, лингвистических, контекстуальных.

     Умение пользоваться различными стратегиями чтения также является существенным объектом контроля.

     Важным фактором успешности выполнения контрольного задания является и то, насколько близка, знакома для ученика проблематика в рамках изученной темы или проблемы, затрагиваемые в тексте отличны от изученных и являются для ученика новыми.

     Одна из аксиом, лежащих в основе контроля обучения рецептивной деятельности, состоит в том, что не существует универсальных форм и способов контроля: Каждый конкретный тест обладает в этом отношении своими возможностями. Разные аспекты содержания текста выступают на первый план в зависимости от его жанра, содержания, его познавательных, коммуникативных, эстетических задач. Соответственно и задания должны составляться с учетом их функциональных особенностей.

    Нельзя забывать и о языковой стороне текст - уровень сложности должен быть соответствующим, а количество незнакомого материала не должно превышать 3-5%.

    Остро стоит проблема отбора текстового материала с позиции воспитательного, эмоционального воздействия на учащихся. Известно, что в состоянии стресса быстро и легко запоминается материал, который ученики слышали и читали. Поэтому на экзаменах следует подбирать такие тексты, которые представляли бы собой и воспитательную, и нравственную, и социокультурную ценность.

     А пока мы, учителя английского языка, стараемся готовить наших учеников, используя весь свой накопленный опыт, наряду с новейшими технологиями и очень надеемся на то, что это даст хороший результат на экзаменах.

                                                                             

                                                                              Н. С. Добровольская


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы контроля чтения

    В средней школе учащиеся овладевают основными умениями, необходимыми для всех видов чтения. В разработке приводятся образцы упраженений для каждого вида чтения.и для самоконтроля учащихся....

    Контроль чтения по английскому языку для 10 класса.

    Контроль чтения, проведенный в 10 классе Ученика_________________________________________________     ...

    Контроль чтения 6-11 класс

    Работы составлены с использованием синонимичных и антонимичных выражений, о значении которых учащиеся должны догадаться по контексту. Для контроля использованы художественные и публицистические ...

    Контроль чтения. "Un nouveau passager"

    Тест направлен на контроль понимания текста "Un nouveau passager" стр.103 рабочей тетради УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С., Щепилова А.В....

    Контроль чтения 7 класс

    Тест предназначен для контроля понимания текста стр.186 к УМК Кулигиной А.С., Щепиловой А.В. "Твой друг французский язык"...

    Контроль чтения по теме "Школа" 3 класс к УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С.

    Тест позволяет осуществить контроль навыков чтения по теме "Школа"...

    Контроль чтения по теме "Семья" 4 класс к УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С.

    Тест позволяет осуществить контроль навыков чтения по теме "Семья"...