Всероссийская научно-практическая конференция. Статья"Учитель и ученик: проблемы и взаимодействия".(23.03.2014)
статья по теме

Дибижева Рита Владимировна

Статья для участия во Всероссийской конференции "Учитель и ученик: проблемы и взаимодействия". Город Таганрог

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_2.doc726 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель и ученик: проблемы и взаимодействия.

Дибижева Р.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Минеральные Воды

Учитель и ученик - две главные фигуры в школе. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

             Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

                Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.

В обучении и воспитании невозможно обойтись без общения. Все в школе опирается на взаимоотношения   учителя и учеников. Общение, будучи важным фактором формирования личности школьника, содержит в себе огромные педагогические возможности.

Проблемы педагогического общения, без овладения которым немыслим  современный учитель и педагог. Как общается учитель с учащимися на уроке и в не его, как он с ними говорит. Как их  понимает, во многом зависит успех обучения и воспитания. Нельзя научить приемам  педагогического общения, если учитель не чувствует себя педагогом, если он не любит детей, не любит профессию.

Технология общения – это, прежде всего средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности.

Что такое общение. Педагогическое общение – это профессиональное общение между учителем и учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания). Общение имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися  внутри ученического коллектива.

Оптимальное  педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которые создают наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат. Общение учителя и ученика имеет самые разнообразные функции: информационную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную. Общение является непременной атрибутикой коммуникативной деятельности.

Много внимания педагогическому общению уделяли известные отечественные педагоги. А.С.Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладеть техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения.

К этому вопросу обращался и выдающийся педагог С.Т.Шацкий. Ему принадлежит мысль, что учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления.

В.А.Сухомлинский высказывался «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого, конкретного человека, чтобы не было обесценивания слов, чтобы цена слова постоянно возрастала. Пусть каждое слово, произнесенное в школе,  дает плод, а не остается пустоцветом».

Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения.

Наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль – это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое значение как сейчас, так и в обозримом будущем.

Ученики и учитель могут много сотрудничать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

Участие в различных конкурсах, работа над творческими заданиями у ребят получится только тогда, когда рядом будет хороший наставник-учитель. Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно, играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты - явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.

Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте.

В 12-14 лет в психологическом развитии многих ребят наступает переломный момент, известный в психологии под названием подросткового кризиса. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступить наперекор желанию и требованию взрослых. В это время уже нельзя строить отношения по типу отношений с учениками младших классов. Необходимы коренные изменения отношений. Педагогу очень важно учитывать, что какие бы требования он не предъявлял подростку, они не будут действенны до тех пор, пока не станут собственными требованиями ребенка по отношению к самому себе. Таким образом, педагогические воздействия в подростковом возрасте не могут строиться без учета внутренней позиции ребенка.

Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения. Специфические причины конфликтов «Учитель – ученик»:

1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:

• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;

• в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по

отношению к отдельным учащимся;

• в педагогически непрофессиональных действиях учителей;

• в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в

систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;

• в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему

предмету;

• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;

• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и

недостатках ученика;

• в неумении организовать занятия со всеми учащимися.

 2.Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних

заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.

3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.

Каким же хотят видеть ученики своего учителя?

1.Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).

2.Любовь к своему предмету. Качество учителя к своему предмету. Хорошо знает свой предмет, дает знания сверх программы.

3.Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не заставляет ребят, не останавливает свой порядок, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей:

1.Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.

2.Выделяет отдельных учеников.

3.Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.

4.Требует от ученика безоговорочного подчинения.

5.Относится как к маленьким.

6.Относится неуважительно.

7.Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:

1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять не одного ученика в бездеятельности.

2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.

3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.

4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.

5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.

6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.

7. Добиться полного усвоения материала, добиться высоких результатов: самоотдача, активность управлять ими.

8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.

9. Организовать работу с "трудными” детьми, и непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.

10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорбления, прозвищ, замечаний.

И какие бы новации не вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.

Литература

Бодалева, В.Я. Ляудис. М: НИИОП АПН СССР, 1980, С. 37-52.Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся

Бредихина Л.Ю. Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия.//Современный учитель: личность и профессиональная деятельность. Материалы III Международной научно-практической конференции (30 марта 2011 года) Москва 2011.ерб ценностям "я”.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

А.А.Леонтьев Педагогическое общение. М; 1996г.

Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва. 2001

Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителей. – М.: Просвещение, 1991.

Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними // Школьный психолог – №40, 41, 42, 45 – 2004 6. Петровский Г.Н. Современные образовательные технологии. - Мн., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 1)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 2)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Физическая культура, спорт, туризм. "Проблемы вхождения молодого специалиста - учителя по ФК и спорту в педагогический коллектив." ( часть 3)

Очень редко рассматривается вопрос именно начала пути становления педагога как мастера. Выпускники современных ВУЗов, несмотря на достаточно большое количество педагогической практики, зачастую, оказы...

Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"

В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное при...

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""...

Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.

Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...