Главные вкладки

    Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
    статья на тему

    Кириченко Вера Юрьевна

    В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием конкретных форм и методов работы. Статья рекомендована административным работникам образовательных учреждений инновационного типа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kirichenko_statya.doc99 КБ

    Предварительный просмотр:

    В.Ю. Кириченко

    Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения

    инновационного типа

    Аннотация.  В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием конкретных форм и методов работы. Статья рекомендована административным работникам образовательных учреждений инновационного типа.

    Ключевые слова: творческий потенциал, динамическая модель, научное общество учащихся, инновационные технологии.

    В последние годы в связи с реформированием системы образования Республики Казахстан, созданием национальной модели, демократизацией управленческой структуры образования и интенсивными процессами интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики значительные темпы набирает проблема развития и реализации творческого потенциала одарённых учащихся (Шумакова, 2004).

    Поэтому нами поставлена цель – создание эффективной модели работы с одарёнными детьми, направленной на развитие творческого потенциала учащихся.

    Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №21»  города Рудного – это образовательное учреждение инновационного типа. В основе деятельности учительского и ученического коллективов - развитие личности, способной к самореализации в окружающем мире, создание условий для творческого и интеллектуальной деятельности. Спецификой деятельности гимназии является её гуманитарно-эстетическое (в частности, музыкальное) направление, в рамках которого действуют комплексно-целевая программа «Одарённые дети» и программа научного общества учащихся «Шабыт» (далее НОУ «Шабыт») по работе с одарёнными детьми.

    Работая в системе развития, мы апробировали и внедрили в практику работы гимназии эффективную модель работы с одарёнными детьми.

    Были поставлены и решены основные задачи:

    • определены блоки моделей и их функции;
    • организована подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми и координируется их деятельность;
    • ведётся работа по развитию способностей учащихся через различные формы и методы исследовательской работы.

    Гипотеза: если данная модель станет основой в организации работы с одарёнными детьми, то:

    1. Будет достигнута устойчивость развития всех участников процесса.
    2. Научно-методическое обеспечение модели обогатит инновационный потенциал города.
    3. Будет реализована идея подготовки интеллектуальной элиты, способной успешно жить и действовать в современном мире.

    Ведущая идея проекта: для успешного развития одаренного ребёнка в образовательном учреждении в современных условиях мы создали такую динамическую модель, в которой участники процесса: учение, учитель, завуч работают в режиме развития, находятся во взаимозависимости и взаимо сотрудничестве. Отслеживание процессов развития проходит через концепцию работы учебного заведения, технологию и методику работы каждого блока. Поэтому модель основана с одной стороны - на принципах научности и системности, с другой - на личностно-ориентированном подходе через горизонтальную  (формы и методы организации работы) и вертикальную преемственность (преемственность в работе детей и учителей).

    Новизна проекта:

    1. создана модель взаимообусловленных блоков по выявлению одаренных детей и организации работы с ними;
    2. определены принципы, содержание, формы и методы работы с одаренными детьми;
    3. выявлены новые подходы к управлению исследовательской деятельностью детей.

    Практическая значимость проекта:

    1. Реализованы на практике технология и методика инновационных подходов к управлению деятельностью одарённых детей.

    2. Данный опыт может быть использован в других образовательных учреждениях.

    3. Модель имеет потенциальные возможности для совершенствования и развития.

    За 13 лет существования в статусе образовательного учреждения инновационного типа (сначала как специализированная школа для одарённых детей, затем в статусе гимназии) наша школа накопила богатый опыт в организации научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческих способностей и одаренности учащихся.

    Разработанная модель управленческой структуры предполагает организацию работы с одарёнными детьми на всех ступенях обучения. Ежегодно корректируется и пополняется банк данных одарённых детей. В 2013-2014 уч.году он составил 73 учащихся из 343 учащихся школы.

    В модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми мы включили 4 блока:

    1 блок: Обновление содержания образования - один из главных блоков модели. Ведутся постоянные поиски вариативной части плана, т.к. именно она направлена на развитие познавательной мотивации, исследования активности детей. В процесс обучения в соответствии с музыкально- эстетической направленностью гимназии  вводятся такие музыкальные дисциплины как «Хоровой класс», «Специальный инструмент», «Музыкальная литература», «Театральное искусство». Через  них раскрывается творческий потенциал учащихся, их  творческие способности.

    Формы организации работы: индивидуальная и групповая. Работа основана на личностно-ориентированном и дифференцированном подходах. Посредством языка искусства и музыки одарённые учащиеся готовятся к дальнейшей реализации полученных навыков в выборе творческой профессии или применения своего творческого потенциала в жизни.

    Реализация первого блока модели управленческой структуры происходит через внедрение в учебный процесс авторских программ, электронных учебных пособий учителей музыкальных дисциплин. В гимназии действуют и апробированы такие авторские программы, как:

    • Гостищева И. О.  Электронный учебно-методический комплект по предмету «Музыкальная литература»  для учащихся  5 класса.
    • Кириченко В.Ю. Учебно-методический комплект «Алғашқы қадам» («Первые шаги») по предмету «Фортепиано»  для учащихся 1 класса.
    • Стеценко Т. А. Учебно-методический комплект «Обучение игре на свирели» в классе предшкольной подготовки.
    • Сарсимбаева З.Д Учебно-методический комплект «По ступенькам вверх».  
    • Гренц Т.А., Сарсимбаева З.Д. Учебно-методический комплект «Сольное пение».
    • Деркач С. С. Учебно-методический комплект для ускоренного изучения нотной грамоты с начинающими пианистами.

    Преимуществом данного блока является построение индивидуальной образовательной траектории по реализации творческого и личностного потенциала каждого учащегося. Результатами эффективной работы этого блока служат ежегодные победы на музыкальных конкурсах разного уровня (от городского до международного).

    2 блок: Научно-методическая деятельность - придание методической работе научно-исследовательского характера. В гимназии успешно функционирует НОУ «Шабыт». Основными направлениями его деятельности являются:

     

    НОУ «Шабыт» - добровольное, творческое объединение школьников, стремящихся развивать свой интеллект, приобретать навыки творческой, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.  Девиз НОУ «Шабыт»: «Будь творцом! Созидай золотые мгновенья!»

    В качестве способа развития самостоятельного мышления и личности одарённого ребёнка применяются методы «обучения в командах достижений», «поисковый метод творческой группы». Итогом внедрения этих методов является более высокий уровень выполнения научных исследований. Благодаря такому подходу с первых дней обучения начинается накопление «словаря исследователя» - вводятся такие понятия, как «факт», «гипотеза», «доказательство». Дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации, проводить сравнения, выделять причины и следствия. Особое внимание уделяется умению представлять свои находки в разнообразной форме: доклада, проекта, схемы, модели, инсценировки и т.п.

    В своей практике мы активно применяем ещё несколько модифицированных или разработанных нами форм работы в группах:

    Классификация методов групповой работы «Учебная задача»

    Учебная задача

    Изучение вопроса или проблемы

    Изучение с разных ролевых позиций

    Решение проблемы

    Рефлексия

    Метод групповой работы

    Групповое исследование

    Ролевой диалог

    «Классический» диалог

    Межличностный диалог

    Описанный «набор» методов позволяет эффективно реализовывать данный блок модели в соответствии с поставленной задачей по развитию творческого мышления и личности каждого ребёнка (Ушаков, 1999).

    3 блок: Инновационные образовательные процессы, одним из которых является внедрение инновационных технологий.

    Появление в гимназии новых педагогических технологий не исключает, а дополняет старые, при  этом обогащая друг друга:

    Педагогические  технологии

    Количество учителей

    Технологии на основе личностной ориентации обучения

    Технология личностно-ориентированного обучения

    9

    Технология «Step by step»

    Педагогика сотрудничества

    2

    Технология развития индивидуальности личности (РИЛ)

    10

    Итого

    22

    Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

    Технология дебатов

    3

    Технология проектного обучения

    5

    Игровые технологии

    12

    Технология проблемного обучения (Д.Дьюи)

    8

    Компетентностная педагогика

    6

    Технология частично-поискового обучения

    2

    Итого

    36

    Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

    Технология разноуровневого обучения (Дж.Кэрролл, Б.Блум, З.И.Калмыкова)

    4

    Технология Монахова

    1

    Технология полного усвоения знаний

    1

    Итого

    6

    Технологии на основе информационно-коммуникационных средств

    НИТ (Новые информационные компьютерные технологии)

    3

    Интернет - технологии

    1

    Итого

    4

    Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

    Блочно-модульная технология

    2

    Интеграционные технологии

    3

    Итого

    5

    Технологии  развивающего обучения

    Технологии развивающего обучения

    5

    Итого

    5

    ВСЕГО

    83

    Формы внедрения инновационных технологий: через работу творческих групп, а также через различные формы организации методической работы (семинары, практикумы, мастер-классы, деловые игры, педагогические мастерские и пр.)

    4 блок: «Интеллектуальные соревнования» - это совместное творческое формирование учителей и учащихся по организации олимпиадной и конкурсной работы одарённых детей.

    Развитие и выявление одарённых детей происходит через вовлечение их в интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады по основам наук, в т.ч. дистанционные. Данное творческое объединение повышает интерес учащихся к знаниям, что в итоге содействует повышению качества обученности по школе в целом и формированию будущего интеллектуального потенциала города, области, Республики.

    Эффективность работы данного блока отражена в сравнительной таблице результативности:

    Название конкурса

    Количество призёров, чел.

    2011-2012

    2012-2013

    2013-2014

    1. Конкурсы научных проектов:

    «Зерде»

    «Дарын»

    «Жас ғылым»

    Прочие НПК

    1

    -

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    2

    4

    1. Интеллектуальные игры:

    («Ақ бота», «Атамекен», «Золотое руно», «Руский медвежонок», «British Bulldog» и пр.)

    25

    31

    44

    1. Олимпиады:

    дистанционные

    среди 5-7 классов

    среди 8-9 классов

    5

    10

    6

    7

    11

    7

    12

    14

    8

    Анализ результативности достижений детей и учителей - движущая сила дальнейшей работы.

    Положительными результатами представленной модели являются:

    1. Достижение высоких качественных показателей на всех уровнях.
    2. Неугасающий интерес к научно-познавательной и исследовательской деятельности.
    3. Увеличение числа творчески работающих учителей, занимающихся научно-практической деятельностью.

    Таким образом, если есть такой положительный результат, значит,  модель действенна, значит, она эффективна.

    Список литературы:

    1. Инновационно-педагогическая деятельность по проблеме одарённости в Казахстане / под редакцией А.К. Сатовой, Ж.Б. Самуратовой, Астана, 2003 г., 240 с.
    2. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения / под редакцией М.А. Ушакова, Москва «Сентябрь», 1999 г., 192 с.
    3. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999, 220 с.
    4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей.- Москва, «МОДЭК», 2004, 336 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

    Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знани...

    Круглый стол "Проблемы работы с одарёнными детьми в условиях современной школы"

    Определение особенностей работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций разных форм....

    Опыт работы с одарёнными детьми в условиях современного образования

    Доклад содержит материалы из личного опыта работы с одарёнными детьми. Уверена в том, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Предлагаются вашему в...

    Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

    Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

    Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

    Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....