Главные вкладки

    Дистанционные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми в условиях функционирования регионального и районного порталов
    статья на тему

    Скачкова Татьяна Геннадьевна

    Материал подгоовлен для педагогических чтений 2014г.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогические чтения 2014г.

    Доклад на тему :

    «Дистанционные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми в условиях функционирования регионального и районного порталов»

    "Начало премудрости есть искреннейшее желание учения"

    Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Интернет-технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Указанные подходы приобретают особое значение в контексте проблемы детской одаренности. Для всех, кто, так или иначе, соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто «тесно» в рамках стандартной школьной программы. А когда его интеллектуальные и творческие возможности оказываются невостребованными, ослабляется познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития одаренного ребенка. Педагогам необходимо четко выстроить образовательный и воспитательный процесс таким образом, чтобы учесть способности и возможности каждого ребенка в отдельности, а особенно одаренных детей.

     Главными отличительными особенностями психолого-педагогического портрета одаренного ребенка являются высокая мотивация к обучению и потребность в индивидуальной образовательной траектории.  Это определяет наличие проблемы организации самостоятельной деятельности учащегося в системе деятельности дистанционных школ для одаренных детей.

    Целью работы с одаренными детьми является максимальное раскрытие их творческих способностей, на этом основана специализация такой работы. Для этого необходимо создать особую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить полный доступ обучающегося к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. Специфика развития творческих способностей одаренных детей проявляется в том, что доля активных методов обучения в педагогической деятельности увеличивается.

    Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Самообразование невозможно без активного участия ребенка в учебном процессе. Активное участие определяется, прежде всего, внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться. В дистанционном обучении необходима активная познавательная самостоятельная мыслительная деятельность. Поэтому при дистанционном обучении необходимо использовать такие методы и технологии, которые способствуют умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и способы их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.

    Учебно-познавательная деятельность в системе дистанционного образования осуществляется посредством следующих технологий:

    1. педагогического общения преподавателя с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;
    2. педагогического общения тьютора с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;
    3. самостоятельной работы обучающегося с учебными материалами.

    Роль преподавателя в процессе работы с одаренными детьми по мере совершенствования технологий все более и более сводится к управлению учебным процессом, однако это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса. Процесс обучения строится, в основном, на самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

    Еще одна особенность одаренного ребенка – ранняя личностная индивидуализация, и это также необходимо учитывать при организации обучения. Понятие «личностно ориентированное обучение» предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого.

    Отдельно следует сказать о том, что в процессе обучения одаренные дети остаются прежде всего детьми, для которых физическая и информационная перегрузка может стать причиной психосоматических заболеваний, и потребность преподавателя дать такому учащемуся неограниченное количество учебной нагрузки не всегда адекватна его возрастной психофизиологической характеристике. Система дистанционного обучения, основанная на реализации индивидуальной образовательной траектории, позволяет предоставить обучающемуся максимальный объем учебного материала при отсутствии ограничения времени и условий его усвоения: в системе дистанционного образования изучение материала может проходить, например, в домашних условиях .

    Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и

    консультации преподавателей курсов. В настоящее время самым удобным способом предоставления подобного вида услуг является Интернет. 

    Целью организации системы дистанционного образования в районе является, в первую очередь, организация доступа к образовательным ресурсам для учащихся школ.

    Мы предлагаем подобную работу проводить по следующим направлениям:

    • выполнение проектных и творческих работ;

    • участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах;

    • обучение в заочных школах с дистанционной поддержкой.

    В нашем районе уже имеется хорошая копилка достойных проектных работ учащихся по разным предметам школьного курса. В настоящее время они размещаются на сайте Клуба Одарённых Детей Спасского района МАЯК. В этом году планируются предметные конференции, участники которых представят новые научно- исследовательские труды и мы непременно разместим лучшие материалы на нашем сайте.  

    Не меньший интерес в последние годы вызывают олимпиады и конкурсы. Учащиеся и их родители смогут получить  полную информацию на нашем сайте  о возможности участия в интересующем их мероприятии.

     Интернет-олимпиады, сегодня особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. С другой стороны, эта форма работы приносит ощутимую пользу и самим педагогам: она содействует распространению нетрадиционных подходов к обучению, популяризации использования Интернет-ресурсов в образовательной деятельности, распространению новейших достижений в области информационных и педагогических технологий. На мой взгляд, Интернет - олимпиады и Интернет - конкурсы значительно расширяют образовательное пространство, предоставляемое социумом, одаренным детям и разнообразит формы работы, используемые районным педагогическим сообществом. Благодаря новой форме интеллектуальных состязаний были созданы широкие возможности для творческого взаимодействия и саморазвития одаренных детей города. Интернет-олимпиады позволили им проявить свои способности, ориентировали участников на собственное выявление смысла окружающих явлений, исследование фундаментальных объектов, отыскание закономерностей, определение места Интернет-технологий в своем самообразовании. Умение кратко и четко формулировать собственные мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, добывать информацию из разнообразных источников и обрабатывать ее с помощью самых современных технологий, приобретенные участниками в процессе Интернет-олимпиад и Интернет - конкурсы делают сегодня эту форму работы с одаренными детьми особенно актуальной.

    - Заочные школы с дистанционной поддержкой

    На сегодняшний день очень распространенным в образовании является обучение с помощью сетевых технологий. НИРО уже не первый год предлагает учителям курсы повышения квалификации в системе дистанционного обучения и многие учителя опробовали новую систему и довольны ею. И многие школы идут в ногу со временем и осваивают технологии дистанционного обучения, а некоторые имеют солидный опыт в работе по данному направлению.

     Думаю, не за горами то время, когда и наши школы  заинтересуются таким направлением работы с одарёнными детьми. Пока же наши школьники могут работать на региональном портале НИРО . Он носит в большей степени информационный характер, но в современном мире информация- самое большое богатство, если уметь им правильно распорядиться. Современные школьники давно  перешли на «ты» с интернетом и умеют находить и обрабатывать необходимый учебный материал. Конечно им гораздо удобнее получать дополнительные образовательные услуги дистанционно. Дистанционное обучение имеет ряд явных преимуществ:

    Во- первых оно не требует отрыва от основного вида деятельности ( обучения в школе)

    Во- вторых учащиеся взаимодействуют в малой группе сверстников, увлечённых конкретной областью знаний, имеющих общие интересы, что даёт им дополнительные возможности саморазвития и самообразования

    В третьих развивается навык самостоятельной работы и др.

    Дистанционное образование – это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"

    В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...

    Создание целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

    Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знани...

    Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

    Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

    Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

    Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....

    "Современные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми"

         Кружок «Занимательная анатомия» – это объединение учащихся 7-9 классов под руководством    педагога, в рамках которого проводятся систематич...