Использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка
статья (7 класс) по теме

Гранкина Светлана Павловна

Задача учителя – с целью укрепления физического и психического здоровья учащихся – научиться активно переключать их внимание, вводить паузы отдыха (физкультминутки), элементы релаксации, саморегуляции на уроке. 

Упражнения не только помогут учащимся развивать умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание, но и укрепить нервную систему, отдохнуть (особенно это актуально для учащихся 5-7 классов и учащихся младших классов после перемены).

Целью выполнения упражнений на последней минуте урока является снятие статического и зрительного напряжения и сохранение хорошего уровня психоэмоционального состояния учащихся перед следующим уроком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorove_sbereg.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровье сберегающих технологий на уроке английского языка

В прошлом быть здоровым означало не быть больным. Сегодня люди осознают, что данное понятие более объемно. Оно включает физическое, психическое, нравственное и социальное здоровье. Многие факторы влияют на здоровье ученика, на качество его жизни.

Современные исследования показывают, что общая нагрузка на нервную систему учащегося в школе и дома весьма велика, и в сочетаниях с гиподинамией, большой информационной нагрузкой, нарушением режима дня, нерациональным питание и т. п. приводит к функциональным расстройствам нервной системы, что является причиной многих различных заболеваний.

В связи с этим возникла необходимость создания таких условий обучения, чтобы обучение не несло в себе разрушающего элемента для состояния здоровья школьников.

Я давно работаю над методической темой «Использование здоровье сберегающих технологий на уроке», и опробовала уроки с оздоровительно-развивающим содержанием в их структуре, причем не в ущерб качеству обучения предмету.

Общеизвестно, что на протяжении урока в процессе обучения работоспособность учащихся не может оставаться одинаковой. Известные валеологи представляют урок состоящим из отдельных периодов: пик усвоения, снижение концентрации внимания, начало возможного утомления, рассредоточенности.

Исходя из этого, задача учителя – с целью укрепления физического и психического здоровья учащихся – научиться активно переключать их внимание, вводить паузы отдыха (физкультминутки), элементы релаксации, саморегуляции на уроке.

В различные периоды урока мои учащиеся выполняют различные упражнения.

Во вводную часть урока (кроме организационного момента, 2-3 мин.) включаются на 1-2 мин. Упражнения, направленные на концентрацию внимания, развития сосредоточенности, памяти.

Основная часть урока включает в себя только учебный материал, причем обучение проводится в достаточно высоком темпе. Самый трудный для усвоения материал дается в первые 25 мин. урока.

На 25-30-ой минуте урока проводится физкультминутка. После которой продолжается обучение.

В конце урока одна минута упражнения для снятия статического и зрительного напряжения.

Упражнение, направленное на концентрацию  внимания, развитие сосредоточенности

Эти упражнения не только помогут учащимся развивать умение сосредоточиться, сконцентрировать внимание, но и укрепить нервную систему, отдохнуть (особенно это актуально для учащихся 5-7 классов и учащихся младших классов после перемены).

Сядьте удобно, спину держите прямо. Соедините большие пальцы и мизинцы, а затем, на обеих руках одновременно, соединяйте большой палец последовательно с другими пальцами. Остановившись на указательном, вернитесь снова к мизинцу. Так повторите несколько раз. Можете переставлять пальцы, начиная с указательного, можете менять очередность касаний, постепенно увеличивая скорость. Глазами следите за движением пальцев .

Это упражнение помогает освободиться от многочисленных мыслей, которые  зачастую не дают сосредоточиться. Кроме того, упражнения улучшают координацию движений, подвижность пальцев.

Упражнения, выполняемые во время паузы отдыха (физкультминутки).

  1. Упражнения для шейного отдела позвоночника (профилактика шейного остеохондроза).

«Да», «нет», «ай-я-я-яй». Присмотритесь, какие  движения сопровождают эти слова. При слове «да» голова медленно опускается вниз и медленно, спокойно возвращается в исходное положение. При слове «нет» - поворачивается влево-вправо, при замечании   «ай-я-я-яй» покачивается в стороны.

Повторяйте эти движения,  каждое по 3-5 раз. При этом не делайте резких движений. Внимание сосредоточьте на шее. В конце каждого движения задержитесь на несколько секунд.

  1. Упражнение для рук.

Руки имеют огромное значение, они должны быть умными, быстрыми, крепкими, ловкими. И дети должны знать об этом.

Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего-кишечника и позвоночника, безымянного  - печени. Воздействуя на мизинец,  мы помогаем работе сердца. Выполняя массаж, сосредоточьте внимание на том органе, которому вы хотите помочь.

1.  Соедините пальцы. Затем соедините ладони и с усилием разотрите до появления тепла. Словно умывая руки, хорошо разотрите тыльную часть каждой руки.

2.  Средним и большим пальцем руки обхватите запястье левой и круговыми движениями помассируйте до появления тепла. Затем то же сделайте с правой рукой.

  1. Упражнения для глаз.

Детям особенно нужны упражнения для глаз.

От перегрузки глазных мышц, для их укрепления, улучшения их кровоснабжения существуют различные упражнения. При выполнении этих упражнений нужно держать спину прямо, внимание сконцентрировать на глазах. После каждого упражнения закрыть глаза, давая им отдохнуть.

  1. Зажмурьте глаза на 3-5 секунд. Отдохните 2-3 секунды. Повторите несколько раз.

  1. Быстро моргайте в течение 8-10 секунд. Через 2-3 секунды повторите упражнение.

  1. Помассируйте веки круговыми движениями в течение 10-20 секунд. Удобно массировать нижней частью ладони.

Упражнения, выполняемые в конце урока

Целью выполнения упражнений на последней минуте урока является снятие статического и зрительного напряжения и сохранение хорошего уровня психоэмоционального состояния учащихся перед следующим уроком.

Одним из таких упражнений, которое одновременно может работать и на закрепление пройденной лексики, является следующее:

Учитель называет один из предметов, находящихся в классной комнате или одно из нескольких слов, которые предварительно развешаны на стенах.

Дети должны повторить слово вслух, быстро отыскать его глазами и повернуть голову в его сторону.

Упражнения зависят от специфики конкретного урока, выполняются под команды на английском языке и под музыку – успокаивающую или бодрящую.

Речевой материал вводится постепенно с введением новых упражнений и команд и при многократном выполнении упражнений хорошо усваивается и закрепляется, т.е. лексический запас учащихся по темам «Части тела», «Глаголы и действия», «Наречия» значительно расширяется.

Для подтверждения вышесказанного в качестве примера можно привести перечень лексических единиц, которые используются и осваиваются учащимися при выполнении упражнений на концентрацию внимания в начале урока:

The hand, the palm, the little finger, the thumb, the index finger, the middle finger, the ring finger, the back, the high, eyes, inhalation, expiration, attention.

Sit, keep, put, join, stretch out, close, concentrate.

Comfortably, straight, upward, calm.

Заключение

Надо отметить некоторые особенные моменты:

На учителя ложится дополнительная нагрузка при подготовке к уроку:

  • Корректировка планирования урока;
  • Подготовка дополнительного наглядного материала;
  • Освоение умений и навыков по оздоровительно-развивающей части урока;

Мною выделены следующие положительные моменты:

  • Предоставляется хорошая возможность «вработаться» и настроиться на урок;
  • Оздоровительные паузы не влияют на работоспособность, дети не успевают расслабиться;
  • Создается комфортная обстановка на уроке, дети знают, что у них будет возможность отдохнуть;
  • Главное, при этом сохраняется здоровье детей и не страдает уровень усвоения знаний.

В процессе проводимой работы имеющиеся результаты показывают, что при таком режиме обучения достигается реализация главной цели – результативность обучения  и показатели уровня здоровья учащихся имеют положительную динамику.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Работа содержит теоретический и практический материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....