Использование ИКТ в преподавании английского языка
методическая разработка на тему

Информационные   технологии    способствуют повышению мотивации  изучения  ИЯ  и  совершенствованию  знаний  и  культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно  использованы  в учебном процессе для обучения. В данной работе мы  подробно  остановимся  на таком  аспекте  использования  информационных  технологий,   как   повышение мотивации изучения ИЯ у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_ikt_2014.docx148.17 КБ

Предварительный просмотр:

Межшкольная научно – практическая конференция «Открытие» - 2014

Секция: английский язык

Название работы:   Использование ИКТ в  преподавании английского языка

Автор работы: Шекунова Людмила Владимировна , учитель английского языка

Место выполнения работы: г. Ставрополь,

МБОУ СОШ №32 г. Ставрополя

Ставрополь, 2014

Содержание.

Введение………………………………………………………………..2

Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий …………………………………………………5

1.1. Новые информационные технологии в обучении английскому языку…………………………………………………………………………….5

1.2  Эффективность и трудности интегрирования ИКТ  и преподавания английского языка.    Перспективы использования ИКТ учителем  английского языка……………………………………………………………11

Глава  II.  Опытно-  экспериментальная  работа

 «Повышение   мотивации изучения ИЯ путем использования новых информационных технологий в школе»………………………………………22

2.1.Диагностика   исходного    уровня    мотивации учащихся при изучении английского языка…………………………………21

Заключение…………………………………………………23

Библиографический  список…………………………….25

Приложение 1

Приложение 2

   

Введение

          В последние годы  всё  чаще  поднимается  вопрос  о  применении  информационных технологий в средней школе. Это не только  новые  технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый  подход  к  процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам  является  формирование и  развитие  коммуникативной  культуры  школьников,  обучение  практическому овладению иностранным языком.

      По мнению Е. С. Полат задача учителя  состоит  в  том,  чтобы  создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать  такие     методы  обучения,  которые  позволили  бы  каждому  ученику  проявить  свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать  познавательную  деятельность учащегося в процессе обучения иностранным  языкам.  Современные педагогические технологии такие, как обучение  в  сотрудничестве,  проектная методика,  использование  новых  информационных   технологий,   Интернет   - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход  в  обучении, обеспечивают   индивидуализацию   и   дифференциацию   обучения   с   учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

      Формы  работы  с  компьютерными  обучающими  программами   на   уроках иностранного языка включают:

      - изучение лексики;

      - отработку произношения;

      - обучение диалогической и монологической речи;

      - обучение письму;

      - отработку грамматических явлений.

      На уроках английского языка с помощью компьютера  можно  решать  целый ряд дидактических задач:  формировать  навыки  и  умения  чтения,  используя материалы  глобальной  сети;   совершенствовать   умения   письменной   речи школьников; пополнять словарный запас  учащихся;  формировать  у  школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.[6]  

    Таким образом, актуальность данной  темы  может  быть  аргументирована важностью проблемы  и в тоже время  её  недостаточной  разработанностью  для применения в условиях  школы.

      Объект исследования: Процесс обучения ИЯ как целостная система

      Предмет исследования:  Информационные  технологии  как  средство формирования мотивации обучения.

      Цель   исследования.   Теоретическое    обоснование    и    разработка педагогических условий, обеспечивающих  использование  новых  информационных технологий в школе через  усиление  мотивов  изучения  предмета  «Английский язык».

      Гипотеза   исследования.   Информационные   технологии    способствуют повышению мотивации  изучения  ИЯ  и  совершенствованию  знаний  и  культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно  использованы  в учебном процессе для обучения. В данной работе мы  подробно  остановимся  на таком  аспекте  использования  информационных  технологий,   как   повышение мотивации изучения ИЯ у учащихся.

      Задачи  исследования.  Исходя  из  предмета,  целей  и  сформированной гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи исследования.

-рассмотреть сущность информационных технологий.

-теоретически обосновать использования ИТ в учебном процессе.

-изучить влияние ИТ на мотивацию обучения.

- изучить теоретическую и методическую литературу по данной тематике,

- рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы,

- провести анализ средств ИКТ, рекомендуемых к использованию преподавателями при подготовке к урокам английского языка.

-опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу исследования

            Методы  исследования:  критический  анализ,  научно  фиксируемое наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью.

      Методологической основой для решения поставленных задач явились:

      Современная концепция личностно ориентированного образования;

      Учение о мотивации учебной деятельности.

      Концепция информатизации образования Российской Федерации.

      Государственный образовательный стандарт.

      Научная  новизна  исследования  состоит  в  том,  что   информационные технологии  способствует  усилению   учебной   мотивации   изучения   ИЯ   и совершенствованию знаний учащихся.

            Апробация результатов производилась в МБОУ СШ №32 г.Ставрополя.     Внедрение результатов исследования осуществляется через выступления на научно- студенческой конференции 2014  г.  и  на  практических  занятиях  по английскому языку.

      Объем  работы.  Научная   работа  состоит  из  введения,  2  глав,  заключения,  приложений и библиографии .

Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий

1.1. Новые информационные технологии в обучении английскому языку

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

В Концепции модернизации образования в России на период до 2010 года были определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом являлась подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета , в данном случае английского языка. На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Однако, современные УМК для преподавания английского языка представлены в основном дидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивые программы. Обучающимся не надо вкладывать дополнительные материальные средства на их приобретение. Учителя английского языка должны овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса и быть руководителем и лидером образовательного творческого процесса в системе «Учитель- ученик- группа- учитель».

Кратко остановлюсь на следующих вопросах:

• Есть ли возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы;

• каковы особенности их использования;

• какими ресурсными возможностями должна обладать информационно–образовательная среда в условиях модернизации образовании.

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) [17].

В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [8].

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.

Определение понятия “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [Сайков Б.П., 15]. Данная классификация средств ИКТ представлена в приложении 1.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

• электронные энциклопедии и справочники,

• тренажеры и программы тестирования,

• образовательные ресурсы Интернета,

• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

• видео и аудиотехника,

• научно-исследовательские работы и проекты.

• интерактивная доска

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.) [18].

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности [8]:

1. для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме on-line (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com ,Prez-team.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме on-line и т.д.);

2. для работы с текстами,используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExce lвыполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent т.д.);

6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед [12].

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности [5].

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства [18]:

• общекультурное развитие обучающихся;

• совершенствование навыков владения компьютером;

• совершенствование языкового уровня;

• создание благоприятного психологического климата;

• повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

• самоутверждение учащихся;

• возможность реализации индивидуализации обучения;

• реализация принципа обратной связи;

• большие возможности наглядного предъявления материала;

• исключение времени для написания материала на доске;

• экономия расходования материалов учителем;

• совершенствование процесса проверки работ учащихся;

• повышение авторитета учителя;

• сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

• активизация навыков самостоятельной работы.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

• от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

• от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

• от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

• от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе.

1.2  Эффективность и трудности интегрирования ИКТ  и преподавания английского языка.    Перспективы использования ИКТ учителем  английского языка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 активно включилась в работу по модернизации образования. Программа развития школы направлена на повышение качества обучения и воспитания обучающегося через активное внедрение информационно-коммуникационных технологий обучения. Программа информатизации МБОУ СОШ № 32 (2010-2015 гг.) разработана в соответствии с перспективными направлениями работы школы, трудовым распорядком, материально-техническим обеспечением, а также с учётом уровня ИКТ-компетентности учителей и обучающихся школы, их потребностями в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

В кабинете английского языка установлена интерактивная доска, которая позволяет учителю вести урок, применяя компьютерные программы.

Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Например- «Talk to me», «Репетитор», «Профессор Хиггинс», «Привет, Америка», «English Gold»; тематические программы – «Мой дом», «Дикие и домашние животные», «Английский для малышей», «В городе» , « Природа и человек», «Speak English» и др., созданные для самостоятельного изучения английского языка в домашних условиях.

Кроме того, существует множество сайтов, при помощи которых школьники могут изучать английский язык не только на уроках, но и самостоятельно , составляя сообщения, статьи, делая ролики, фильмы, презентации и многое другое, что помогает успешно справляться со многими заданиями. (Busuu.com, Wikipedia.org, Reward Internet, Prez.team и др.).

Просмотрев и изучив перечисленные и многие другие компьютерные программы, я пришла к выводу, что на уроке лучше использовать части этих программ, в зависимости от цели урока и лишь часть урока строить с использованием компьютера.

Например- очень сложная тема для обучающихся Страдательный залог , вводится эта тема в 7 классе, к этому времени школьники должны хорошо ориентироваться в системе грамматических времен активного залога. Поэтому, используя традиционную методику введения этой темы, учителю приходится потратить много усилий, чтоб дети смогли понимать способы образования Страдательного залога и употреблять его в речи. Применяя компьютерную программу ни ученики, ни учитель не испытывают особых трудностей при работе над этой темой. Детям интересно, когда кликнув на слово, выскакивает другое в правильной, нужной форме. Детям занимательно наблюдать, когда в форме игры слова выплывают, вылетают, выскакивают на экран компьютера, когда есть возможность начать работу заново, когда все это очень красочно и занимательно Продолжая рассказывать о программе, хочу дополнить, что ученик имеет возможность вставить пропущенные слова при помощи клика мышки, а также сам может напечатать это слово. Кроме того, есть возможность распечатать выполненные упражнения, задания, отдельные слова, разгадать ребус, ответить на вопросы викторины и мн. других интересных заданий. .

Нам- педагогам стоит учитывать и помнить, что современные дети с раннего возраста начинают пользоваться компьютером, айфоном, копировальной машиной, планшетником и другими средствами информационных технологий, порой они лучше учителя владеют ими и готовы работать на этих гаджетах круглые сутки, поэтому , если учитель хочет получить хороший результат от преподавания своего предмета, он должен шагать в ногу с временем и с уровнем развития наших детей. Продолжая рассказывать о программе, хочу дополнить, что ученик имеет возможность вставить пропущенные слова при помощи клика мышки, а также сам может напечатать это слово. Кроме того, есть возможность распечатать выполненные упражнения, задания, отдельные слова, разгадать ребус, ответить на вопросы викторины и мн. других интересных заданий.

Подобные  программы- «Английский для малышей», «Профессор Хиггинс», «Talk to me». Здесь представлены задания как по грамматике, так и по лексике, кроме того- в программе «Talk to me» обучающиеся имеют возможность читать диалоги, произносить слова, предложения и целые тексты , как за диктором, так и самостоятельно. Компьютер проверяет правильность произношения и тут же выставляет оценку, ребенок может бесконечное число раз произносить и слушать диктора, проверяя себя и тренируясь. Когда дети работают с компьютерными программами у них задействованы все виды памяти - зрительная, слуховая, тактильная.

Программа «Английский для малышей» рассчитан на детей раннего возраста и обучающихся начальных классов. Весь материал разбит на темы, в каждой теме есть подтемы, разделы и уроки. Очень красочные странички с приятной музыкой, летающими, прыгающими и ползающими словами и предметами, заставляют детей с большим желанием заниматься достаточно серьезным и утомительным делом.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Урок «открытия» нового звания

В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Например, сайт о королеве Елизавете II и её семье или ролики, дающие характеристику штатов США, помогают в выполнении упражнений по теме «Страны изучаемого языка». Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.

Урок закрепления знаний

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

В практике работы использую мультимедийные учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию). Преподаватель задаёт е приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала.

Следует заметить, что не все имеющиеся в настоящее время мультимедийные учебники обладают вышеупомянутыми достоинствами. Я выделяю среди наиболее удачных учебников “Talk to me”, “English Platinum”, “Dynamic English”, “ Professor Higgins”, “Triple play plus in English”, “English Gold”, “Bridge to English” и другие.

Количество созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество до сих пор остается неудовлетворительным. Использую материал данных учебных “пособий” в виде интерактивных упражнений, состоящих из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку. Организую на его основе дополнительные виды работ на уроке

С помощью мультимедийных обучающих программа по английскому языку в практике работы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.

Урок систематизации и обобщения знаний

На данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу . Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с расписанием поездов; работа с картой прогноза погоды; работа с географическими картами; работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш-мультфильмов, работа с веб-квестами.

Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого использую информационные ресурсы сети Интернет. Направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции

Урок развивающего контроля

Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел. В своей практике я создаю большое количество тестов. Примеры таких тестов на методическом страничке учителя английского языка .

Особого внимания уделяю вопросу совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии" (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора).

Проектная деятельность обучающихся

Использую многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности.

В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички . Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде Power Point презентации, брошюры, буклеты, коллажи (Publisher) и видеофильмы, коллективно анализируется и рецензируется результаты результат их выполнения .

Такой вид работы развивают творческие, исседовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.

Считаю важным вопрос развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчает процесс правильного написания. В дальнейшем эти записи используются для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Разрабатывая уроки по аудированию, сталкиваюсь с проблемой отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему решаю с помощью мультимедийных презентаций: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы.

Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Обучение чтению

Активно использую Интернет как превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. С помощью Интернет можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подходит для учащихся старших классов, так как включает в себя объёмное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, где предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US.

В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения. Особенно ценными для классной работы является ссылка - send us feedback, осуществляющая интеракцию читателя с издательством. Высказать свое мнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи можно благодаря разделу “сегодняшние журналисты” (“Today’s Columnists”), где выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда может появляться экстра-связь с главным действующим лицом статьи.

Предлагаю ученикам работать в постоянных и сменных парах, по исследованию статьи, охватывающих все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются исследованием более трудных статей, в то время как более слабым поручается отчет о погодных условиях или новости из области культуры.

В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого предлагаю учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Грамматические навыки английского языка приобретаются через работу над встретившимися в статьях примерами.

Для развития межкультурной компетенции исследование статей имеет свои преимущества: досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не только определить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной работы необходима, организую дискуссию или телеконференцию, где деятельность каждого ученика или группы становится базой для исследования общей проблемы в тематической секции.

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации «из первых рук», а не к недельной или того более давности информации печатных изданий, оказывая на них влияние.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Поиск партнеров по переписке для своих учеников осуществляю через соответствующий запрос в TESL-L(computer-assistedlanguagelearningsub-branch).

Новой формой общения и проверки домашних заданий электронная почта. Учащиеся присылают для проверки сочинения, эссе, письма и другие письменные работы для проверки. Я же, в свою очередь, даю комментарии ошибок каждому ученику, освобождая время на уроке для подготовки участников конкурсов, олимпиад или работы со слабоуспевающими учениками.

Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся пробуют себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Мои ученики обращаются к сайту THEYOUNGVOICESOFTHEWORLD(открытый форум, представляющий собой издательство для публикации своих работ), BUSUU.COM( сайт изучения иностранных языков), сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и организации дискуссий.

Обучение говорению

Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме ( например, сообщения по теме «Английские праздники», «Великобритания» « Австралия и Новая Зеландия»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.

МБОУ СОШ №32 активно включилась в работу по модернизации образования. Педагоги школы работают над созданием собственных программ, ориентированных на конкретных учеников нашей школы. Педагогический коллектив постоянно ведет работу по расширению информационного пространства школы, развитию форм взаимодействия с внешней средой.

Эффективно использую средства ИКТ и во внеурочной деятельности. Об этом свидетельствует то, что с 2008г. наблюдается позитивная динамика интереса к предмету, всё большее количество детей принимает участие в творческих конкурсах и занимают призовые места на муниципальном уровне. Дети готовят проекты , рефераты-презентации, работы для научно-практической конференции, участвуют в Интернет -олимпиадах, конкурсах, круглых столах, он-лайн тестированиях , уроках по подготовке к ЕГЭ и занимают призовые места. Порой даже учителю напоминают о предстоящем конкурсе или олимпиаде, в которой мы должны принять участие.

При использовании ИКТ на уроках английского языка, учителю следует помнить, что наряду с положительными моментами, непродуманное использование ИКТ несет с собой и определенную угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Прежде всего следует четко понимать, что все технические средства, подключенные к энергоносителям, необходимо установить таким образом, чтобы был исключен контакт ребенка с оголенными проводами, открытыми «гнездами», разъемниками и другими частями технических средств, которые могут нести прямую угрозу жизни и здоровью ребенка. Обучающиеся могут находится в данном кабинете только в присутствии учителя. Только учитель включает и выключает энергоснабжение.

В начале учебного года учитель проводит вводную беседу по технике безопасности, объясняя и демонстрируя учащимся те кнопки, которыми может пользоваться ученик. Общие выключатели энергопитания должны быть изолированы от обучающихся и должны быть доступны только учителю.

В классной комнате должна быть памятка по работе с компьютером и с другими средствами ИКТ, обучающиеся должны быть проинформированы, что в случае неполадки с тем или иным средством ИКТ ребенок сразу же сообщает об этом учителю и не пытается устранить неполадку самостоятельно.

Далее, сами уроки с применением компьютера или выполнение отдельных заданий должны быть дозированными, нельзя усадить детей на 45 минут за компьютер. Если использование компьютера предполагается в течение всего урока, значит нужно провести не менее двух физкультминуток для старшеклассников, а учащиеся начальных и младших классов могут работать с компьютером не больше 20 минут.

Я провожу физкультминутки под тихую, спокойную музыку, давая детям возможность отвлечь свое внимание от умственной работы, при этом выполняя несложные физические упражнения.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Во многих школах России сегодня ноутбуки уже заменили бумажные учебники. Хорошо это или плохо- покажет время, но то, что быстрое овладевание новыми знаниями уже невозможно без применения компьютера – это очевидно. И качество обучения в наших школах будет зависеть от степени оснащенности их техническими средствами в целом и самыми современными средствами ИКТ в частности и грамотным применением их в учебном процессе, и на уроках английского языка в частности.

Глава  II.  Опытно-  экспериментальная  работа

 «Повышение   мотивации изучения ИЯ путем использования новых информационных технологий в школе»

2.1.Диагностика   исходного    уровня    мотивации учащихся при изучении английского языка.

      Теоретическое изучение проблемы  определило  необходимость  проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.

       Опытно- экспериментальная работа проводилась в течение уроков 2013-2014 учебных годов в МБОУ СШ №32 г. Ставрополя .    В  исследовании были задействованы школьники 5,6, 7,   классов,  которые  начали  изучать английский язык с 2-го класса. Целью  констатирующего  эксперимента  явилось выявление исходного уровня учебной мотивации и ее конкретного  проявления  в виде мотивации изучения английского  языка.  На  констатирующем  этапе  были поставлены следующие задачи;

-определить, какой мотив является ведущим.

-чем учащиеся руководствуются (т. е. каковы мотивы) при изучении  английского языка.

-выявить  условия,  способствующие  возникновению  и   укреплению   мотивации изучения английского языка.

-определить степень готовности (потребности) в работе с компьютером,  который составляет основу в новых информационных технологиях.

      Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

         . педагогическое наблюдение;

         . анализ ряда уроков английского языка;

         . беседа с  учащимися.

      Констатирующий эксперимент включал в себя  в  два  этапа:  основной  и

прогностический.

      На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся,  а  также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка.

      На  прогностическом  этапе  определялся  уровень  готовности  учеников

к восприятию новых информационных технологий.

  После   завершения   формирующего   этапа    эксперимента,    возникла

необходимость подвести итоги, что  обусловило  переход  к  следующей  стадии опытно- экспериментальной работы - итоговой.

      Целью итогового  этапа  стало  выявление  эффективности  использования

информационных технологий в образовательном процессе.

      На основании цели нами были выдвинуты следующие задачи:

-охарактеризовать изменения в мотивах изучения ИЯ;

-выявить  особенности  воздействия  информационных   технологий  

      Для решения поставленных задач  применялись  следующие методы:  педагогическое наблюдение,  анализ  занятий,  анкетирование,  a  так  же  опрос   учащихся, происходивший в форме беседы

      По сравнению с  констатирующим  этапом  в  классах  произошли  видимые изменения: учащиеся стремились прийти  на урок,  не хотели уходить,  активно интересовались, будут ли еще проводиться занятия подобного рода.       Произошло смещение  акцентов  с  мотива  получения  отметки  на  мотив получения  знаний  и  на  мотив  общения .

1. Нравится ли вам предмет английский язык?

 

2. Нравятся  Вам уроки с применением ИКТ?

 

3. Готовите ли вы домашние задание  с помощью компьютера?

 

4. Используете  Вы Интернет при подготовке к урокам английского языка?

 

5. Пользуетесь ли Вы переводчиком в Интернете?

6. Нравится ли вам делать проекты на уроках английского языка ?

7. Нравится ли вам  изучать страноведческий материал на уроках английского языка с помощью Интернет ?

8. Нравятся ли вам физминутки на уроках ?

9. Какими сайтами вы пользуетесь для подготовки к урокам?

Переводчики

19

ГДЗ

8

Wikipedia

12

Google

15

Yandex

11

YOUTUBE

9

Не пользуюсь  

1

10. Чтобы вы хотели изменить на уроках английского языка?

Ничего

31

Больше физминуток

15

Хочу переводить книги

4

Меньше д/з

5

Больше смотреть видео

7

Больше игр

2

Все равно

1

 

     Результаты итогового эксперимента позволили сделать следующие выводы:

-ощутимо  возрос  уровень  проявления   интереса   к    содержанию   процесса обучения, а интерес к отметкам снизился.

-возросла активность школьников на уроке.

-у учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы.

-новые информационные технологии формируют, и развивают мотивацию учеников.

Заключение.

«Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения». (10) Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации».

             Однако, ИКТ –это не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности  учащегося в познавательном процессе. Учитель должен организовать как технический аспект урока (программное обеспечение), так и педагогический (организовать взаимодействие учащихся, деятельность, помощь им).

             Современность предъявляет всё  более  высокие  требования  к  обучению  практическому  владению  иностранным  языком  в   повседневном   общении   и  профессиональной сфере. Объёмы информации растут и  часто  рутинные  способы её передачи, хранения и  обработки  являются  неэффективными.  Использование информационных технологий раскрывает  огромные  возможности  компьютера  как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много  преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют  тренировать  различные виды речевой деятельности и  сочетать  их  в  разных  комбинациях,  помогают осознать  языковые  явления,   сформировать   лингвистические   способности, создавать коммуникативные  ситуации,  автоматизировать  языковые  и  речевые действия, а также обеспечивают возможность  учёта  ведущей  репрезентативной системы,    реализацию    индивидуального    подхода    и     интенсификацию самостоятельной работы ученика.

      В   мультимедийных   обучающих   программах   по   английскому   языку

используются   различные   методические   приёмы,   позволяющие    проводить ознакомление, тренировку и контроль.

      Помимо  использования  мультимедийных  обучающих  программ,  компьютер является незаменимым помощником для подготовки  и  проведения  тестирования, мониторинга  учебного  процесса,  собственного  информационного   наполнения инструментальных  сред  для  разработки  компьютерных   уроков,   подготовки дидактических материалов,  использования  ресурсов  и  услуг  Интернета  для аудиторной  и  самостоятельной  работы,  а  также   проектной   деятельности учеников.

      В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение  в учебный  процесс использование  мультимедийных  программ  вовсе  не  исключает   традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними  на  всех  этапах  обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование  компьютера позволяет не  только  многократно  повысить  эффективность  обучения,  но  и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному  изучению  английского языка, что и было доказано в ходе эксперимента.            Таким образом согласно итогам нашего исследования, использование новых информационных технологий, в частности,  компьютера  в  условиях  школы является эффективным:

    . Оно создало комфортные условия для проведения процесса обучения.

    . Способствовало повышению информационной культуры  учащихся.

    . Расширило их языковую и социокультурную компетенции.

    . Изменило в положительную сторону мотивы изучения английского языка.

Использованная литература

1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3.2013.

2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2012. с 33-41.

3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2009.

4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2011.

5. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2012. с. 73-78.

6. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.

7. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2011

8. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 2014., с 2-7.

9. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2013.

10. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 2012

11. Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2009. с. 52-56.

12. Телицина Т. Н., А.Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2009.

13. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 2012г с. 40-41.

14. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, №2, 2012. с. 43-47.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий, английский язык 2 класс. Тема: "Спортивные игры".

На данном уроке используются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, игровые элементы, частые смены видов речевой деятельности, оценочные суждения после каждого этапа работы....

ИГРОВОЙ МЕТОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Игровой метод - один из самых действенных методов при обучении иностранному языку  в начальной школе. Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практическ...

Разработка внеклассного мероприятия с использованием межпредметных связей (английский язык и экология) “Travel and Ecology”

Цель:  обобщить знания, умения и навыки учащихся по темам: «Экология», «Путешествия», полученные на уроках английского языка.Задача:образовательная:  формирование навыков речевой деятельност...

Авторские рифмовки по теме Цвета для использования на уроках английского языка во 2кл

Авторские русско-английские рифмовки для запоминания названий цветов по-английски...

Авторские рифмовки по теме Животные для использования на уроках английского языка во 2кл к УМК Enjoy English

Авторские англо-русские рифмовки для запоминания названий животных...

Лингвокультурологический анализ использования пословиц в английском языке.

В работе старалась выявить семантическое   и структурное  своеобразие пословиц в английском языке....

«Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции».

Одной из инновационных технологий, способной решить проблемы создания условий для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, формирования и развития меха...