Комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения чтению.
методическая разработка на тему

Ворожбицкая Елена Михайловна


       Предлагается комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения, когда один и тот же языковый материал используется в различных текстах и отрабатывается учащимися в различных мыслительных действиях, что обеспечивает прочность усвоения знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения чтению.

Предлагаемый комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения, когда один и тот же ограниченный языковый материал используется в различных текстах и отрабатывается учащимися в различных мыслительных действиях, что обеспечивает многократность его повторения и прочность усвоения. При этом варьирование заданий, постановка посильных проблем дают возможность поддерживать интерес школьников и концентрировать их внимание на содержании текстов. При этом мотив к чтению возникает через интерес к заданию, поскольку само содержание текста еще в очень слабой степени может привлечь внимание школьников. Ниже приводятся примеры заданий.

  1.  Задания на отгадывание.

What is this? It is in the classroom. It is big and black/ It is on the wall. (A blackboard)

  1.  Задания на подстановку слов.

Посмотрите на картинку и прочитайте предложения. Заполните пропуск, словами. (На картинке изображена девочка).

This is а .... Her name is .... She is a ...

По мере того, как обучаемые расширяют свои знания, тексты расширяются.

Это письмо написал Незнайка. В письме много клякс. Какие слова спрятаны под кляксами?

I ... Neznaika. I like to write letters. I ... writing a letter now. My friend ... Znaika. Now he ... drawing a picture. We ... good pupils.

  1.  Задания, предлагающие выбор фактов из текста.

Прочитайте предложения и выберите те из них, содержание которых относится к вашему товарищу.

I have a friend. Her name is Nina. She is a pupil. She isn’t tall. Her face is round. Her eyes

are blue.

  1.  Задания, требующие анализа, вывода.

Прочитайте предложения и сложите вещи в портфель. (На картинке на столе разложены учебники, тетради и другие школьные принадлежности).

This is my bag. I have three books in it. I have four exercise-books in it too. There is  a pencil-box and a nice picture in my bag.

      5. Задания, требующие определения последовательности фактов.

Прочитайте тексты и разложите открытки в нужной последовательности

(Дается набор открыток, иллюстрирующих какую-либо сказку. На обратной сторон. открыток написаны небольшие тексты).

        6. Задания, требующие определения причины и следствия.

Прочитайте текст и ответьте по-русски на вопрос: “Why is Ann's mother tired every day? ”

Ann’s mother is a doctor but she does a lot of housework too. She cooks breakfast, dinner and supper. Then she washes up. She cleans the flat. She washes Ann’s clothes. In the evening she is tired. Why? Is your mother tired too?

        7. Задания, требующие оценки фактов, изложенных в тексте.

Прочитайте текст и скажите, согласны ли Вы с тем, что говорится в нем о коте

Вазилио.

Bazilio is a cat. It is black. It has a big green eye. It is a nice cat. You like it. It is a good

friend.

         8. Тексты-инструкции.

Если Вы внимательно прочитаете текст, то сможете найти предмет спрятанный учителем.

The teacher has a pen. It is black. Go to the table. Take the book. The pen is under the

book.

The is a ball. It is green. Go to the table. Take the box. The ball is in the box.

Where is our picture? Go to the door, open it. The picture is on the floor.

         9. Задания, требующие сравнения.

Прочитайте предложения и скажите, какие ошибки допустил художник (Предлагается рисунок, на котором Незнайка изображен высоким с красной шляпой на голове).

This is Neznaika. Не is not tall. He has a blue hat on.

       10.Тексты - шутки.

            - Ann, what are you doing?

            - I am writing a letter to Nina.

            - But you can’t write.

            - But Nina can’t read.

Обучение коммуникативным умениям чтения газеты на ИЯ.

  1. Обучение умениям чтения с пониманием основного содержания текста.

В эту группу входят упражнения, целью которых являются:

  1.  Обучение прогностическим умениям.

Задания:

- Прочитайте:

а) заголовок (подзаголовок, над заголовок) статьи;

б) подпись под иллюстрацией;

в) первое предложение статьи

и постарайтесь догадаться о ее содержании;

-Прочитайте последнее предложение (последний абзац) статьи. Подумайте, какие вопросы могли бы в ней обсуждаться.

  1.  Обучение уточняющим умениям.

Задания:

-Прочитайте статью и подчеркните в ней ключевые слова (относящиеся к тем! текста, имена собственные), необходимые для понимания содержания.

-Найдите и подчеркните в тексте ключевые слова и выражения, эквиваленты которых даны ниже...

-Прочитайте текст и вставьте ключевые слова вместо точек. С помощью подчеркнутых слов передайте основные события, затронутые в статье.

(Список слов составляется учителем с таким расчетом, что задание может быт выполнено только при условии понимания основного содержания текста).

1.3. Обучение информационно-поисковым умениям.

  1.  Находить интересующую, необходимую или главную информацию.

Задания:

- Просмотрите газету и найдите в ней страницу, посвященную...

- Просмотрите газетную страницу и найдите информацию о новостях (культуры экономики и т.п.)

- Просмотрите статью и скажите, освещаются ли в ней вопросы...

- Прочитайте ... абзац и найдите словосочетания, предложения, объяснявши! смысл заголовка (подзаголовка) статьи

  1.  Членить текст на смысловые части, выделяя тезисы

 Задания:

- Разделите статью на части в соответствии с представленным ниже планом;

- Прочитайте текст и выделите тезисы абзацев. Составьте перечень наиболее интересных проблем, затрагиваемых в статье.

Ряд заданий этой группы может быть представлен в форме тестов с ключами для самопроверки (что важно для развития самоконтроля):

- Прочитайте текст и переставьте пункты плана, представленного ниже

- Прочитав текст, переставьте предложения в логической последовательности;

- На сколько абзацев можно разделить текст (надо назвать цифру);

- Ответьте на вопросы («да» или «нет») по содержанию тезисов;

- Ответьте на вопросы одним-двумя словами, указав номер вопроса;

- Укажите, какая из фотографий (рисунков, карикатур) соответствует содержания текста.

1.4. Обучение обобщающим умениям.

Задания:

- Сформулируйте главную мысль, прочитав заголовочный комплекс статьи (заголовок и первый абзац);

- Прочитайте первое предложение (абзац) статьи и сократите его так, чтобы остался только факт информации;

- Закончите предложение с помощью информации, содержащейся в тексте;

- Прочитайте текст и предложите вариант заголовка статьи, передающий главную мысль.

Эта группа включает мотивирующие упражнения. Примером заданий, целью которых является обучение учащихся использовать основную информацию текста полученную при чтении в устном общении, могут быть следующие:

     - Просмотрите страницу (номер) газеты. Какие статьи Вас заинтересовали? Какие статьи Вы могли бы рекомендовать прочитать Вашим товарищам? Почему?

     - Просмотрите газетную страницу (статью). Выберите статью, информации которой Вы могли бы использовать при подготовке к уроку (истории географии, литературы и т.п.). Обоснуйте Ваш выбор.

Для большей заинтересованности обучаемых мотивирующие упражнения могу проводиться в игровой форме.

2.Обучение умениям чтения с полным пониманием содержания текста.

К этой группе относятся упражнения, целью которых являются.

2.1 Обучение информационно-детализирующим умениям.

2.1.1 Выделять информацию, раскрывающую и уточняющую тезисы

 Задания:

 - Выделите в ... абзаце новые для Вас сведения;

 - Назовите информацию, доказывающую или опровергающую следующее утверждение ...;

 - Какими известными Вам деталями о ... Вы могли бы дополнить ... абзац;

 - Дополните предложения информацией, полученной из текста;

  - Укажите среди нижеследующих предложений те, которые соответствую содержанию текста. Скажите, какие абзацы они могли бы дополнить?

2.1.2  Следить за развитием главной мысли статьи

Задания:

- Какая мысль связывает ... абзац (абзацы) с остальным текстом?

- Какие положения статьи (главные или второстепенные) содержит план ...?

- Сделайте подробный план статьи;

- Составьте аннотацию статьи, заменив точки в нижеследующем плане ...;

2.2. Обучение обобщающим умениям.

Задания:

      - Попытайтесь объяснить заголовок с помощью информации статьи;

- Скажите, с помощью каких речевых средств автор выражает свое отношение 

         ... ;

      - Симпатизирует ли автор статьи ...? А Вы? Докажите Вашу точку зрения

помощью информации

      - Скажите, каково отношение автора к .... Совпадает ли оно с Вашим?

- Каким предложением (или какой пословицей) можно было бы закончить

         статью?

      - Какой вывод можно было бы сделать из этой статьи? Назовите идею статьи.

Две группы упражнений выполняются на начальном этапе обучения:  коммуникативным умениям чтения в строгом соответствии предложенной последовательности формирования умений. Эта последовательность объясняется, во первых, необходимостью создания сознательной ориентировочной основы выполнения рецептивной деятельности чтения, во-вторых, заложенной в упражнениях возможностью тренировки в чтении как на однотипных газетных текстах, так и на текстах различной сложности, принадлежащих к различным жанрам.

В процессе дальнейшего обучения необходимость строгого соблюдения указанной последовательности отпадает, поскольку на этом этапе внимание должно концентрироваться на обучении наименее сформированным умениям чтения, выявляемые индивидуально. На этом (продвинутом) этапе, очевидно, должно быть изменено соотношение упражнений для обучения умениям чтения и мотивирующих упражнений в пользу последних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения

Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения

Формирование навыков чтения, дан ряд упражнений для учеников,...

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Работа над техникой чтения на начальном этапе обучения французскому языку

Данная статья поможет учителю  выбрать оптимальный подход к обучению чтению на французском языке на начальном этапе и формированию правильной техники чтения и произносительных навыков. В статье р...

Обучение чтению на начальном этапе обучения

Немного об обучении чтению на начальном этапе и схема упражнений по обучению технике чтения....

методическая разработка «Комплекс образно - ассоциативных упражнений как средство развития навыков игры на фортепиано на начальном этапе обучения»

Данная методическая разрабротка содержит комплекс образно-ассоциативных упражнений , которые актуальны при начальном этапе обучения детей игре на фортепиано....