Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
статья на тему

Глазырина Елена Васильевна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_zdor_zber_techn.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

английского языка для повышения эффективности обучения

английскому языку

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся, особенно в начальных классах, неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

 Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, во-первых, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, а во-вторых, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока желательно включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут.

 Что же такое релаксация? Релаксация-это расслабление или снижение тонуса после напряжённой умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

 Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель сразу запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. Запоминание произойдёт постепенно в непроизвольной форме. Здесь срабатывает механическая память.

 На начальном этапе обучения английскому языку необходимо включать в урок зарядку с использованием различного рода движений, песен, танцев.

 Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребят, вызывая положительные эмоции. Её можно проводить с первых уроков изучения английского языка, когда по команде учителя ученики встают и выполняют простые движения ( поднимают руки вперёд, вверх, вперёд, вниз ) и при этом говорят: “Hands up, hands down, to your sides, sit down”. Постепенно движения усложняются: это могут быть ходьба, бег, игры в мяч. Первое время учитель сам проводит зарядку. Затем это делают ученики. Упражнения могут быть выполнены молча по команде учителя. Затем они сопровождаются словами. Вот некоторые примеры такой зарядки.

 

 Teacher: Stand up!

  1. Hands up, hands down,

 Hands on hips, sit down.

 Hands up. To the sides.

 Bend left, bend right.

 One, two, three, hop,

 One, two, three, stop!

 Stand still!

  1. Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet

Stamp your feet together.

  1. Touch, touch, touch your ears,

Touch your ears together.

Touch, touch, touch your cheeks,

Touch your cheeks together.

 Одна из важнейших форм релаксации – ИГРА. Но имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, лёгкость и удовольствие: Игра-пантомима:

-При изучении алфавита: изобразить букву ( нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнёром).

-Ученик (ученики) у доски выполняет (ют) это задание, а другие ученики отгадывают букву алфавита.

-При изучении темы “My pet “ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

-При изучении темы “My day” изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Ролевая игра-пантомима “In the shop”.

Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

 Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках. Позже мы ещё рассмотрим эту тему более подробно, но хочется отметить, что, при выборе видов разрядки, следует останавливаться на таких упражнениях, которые не приведут к нарушению дисциплины в классе. Поэтому нужно также следить за тем, чтобы движения выполнялись чётко, красиво, эстетично.

 ПЕСНЯ на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, весёлые, шуточные.

 Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя.

Приведём несколько примеров из УМК М.З. Биболетовой для 2 класса начальной школы.

-Артисты нашего театра любят петь. Разучи вместе с ними песенку про алфавит.

 Let’s sing!

 ABCDEFG

 HIJKLMNOP

 QRSTUVW

 XYZ

 Oh, well, you see,

 Now I know the ABC!

 Let’s sing!

 The more we are together, together, together,

 The more we are together, the happier we are.

 For my friend is your friend

 And your friend is my friend.

 The more we are together,

 The happier we’re.

Практика использования песенного материала в классе позволяет сделать вывод, что совместное пение может улучшить эмоциональную атмосферу на уроке, повысить интерес к предмету и сделать процесс обучения английскому языку более увлекательным. 

НОВИЗНА И НЕТРАДИЦИОННОСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

 Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций.

 Возникает вопрос: чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования? При проведении аудирования учитель направляет внимание школьника на восприятие речи на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения, начинается словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение рассчитано на две-три минуты. Например:

  • I’ll tell you a funny story about the curious little girl. A family of three: a mother, a father and their little girl Susan were going home by bus.
  • Susan: Where are we going, Dad?
  • Father: We are going home.
  • Susan: Where are we going in our home?
  • Father: To our house.
  • Susan: What house?... What street?... What boy?... What sweets?
  • ( It was continued for half an hour. At last the father became angry.)
  • Father: Susan, when we get home will you carry on asking questions?
  • Susan: What questions?
  • Father: Susan, if you say the word “what” again I’ll get off the bus.
  • Susan: What bus?

Такие шутливые истории, рассказанные в начале или середине урока, сразу вызывают интерес у школьников, привлекают их внимание. Как известно, необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, часто использую смешные игрушки, картинки.

 Вот пример ещё одной такой ситуации:

Ruby and Garnet are ten-year-old twins who do everything together, even more since their mother died three years earlier. Their “double act” certainly troubles Rose, the new woman in their dad’s life.

  • Garnet and I have this special language. Sometimes we don’t use words at all, just signs and gestures. We can communicate just by widening our eyes or putting out heads slightly to one side.

 This happened recently one day we were in the car with my dad and Rose.

 “ Pack it in,” dad said.

 I glanced at Garnet.

 “ Pack in what, dad?” we said simultaneously.

 “How do they do that?” Rose asked.

 “How do we do what?” we asked.

 “Stop it! You’re giving me creeps. Can you really read each other’s thoughts?”

 she asked, shivering.

 “Of course they can’t,” dad said.

 “Then how can they say the same thing at the same time in that weird way?”

 Rose asked.

 “I don’t know,” dad said.

 “But we know,” we said, and we raised our eyebrows and made our eyes glitter

 in a mysterious and mystic manner.

 ( Extract from Double Act by Jacqueline Wilson )

 Эту историю можно затем инсценировать и можно сопровождать рассказ мимикой и жестами, что придаст ей колорит, а ученикам чувство разрядки, снимет усталость, даст заряд положительных эмоций.

В разных возрастных группах, по просьбе учащихся, рассказ можно сопровождать переводом для более полного понимания содержания.

Такая разрядка даёт детям небольшой отдых, снимает напряжение, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала урока.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ( А Т )

 Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы аутогенной тренировки. Аутогенная (буквально «самородная») тренировка – это система приёмов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей А Т является регуляция собственных эмоций.

 Обычно А Т проводится в течение трёх-пяти минут, при необходимости в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

 Прежде чем приступить к А Т, необходимо уменьшить освещённость кабинета, включить спокойную музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, попросить их слегка наклонить туловище вперёд, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бёдер, кисти свободно свесить. То есть принять позу «кучера».

 Расслабление:

 Тихим голосом сказать ученикам: расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Всё тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Не отвлекаться на посторонние мысли:

 I am ready to rest.

 I want to be quiet.

 All my muscles are relaxed.

 My breast muscles are relaxed.

 My body is resting.

 Nothing can trouble me. Etc.

 Чувство тяжести:

 Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках – в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением лёгкости, невесомости:

 My left arm is heavy.

 My right leg is heavy.

 All my muscles are relaxed and resting.

 I am quiet. Etc.

 

 Чувство тепла:

 Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему:

 My right arm is warm.

 My body is warm.

 Nothing diverts my attention. Etc.

 Заключительная часть:

 Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

 I open my eyes.

 I have a lot of energy. I am active and strong.

 I can do any work easily.

 My body is light.

 Пример комплексной релаксации.

 (Quiet music)

 Sit comfortably. Close your eyes.

 Breathe in. Breathe out.

 Далее идёт описание какой-нибудь приятной ситуации.

 Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are signing. You have no troubles. No serious problems. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause)

 Your troubles float away.

 You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything.You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.

 Open your eyes. How do you feel?

 

 Урок является основной формой организации обучения в школе. Иногда он характеризуется комплексом факторов риска для здоровья учащихся (гиподинамия, выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, интенсивность и большой объём усваиваемого учебного материала), что требует корректировки существующих подходов к организации урока.

Именно поэтому вопрос использования здоровьесберегающих технологий неоднократно становился предметом обсуждения на заседаниях методического объединения нашей школы.

 Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому учителя английского языка нашей школы осознают здоровьесберегающую работу на уроке как социальную и личностно-значимую. Образовательный процесс осуществляется параллельно с оздоровительным, поскольку разностороннее развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья учащегося. Создание и организация здоровьесберегающего урока – это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук.

 Учителя в своей практике стараются использовать разработки уроков по теме «Здоровье и здоровый образ жизни». С нашей точки зрения эти уроки ценны не только своим наполнением и актуальностью проблемы, но в первую очередь тем, что соблюдены принципы здоровьесберегающего урока: комфортная атмосфера, разные виды учебной деятельности, физкультминутка, использование учителем разных видов преподавания и другие виды деятельности. Такие уроки чётко определяют компоненты современного урока здоровьесберегающей направленности:

 -личностная ориентированность;

 -психологическая и физическая безопасность;

 -направленность на формирование здорового образа жизни.

Список литературы:

1.УМК М.З.Биболетовой для 2-3 класса начальной школы

2.Иностранные языки в школе 2003г. «Релаксация на уроках иностранного

   языка»

3.Иностранные языки в школе 2008г. «Игры на английском языке»

4.Иностранные языки в школе 2007г. «Элементы здоровьесберегающих

   технологий на уроках английского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Работа содержит теоретический и практический материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....