Статья "Образовательная среда и формирование яыковой личности"
статья по теме

 Филиппова Юлия Германовна

Статья посвящена значению образовательной среды гимназии имени Сервантеса для формирования языковой личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная среда и формирование языковой личности.

Кто не знает чужих языков,

не знает ничего о своем. (И.В. Гете)

Образовательная среда – относительно новое понятие в педагогической психологии. Его содержание нельзя считать однозначно определенным и устоявшимся. Существуют разные подходы и точки зрения на проблему образовательной среды и ее характеристик. Но и без единых и четких определений большинство специалистов используют понятие образовательной среды для целостного (надпредметного, надпрограммного, надличностного и т.п.) описания специфических особенностей конкретной школы. И в таком понимании сама проблема образовательной среды вовсе не нова.

До реформ последних лет школа в нашей стране была организацией с жестко заданными задачами и средствами их решения. Абсолютное большинство школ работало по единым программам и учебникам, использовало единые критерии оценки. Но и в этих рамках школы значительно отличались одна от другой способами организации своей деятельности, эффективностью образовательных воздействий, стилем отношений между учителями и учащимися и многими другими характеристиками своей «внутренней жизни».

В процессе реформ последних лет ситуация в школьном образовании радикально изменилась. В настоящее время экспериментирование в сфере образования представлено самыми разнообразными направлениями: авторскими программами и учебниками, уровневой дифференциацией учебного содержания и дифференциацией детей по способностям, инновационными педагогическими технологиями, индивидуальными и групповыми формами организации процесса обучения, изменением системы оценок и  т.д. Таким образом, школы приобрели значительно большую свободу и самостоятельность, при этом возросло число и разнообразие внутренних задач, которые смогла ставить перед собой и решать различными средствами каждая конкретная школа. Изменился и социальный заказ – получила «официальное» признание задача развития ребенка в качестве основного результата и основной ценности образовательных воздействий.

В большинстве зарубежных исследований образовательная среда описывается в терминах «эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, организация внеурочной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

– содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.

Формирование образовательной среды нашей гимназии началось в 1977 году. Тогда открылась школа с углубленным изучением испанского языка.

И именно в процессе становления школы в стране произошел «взрыв» интереса и мотивации к изучению ИЯ, вызванный расширением диапазона международного сотрудничества; открытием новых специальностей, главной профессиональной составляющей которых является иностранный язык (регионоведение, международные отношения, переводческое дело и т.д.).

Международный опыт внедряется в учебный процесс, чему способствуют:

• языковые стажировки учителей школ и преподавателей вузов в ведущих зарубежных университетах;

• приглашение преподавателей и студентов из университетов Европы и Америки как носителей языка на языковые факультеты отечественных вузов и их участие в учебно-методическом процессе;

• сотрудничество учителей и преподавателей ИЯ с представителями зарубежных образовательных учреждений.

В этот же период происходит становление альтернативных традиционной средней школе типов образовательных заведений – гимназий, лицеев, авторских школ, школ, созданных совместно с зарубежными странами, создаются авторские программы по иностранным языкам для этих школ как попытка осмысления новых целей и содержания обучения ИЯ. Одновременно активизируется рынок различных курсов изучения иностранных языков как в стране, так и за ее пределами. Происходит поворот от многолетнего обезличенного и нерезультативного обучения иностранному языку в средних школах к личностно-ориентированному, и появляется надежда на овладение иностранным языком для жизни, общения, а не для чтения и перевода «со словарем».

Методика преподавания иностранных языков, основой которой было знание системы языка, медленно, но неотвратимо уступает свои позиции иному направлению в изучении иностранных языков, главным постулатом которого стали два тезиса Ю.Н. Караулова: «Нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю – к человеку, к конкретной языковой личности». А второе положение заключается  в следующем -  введение в анализ вполне определенного национального языка определенных историко-, этно-, социо- и психолингвистических особенностей его носителей. Изменились и «практические» цели обучения ИЯ. Если в 80-е годы прошлого столетия они трактовались как «обучение понимать мысли других людей и выражать собственные мысли в устной и письменной форме», то сегодня «практический аспект предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы овладение ИЯ было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса.

«…Изучающий иностранный язык и пользующийся им как средством общения должен иметь максимально полное представление о том мире, куда ведет тропинка значения иностранного слова».

Итак, нужно ли изучать иностранные языки? А если нужно, то зачем? Какие возможности дает современному человеку знание иностранных языков? Большинство из нас не затруднится с ответом на эти вопросы.

Владение иностранным языком необходимо сегодня:

для получения и владения информацией (объем англоязычного Интернета в 10 раз превышает объем русскоязычной части);

для поступления в хороший ВУЗ;

для возможности учиться за рубежом;

для получения престижной профессии и карьерного роста;

для комфортного отдыха за границей.

В 2010 г. профессор С.Г. Вершловский составлял социальный портрет нашего выпускника. Из данных аналитического отчета «Выпускник гимназии им. Сервантеса № 148» следует, что важное место в системе ценностей молодых людей занимают коммуникативные качества. По мнению респондентов «умение общаться с людьми во многом определяет жизненный успех человека». А ведь именно язык – это средство коммуникации, он связан с нашим мышлением, а также воображением. Мы мыслим на языке, но каждый язык отражает одну и ту же реальность по-своему. Испанцы говорят: «El hombre vive tantas vidas cuantas lenguas conoce». (Человек проживает столько жизней, сколько языков он знает). Таким образом, иноязычные коммуникативные компетенции превращаются сегодня в насущную необходимость. Хочется привести еще один факт из того же отчета. На вопрос «Где вы планируете жить в будущем?» - 52,6% выпускников гимназии ответили, что предпочли бы жить за границей, а оценивая свой уровень владения иностранным языком, 63,2% гимназистов считают, что умеют общаться на иностранном языке с зарубежными друзьями и знакомыми на различные темы.

Целью нашей гимназии является развитие и воспитание выпускника, способного осуществлять межкультурное и межличностное общение с зарубежными сверстниками, представлять отечественную культуру и познавать иностранную языковую культуру в процессе диалога.

Изучая иностранные языки, школьники знакомятся с традициями  Испании, Латинской Америки, Англии,  США, формируют коммуникативные универсальные учебные действия в условиях официального и неофициального общения.

Данная работа осуществляется через урочную деятельность, элективные курсы. Учащимся старших классов предлагаются элективные курсы с культуроведческой и социокультурной направленностью, на которых они приобщаются к культурному наследию страны, язык которой изучают, становятся пропагандистами отечественной культуры в качестве гидов, совершенствуют социокультурные умения. В начальной и основной школе вводятся дополнительные образовательные услуги: «Веселый испанский», «Чтение с расширением», «Разговорный английский язык. Развитие речи учащихся методами театральной педагогики» и т.д.

В гимназии существует музей-лаборатория «Испания – Россия. ХХ век». На базе музея школьники учатся работать с архивами, пишут учебные исследования, разрабатывают и проводят экскурсии для разных возрастных групп гимназистов, а также для гостей школы. А малыши приходят сюда в качестве экскурсантов. Здесь проходят школу взросления наши юные экскурсоводы, набираются опыта в общении с учащимися разных возрастных групп, с гостями гимназии и знакомятся с историей и культурой страны изучаемого языка.

Ежегодно в гимназии проходит Декада иностранных языков для начальной и основной школы, где ребята не только демонстрируют свои знания испанского и английского языков, но и приобщаются к традициям Испании, Латинской Америки и Великобритании.

Одним из самых значимых испытаний для наших гимназистов, где они в полной мере могут продемонстрировать свои знания, умение общаться на испанском и английском языках, - является межшкольная олимпиада по иностранным языкам. 14 февраля уже более тридцати лет мы собираем   всех ребят города, увлеченных испанистикой. Олимпиада по иностранным языкам в форме учебной игры (погружения в языковую среду) проводится для учащихся 9-11 классов. Разработчиками заданий и конкурсов олимпиады становятся наши учителя.    

Станция «Дискуссия» - главное состязание на Олимпиаде. Для обсуждения  двум группам учащихся из команд разных школ предлагаются проблемные видеоролики (кино в современной жизни, отношения поколений, будущая карьера, проблемы большого города, мир увлечений и т.д.) У ребят есть возможность обсудить волнующие темы со сверстниками из другой школы, используя иностранные языки, знания, полученные на других предметах, культуроведческую информацию, и при этом показать умение вести полемику в рамках общепринятых этических норм. Учащиеся организуют совместную деятельность, обсуждая проблему, находят общее решение, разрешают конфликты, формулируют, аргументируют, отстаивают свою точку зрения, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, используя адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Большим подспорьем для подготовки к олимпиаде, организации общения в группах и проведения станции «Дискуссия» стал лингафонный кабинет, который появился в гимназии. Нашими партнерами, учредителями призового фонда олимпиады являются языковые курсы «Education First» и Центр испанского языка и культуры «Adelante».

Проекты международного уровня, партнерство с учебными центрами других стран – важная составляющая для формирования языковой личности. В разные периоды нашей истории наша гимназия поддерживала международные контакты с образовательными учреждениями разных стран: Испании, Италии, Великобритании, Германии, Эстонии. Наряду с многолетним сотрудничеством с Дитрих Бонхоффен гимназией (г.Виль, Германия), со школой им. Тухольского (г.Берлин, Германия) мы приобретаем и новых зарубежных партнеров.

 В 2012 году мы начали участвовать в культурно-образовательном проекте "Учись общаться со всем миром" на основании соглашения об организации культурно-образовательных поездок в Мадрид (Академия Doña Lengua).

 Только в 2013-2014 году состоялись:

• культурно-образовательные поездки в Мадрид  и Малагу (Doña Lengua).

• поездка группы учащихся и учителей в Германию в рамках межшкольного обмена

Во время поездок участники проекта постоянно находились в процессе общения с зарубежными сверстниками, со взрослыми людьми – представителями разных возрастных и социальных групп.

Сформированные в школе коммуникативные умения, умения работать с разного рода информацией способствуют успешной учебе наших выпускников в высших учебных заведениях, их самообразованию, профессиональному росту и самосовершенствованию.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.

Актуальность  темы вытекает  из  противоречия между новыми требованиями общества  к подготовке школьников:  формирование  новых качеств – инициативность, способность само...

Комплекс упражнений по формированию яыковой компетенции на употребление в речи Past Perfect PassiveTense.

УМК "English 10-11",автор В.П.Кузовлев. Unit 7" Inventions that shook the world".  Упражнения на  имитацию, подстановку, трансформацию в формате системно- деятельностного...

Создание конкурентно-стимулирующей среды, ориентированной на саморазвитие личности учащихся

Материал содержит циклограмму работы над единой методической темой образовательной организации "Создание конкурентно-стимулирующей среды, ориентированной на саморазвитие личности учащихся"...

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрена специфика развивающей образовательной среды учреждений профессионального образования. ...