Система урочной и внеклассной деятельности как условие повышения мотивации учащихся к чтению
статья на тему

Пиленко Анастасия Николаевна

Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система урочной и внеклассной деятельности как условие повышения мотивации учащихся к чтению.

Мы живем в период интенсивного развития компьютерных технологий. Современное информационное пространство, электронные образовательные ресурсы, использование информационных технологий в образовательном процессе значительно повышает качество образования. Аудио и видео ресурсы, презентации, интерактивные образовательные программы вытесняют традиционные тексты учебников. Это позволяет заинтересовать учащихся, преподнести им материал в новой, запоминающейся форме, но, к сожалению, имеет  обратную сторону -  дети стали меньше читать. Мало кто сейчас читает объемные художественные произведения, ведь при необходимости можно посмотреть фильм или, в крайнем случае, прочитать краткое содержание. Еще недавно Россия была одной из самых читающих стран в мире, современная же статистика совсем не радует.

Однако, можно с уверенностью утверждать, что чтение необходимо для успешного формирования языковой личности.         

О важной роли чтения в изучении английского языка говорил еще Майкл Уэст в 20-е гг. XX в. : “If we were able to teach the child to read (of course with correct pronunciation) sufficiently fluently to make him enjoy reading and read a reasonably large amount before permitting him to attempt any speech at all, the child would, when he came to the speech-lessons, have a Sense of the Language and a feeling of what is idiomatic which would very greatly diminish his liability to error and very greatly accelerate his progress.”[1]

Он же сформулировал положения, которых до сих пор придерживаются методисты при обучении чтению:

“ 1. The child should at the earliest moment derive pleasure and a sense of achievement from his study.

2. Words should be learned by practice in reading situations, not memorized as vocabularies.

3. The smaller the vocabulary, the greater must be its usefulness.

4. The reading-book must be suitable to the age of the child in respect of its subject matter.”[2]

Как видно из цитаты, удовольствие от чтения и чувство успеха М.Уэст ставит на первое место, и это не случайно. Именно эти факторы: удовлетворение познавательного интереса и осознание своих достижений являются важнейшими для формирования мотивационной сферы.  Л.С. Выготский писал: «Развитие и укрепление интереса составляют основной закон воспитания и требуют от педагога постепенного насыщения этого интереса в процессе деятельности»[3].

Как на уроке, так и во внеклассной деятельности я стараюсь придерживаться системы, которая сделает чтение более привлекательным для учащихся. Чтобы привлечь внимание  детей к книгам для внеклассного чтения, я включаю работу с художественным текстом в урочную деятельность. На основе отрывка из художественного текста можно составить упражнения  на лексику, грамматику и на все виды речевой деятельности (включая аудирование, ведь многие книги сейчас сопровождаются аудиодисками). К тому же, зачастую, прочитав главу из книги и сделав упражнения по прочитанному тексту, учащиеся впоследствии берут эту книгу, чтобы дочитать. Также я предлагаю учащимся для чтения журналы “Speak Out”, подборку из которых я имею в кабинете. Работу с журнальными статьями тоже можно включить в урочную деятельность, т.к. они содержать много интересной и познавательной информации. Например, говоря об Австралии и Новой Зеландии, я предложила  желающим прочитать статью из №62 “The language Down Under” и выступить с сообщением в классе.  Желающие нашлись в обоих классах в параллели, и статья стала предметом обсуждения на уроке. Интересные статьи из журнала могут послужить и материалом для создания презентации. Надо сказать, что помимо таких журналов, как Speak Out, учащимся можно предложить и другие издания, в том числе, и он-лайн версии англоязычных газет и журналов.  Учащиеся нашей школы выпускают свой журнал “The world of English in our school”. Работы учеников тоже являются материалом для чтения, детям интересно, о чем пишут их одноклассники или ребята из других классов.

Стимулировать учащихся к чтению могут и различные конкурсы. Например, в этом учебном году мы проводим конкурс среди учащихся школы на лучший отзыв о книге. Первые рецензии уже написаны,  результаты будут подведены в конце года, а лучшие работы попадут в журнал. Ежегодно проводит подобные конкурсы издательство Macmillan.

Надо сказать, что повышение мотивации к чтению относится к категории личностных результатов, которые не поддаются измерению. Только на основе наблюдений я могу сказать, что в результате применения этих методов работы дети больше проявляют интерес к чтению. И если каждый ученик прочитает за год хотя бы одну адаптированную книгу для чтения или несколько журнальных статей, это для меня уже хороший результат.


[1] Michael West. Learning to read a foreign language. Longmans, Green and CO LTD. NY, Toronto, Bombay, Calcutta and Madras, 1926. P. 6.

[2] Там же. С. 25.

[3] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., «Педагогика», 1991. С. 119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии

В статье рассмотрены вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в рамках внеклассной работы.Приведены примеры выполненных работ учащихся, описана классификация и принципы организац...

Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов

Презентация об опыте работы  педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе...

Информационно-коммуникативные технологии как условие повышения мотивации учащихся в процессе обучения английскому языку.

Задача современного учителя английского состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою акт...

Статья. "Система деятельности педагога по повышению мотивации учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-изыскательских методов".

Создание системы по повышению мотивации у учащихся на уроках технологии в 5 классе путём применения проектно-исследовательских методов....

Презентация "Внеклассная работа как средство повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку"

Презентация может помочь учителю иностранного языка спланировать внеклассную работу по предмету....

Метод проектов и исследовательской деятельности как условие повышение мотивации обучения учащихся

В нашей гимназии  активно  внедряются методы учебных проектов практически по всем предметам. К 8 классу обучающиеся владеют ИКТ умениями и навыками, приобретенными на уроках информатики ИКТ....