Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии
статья по химии на тему
В статье рассмотрены вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в рамках внеклассной работы.
Приведены примеры выполненных работ учащихся, описана классификация и принципы организации проектной технологии применительно к изучению химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_-_statya.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пузикова Татьяна Владимировна,
ГОУ Лицей № 554 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.
Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
• Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности.
• Внутренняя экспертиза (в профильной группе, на кафедре, в Совете НОУ) готовых проектов. Внешняя экспертиза (учёными вузов).
• Презентация проектов (на уроке, на заседании НОУ, на стендах, на научно-практической конференции, на фестивале учебных проектов).
• Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год.
На общешкольных научно-практических конференциях происходит презентации учебных проектов, и подводятся итоги проектной деятельности старшеклассников за учебный год. Презентации проектов проходят в актовом зале с приглашением всех учителей, администрации школы, родителей и гостей (из других школ, вузов города и т. д.). Часть проектов представлена рекламной информацией на стендах, на выставке - в виде папок, книжек и компакт-дисков. Остальные проекты участники представляют устно, используя компьютерную мультимедийную презентацию, проецируемую через мультимедиапроектор на большом экране. Каждый участник конференции получает диплом, а некоторые ученики - отдельные призы и ценные подарки. Лучшие работы отбираются членами Совета ШНО для участия в городских и областных форумах. При этом оцениваются и актуальность исследования, и наличие экспериментов, новизны опыта, глубина выводов и качество презентации учебного проекта.
Технология проектирования курсовой работы включает в себя следующие этапы:
1. Диагностика исходного состояния материалов для видео
проекта (статья, книга, учебное пособие или реферат).
2. Моделирование будущего проекта (написание сценария).
3. Составление технологической карты (места съёмок, сотрудничество с учителями и одноклассниками, необходимое оборудование и материалы).
4. Видеосъёмка.
5. Конструирование работы (видеомонтаж).
6. Презентация проекта (защита курсовой работы).
7. Анализ выполненной работы, оценивание.
Если курсовая выполняется группой учащихся, то в анализе проекта они должны указать, как складывалась работа в группе - было ли равноправное партнёрство или распределение ролей (генератор идей, организатор, исполнитель, балласт). В свой видеопроект учащиеся включают не только авторские видеосъёмки, но и фрагменты учебных телепередач, фрагменты фильмов, в том числе и художественных, постановочные сюжеты (где актёрами являются авторы курсовых работ и их одноклассники, родители), отснятые иллюстрации из книг и журналов, слайды, синхронный текст и музыку.
К сожалению, большинство учебных проектов выполняются в настоящее время в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, что требует и от учителя и от учащихся дополнительного увеличения нагрузки. Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которыми ведётся в рамках урока.
При изучении темы «Растворы» мы организуем коллективный проект «Самое удивительное вещество на Земле».
Богатейший материал химии и ее глубокие внутренние связи со всеми проявлениями жизни Природы и жизни Духа позволяют сформировать единый научный взгляд на окружающий Мир, интегрирующий научную и художественно-образную его картины.
Важнейшим аспектом нашей работы является рассмотрение нового понимания Природы как единого целого, представлений о Земле как общем Доме человечества.
Весь материал по химии рассмотрен через призму экологических проблем, как наиболее важных проблем, стоящих перед человечеством сегодня.
Изложение материала построено так, что он способствует выработке у школьников целостной картины мира, и рассмотрение материала ведется согласно его историческому возникновению.
Важным моментом, который особенно выделяет эту работу, является развитие интереса к фундаментальным наукам. Развитие теоретических знаний в области фундаментальных наук всегда было предметом гордости нашей страны.
Методика разработки обучающего курса по теме: «Самое удивительное вещество на Земле» складывалась из нескольких этапов.
I этап – Отбор учебной информации
Он должен быть произведен очень тщательно, изложен понятными для учащегося словами и терминами. С этой целью в каждом классе создавались группы ребят, подбирающих материал по одной из тем, предложенных в плане для учащихся 8-х классов:
- Вода в природе.
- Разве вода- - загадка?
- Физиологическая роль воды.
- Физические свойства воды.
- Исторические сведения о воде.
Для учащихся 9-х классов:
- Вода как растворитель.
- Когда обычная вода бывает необычной.
- Круговорот воды в природе.
- Жесткость воды и способы ее устранения.
Для учащихся 10-х и 11-х классов:
- Физические и химические свойства воды.
- Охрана водных ресурсов.
- Методики очистки воды.
Собранный информационный материал учащиеся оформляют в виде творческих работ.
Многие делали красочные иллюстрации к своим работам. Ребята готовят такие работы с огромным интересом, с большой радостью, приносимой самим процессом познания. Многие выполнили ни одну, а несколько работ.
Выполнение творческих заданий формирует умение работать с дополнительной литературой: выделять главное, давать краткую, но содержательную информацию, самостоятельно добывать знания.
II этап. Проверка логической последовательности изложения материала.
Материал в обучающем курсе подобран так, чтобы в сокращенной форме воспроизвести процесс рождения и становления знаний.
III этап. Материал разделен на отдельные порции. Каждая содержит небольшую часть информации, обладающей смысловой завершенностью.
- Вода – основа жизни.
- Мировой круговорот воды.
- Исторические сведения.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Вода и проблемы экологии.
- Очистка воды.
IV этап. Здесь разрабатываются вопросы, тестовые задания, расчетные и творческие задачи для самопроверки усвоения к каждой порции информации.
В конце курса приводятся задачи экологического содержания и тесты по физическим и химическим свойствам воды.
Ценность применения проектного подхода при изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся:
• предметные (усвоение темы);
• общеучебные (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации...);
• информационно-технологические (использование Интернета и ПК);
• коммуникативные компетенции и другие.
Роль учителя - создание благоприятного фона для субъектных отношений внутри групп и различными формами коммуникации между группами, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.
Список литературы
- Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007. 184 с.
- Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. М.: Вентана-Граф, 2005. 288 с.
- Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2008. 139 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета.
Эпиграф "Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие". В отчете по теме самообразования излагаю используемые приемы исследовательской деятельности на разных ступ...
Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"
Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...
Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка
публикация...
План по самообразованию «Проектная деятельность,как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»
laquo;Всякое знание «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».Н. У...
«Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в учреждениях СПО»
Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности на уроках иностранно...
«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к изучению дисциплин».
Цель: повысить мотивацию учащихся к учебному процессу с помощью геймификации.Новизна: использование модели ученика как класс менеджера....