Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии
статья по химии на тему

В статье рассмотрены вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в рамках внеклассной работы.

Приведены примеры выполненных работ учащихся, описана классификация и принципы организации проектной технологии применительно к изучению химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_-_statya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пузикова Татьяна Владимировна,

ГОУ Лицей № 554 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении химии

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.

Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

•        Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности.

•        Внутренняя экспертиза (в профильной группе, на кафедре, в Совете НОУ) готовых проектов. Внешняя экспертиза (учёными вузов).

•        Презентация проектов (на уроке, на заседании НОУ, на стендах, на научно-практической конференции, на фестивале учебных проектов).

•        Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год.

На общешкольных научно-практических конференциях происходит презентации учебных проектов, и подводятся итоги проектной деятельности старшеклассников за учебный год. Презентации проектов проходят в актовом зале с приглашением всех учителей, администрации школы, родителей и гостей (из других школ, вузов города и т. д.). Часть проектов представлена рекламной информацией на стендах, на выставке - в виде папок, книжек и компакт-дисков. Остальные проекты участники представляют устно, используя компьютерную мультимедийную презентацию, проецируемую через мультимедиапроектор на большом экране. Каждый участник конференции получает диплом, а некоторые ученики - отдельные призы и ценные подарки. Лучшие работы отбираются членами Совета ШНО для участия в городских и областных форумах. При этом оцениваются и актуальность исследования, и наличие экспериментов, новизны опыта, глубина выводов и качество презентации учебного проекта.

Технология проектирования курсовой работы включает в себя следующие этапы:

1.        Диагностика исходного состояния материалов для видео

проекта (статья, книга, учебное пособие или реферат).

2.        Моделирование будущего проекта (написание сценария).

3.        Составление технологической карты (места съёмок, сотрудничество с учителями и одноклассниками, необходимое оборудование и материалы).

4.        Видеосъёмка.

5.        Конструирование работы (видеомонтаж).

6.        Презентация проекта (защита курсовой работы).

7.        Анализ выполненной работы, оценивание.

Если курсовая выполняется группой учащихся, то в анализе проекта они должны указать, как складывалась работа в группе - было ли равноправное партнёрство или распределение ролей (генератор идей, организатор, исполнитель, балласт). В свой видеопроект учащиеся включают не только авторские видеосъёмки, но и фрагменты учебных телепередач, фрагменты фильмов, в том числе и художественных, постановочные сюжеты (где актёрами являются авторы курсовых работ и их одноклассники, родители), отснятые иллюстрации из книг и журналов, слайды, синхронный текст и музыку.

К сожалению, большинство учебных проектов выполняются в настоящее время в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, что требует и от учителя и от учащихся дополнительного увеличения нагрузки. Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которыми ведётся в рамках урока.

При изучении темы «Растворы» мы организуем коллективный проект «Самое удивительное вещество на Земле».

Богатейший материал химии и ее глубокие внутренние связи со всеми проявлениями жизни Природы и жизни Духа позволяют сформировать единый научный взгляд на окружающий Мир, интегрирующий научную и художественно-образную его картины.

Важнейшим аспектом нашей работы является рассмотрение нового понимания Природы как единого целого, представлений о Земле как общем Доме человечества.

Весь материал по химии рассмотрен через призму экологических проблем, как наиболее важных проблем, стоящих перед человечеством сегодня.

Изложение материала построено так, что он способствует выработке у школьников целостной картины мира, и рассмотрение материала ведется согласно его историческому возникновению.

Важным моментом, который особенно выделяет эту работу, является развитие интереса к фундаментальным наукам. Развитие теоретических знаний в области фундаментальных наук всегда было предметом гордости нашей страны.

Методика разработки обучающего курса по теме: «Самое удивительное вещество на Земле» складывалась из нескольких этапов.

I этап – Отбор учебной информации

Он должен быть произведен очень тщательно, изложен понятными для учащегося словами и терминами. С этой целью в каждом классе создавались группы ребят, подбирающих материал по одной из тем, предложенных в плане для учащихся 8-х классов:

  1. Вода в природе.
  2. Разве вода- - загадка?
  3. Физиологическая роль воды.
  4. Физические свойства воды.
  5. Исторические сведения о воде.

Для учащихся 9-х классов:

  1. Вода как растворитель.
  2. Когда обычная вода бывает необычной.
  3. Круговорот воды в природе.
  4. Жесткость воды и способы ее устранения.

Для учащихся 10-х и 11-х классов:

  1. Физические и химические свойства воды.
  2. Охрана водных ресурсов.
  3. Методики очистки воды.

Собранный информационный материал учащиеся оформляют в виде творческих работ.

Многие делали красочные иллюстрации к своим работам. Ребята готовят такие работы с огромным интересом, с большой радостью, приносимой самим процессом познания. Многие выполнили ни одну, а несколько работ.

Выполнение творческих заданий формирует умение работать с дополнительной литературой: выделять главное, давать краткую, но содержательную информацию, самостоятельно добывать знания.

II этап. Проверка логической последовательности изложения материала.

Материал в обучающем курсе подобран так, чтобы в сокращенной форме воспроизвести процесс рождения и становления знаний.

III этап. Материал разделен на отдельные порции. Каждая содержит небольшую часть информации, обладающей смысловой завершенностью.

  1. Вода – основа жизни.
  2. Мировой круговорот воды.
  3. Исторические сведения.
  4. Физические свойства.
  5. Химические свойства.
  6. Вода и проблемы экологии.
  7. Очистка воды.

IV этап. Здесь разрабатываются вопросы, тестовые задания, расчетные и творческие задачи для самопроверки усвоения к каждой порции информации.

В конце курса приводятся задачи экологического содержания и тесты по физическим и химическим свойствам воды.

Ценность применения проектного подхода при изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся:

•        предметные (усвоение темы);

•        общеучебные (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации...);

•        информационно-технологические (использование Интернета и ПК);

•        коммуникативные компетенции и другие.

Роль учителя - создание благоприятного фона для субъектных отношений внутри групп и различными формами коммуникации между группами, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.

Список литературы

  1. Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007. 184 с.
  2. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. М.: Вентана-Граф, 2005. 288 с.
  3. Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2008. 139 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности, как средство повышения мотивации при изучении предмета.

Эпиграф "Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие". В отчете по теме самообразования излагаю используемые приемы исследовательской деятельности на разных ступ...

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"

Презентация "Организация проектной деятельности как средства повышения мотивации учащихся в изучении географии"...

План по самообразованию «Проектная деятельность,как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка»

laquo;Всякое знание «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».Н. У...

«Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка в учреждениях СПО»

Ключевая задача системы среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов рассматривается через применение проектной деятельности на уроках иностранно...

«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации к изучению дисциплин».

Цель: повысить мотивацию учащихся к учебному процессу с помощью геймификации.Новизна: использование модели ученика как класс менеджера....