Главные вкладки

    Методическая разработка мастер - класса "Использование Цифровых образовательных ресурсов учителями иностранного языка"
    методическая разработка на тему

    Суровцева Ирина Александровна

    Цель: познакомить педагогов с технологией использования ЦОР, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта в информационной образовательной среде.

    Задачи:

    • Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ЦОР, а так же возможные варианты применения их на уроке.
    • Показать практическую значимость ЦОР для организации работы.
    • Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом информационные ресурсы глобальной сети.

    Актуальность использования ЦОР и средств ИКТ:

          Перенасыщенная информационная среда, в которой существует современное общество, оказывает серьезное влияние на образование. Дети, родившиеся в 21 веке – сильно отличаются от предыдущих поколений. В связи с этим учителю приходится использовать средства информатизации в своей профессиональной деятельности для того, чтобы соответствовать новому поколению учеников.

       Одним из трех обязательных требований ФГОС для реализации основных образовательных программ начального общего образования является требование к условиям реализации основной образовательной программы. Учебный предмет английский язык предполагает использование УМК, дополнительных печатных учебных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, новые информационно-коммуникационные средства, как электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, компьютерные словари, электронные библиотеки.

        Использование разнообразных цифровых образовательных ресурсов для учащихся привлекательно тем, что ассоциируется с той коммуникационной средой, в которой большинство молодежи чувствует себя легко и свободно.

     

    • Использование ЦОР позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы  в процессе усвоения учебной информации.
    • Формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
    • Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
    • Возможность проведения интерактивного тестирования прямо в процессе урока.
    • Объективность оценивания знаний и умений.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_tsor_uchitelyami_inostrannogo_yazyka.doc829.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка Мастер – класса

    Автор: Суровцева Ирина Александровна

    Тема: Использование «Цифровых образовательных ресурсов» учителями иностранного языка.

    План мастер - класса (пошаговое описание)

    1 шаг. Презентация основных идей. Обоснование кратких идей и актуальности.

        Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в Мастер-классе с использованием ИКТ – технологий. Я хочу представить  вариант современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному - эффективному получению знаний учащимися. В ходе проведения мастер-класса не предполагается полный показ всех этапов урока. Будут представлены только фрагменты, отражающие применение ЦОРов в процессе урока. Я постараюсь построить работу так, чтобы вы ближе

    1. Познакомились с Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.
    2. Получили практические советы и подсказки, как быстро и эффективно подготовить необходимые дидактические материалы к урокам.
    3. Получили опыт, который позволит использовать информационные образовательные ресурсы в цифровых форматах в Вашей практике.

    Блок учебной информации

         Реформирование системы образования глубоко затронуло школьное образование, поэтому задачей всех, кто работает в этой области, является нахождение путей вхождения в складывающуюся систему образования без качественных потерь. Такую возможность мы видим в том числе, в широком использовании новых информационных образовательных технологий. Сегодня в России в рамках проекта «Информатизация системы образования», который реализуется Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, разрабатываются инновационные учебно-методические материалы, внедряются комплексы формирования информационной среды школы, обогащаются цифровыми дополнениями действующие учебники, создается Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://school-collection.edu.ru/.

        Все эти работы направлены на то, чтобы предоставить школьному учителю дополнительные ресурсы для его повседневной работы, сделать учебный процесс интересным, увлекательным и современным.

    Что же представляют собою цифровые образовательные ресурсы? Для кого они предназначены? Как их можно получить и где эффективно применить?

    Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.

       ЦОР представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
    • символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);
    • образные объекты (фото, рисунки);
    • аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);
    • видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);
    • объекты "виртуальной реальности" (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).

            Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
    • излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
    • находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;
    • экономить время для речевой практики;
    • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
    • заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.

       Электронные учебные пособия помогают ученикам:
    • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
    • осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска   информации и её грамотного использования;
    • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
    • приобрести навыки работы с компьютером;
    • основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

    Формы работы с ЦОР:
    • фронтальная;
    • групповая;
    • парная;
    • индивидуальная.

        Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. При использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремятся попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также здесь присутствует  необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.

        Использование парного обучения при коллективном способе позволяет снизить дефицит речевой деятельности учащихся при групповой и парной работе.   ЦОР позволяет быстрее выполнить задание и оставшееся время  посвятить развитию диалогических и монологических навыков (например, обсуждение темы после выполнения задания ЦОР).

       Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, актуализации знаний, его закреплении,  контроле и оценке  знаний, умений и навыков, подготовки домашнего задания. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.

       При изучении иностранных языков ЦОР успешнее всего применяется для:
    • формирования новых знаний;
    • применения знаний на практике.

        Часть ресурсов, представленных в Коллекции, относятся к информационным источникам декларативного типа — это электронные копии печатных изданий, аудио- и видеозаписей. Такие ресурсы содержат теоретические материалы по теме в виде учебного текста и графических иллюстраций к нему, рекомендации для преподавателей и учащихся, сборников задач. Эти информационные источники полезны для первоначального знакомства с учебным материалом.

        Коллекцию ЦОР можно сравнить с виртуальной библиотекой, на полках которой лежат учебники, любимые журналы с раскрытыми страничками, копии видеозаписей. Ученика ждут наборы интерактивных тестовых заданий, с помощью которых он может проверить свои знания.

       А сейчас подробнее ознакомимся с методами работы с Единой коллекцией ЦОР и ее содержанием. Для этого достаточно набрать в браузере адрес Коллекции http://school-collection.edu.ru/

       Выбрав в разделе «Каталог» любой предмет, мы можем увидеть имеющиеся ресурсы в рубрике «Учебные и методические материалы».

       Справа даются ссылки к учебно-методическим комплексам. УМК  рассчитаны как на учителя, так и ученика. Отличие состоит в том, что учителю предлагаются еще разделы поурочного планирования и Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов учителем. Наличие этих разделов особенно важно для молодых учителей. В Методических рекомендациях обосновывается необходимость того или иного ресурса для каждого урока.

        Заглянув в оглавление учебника, делаем следующий шаг: выбираем интересующую нас тему  и находим содержание учебника по этой теме.

        Цифровые образовательные ресурсы доступны в Коллекции в различных форматах: анимации, тексты с гиперссылками, изображения, трехмерные модели, видеофрагменты, тестовые задания.

        Необходимо помнить, что для просмотра ресурсов на компьютере должны быть установлены соответствующие программы. В разделе «Инструменты» (верхнее меню на страницах Единой коллекции) вы можете найти инструменты организации учебного процесса и программы просмотра ресурсов.

    Среди инструментов организации учебного процесса предлагаются 2 программы: «1C: ХроноГраф Школа 2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер». С их описанием вы можете познакомиться в соответствующем разделе.

        Вторая часть раздела «Инструменты» содержит программы, необходимые для просмотра ресурсов, расположенных в Единой коллекции.

    QuickTime позволяет воспроизвести на Вашем рабочем компьютере видео-файлы

    Macromedia Shockwave Player

        Установленный на компьютер Shockwave Player позволит поработать с интерактивным цифровым образовательным ресурсом. С его помощью можно просматривать веб-контент в формате Shockwave, в том числе тесты, игры, обучающие программы, демонстрации продуктов и анимацию, используемые на большом количестве web-сайтов.

    Acrobat Reader поможет просмотреть журнальные статьи в формате .pdf

    DjVu Plug-in для просмотра DjVu файлов

    Flash Player для просмотра различных тренажеров, моделей в формате .swf

    Полезные адреса

    Узнать больше о QuickTime
    http://www.apple.ru/quicktech/technologies/

    Виртуальные экскурсии по Лувру с помощью QuickTime
    http://www.louvre.fr/llv/musee/visite_virtuelle.jsp?bmLocale=en (выбрать в любом зале More ->View)

    Узнать больше о DjVu
    http://djvu.utilita.info/

    Flash версия сайта «Президент России - гражданам школьного возраста»
    http://www.uznay-prezidenta.ru/

        Установив эти бесплатно распространяемые программы на свой компьютер, Вы сможете полноценно работать со всем многообразием ресурсов Единой коллекции.

    2 шаг. Представление системы занятий «Мастера»

    Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами  в зависимости от оснащения школьного кабинета. Существует три модели ЦОР:

    один компьютер + проектор на класс:

    - демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;

    - демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);

    - «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;

    - использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);

    два ученика - один компьютер:

    - фронтальные лабораторные работы;

    - групповое исследовательское задание;

    - групповое творческое задание;

    - интерактивное обучение способам решения задач;

    один ученик - один компьютер:

    - виртуальный лабораторный практикум;

    - индивидуальное исследовательское задание;

    - индивидуальное творческое задание;

    - интерактивное обучение способам решения задач;

    - компьютерное тестирование.

    Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).

    Для аттестации учащихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта ЦОРов контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).

    Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.

    Комплект ЦОРов полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер.

    Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета. Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Различные типы уроков предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерный класс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения).

    Использование ЦОР предполагается несколькими способами:

    Во-первых, учитель может вести урок на основе содержания цифровых образовательных ресурсов.

    Во-вторых, учитель может самостоятельно разработать урок.

    В-третьих, сам ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность (в ситуации отсутствия его в школе), которая в данном режиме действует как программированное обучение.

    Хочется отдельно обратить внимание на два факта.

    1 – набор ЦОР - это пособие, которое не заменяет, но существенно дополняет школьные учебники. Вопросы и задания для учащихся не дублируют, а дополняют и расширяют возможности методического аппарата действующих учебников.

    2 – набор ЦОР – инструмент, как начинающего учителя, так и многоопытного, так как с освоением ресурсов приходит творчество и новые виды использования тех или иных элементов набора.

    Подведем итоги: 

    Чем же полезен учителям ЦОР?   Использование ЦОР позволяет:

    - улучшить эффективность и качество образования;

    - ориентироваться на современные цели обучения;

    - повысить мотивацию учащихся к обучению;

    - использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;

    - учитывать страноведческий аспект;

    - сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;

    - реализовать индивидуальный подход;

    - усилить самостоятельность школьников;

    - изменить характер взаимодействия учителя и ученика;

    - объективно оценивать знания учащихся;

    - повысить качество наглядности;

    - облегчить труд учителя.

     

    3 шаг. Имитационная игра.  Занятие со слушателями, демонстрируя приемы  работы с учащимися.

    Урок № 4 по теме: «Продукты питания» (3 класс)

    Основные задачи:

    1. Развивать умения и навыки устной речи:

     - вести диалог-расспрос, используя вопрос:

        Do you like sweets?

     - понимать на слух полностью короткий

       текст с опорой на картинку.

    2. Развивать умения и навыки в чтении:

        учить  читать слова с буквосочетанием ar.

    3. Введение новой лексики по теме «Еда»

    Цели: 

    1. Знать: лексические единицы по теме «Продукты питания»; правило чтения a + r; вспомогательный глагол to do.
    2. Уметь: задавать общий вопрос с глаголом to do; соблюдать долготу гласного; употреблять в речи качественные прилагательные.

    План урока.                                            

    1. Введение нового материала
    2. Обучение чтению буквосочетания ar.
    3. Работа с изученным материалом.

                                        Ход урока.

    Первый этап – изучение нового материала.

    I. Введение новой лексики по теме «Продукты питания» и ее первичное закрепление в устной речи.  (Task №1   Task №2)

    T: There are a lot of tasty thing to eat. Listen, look at my pictures and try to remember the new words.

      Выполняется  упр. 1 учебника, при выполнении которого происходит формирование умений учащихся понимать на слух значение новых слов с опорой на зрительную догадку. Ученики слушают новые слова и находят их на картинке.

    Tapescript: (So, now I have got some milk, some bread, some juice, a cake, some sweets, some cheese, some butter, some ham, some fish and some eggs.)

    T: Также можно ввести новые слова с помощью презентации и выполнения task №1  

    T: Now say what I have. (показывает карточку с изображением продукта)

     Pl: Some fish

    Для актуализации новых лексических единиц выполняется задание task №2  на интерактивной доске. Расставить продукты в алфавитном порядке.

    II. Объяснение нового грамматического правила: образование общего вопроса с помощью вспомогательного глагола do. (Task №3)

    Объяснить учащимся с помощью постоянного персонажа учебника мистера Рула новое грамматическое правило: образование общего вопроса с помощью вспомогательного глагола do.

    Убедитесь в том, что дети поняли, как следует строить общий вопрос и кратко отвечать на него. Предложите им задать вопросы друг другу по предложенной грамматической модели с использованием изучаемой лексики по теме «Продукты питания» и ответить на них.

    T: I want to now what food you like to eat.

        Do you like to eat sweets? – Yes, I do.

        Do you like milk?  - Now, I don’t.

    Для закрепления этого правила можно выполнить задание на интерактивной доске. (task №3)

    Второй этап – Следующий этап урока посвящен обучению чтению слов с буквосочетанием ar.           (Task №5)

     I. Чтение буквосочетания ar.

           T: It’s time to practice our reading. Давайте вспомним, как читается буква Аа в открытом и закрытом слоге. Сегодня мы научимся читать слова с буквосочетанием ar.

        Объяснить детям, что буквы в английских словах могут соединяться и давать новый звук. Если после гласной идет буква r, то всегда получается новый звук, например: a + r = [а:]

       После этого прочитать правило Мистера Рула в учебнике и выполнить упражнение 3, в котором представлены слова с буквой а в трех типах слога.

        Для закрепления правила чтения выполняется  задание task №5 – Помочь Дайно найти убежавшую букву и вставить её в слова.

     

    II. Тренировка навыков чтения и письма. Работа с изученным материалом.(Task №7 Task и №8)

             

          T: Now you can read different words with the letter Aa.  I want you to read the word combination with such words from exercise 4, page 10.

          Выполняется упр. 4 в учебнике, которое позволяет вспомнить словосочетания прилагательное + существительное и потренироваться в чтении про себя и в слух.

     Сначала учащиеся читают про себя данные словосочетания и находят соответствующие картинки.

       Затем читают их вслух и называют номера рисунков (a black cat – number 4),

    сообщают, каких рисунков не хватает для словосочетаний (a dark park)

        Дети выполняют задания на интерактивной доске: выбирают и вставляют или пишут  подходящие слова - task №7 и task №8.

    Третий этап – закрепление изученного материала.  (Task №4 и Task №8)

    Для закрепления детям можно предложить самостоятельно, за компьютерами выполнить задания task  №4 – соотнести русские и английские слова и  task №8 – положить в корзинку нужные продукты.

     

    4 шаг. Моделирование. Самостоятельная работа со слушателями по разработке собственной модели занятия.

        Теперь, перейдём к самому главному этапу мастер - класса, где каждый участник-пользователь должен сконструировать этап на уроке, т.е. выполнить проектную работу по своей предметной области, включив работу с ЦОР. Результатом проектной работы будет заполнение технологической карты.

    5 шаг. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности.

                                                 

         Мастер-класс своей цели достиг, научив вас приёму, как сделать современный урок с использованием инновационной технологии, не в ущерб своему драгоценному времени. Я  надеюсь, что эти проекты будут реализованы в Вашей практике.

    Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание и использование систематизированного каталога цифровых образовательных ресурсов учителями биологии и химии как одно из условий повышения качества образования

    Статья предназначена для педагогов, которые активно и систематически используют на своих уроках компьютерные технологии. Она поможет создать педагогу свой собственный единый каталог цифровых и электро...

    Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка

    Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...

    Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

    На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.

    Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методи...

    Разработка и применение цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики для учащихся 5 – 7 классов

    Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот п...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

    Примеры использования информационных технологий на уроках английского языкаВ процессе обучения иностранным языкам, и английскому языку (АЯ) в частности, в классной работе могут использоваться мультиме...

    Перечень цифровых образовательных ресурсов по русскому языку и литературе

    Перечень ЦОР по русскому языку и литературе учителя Алипашаевой Наиры Абдулбасировны...