МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.
методическая разработка по английскому языку по теме
Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методическая разработка содержит научно-теоретическое и практическое обоснование предлагаемых материалов, выявляет новые формы образовательного процесса, основанные на методе case study, раскрывает сущность использования кейс-метода в образовательных организациях СПО на примере исследовательского кейса, разработанного для студентов 3-го курса специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», обучающихся английскому языку.
Методическая разработка может применяться преподавателями не только СПО, но и других образовательных организаций, применяющим кейс-технологии при обучении иностранным языкам. Изложенные в данной разработке теоретические и практические рекомендации позволят эффективно применить кейс-метод практически при обучении любой дисциплине.
Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта преподавателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
case_study_method.doc | 395 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и молодежной политики Орловской области
Бюджетное образовательное учреждение Орловской области
Среднего профессионального образования
«Орловский технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО
Автор-составитель:
преподаватель английского языка
БОУ ОО СПО
«Орловский технологический техникум»
Антонова Е. Ю.
Орел, 2014 г.
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методическая разработка содержит научно-теоретическое и практическое обоснование предлагаемых материалов, выявляет новые формы образовательного процесса, основанные на методе case study, раскрывает сущность использования кейс-метода в образовательных организациях СПО на примере исследовательского кейса, разработанного для студентов 3-го курса специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», обучающихся английскому языку.
Методическая разработка может применяться преподавателями не только СПО, но и других образовательных организаций, применяющим кейс-технологии при обучении иностранным языкам. Изложенные в данной разработке теоретические и практические рекомендации позволят эффективно применить кейс-метод практически при обучении любой дисциплине.
Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта преподавателя.
Сведения об авторе:
Антонова Елена Юрьевна
Преподаватель английского языка, I квалификационная категория
БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»
Тел.: 8 910 267 9071
E-mail: elena.august2013@yandex.ru
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Научно-теоретическое и практическое обоснование
применения case study при обучении иностранным языкам 6
- Классификация кейсов 7
- Структура кейса и принципы его построения 9
- Содержание кейса 10
- Деятельность преподавателя при использовании
кейс-метода 13
- Характеристика этапов работы кейс-метода 14
- Развитие коммуникативных навыков 15
- Критерии оценивания работы обучающихся 16
- Порядок работы над кейсом и временные рамки 19
ГЛАВА 2. Опыт и результаты работы 20
2.1 Определение тематики кейса 21
2.2. Содержание кейса
«Преимущества и недостатки вегетарианского образа жизни» 22
2.3. Порядок работы над кейсом
«Преимущества и недостатки вегетарианского образа жизни» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ВВЕДЕНИЕ
Принятие нового Закона об Образовании и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловили те существенные изменения, которые происходят в настоящее время в российском образовании, в том числе и в системе среднего профессионального образования. В условиях реализации стандартов третьего поколения приоритетной задачей педагогов СПО становится формирование общих и профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как креативность, умение принимать самостоятельные решения, самосовершенствоваться, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Конкурентоспособность специалиста на рынке труда оценивается его умением применять полученные знания, умения и навыки для решения профессиональных задач и возникающих ситуаций. Реализуя образовательную программу профессионального учебного заведения, важно координировать тематическое наполнение образовательных событий, мероприятий, рабочих программ с будущей специальностью выпускников.
Современные образовательные технологии предлагают инициативному педагогу широкий выбор разнообразных методов и приемов для реализации требований новых стандартов. Моей задачей стал непосредственный выбор технологии, которая позволила бы адаптировать ее к требованиям стандартов нового поколения с учетом специфики обучения иностранным языкам в системе СПО. Данная специфика характеризуется как возрастными и психологическими особенностями обучающихся, так и присутствием низкой мотивацией обучающихся при изучении иностранного языка. Считая своей главной целью получение профессиональных навыков и умений, обучающиеся нередко пренебрегают возможностью расширить свой кругозор за счет получения знаний по общеобразовательным дисциплинам. Тем не менее, все обучающиеся владеют навыками обращения с компьютером, современными высокопроизводительными телефонами и Интернетом, что способствует успеху применения современных образовательных технологий.
В процессе анализа данного состояния вещей, мне стала очевидна необходимость внедрения некоего эффективного и универсального метода обучения в качестве инструмента осмысления реальных жизненных ситуаций (что наиболее близко уровню восприятия обучающихся), описание которых одновременно отражает не только какие-либо практические проблемы, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данных проблем.
Кейс-технология, или метод case study, была выбрана мною как наиболее соответствующая вышеперечисленным условиям. Требования нового образовательного стандарта включают умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи. работник. собственник, потребитель и т.д.). Такие умения можно развивать, практически реализуя кейс-метод при обучении иностранным языкам в системе СПО.
Кейс-метод широко и успешно используется в тренингах коммуникативных навыков во всем мире и продолжает завоевывать новых сторонников, но для российских учебных заведений кейс-метод является довольно новой технологией. В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности. Среди кейсологов-теоретиков и практиков следует упомянуть отечественных специалистов Г. Багиева, Г. Конищенко, В. Наумова, А. Сидоренко, Ю. Сурмина, П. Шеремета. [2]
В переводе с английского языка case — случай, ситуация, а также доказательства, сумма доводов, аргументация, следовательно, case study — это процесс исследования с использованием аргументации на основе реальных ситуаций. Метод case study в педагогике основывается на применении конкретных учебных ситуаций (cases), описаний определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.
Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого преподавателя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.
Цель данной работы: разработать практические методы применения кейс-технологии, дающие обучающимся возможность заниматься ситуационным анализом, тогда задачи могут быть определены следующим образом:
- раскрыть сущность метода case study;
- выявить новые формы образовательного процесса, основанные на методе case study;
- показать преимущества использования метода case study в образовательных организациях СПО.
ГЛАВА 1. Научно-теоретическое и практическое обоснование применения метода case study при обучении иностранным языкам
Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. «Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета, хорошо известная своими инновационными разработками. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин. В настоящее время сосуществуют две классические школы Case-Study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Ведущая роль в теоретической разработке метода и практическом его применении принадлежит американским преподавателям (Dr. Copeland, J.A. Erskine, M.R. Leenders, L. A. Mauffette-Leenders, R. Merry).
Метод получил название кейс-метод или кейс-технология (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что обучающимся предлагается конкретная ситуация (case), которая обсуждается на занятиях и служит основой для дальнейшего обсуждения и принятия обоснованного решения. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.
Кейс – явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. Задача обучающихся – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы. Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора и изучения необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению, где непосредственно идет формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. [12] При этом исследуется и анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует иностранный язык.
- Классификация кейсов
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
- обучающие анализу и оценке;
- обучающие решению проблем и принятию решений;
- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study.
По структуре:
- Структурированные кейсы (highly structured cases) — краткое и точное изложение ситуации с конкретными данными, цифрами, таблицами, диаграммами и т.д., при работе с ним обучающиеся должны применить определенную модель, формулу или алгоритм; у задач этого типа существует оптимальное решение;
- Маленькие наброски (short vignettes), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе обучающиеся должны опираться еще и на собственные знания;
- Неструктурированные кейсы (unstructured cases) – самые большие по объему, могут содержать до 50 страниц текста. Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.
- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные, при разборе которых от обучающихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом обучающиеся выступают в роли исследователей. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность оценить оригинальность и креативность мышления обучающегося, гибкость и продуктивность логических построений.
По объему:
- Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для групповой работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление.
- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию
- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в аудитории и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.
Различаются следующие виды кейсов:
- практические кейсы. Данные кейсы должны как можно реальнее отражать вводимую ситуацию или случай;
- обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение;
- научно-исследовательские кейсы, которые ориентированы на включение обучающихся в исследовательскую деятельность.
На самом деле каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень выраженности этой функции варьируется в различных видах кейсов.
Источники кейсов:
- Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности обучающихся.
- Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.
- Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.
- Научные статьи, монографии и научные отчеты, посвященных той или иной проблеме.
- Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. [12]
- Структура кейса и принципы его построения
Структура кейсов отличается логичностью построения и может быть рассмотрена как последовательное выполнение следующих этапов:
- Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач кейса;
- Определение проблемной ситуации.
- Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
- Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность; проверка ее соответствия реальности.
- Выбор жанра кейса.
- Написание текста кейса.
- Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий. [12]
Задачи и функции кейс-технологии
Отличительными особенностями кейс–технологии являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
- эмоциональное напряжение обучающихся.
Существует широкий круг образовательных задач и возможностей кейс-метода:
- приобретение новых знаний и развитие общих представлений;
- развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления;
- приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;
- развитие умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
- приобретение навыков разработки действий и их поэтапного осуществления;
- возможность работать в команде;
- возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
- Содержание кейса
В независимости от вида, структуры и объёма кейс представляет собой описание реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения анализу различных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.
Сложной задачей для преподавателя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми обучающимся нужно овладеть. Кейс, обычно подготовленный в письменной форме, читается и изучается обучающимися. Кейс является базой для дальнейшего обсуждения под руководством преподавателя. Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Как правило, обучающиеся принимают на себя определенные роли в предстоящем обсуждении проблемы, выступая оппонентами в процессе полемики. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что ответственность за принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия решений.
Метод case study опирается на разнообразные методы и приёмы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности.
В методологическом контексте кейс-технологию можно представить как комплексную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. Методы, используемые в кейс-технологии, приведены в табл.1.
Таблица 1. Методы, используемые в кейс-технологии
Методы, интегрированные в кейс-метод | Характеристика его роли в кейс-методе |
| Построение модели ситуации |
| Системное представление и анализ ситуации |
| Способ получения знаний и ситуации посредством ее мысленного преобразования |
| Создание описания ситуации |
| Представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
| Создание упорядоченных перечней свойств, характеристик, составляющих ситуацию |
| Представление вариантов поведения действующих в ситуации лиц |
| Генерирование идей посредством коллективного обсуждения ситуации |
| Обмен мнения по поводу проблемы и путей ее решения, сопровождающийся аргументацией |
Метод моделирования выступает средством представления кейса как модели некоторой реальной ситуации, которая характерна для определенной сферы общества. Чем ближе эта гипотетическая модель к реальной ситуации, тем ценнее кейс.
Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Мысленное обыгрывание ситуации способствует развитию воображения и логического мышления, обучает распознаванию и прослеживанию причинно-следственных связей.
Методы описания предполагают формирование некоторой системы фактов, которые характеризуют ситуацию. При этом обучающийся решает дилемму, приходя к определенному умозаключению на основе значимости фактов, отделяя главное от второстепенного.
Проблемный метод отличается тем, что формирует проблемный подход к действительности. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Постановка проблемы целиком зависит от суждений обучающихся, их интереса к какому-либо аспекту представленной в кейсе информации. Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
«Мозговая атака» (brainstorm) была предложена в конце 30-х гг. А. Осборном как групповой метод решения проблем. К концу ХХ столетия она приобрела особую популярность в практике управления и обучения не только как самостоятельный метод, но и как обязательный элемент процесса мыслительной деятельности с целью усиления её продуктивности. В кейс-методе мозговая атака применяется при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности обучающихся.
Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе. Причем обучающиеся скорее полемизируют, чем дискутируют. Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем, достижения согласия и креативный способ познания. Полемика предполагает, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
При открытии дискуссии нужно помнить, что каждое занятие имеет свое начало и свой конец. Начало дискуссии - это, возможно, единственный момент, когда ситуация полностью находится в руках преподавателя. И поэтому этим нужно воспользоваться наилучшим образом. Ведь от того, как начнется обсуждение, в большей мере будет зависеть общий тон, интерес и направленность всех занятий.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации требует определенного знания логики и предмета обсуждения, развивает коммуникативные навыки, учит использованию корректных средств, норм и правил общения.
- Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только максимально реализует свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитательной, организующей и исследовательской. В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития личных качеств обучающихся.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.
Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа.
Однако хорошо подготовленного кейса недостаточно для эффективного проведения занятия. Также необходимо подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.
Применение кейс-метода требует от преподавателя больше времени на подготовку по созданию кейсов, но данный метод позволяет сформировать у обучающихся самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в группе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на уроке, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего занятия, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав обучающихся.
- Характеристика этапов применения кейс-метода
За несколько дней до занятия обучающимся озвучивается тема кейса. Также проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. (Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой.) Учитывая то, что уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, они изучают материалы кейса индивидуально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки работа обучающихся в группе, участие в обсуждении будут более плодотворными.
Метод представляет собой поэтапную работу над проблемной ситуацией.
Подготовительный этап - это сбор и формирование информационного и раздаточного материала. Данный этап осуществляется непосредственно преподавателем, иногда с привлечением наиболее подготовленных обучающихся для помощи при выборе источников информации (отбор определенных Интернет-ресурсов, сайтов, блогов) и оказания технической поддержки (перенос информации на электронные носители, создание мультимедийных презентаций, запись видеоматериалов и т.п.). Продуктами данного этапа являются:
1. Пояснительная записка для преподавателя с описанием особенностей задания и специфики работы с ним.
2. Собственно, сам кейс. Описание какой – либо конкретной проблемной ситуации, т. е. заранее оформленный преподавателем материал, подготовленный, как правило, на основе фактически существовавших случаев, без упоминания реальных имён и названий, или с их заменой.
3. Схема анализа ситуации. Перечень вопросов и/или заданий, необходимых для выявления пути (путей) разрешения существующей проблемы.
4. Сопутствующий материал, необходимый для выполнения задания (дополнительные сведения, уточнения, таблицы, анкеты, схемы и т. д.).
Рабочий этап. Это собственно знакомство обучающихся с содержанием кейса, его анализ, диагностика проблемы, поиск путей её решения самостоятельно или в процессе дискуссии с другими обучающимися, с преподавателем.
Рабочий этап над проблемной ситуацией представляет собой коллективный поиск путей её решения. Обучающиеся высказывают свои мнения, спорят, выбирают верные решения. Важно обращать внимание аудитории на необходимость комплексного подхода к проблеме: т. е. определить ошибки, предложить несколько вариантов исправления ошибок или их предотвращения.
Заключительный этап. Принятие решений по проблеме в ходе заключительного обсуждения на занятии.
По мере усвоения обучающимися данной методики, задания усложняются, дополняются разнообразными дополнительными условиями. Эффективным оказывается задание обучающимся разработать кейс по предложенной преподавателем или выбранной самостоятельно теме. Это позволяет задействовать опыт, полученный обучающимися на основе практических занятий, оценить правильность принятых решений.
- Развитие коммуникативных навыков
Применение кейс-технологии на занятиях по иностранному языку преследует следующие взаимодополняющие цели, а именно:
- совершенствование коммуникативной компетенции;
- лингвистической компетенции;
- социокультурной компетенции.
Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на иностранном языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная) – всё это примеры коммуникативных задач.
Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил иноязычного общения.
Иноязычная речевая деятельность осуществляется в следующей последовательности:
- обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;
- выделение наиболее важной информации;
- обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
- работа над проблемой (дискуссия);
- выработка решения проблемы;
- дискуссия для принятия окончательного решения;
- подготовка доклада;
- аргументированный краткий доклад.
Кейс-метод при обучении иностранным языкам рекомендуется применять на старшей ступени, т.к. обучающимся необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения иностранным языком и сформированные коммуникативные навыки. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-технология не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка.
Итак, кейс-технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. [7]
Примеры тематики кейсов:
- Завершающие проектные работы по разделам рабочей программы. Например, «Электромобили или бензиновый двигатель: что лучше? Аргументируйте свой выбор»
- Заключительная беседа по темам разделов рабочей программы. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков для СПО, например, «Информационные технологии», «Образование в современном мире», «Изучение иностранных языков» и проч.
- Критерии оценивания работы обучающихся
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплины;
- оценка компетенций обучающихся.
Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации ФГОС СПО–03 заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественного образования, в том числе при реализации ГОС СПО 1-го и 2-го поколений, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно, в процессе оценивания обучающихся необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля.
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 курсов в соответствии с ФГОС СПО оценивается по пятибалльной шкале. Эта шкала была принята мною в качестве эталона при оценивании работы обучающихся над кейсом.
Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по схеме, представленной в табл.2.
Таблица 2. Схема перевода в пятибалльную шкалу
Количество баллов | Уровень достижений | Отметка в балльной шкале |
90-100% 66-89% 50-65% меньше 50% | высокий повышенный средний ниже среднего | «5» «4» «3» «2» |
Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов не учитывает все аспекты деятельности обучающихся. Стобалльная система имеет ряд преимуществ, в числе которых возможность выставить наиболее точное количество баллов и более объективно оценить знания и умения, примененные обучающимися на этапах работы над кейсом.
Работа обучающихся над содержанием кейса может быть оценена преподавателем по следующим навыкам: аналитический, организационный, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на иностранном языке (лексико-грамматический аспект). [2]
Выбранные мною в качестве критерии оценивания приведены в табл.3.
Таблица 3. Критерии оценивания
№ | Критерии | Количество баллов |
Лексико-грамматические навыки и умения | 30 | |
1. | Использование лексики по теме | 10 |
2. | Употребление коммуникативных клише согласно ситуации | 5 |
3. | Использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку | 5 |
4. | Произношение | 5 |
5. | Грамотность речи | 5 |
Содержание | 30 | |
1. | Соответствие теме, достаточная глубина раскрытия темы | 10 |
2. | Умение принимать решения и аргументировать их. Умение делать выводы | 10 |
3. | Умение задавать и отвечать на вопросы оппонента. Умение аргументировать свои ответы | 10 |
Аналитические умения и навыки | 20 | |
1. | Владение логикой построения рассуждений | 10 |
2. | Навык поиска, анализа и оценки информации | 10 |
Организационные умения и навыки | 20 | |
1. | Соблюдение регламента | 5 |
2. | Активность | 5 |
3. | Умение работать в коллективе и принимать решения | 10 |
Общее количество баллов | 100 | |
Несоблюдение норм вежливости и правил ведения дискуссии. Участники должны:
| 10 |
Надо отметить, что данные критерии оценивания не являются догмой и могут быть разработаны преподавателем для каждого конкретного случая применения кейс-метода, исходя из дидактических целей и тематики кейса, его сложности, уровня подготовки обучающихся, и т.д.
- Порядок работы над кейсом и временные рамки
Характеристика этапов работы над кейсом была приведена мною в разд. 1.5. Для понимания применения кейс-метода на практике необходимо рассмотреть порядок работы над кейсом непосредственно на занятии, учитывая ограниченность временными рамками. Одним из преимуществ применения кейс-метода при обучении иностранным языкам в системе СПО является возможность выделить большее количество академических часов на рабочий этап.
В качестве примера, иллюстрирующего порядок работы над кейсом, приведен ход занятия, рассчитанного на 3 академических часа. (табл.4)
Таблица 4. Порядок работы над кейсом
№ этапа | Порядок работы | Время, мин. |
1. | Организационная часть. Выдача кейса. | 5 |
2. | Ознакомление с текстом кейса. Деление на подгруппы. Работа обучающихся в подгруппах, представление результатов исследования в виде диаграмм (таблиц, схем и т.п.). | 30 |
3. | Анализ кейса. Сравнение полученных результатов исследований в подгруппах. | 10 |
4. | Просмотр видеоматериалов (фотографий, мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей). Дискуссия (коллективная работа). | 45 |
5. | Выдвижение решения/альтернативных решений данной проблемы. | 35 |
6. | Обобщающее выступление преподавателя (обобщение результатов, подведение итогов) | 5 |
7. | Оценка обучающихся преподавателем по системе оценивания, которая предъявляется в начале занятия. | 5 |
Табл.4 иллюстрирует работу над сжатым кейсом, который предназначен непосредственно для разбора на занятии и подразумевает общую дискуссию. Содержание этапов может варьироваться в зависимости от дидактических целей и задач, тематики кейса, выбранных преподавателем методов и средств обучения, желаемых результатов и т.д. Время, отведенное на каждый этап, зависит от уровня подготовленности обучающихся и ряда других факторов (напр., объем кейса, продолжительность видео и аудиоматериалов, необходимость их повторного просмотра/прослушивания и т.п.).
ГЛАВА 2. Опыт и результаты работы
В сфере моих интересов всегда лежали инновационные методы обучения. Инновации стали неотъемлемой частью современного обучения, а задача преподавателя заключается в грамотном отборе и использовании обучающих технологий с тем, чтобы обеспечить эффективность овладения иностранным языком. Во время работы учителем английского языка в среднеобразовательной школе мною разрабатывались методы применения новых информационных технологий на уроках английского языка, драматизации во внеурочной работе, а также проектный метод с использованием мультимедийных средств. Кейс-метод позволяет объединить все новые и традиционные методы преподавания, в чем заключается несомненная ценность применения данного метода при обучении иностранным языкам.
Приведу пример занятия с использование кейс-метода. Исследовательский кейс был разработан для студентов 3-го курса специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», обучающихся английскому языку в Бюджетном образовательном учреждении Орловской области Среднего профессионального образования «Орловский технологический техникум».
Группа: 352, специальность 260807 «Технология продукции общественного питания»
Время занятия: 4 академических часа
Вид кейса: исследовательский кейс
Тип кейса: обучающий анализу и оценке
Кейс является завершающем этапом изучения раздела «Национальные обычаи» рабочей программы по английскому языку, содержащего такие темы как «В ресторане», «Британская кухня», «Американская кухня», «Русская кухня», «Кулинарные рецепты», «Основные принципы здорового питания».
При изучении темы «Основы здорового питания» обучающиеся ознакомились с текстами “Eating for Good Health” и “Vegetarianism”, изучили лексику по теме “Healthy Food” и выполнили ряд лексико-грамматических заданий. /Н. И. Щербакова, Н. С. Звенигородская. Английский язык для специалистов общественного питания. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.141-145/
2.1. Определение тематики кейса
Тема вызвала интерес у обучающихся, во многом благодаря своей тесной связи с будущей профессией студентов. С целью поддержания мотивации изучения английского языка преподавателем было предложено проблемное направление следующего занятия: “Vegetarianism” («Вегетарианский образ жизни»). Обучающиеся после обсуждения самостоятельно задали проблему “Advantages and Disadvantages of Being a Vegetarian” («Преимущества и недостатки вегетарианского образа жизни»)
Задание подгруппам:
- Заполнить таблицу “DIETS” («Диеты»).
- Ознакомиться с типами вегетарианских диет и различиями между ними.
http://vegetarian.lovetoknow.com/Types_of_Vegetarians
- Исследовать статистику влияния вегетарианского образа жизни на здоровье человека.
http://www.vegetarianvictoria.org.au/going-vegetarian/statistics-on-vegetarianism.html
http://www.womenshealthmag.com/nutrition/vegetarians-vs-meat-eaters
http://vegetarian.lovetoknow.com/Disadvantages_of_Being_a_Vegetarian
http://vegetarian.lovetoknow.com/Advantages_of_Vegetarianism
- Исследовать статистику распространения вегетарианства среди населения (на примере США).
- Провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков вегетарианского образа жизни.
http://vegetarian.lovetoknow.com/Disadvantages_of_Being_a_Vegetarian
http://vegetarian.lovetoknow.com/Advantages_of_Vegetarianism
http://www.methodsofhealing.com/disadvantages-of-being-a-vegetarian/
- Изучить технологию написания эссе по проблемам здоровья.
http://www.essayhowto.com/1337-health-essay.html
2.2. Содержание кейса
- Статья “Vegetarian diet reduces cancer risk”.
http://www.breakingnewsenglish.com/0903/090317-vegetarians.html
- Аудиозапись и статья “Vegetarianism”
http://www.listenAminute.com/v/vegetarianism.html
- Заполненная участниками таблица «Диеты». (Приложение 1)
- Список наиболее распространённых вегетарианских диет с кратким описанием. (Приложение 2)
http://vegetarian.lovetoknow.com/Types_of_Vegetarians
- Сравнительный анализ преимуществ и недостатков вегетарианского образа жизни. (Приложение 3)
http://vegetarian.lovetoknow.com/Disadvantages_of_Being_a_Vegetarian
http://vegetarian.lovetoknow.com/Advantages_of_Vegetarianism
- Эссе “Becoming a Vegetarian Has Many Benefits” (Приложение 4)
http://www.essayhowto.com/?s=vegetarianism&submit=Search
- A Useful Language Bank for Communication and Writing (Приложение 5)
Объем кейса составляет 17 печатных листов шрифтом Times New Roman кеглем 14.
2.3. Порядок работы над кейсом
I.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ. Выдача кейса. Ознакомление со шкалой оценивания.
II. WARM-UPS. Мотивация, деление на группы, предварительное обсуждение, краткий опрос.
- Беседа с преподавателем о пользе и вреде употребления мяса в пищу.
MEAT: Walk around the class and talk to your students about meat.
- Деление на подгруппы по результатам беседы с преподавателем.
Группа А – сторонники вегетарианского образа жизни, группа В – их оппоненты.
HEALTH: Students A strongly believe everyone in the world should be vegetarian to save the planet. Students B strongly believe vegetarianism is totally unnecessary.
- Предварительное обсуждение в группах используемой в статье лексики.
Участники изучают список лексических единиц, используемых в статье, и выбирают наиболее интересные в плане обсуждения. Заинтересовавшие слова и выражение обсуждаются в группах А и В.
CHAT: In groups, decide which of these topics or words from the article are most interesting and which are most boring.
decade / studies / cancer / experts / the latest research / vegetarians / comparisons / findings / nutrition / diets / being more health conscious / animal products / honey |
Have a chat about the topics you liked.
4. Краткий опрос участников по мерам профилактики раковых заболеваний. Участники заполняют таблицу, нумеруя перечисленные профилактические меры в порядке значимости согласно своему мнению.
CANCER: What do you think is the best way to prevent cancer? Rank the following in order.
_____ vegetarian diet _____ using sun screen _____ exercise _____ regular health checks | _____ avoiding cigarettes / alcohol _____ not having a microwave _____ living a stress-free life _____ living in the countryside |
5. После ознакомления с содержанием п.3 и п.4 кейса участники в течение минуты записывают свои ассоциации со словом «диета». Записанные ассоциации обсуждаются в группах и распределяются по категориям (напр.: 1. Категория «Здоровая пища»; 2. Категория «Фрукты» и т.п.). Категории определяются самими участниками.
DIET: Spend one minute writing down all of the different words you associate with the word ‘diet’. Share your words with your partners and talk about them. Together, put the words into different categories.
III. PRE-READING. ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Участники знакомятся с заголовком статьи и выполняют следующее задание.
TRUE / FALSE: Look at the article’s headline and guess whether these sentences are true (T) or false (F):
a. | The article talks about a 10-year-long study into cancer. | T / F |
b. | The study in the article is the biggest ever to look at cancer and diet. | T / F |
c. | Researchers studied the health of teenagers and centenarians. | T / F |
d. | The study concludes that being vegetarian could benefit your health. | T / F |
e. | The study’s findings are not yet published anywhere. | T / F |
f. | A researcher said it was the first big study to look at a diet-cancer link. | T / F |
g. | A greater number of people around the world are becoming vegetarian. | T / F |
h. | Strict vegetarians should not eat cheese, yoghurt or honey. | T / F |
2. Участники выполняют лексическое упражнение на нахождение синонимов к словам из текста.
SYNONYM MATCH: Match the following synonyms from the article:
1. | decade | a. | divided |
2 | common | b. | conclusions |
3. | tracked | c. | connection |
4. | separated | d. | ten years |
5. | protect | e. | widespread |
6. | findings | f. | aware |
7. | link | g. | followed |
8. | conscious | h. | safeguard |
9. | altogether | i. | rules out |
10. | excludes | j. | completely |
3. Участники выполняют задание на сопоставление фраз из текста статьи (возможна более, чем одна комбинация).
PHRASE MATCH: Match the following phrases from the article (sometimes more than one combination is possible):
1. | a decade-long | a. | all animal products |
2 | cancer is less common | b. | who ate meat |
3. | the researchers tracked the | c. | among vegetarians |
4. | compared with those | d. | diet and cancer |
5. | being vegetarian could protect | e. | have been published |
6. | the findings of the research | f. | eat eggs and fish |
7. | look at the link between | g. | study |
8. | people are becoming more and | h. | health of 63,550 men |
9. | a strict vegetarian diet that excludes | i. | people against cancer |
10. | less strict vegetarians | j. | more health conscious |
III. READING. ЧТЕНИЕ
Участники читают статью «Вегетарианская диета уменьшает риск заболевания раком».
Vegetarian diet reduces cancer risk
A decade-long study in the United Kingdom has found that cancer is less common among vegetarians. Health experts have always thought that a vegetarian diet is healthier than one that includes meat. This latest research is one of the biggest studies to compare cancers in vegetarians and non-vegetarians. The researchers tracked the health of 63,550 men and women aged between 20 and 89. They separated people into different groups – meat-eaters, fish-eaters, and vegetarians. The research team reported a “significantly lower” number of cancers among the fish-eaters and vegetarians compared with those who ate meat. The study suggests being vegetarian could protect people against cancer.
The findings of the research have been published in the March 2009 edition of the ‘American Journal of Clinical Nutrition’. Lead researcher Professor Timothy Key said his study was the first major research to look at the link between diet and cancer. "It suggests there might be some reduction in cancers in vegetarians and fish-eaters and we need to look carefully at that," he said. Vegetarianism is on the increase around the world. People are becoming more and more health conscious and are eating less meat, or cutting it out altogether. Some people choose a strict vegetarian diet that excludes all animal products. This means no dairy products or honey. Less strict vegetarians eat eggs and fish.
1. После чтения статьи участники выполняют задание по заполнению пропусков. Текст статьи делится на две части и распределяется по группам. Восстановленный текст зачитывается последовательно вслух.
GAP FILL: Put the words into the gaps in the text.
A decade-long study in the United Kingdom has __________ that cancer is less common among vegetarians. Health experts have always thought that a vegetarian diet is healthier than one that __________ meat. This latest research is one of the biggest __________ to compare cancers in vegetarians and non-vegetarians. The researchers __________ the health of 63,550 men and women aged between 20 and 89. They __________ people into different groups – meat-eaters, fish-eaters, and vegetarians. The research team reported a “significantly __________” number of cancers among the fish-eaters and vegetarians compared with __________ who ate meat. The study suggests being vegetarian could protect people __________ cancer. | STUDENTS A | lower |
The __________ of the research have been published in the March 2009 edition of the ‘American Journal of Clinical Nutrition’. Lead researcher Professor Timothy Key said his study was the first __________ research to look at the link between diet and cancer. "It suggests there might be some __________ in cancers in vegetarians and fish-eaters and we need to look carefully at that," he said. Vegetarianism is on the __________ around the world. People are becoming more and more health __________ and are eating less meat, or cutting it out __________. Some people choose a strict vegetarian diet that __________ all animal products. This means no dairy products or honey. Less __________ vegetarians eat eggs and fish. | STUDENTS B | increase |
2. Участники читают статью повторно, составляют и записывают вопросы к тексту. Вопросы зачитываются и обсуждаются в группе, выбираются лучшие по мнению участников, далее следует обмен вопросами между группами А и В.
ARTICLE QUESTIONS: Look back at the article and write down some questions you would like to ask the class about the text.
- Share your questions with other partners.
- Ask other group your questions.
3. Работа над лексикой текста статьи. Участники выписывают незнакомые слова и переводят их при помощи словарей.
VOCABULARY: Circle any words you do not understand. In groups, pool unknown words and use dictionaries to find their meanings.
IV. STUDENTS’ VEGETARIANISM SURVEY
Участники знакомятся с содержанием п.5 кейса и составляют 5 вопросов для проведения последующего опроса по преимуществам и недостаткам вегетарианского образа жизни. Опрос проводится между группами.
Write five GOOD questions about vegetarianism in the table.
When you have finished, interview other students. Write down their answers.
STUDENT 1 _____________ | STUDENT 2 _____________ | STUDENT 3 _____________ | |
Q.1. | |||
Q.2. | |||
Q.3. | |||
Q.4. | |||
Q.5. |
V. VEGETARIANISM DISCUSSION
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ
STUDENT A’s QUESTIONS. Вопросы группе А.
a) | What did you think when you read the headline? |
b) | What springs to mind when you hear the word ‘vegetarian’? |
c) | What do you think of vegetarianism? |
d) | Would you change your diet to avoid being ill? |
e) | Do you think eating meat is unhealthy? |
f) | How healthy or unhealthy is your diet? |
g) | Do you think the environment would be in a better condition if we were all vegetarians? |
h) | Some say eating meat makes people more violent. Do you agree? |
i) | Do we need to eat meat? |
j) | If we all became vegetarians, would the world suddenly be full of pigs, cows, sheep and chickens? |
V. VEGETARIANISM DISCUSSION
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ
STUDENT B’s QUESTIONS. Вопросы группе В.
a) | Did you like reading this article? |
b) | Do you like reading about diet and health? |
c) | Why do you think it has taken so long to do a major study on cancer and diet? |
d) | What do you think of the argument that it is wrong to kill animals? |
e) | Are strict vegetarians healthier than vegetarians who eat dairy products and honey? |
f) | Have you ever changed your diet? |
g) | What effects would vegetarianism have on your country’s health? |
h) | Should fast food restaurants offer more vegetarian choices? |
i) | Are the vegetarians you know happier and healthier? |
j) | What questions would you ask Professor Timothy Key? |
VI. LISTENING. АУДИРОВАНИЕ
Участники прослушивают аудиозапись «Вегетарианство» дважды.
Vegetarianism
If everyone in the world was a vegetarian, I think the world would be a better place. There simply isn’t enough land any more for cows and sheep to feed on. We are losing too many forests because farmers want more land to raise cows so we can eat beef. Vegetarianism is one way to help the Earth. It’s also one way to help ourselves. So many of us are fat because we eat too much meat. If we were all vegetarian, we would all be healthier. We all need to eat more vegetables. That’s the easiest way of looking after our health. If we were all vegetarian, we would also save lots of money on healthcare. We wouldn’t have all the heart problems that you get with eating meat. I wonder if we can all stop eating meat.
1. Взаимопроверка на понимание текста аудиозаписи. Участники в группах восстанавливают словосочетания текста по памяти, затем осуществляют взаимопроверку между группами.
TEST EACH OTHER: Look at the words below. With your group, try to recall how they were used in the text:
|
|
VI. WRITING. ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ
Участники знакомятся с содержанием п.6 кейса – эссе “Becoming a Vegetarian Has Many Benefits” и п.7 – списка полезных фраз для устной и письменной речи. Содержание эссе поможет участникам написать о вегетарианском образе жизни, аргументировав свое мнение. На выполнение задания отводится 10 мин.
Write about vegetarianism for 10 minutes.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
VII. САМОПРОВЕРКА
Выполнение данного задания возможно на следующем занятии, в качестве контроля лексико-грамматических навыков, усвоенных в процессе работы над кейсом (что и было осуществлено автором разработки).
TEST YOURSELF. LANGUAGE WORK
A decade-(1) ____ study in the United Kingdom has found that cancer is less common among vegetarians. Health (2) ____ have always thought that a vegetarian diet is healthier than one that includes meat. This latest research is one of the biggest studies (3) ____ compare cancers in vegetarians and non-vegetarians. The researchers tracked the health of 63,550 men and women aged between 20 and 89. They separated people (4) ____ different groups – meat-eaters, fish-eaters, and vegetarians. The research team (5) ____ a “significantly lower” number of cancers among the fish-eaters and vegetarians compared with those who ate meat. The study suggests (6) ____ vegetarian could protect people against cancer.
The findings of the research (7) ____ been published in the March 2009 edition of the ‘American Journal of Clinical Nutrition’. Lead researcher Professor Timothy Key said his study was the first major research to look at the (8) ____ between diet and cancer. "It suggests there might be some (9) ____ in cancers in vegetarians and fish-eaters and we need to look carefully at that," he said. Vegetarianism is (10) ____ the increase around the world. People are becoming more and more health conscious and are eating less meat, or cutting it (11) ____ altogether. Some people (12) ____ a strict vegetarian diet that excludes all animal products. This means no dairy products or honey. Less strict vegetarians eat eggs and fish.
Put the correct words from the table below in the above article.
1. | (a) | lengthy | (b) | longest | (c) | length | (d) | long |
2. | (a) | experts | (b) | expertly | (c) | expertise | (d) | expert |
3. | (a) | by | (b) | for | (c) | to | (d) | at |
4. | (a) | out | (b) | into | (c) | on | (d) | up to |
5. | (a) | report | (b) | reported | (c) | reportedly | (d) | reporting |
6. | (a) | been | (b) | be | (c) | being | (d) | was |
7. | (a) | have | (b) | having | (c) | had | (d) | haves |
8. | (a) | sink | (b) | mink | (c) | wink | (d) | link |
9. | (a) | reduces | (b) | reducing | (c) | reduced | (d) | reduction |
10. | (a) | in | (b) | on | (c) | onto | (d) | up |
11. | (a) | out | (b) | up | (c) | in | (d) | off |
12. | (a) | chosen | (b) | choosy | (c) | choose | (d) | choice |
VIII. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (обобщение результатов, подведение итогов)
IX. HOMEWORK. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. VOCABULARY EXTENSION: Choose several of the words from the text. Use a dictionary or Google’s search field (or another search engine) to build up more associations / collocations of each word.
РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА. Выберите несколько слов из текста. Используйте словарь или поисковую систему Google (или любую другую доступную вам систему) для создания ассоциаций/словосочетаний с каждым словом.
2. INTERNET: Search the Internet and find out more about vegetarianism. Share what you discover with your partners in the next lesson.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ. Осуществите поиск в Интернете новой информации по теме «Вегетарианский образ жизни» (напр., необычные рецепты вегетарианских блюд, известные вегетарианцы и т.п.). Подготовьте сообщение.
3. VEGETARIANISM: Write a magazine article about a vegetarian diet. Include imaginary interviews with a vegetarian and someone who loves meat.
НАПИШИТЕ СТАТЬЮ В ЖУРНАЛ о вегетарианской диете. Включите в нее воображаемое интервью с вегетарианцем и любителем мясных блюд.
X. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХСЯ преподавателем по системе оценивания, которая предъявляется в начале занятия.
Анализируя результаты проведенного занятия с применением кейс-метода, можно отметить следующие положительные тенденции:
- Повысилась мотивация обучающихся к изучению английского языка.
- Качественно изменилась подготовка обучающихся к занятиям.
- Изменилось отношение к Интернет-ресурсам как средству получения знаний и полезной информации.
- Расширился общий кругозор обучающихся.
- Повысилась самооценка обучающихся.
Контроль лексико-грамматических навыков по теме исследовательского кейса, проведенный преподавателем на следующем занятии, показал улучшение результатов освоения лексики.
Несомненно, применение кейс-метода способно значительно развить коммуникативные навыки обучающихся, помочь преодолеть так называемый «языковой барьер» при общении на иностранном языке, развить социокультурную и лингвистическую компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, наиболее эффективный для конкретной группы обучающихся, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно, учитывая индивидуальные условия, - вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать и пробовать – на основе осмысления результатов, последовательно требовать, неустанно совершенствоваться – это единственно правильный курс преподавателя.
По моему мнению, применение кейс-технологии при обучении иностранным языкам как нельзя более точно соответствует вышеизложенным принципам. Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Изложу те неоспоримые преимущества, которые очевидны даже на первый взгляд.
Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые в реальной ситуации решения качественно переходят в жизненный опыт. Основная ценность кейс-метода – максимальное приближение процесса обучения к реальной жизни.
Во-вторых, применение кейс-метода ни коим образом не отменяет традиционные методы обучения, которые были и остаются основой для обучения иностранным языкам. Кейс-метод – это эффективный сплав всех существующих методов и приемов обучения.
Во-третьих, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. Даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. Кейс-метод – действенное средство познания и повышения мотивации обучающихся.
Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к занятию. Преподаватель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность обучающихся, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Непростой момент для преподавателя — это оценивание, ибо требуется оценить работу каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить и его знания.
Но тем не менее, именно сложность, комплексность кейс-метода является его главным преимуществом. Каждый преподаватель знает, как порой трудно оперировать с застывшей системой знаний, как быстро теряется интерес обучающихся к выполнению однообразных упражнений. Кейс-метод – это система вариабельных составляющих, что позволяет преподавателю практически применить его в любой отрасли знаний, адаптируя к условиям.
Изложенные в данной методической разработке теоретические основы и практические приемы помогут преподавателям не только иностранных языков, но и других дисциплин действовать наиболее эффективно, избежать монотонности и единообразия в своей педагогической деятельности, максимально мотивировать обучающихся, что несомненно положительно повлияет на качество обучения в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. -М.: АРКТИ-Глосса, 2000.
- Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
- Ильина О. К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка.
- Земкова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе.
- Назаренко А.А. Проблемы оптимизации и преподавания языка для специальных целей. –М.: УРСС,2000
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкастистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
- Щербакова Н. И., Звенигородская Н. С. Английский язык для специалистов общественного питания. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.141-145
- Щетина Н. Ю. Использование кейс-технологий на уроках английского языка.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
- Федоринова З. В. Использование case study в организации образовательной деятельности студентов.
- Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
Приложение 1
Заполните таблицу «Диеты».
DIETS: Are you happy with what you eat? Complete the table. Talk about what you wrote with your partners.
Diet | Health benefits | I could (not) follow this because |
Vegan | ||
Less strict vegetarian | ||
Fast Food | ||
Meat-based | ||
Fruitarian |
Приложение 2
Different Types of Vegetarians
Flowing from the different reasons to embrace vegetarianism are a number of variations on the vegetarian diet.
Total Vegetarian
Total Vegetarians eat a diet which consists only of plant food and excludes animal foods, which along with meat includes:
- Dairy products
- Eggs
- Fish
- Honey
Vegans
Like the Total Vegetarians, Vegans eliminate animal products from their diet. However, they take it a step further. They don't use any products made from animals. This includes:
- Leather
- Wool
- Silk
Lacto-vegetarians
While Lacto Vegetarians eliminate meat from their diet, they do eat dairy products with the exception of eggs.
Lacto-ovo-vegetarians
Lacto-ovo-vegetarians don't eat meat but do include dairy products and eggs in their diet. This is the most common type of vegetarian.
Semi-vegetarians
Semi-vegetarians restrict their intake of animal products but do allow specific kinds of meat in their diet. These restrictions vary from one person to another. If you are a semi-vegetarian, you'll find that purists don't look at semi-vegetarians as real vegetarians. Semi-vegetarians include:
- Pesco Vegetarians: Allow fish in their vegetarian diet.
- Pollo Vegetarians: Eat a largely plant-based diet but do allow poultry to be consumed. This includes:
- Chicken
- Duck
- Turkey
- Wild fowl
Raw Foodists
Raw foodists don't heat their food above 115 degrees Fahrenheit because they believe the cooking process kills valuable enzymes. This diet consists mostly of:
- Fruits
- Raw vegetables
- Nuts and seeds
Fruitarians
Fruitarians only eat fruit and fruit-like vegetables (about 75 percent of their diet) and is actually a type of vegan diet. It consists of a minimal amount of processed or cooked foods. An added twist to the fruitarian diet is that they only eat fruit harvested without killing the plant. This includes things like:
- Avocados
- Cucumbers
- Grains
- Nuts
- Squash
- Tomatoes
Приложение 3
Сравнительный анализ преимуществ и недостатков вегетарианского образа жизни
PRO Vegetarians
| CON Vegetarians
|
Приложение 4
Sample Vegetarian Essay
Becoming a Vegetarian Has Many Benefits
Have you ever wondered why more and more people are turning into vegetarianism? Have you ever considered becoming a vegetarian? Maybe it’s time you give it a try. People become vegetarians for a variety of reasons. These can be for health benefits, religious beliefs, to promote a healthy environment and to preserve animals and their rights. There is no end to the benefits of becoming a vegetarian. Even many governments in various countries encourage their populations to consider a plant-based diet and obtain most of the calorie intake through grain products and vegetables and fruits. Persons who are still undecided about whether they should convert their diets to vegetarian should consider some of its benefits.
A vegetarian diet is extremely beneficial when warding off heart disease. Most heart disease such as heart attacks, high blood pressure, occurs due to the diet. A low-fat vegetarian diet is one of the most effective methods of preventing coronary artery disease. According to the Centre for Disease Control and Prevention heart disease is the leading cause of death in the United States. This is mainly due to a diet rich in saturated fats and a sedentary lifestyle. According to statistics the mortality rate for cardiovascular diseases is significantly lower in vegetarians than in non-vegetarians. Cholesterol is derived mainly from animal fats. A vegetarian diet consists of absolutely no animal fats, but is high in all things healthy. Vegetarian diets are high in fibre and disease fighting antioxidants and various other vitamins and minerals that fight heart disease.
Becoming a vegetarian can also prevent unnecessary weight gain. For example, most high-protein meals can pack in the pounds. A vegetarian diet ensures that unhealthy, fatty foods and high carbohydrate foods are not included in the diet. According to the Centre for Disease Control and Prevention 64% of American adults and 15% of children aged 6 to 19 are overweight. This increases their risk of many weight-related illnesses such as diabetes and heart attacks and strokes. However, a low-fat vegetarian diet can reduce the weight gained and also enable easy weight loss. Being vegetarian also ensures that the weight can be maintained throughout a person’s life. Vegetables such as beans, sweet potatoes and leafy green vegetables also boost the metabolism. Vegetables can also prevent hunger pangs that cause overeating and are extremely low in calories. This enhances weight loss and helps reduce weight faster.
Osteoporosis is a condition that causes weak and brittle bones. It is a condition that has no symptoms and the result is a fracture. A diet high in calcium is the best method of preventing fractures from osteoporosis. There are various vegetables that are extremely high in calcium. For example, dark green vegetables such as spinach, kale, broccoli, turnip and collard greens are extremely beneficial for warding off osteoporosis. Excess animal proteins can cause an acidic condition in the body. The body, to counteract this condition, takes calcium from the bones. Vegetarians do not have this problem. The right amount of calcium obtained through high calcium vegetable sources ensures a healthy body, free of the risk of osteoporosis.
Becoming a vegetarian can be considered to save the environment. The chemical and animal waste from the meat industry pollutes rivers and streams contributing to Global Warming. Furthermore, animals are injected with various types of steroids and hormones. These toxic chemicals are harmful for the body. Fish too; consist of carcinogens and heavy metals. These toxins cannot be eradicated from the fish even through boiling. Persons who consume heavy amounts of fish or poultry or meat are at high risk of getting cancer and other diseases that occur with high ingestion of toxins in the body. These concerns do not affect vegetarians.
Apart from the health benefits of going vegetarian, vegetarian meals are colourful on the plate, easy to prepare and saves a significant amount of money. These are just some of the reasons why more and more people are turning to vegetarian foods. Isn’t it time you considered becoming a vegetarian too?
Приложение 5
A Useful Language Bank for Communication and Writing
- Asking for opinions.
- What’s your opinion on...?
- How do you feel about....?
- What do you think about....?
- What’s your view on...?
- Expressing opinions.
- My point of view is that...
- Well, as far as I’m concerned...
- Well, if you ask me...
- It seems\ appears to me that...
- I think\ believe...\ must...\
- In my opinion\ view...
- To me...\ may\ might
- From my point of view...
- To my mind/ way of thinking...
- As far as I am concerned...
- I am totally against...
- I (do not) agree that \ with...
- I (completely) agree \ disagree that \ with...
- Making Suggestions.
- If I were ... I would...
- Perhaps they should....
- Why don’t we/ they...
- How/ what about...?
- A good idea would be...
- If they..., then...
- They can/ should...
- I think we/ you should...
- You could always...
- Let’s...
- Have you thought about...
- It would be a great idea to...
- We can/ could...
- A useful suggestion would be to...
- It would help/ It would be a good idea if...
- The situation would be improved if/ by...
- Another way to... is / would be to...
- Agreeing.
- I think you are right...
- That’s true...
- I quite agree with you...
- You’re right.
- I couldn’t agree more.
- That’s a great / good/ fantastic idea.
- Sure, why not.
- That sounds interesting / great.
- Disagreeing.
- I’m not sure I agree with you.
- That’s true, but...
- Do you really think so?
- I’m afraid I can’t agree with you.
- No, I really can’t agree with you.
- I don’t really feel like it.
- That sounds boring.
- Presenting results and consequences.
- This would .../ In this way...; you /it /etc. would....
- By doing this, you/we/ etc., would...
- The effect / consequence / result of... would be...
- Consequently,...
- As a result,....
Приложение 6
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
ANSWERS
TRUE / FALSE:
a. | T | b. | F | c. | F | d. | T | e. | F | f. | T | g. | T | h. | T |
SYNONYM MATCH:
1. | decade | a. | ten years |
2 | common | b. | widespread |
3. | tracked | c. | followed |
4. | separated | d. | divided |
5. | protect | e. | safeguard |
6. | findings | f. | conclusions |
7. | link | g. | connection |
8. | conscious | h. | aware |
9. | altogether | i. | completely |
10. | excludes | j. | rules out |
PHRASE MATCH:
1. | A decade-long | a. | study |
2 | cancer is less common | b. | among vegetarians |
3. | the researchers tracked the | c. | health of 63,550 men |
4. | compared with those | d. | who ate meat |
5. | being vegetarian could protect | e. | people against cancer |
6. | the findings of the research | f. | have been published |
7. | look at the link between | g. | diet and cancer |
8. | people are becoming more and | h. | more health conscious |
9. | a strict vegetarian diet that excludes | i. | all animal products |
10. | less strict vegetarians | j. | eat eggs and fish |
GAP FILL:
Vegetarian diet reduces cancer risk
A decade-long study in the United Kingdom has found that cancer is less common among vegetarians. Health experts have always thought that a vegetarian diet is healthier than one that includes meat. This latest research is one of the biggest studies to compare cancers in vegetarians and non-vegetarians. The researchers tracked the health of 63,550 men and women aged between 20 and 89. They separated people into different groups – meat-eaters, fish-eaters, and vegetarians. The research team reported a “significantly lower” number of cancers among the fish-eaters and vegetarians compared with those who ate meat. The study suggests being vegetarian could protect people against cancer.
The findings of the research have been published in the March 2009 edition of the ‘American Journal of Clinical Nutrition’. Lead researcher Professor Timothy Key said his study was the first major research to look at the link between diet and cancer. "It suggests there might be some reduction in cancers in vegetarians and fish-eaters and we need to look carefully at that," he said. Vegetarianism is on the increase around the world. People are becoming more and more health conscious and are eating less meat, or cutting it out altogether. Some people choose a strict vegetarian diet that excludes all animal products. This means no dairy products or honey. Less strict vegetarians eat eggs and fish.
LANGUAGE WORK:
1 - d | 2 - a | 3 - c | 4 - b | 5 - b | 6 - c | 7 - a | 8 - d | 9 -d | 10 - b | 11 - a | 12 - c |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты применения имитационной технологии в обучении иностранному языку.
В статье представлен опыт работы с применением иммитационной технологии в обучении английскому языку....
Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам
Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...
Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам
Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...
Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО
применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО на уроках физики...
Методические рекомендации по использованию профессионально-ориентированных заданий при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО
Одним из перспективных направлений в преподавании иностранных языков является обучение с учетом конкретной профессиональной цели. Профессионально-ориентированный подход к обучению иностранным языкам т...
Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс «British History» на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных презентаций
Применение новых технологий при обучении иностранным языкам: Учебно-методический комплекс "British History" на английском языке с использованием интерактивных программ и мультимедийных през...
Применение инновационных технологий при обучении иностранному языку для повышения качества образовательного процесса
Статья посвящена инновационным технологиям при обучении аглийскому языку в школе. Подробно анализируется метод проектов....