Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО
методическая разработка по физике на тему
применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_keys_moy_doklad.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО
2.
Актуальность:
каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса.
3.
Цель:
Освоение методических основ кейс – технологии.
Задачи:
- Отработка алгоритма применения кейс -технологии;
- Формирование умения использовать полученные навыки для решения актуальных педагогических проблем.
4.
Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
5.
Этапы кейс метода
- Представление конкретных жизненных ситуаций;
- Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного решения;
- Актуализация комплекса знаний для решения проблемы;
- Выработка моделей действий для разрешения ситуаций.
6.
Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем);
3 этап — анализ принятия того или иного решения;
4 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
7.
Действия учителя
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся преподавателем.
8.
Источники кейсов
- Реальная жизнь;
- Средства массовой информации;
- Анализ научных статей, монографий; Художественная и публицистическая литература;
- Интернет.
9.
Ценность кейс-метода на уроках физики:
данный метод предполагает не овладение ребенком готовым знанием, а направляет на сотворчество субъектов процесса обучения;
способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, находить новые практические приемы для решения поставленной проблемы, развивать системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания;
ученик имеет возможность дать собственную оценку рассматриваемому вопросу, аргументировать свою точку зрения.
Тем самым кейс – метод позволяет в процессе обучения активизировать каждого школьника
и вовлечь его в процесс анализа
и принятия решений.
10.
Достоинства новой технологии:
- учащийся на уроках физики может применить полученные знания не только при решении абстрактных задач из учебника, а разрешить реальную проблему из жизни, которую он, в общем-то, и будет решать после окончания обучения;
- разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания;
- в процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.
11.
Выделим основные существенные черты учебной ситуации, которую можно разрешить на уроке физики посредством кейс-метода:
- учебная ситуация специально готовится (создается, редактируется, конструируется) с учетом целей обучения науки «физика»;
- предлагаемая учебная задача и представленный к ней кейс должны способствовать развитию умений ребенка анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции, связанные с поставленной проблемой;
- используемая учебная ситуация должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения на получение возможных способов ее разрешения;
- предлагаемый кейс к данной учебной задаче должен соответствовать учебному курсу (программе) по физике;
- предлагаемый кейс направлен на формирование определенных личностных качеств и возможно профессиональных навыков в контексте конкретного научного мировоззрения.
12.
Какая ситуация может быть разрешена на уроке физики посредством кейс – метода?
это ситуация, связанная с изучением физики и удовлетворяющая следующим условиям:
1. изучение последних научных открытий и возможные направления их применения;
2. современная актуальная проблема (разрешение которой в основном связано со знанием физических законов) способная дать продолжение ситуации в будущем;
3. более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном – «теории» вопроса;
4. обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации.
5. на тех уроках физики, где требуется анализ большого количества научной литературы и документов.
20.
Рефлексия
Всесторонне изучив данную проблему, пришли к выводу, что современное общество не может развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление.
21.
Вывод
Преимущества кейс-технологий:
• использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;
• получение навыков работы в команде;
• выработка навыков простейших обобщений;
• выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
22.
Выбор в пользу применения кейсов на уроках физики учителем должен осуществляться с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.
Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.
Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов....
Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
Современный урок русского языка в условиях реализации требований ФГОС СОО
Учебно - методические материалы...
Современный урок русского языка в условиях реализации требований ФГОС СОО
Методика проведения современного урока по русскому языку...
Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебно-методический материал по технологии...