Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования.
статья на тему

Медведева Екатерина Николаевна

Статья имеет практическую значимость для учителей общеобразовательных учреждений, а также педагогических работников СПО и ВУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva-statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС  общего образования.

      Е.Н. Медведева

Воронежская область,

МКОУ СОШ № 1г. Россошь, учитель иностранного языка

  Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьников,  ориентации на  результат образования.

  В первую очередь школа и образовательные учреждения  должны обеспечить необходимые условия таким образом, чтобы  учебный процесс шел  в соответствии с требованиями нового стандарта.[2]

   Цель нового «современного» образования -  подготовить учащихся к дальнейшему успешному обучению в основной школе.    Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований,   которые предъявляются к результатам  освоения основной образовательной программы. Новый стандарт направлен на личностные и метапредметные результаты,  которые заключаются в  умении самостоятельно и успешно учиться в основной школе. Актуально использование  школьниками приобретенных знаний и умений в социальной и практической деятельности.

   В свою очередь  изменяется и  деятельность учителя, реализующего новый стандарт. Теперь учитель - это «менеджер» образовательного процесса, задача которого: научить детей учиться.[3]

   При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями  урока, но они рассматривают результат  урока  в разных плоскостях. [1]

    Весь учебный процесс должен  строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.  Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности, созидательности, творческой активности.

Поэтому,  задача школы, образовательных организаций в целом состоит в организации  условий, развивающих  детскую активность.

 В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС. 

  ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.[4]

 
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: 
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся. 
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
•    предъявить противоречивые факты, теории;
•    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
•    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
    

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д. 
    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет
 его деятельности по отношению к своей собственной.       
       Учитель, его отношение к работе, учебному процессу, его профессионализм, и желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главные составляющие, без которых новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.[2]
  
          
Научить детей учиться – такому девизу  следует придерживаться современному учителю в рамках новых тенденций образовательного процесса.

Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку.  

3.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.

4.http://cdtor.ru/obrazovatelnye-standarty/item/3671-o-fgos-i-ob-obrazovatelnykh-standartakh