«Современный урок в условиях реализации требований ФГОС»
статья

Ярославцева Галина Ивановна

Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.

Главное отличие современного урока от традиционного состоит:

 -  в уровне активности обучающихся;

 -  в роли учителя на уроке;

 -  в целях урока;

 -  в методах, применяемых учителем;

 -  в способах оценивания;

 -  в структуре урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Колушкинская специальная школа-интернат»

Сообщение на тему:

 «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС»

Подготовила: учитель Ярославцева Г.И.

В соответствии с ведомственным приказом Минобрнауки от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)» вступили в силу с 01 сентября 2016 года. Обучающиеся, зачисленные до 01 сентября 2016г., продолжат обучение по адаптированным образовательным программам до завершения обучения.

ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации, адаптированной основной образовательной программы.

ФГОС – это совокупность трех систем требований.

 -Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 -Требования к организации образовательного процесса.

 -Требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Главная цель ФГОС раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Основа стандарта:

 Деятельностный и дифференцированный подходы

Деятельностный подход - служит основой реализации образовательной программы и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход. Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития).

Стандарт направлен на обеспечение:

-равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 

- государственных гарантий качества образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-формирование основ их гражданской идентичности;

-учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также их особых образовательных потребностей;

-вариативность общеобразовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование базовых учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися базовыми учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что базовые учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку.

Сравним традиционный и современный урок по ФГОС.

Главное отличие современного урока от традиционного состоит:

 -  в уровне активности обучающихся;

 -  в роли учителя на уроке;

 -  в целях урока;

 -  в методах, применяемых учителем;

 -  в способах оценивания;

 -  в структуре урока.

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру.

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

С чего надо начать подготовку к уроку:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Спланировать учебный материал- подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли Интернет-ресурсы, энциклопедические издания и .т.д

Подобрать учебные задания, целью которых является:
-  узнавание нового материала;
-  воспроизведение;
-  применение знаний в новой ситуации;
-  применение знаний в незнакомой ситуации;
-  творческий подход к знаниям. 

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить набор заданий: 

-  задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-  задания, способствующие осмыслению материала учеником;
-  задания, способствующие закреплению материала учеником.
 Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся.
 Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке:
-  что контролировать;
-  как контролировать;
-  как использовать результаты контроля.
Подготовить оборудование для урока.

 Подбор презентаций, учебных видеофильмов, указать при необходимости ссылки на Интернет-ресурсы и т.д.

Продумать задания на дом: его содержательную часть и необходимые рекомендации для его выполнения.

Рассмотрим

Требования ФГОС к современному уроку

1. Целеполагание.

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если обучающиеся сами   сформулируют   тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя   входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Обучающиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока.

2. Мотивация.

Мотивация предполагает, что ученик  с интересом   будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации обучающегося решающая роль принадлежит учителю: он должен  вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, к конечному результату и к практическому применению полученных знаний.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности

4. Отбор содержания.

Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е.  не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и БУД.  Остальная информация может носить вспомогательный характер.

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, если:

-она актуальна для обучающегося, т.е. согласуется с потребностями и интересами ученика;

-согласуется  с известной для ребенка информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;

- затрагивает чувства конкретного ученика;

- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности;

- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации;

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения (передача какой – либо информации при помощи речи), что актуально при работе в парах, группах.

5. Построение каждого этапа урока по схеме:

- постановка учебного задания;

- деятельность обучающихся по его выполнению;

- подведение итога деятельности;

- контроль процесса и степени выполнения;

- рефлексия.

6. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности  обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 

Основная задача учителя - создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:

-узнавание нового материала;

-воспроизведение;

-применение знаний в новой ситуации;

-применение знаний в незнакомой ситуации;

-творческий подход к знаниям

7.Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.

8.Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися (самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами сети Интернет)

9. Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции обучающихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм).

10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации

12. Дифференцированность и вариативность домашнего задания. 

Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе.  Дается домашнее задание дифференцированно, причем не только  по объему, но и по сложности  с учетом  индивидуальных особенностей.

13. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.

- требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;

- обучающиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;

- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение обучающимися каждого требования;

-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;

-не должно быть однообразия в учебной работе;

- должно быть чередование слушания с практическими работами;

- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.

Проследим суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Отличие традиционного урока от урока по ФГОС

Требование к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы

урока

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Сообщение целей

и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность обучающихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление

контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление

коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная сравнительная характеристика позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. 

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС:

  •  обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок должен быть направлен на развитие базовых учебных действий (БУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.