Методические рекомендации по использованию профессионально-ориентированных заданий при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО
методическая разработка по английскому языку на тему

Антонова Елена Юрьевна

Одним из перспективных направлений в преподавании иностранных языков является обучение с учетом конкретной профессиональной цели. Профессионально-ориентированный подход к обучению иностранным языкам требует применения новых прикладных методик и технологий. В данной разработке приведены методические рекомендации по использованию профессионально-ориентированных заданий на начальном этапе обучения английскому языку в образовательных организациях СПО, обучению иноязычному профессиональному чтению и использованию интернет-ресурсов как источника профессионально-ориентированных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию профессионально-ориентированных заданий при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО

Автор:

Антонова Е. Ю.,

преподаватель английского языка

Орел, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                        

Профессионально-ориентированные задания на начальном этапе обучения

Обучение иноязычному профессиональному чтению

Использование Интернет-ресурсов как источника профессионально-ориентированных заданий

Заключение

Литература

3

5

10

16

19

20


ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях, включая учебные заведения среднего профессионального образования.

Возрастание роли иностранных языков в формировании ключевых компетенций студентов средних специальных учебных заведений обусловлено расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, банков, все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий. В наше время одним из перспективных направлений в преподавании иностранных языков является обучение с учетом конкретной профессиональной цели. Качественно новый этап развития методики профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в учреждениях СПО продиктовано современным социальным заказом: необходимо привести преподавание иностранного языка в соответствие с конкретными перспективами профессиональной деятельности будущих специалистов.

Очевидно, что появилась острая необходимость в смещении акцентов с традиционного подхода к образованию на профессионально-ориентированный. Профессионально-ориентированный подход к обучению иностранным языкам требует применения новых прикладных методик и технологий.

Так, одним из эффективных подходов к обучению является использование метода проектов, и, в частности, практико-ориентированного проекта, который предполагает проведение обучения на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний.

Под практико-ориентированным проектом в данном случае понимается работа над проблемой через проектную профессиональную деятельность обучающихся, которая предусматривает практическое решение этой проблемы и умение на практике применять приобретённые ими знания. Огромное значение при этом, помимо обучения иностранному языку и совершенствования их иноязычной речи, имеет совершенствование профессиональной деятельности обучаемых и обеспечение условий комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности. Использование этого вида проекта действительно способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения в реальных условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью обучаемых. А ведь именно профессиональное обучение призвано раскрыть и развить способности и задатки студентов, а также способствовать их творческому саморазвитию. И именно через практическую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования расширяется кругозор студентов, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки и умения и осуществляется постепенный рост будущих специалистов.

Непосредственно на занятиях рекомендуется проводить обучение иностранному языку на основе практических заданий, лексика которых связана с будущей специальностью обучающихся. Чтение с различными стратегиями, перевод и реферирование профессиональных текстов способствуют вдумчивому и углубленному изучению иностранного языка.

Развитие коммуникативной компетенции и преодоление языкового барьера осуществляется посредством ролевых игр, активной драматизацией диалогов и ситуаций, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

Профессионально-ориентированные задания необходимо включать в процесс изучения иностранного языка, начиная с первого года обучения студентов в учебном заведении СПО. Таким образом, обеспечивается тот минимум знаний и умений, который необходим студентам 3-го курса при изучении профессионально направленного модуля рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык».


  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: профессионально-ориентированное чтение, коммуникативное обучение, мотивация, проблемные задания

К особенностям преподавания профессионально направленного иностранного языка в первую очередь относится заботливый отбор текстового материала, основными характеристиками которого является аутентичность, наличие коммуникативной и профессиональной направленности и степень сложности, которая отвечает уровню подготовки студентов.

Даже на начальном этапе обучения, когда уровень языковой и профессиональной подготовки студентов еще недостаточный, предпочтение отдается использованию простых аутентичных текстов, выбранных из элементарных учебников по специальности. При этом профессиональная направленность при обучении чтению должна прослеживаться не только в тематике текстов, но и в характере лексико-грамматических упражнений, которые служат основой для выполнения учебных действий.

Приведу примеры лексико-грамматических заданий для студентов 1-го курса, обучающихся по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

Пример 1.

Тема занятия: COUNTABLE AND UNCOUNTABLE NOUNS/ИСЧИСЛЯЕМЫЕ И НЕИСЧИСЛЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Задание 1. Here are some common nouns in computing. Divide them into countable and uncountable nouns.

1) window                4) program                7) system

2) robotics                5) hacker                8) software

3) hardware                6) hacking                9) workstation

После объяснения грамматического материала по теме занятия, студенты получают задание разделить слова, являющиеся общеизвестными компьютерными терминами, на две колонки – исчисляемые или неисчисляемые существительные.

Задание обычно не вызывает затруднений даже у студентов, слабо владеющих английский языком. Основные англоязычные понятия компьютерной терминологии прочно укоренились в профессиональном лексиконе специалистов IT.

Пример 2.

Тема занятия: THE ARTICLES (DEFINITE AND INDEFINITE ARTICLES)/АРТИКЛИ (ОПРЕДЕЛЕННЫЙ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛИ)

Задание 1. Complete this text with a, an, the (or nothing at all) as necessary.

At school we have (1) ……computer in every classroom. We use (2) ……

computer to do (3)....... projects and to study (4) …….. music and languages.

The teachers use PCs to print articles, songs, or activities to use in class. This year, they are preparing (5) ……. exchange with a college in Norfolk. We all use it to get (6) …… information from (7) ……. Internet.

At home I use my computer to send and receive (8) …….. e-mail and to play (9) ……. computer games. I have (10) ……. ink-jet printer.

Заданием для студентов является вставить пропущенные артикли в текст. Перед выполнением задания студентам объясняются правила употребления определенного, неопределенного или нулевого артиклей с использованием активной профессиональной лексики (см. Пример 3)


Пример 3.

Language work: ARTICLES

Study these nouns.

a supermarket        technology                a computer                money

Supermarket and computer are countable nouns.

We say a supermarket and supermarkets.

Technology and money are uncountable nouns.

They have no plural and you cannot use them with a or an.

Study this paragraph.

Computers have many uses. In shops a computer scans the price of each item.

Then the computer calculates the total cost of all the items.

We use a plural noun with no article, or an uncountable noun, when we talk about things in general.

Computers have many uses.

Information technology is popular. 

We use a/an when we mention a countable noun for the first time.

In shops a computer scans the price of each item.

When we mention the same noun again, we use the.

The computer calculates the total cost.

We use the with countable and uncountable nouns to refer to specific things.

The price of each item.

The total cost of all the items.

The speed of this computer.

Между тем, при наличие оригинального, интересного и современного текстового материала в учебниках и учебных пособиях, наблюдается отсутствие коммуникативных заданий при заявленной коммуникативной цели. Методисты отмечают отсутствие заданий, которые требуют реализации новых приемов и методов обучения, отсутствие или недостаточную разработанность эффективных систем упражнений, что можно увидеть, если ознакомиться с учебниками для средних специальных учебных заведений: однотипные упражнения, традиционное формулирование задач – все это переходит из учебника в учебник на протяжении многих десятилетий, притупляя заинтересованность студентов.


  1. ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Важным фактором, который обеспечивает формирование умений иноязычного профессионального чтения, является наличие разработанной системы коммуникативных заданий на базе отобранных текстов. Эти задания должны отображать реальные ситуации профессиональной деятельности будущего специалиста и формировать коммуникативную компетенцию в чтении. Согласно выводам психологов, учет психологического фактора необходим при обучении иностранным языкам: он прямо связан с результативностью учебного процесса. Мотивация овладения профессионально-ориентированным чтением содействует заинтересованности в выполнении учебных действий. Задачи должны направлять студентов на использование иностранного языка для решения профессиональных вопросов и обеспечивать формирование соответствующих видов речевой деятельности.

Пример 4.

Тема занятия: MODAL VERBS/МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Language work: Giving advice

You can advise people in different ways. Study these examples.

Advising people to do something:

Why don't you buy an inkjet?

(I think) you should buy a laser.

Advising people not to do something:

Don’t buy a dot-matrix.

You shouldn’t buy a laser.

To make your advice more effective, add a reason.

Advice                                                        Reason

Why don't you buy an inkjet?                        They're very quiet.

(I think) you should buy a laser.                The print quality is excellent.

Don't buy a dot-matrix.                                They're very noisy.

You shouldn't buy a laser.                        They're very expensive.

Задание 1. Внимательно рассмотрите рисунок. Посоветуйте необходимые улучшения для правильного и безопасного пользования компьютером.

Task 1. Advise the user of this workstation on improvements he should make.

Example: I think you should use a chair with back support. It's more comfortable.

Как правильно работать за компьютером. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Задание 2. Соотнесите данные советы с рисунком.

Task 2. Label this diagram with the advice 1-8.

  1. There should be clearance under the work surface.
  2. You should have your feet flat on the floor.
  3. Make sure your forearms and hands are in a straight line.
  4. Your lower back should be supported.
  5. Your screen should be positioned to avoid reflected glare.
  6. Keep your shoulders relaxed.
  7. You should have your thighs tilted slightly.
  8. Make sure the top of the screen is at or slightly below eye level.

Задание 3. Прочитайте список правил пользования компьютером компании. Почему вы должны следовать этим правилам?

Task 3. Read this list of rules for using a company computer. Which ones do you follow? Why?

COMPUTER DOS AND DON'TS

Things you should do:

- Run Scandisk regularly to check and repair your file systems.

- Connect all peripherals before you switch the computer on.

- Keep your keyboard and screen clean.

- Keep CDs and DVDs in covers and hold them by the edge when using.

- Always shut down your laptop computer first if you need to move it.

- Secure your hardware from sudden power surges.

Things you should not do:

- Do not disconnect the keyboard, mouse, monitor, printer or any peripheral if the PC is on.

- Don't eat food or drink near the keyboard and computer. Don't blow smoke over your PC.

- Don't move or lift your desktop computer when it's on. Don't drop your laptop.

- Don't clean your hardware with a household polish or cleaner.

- Don't turn your computer off for lunch breaks.

- Don't load unauthorized software.

Задание 4. Соотнесите глаголы 1-5 с существительными a-e.

Task 4. Match the verb 1-5 with the noun a-e.

1. switch/turn off                a) software

2. eat                                b) software

3. connect                        c) peripherals

4. load                        d) food

5. run                                e) the computer

Задание 5. Обсудите в парах, какие другие правила вы можете добавить в список зад.3.

Task 5. Work in pairs. Discuss what other rules you can add to the two lists in Task 3. Compare your list with another pair.

Задание 6. Какое, по вашему мнению, самое главное правило пользования компьютером? Работая в парах, дайте совет друг другу.

Task 6. What is the most important rule you can give about computer use? Work in pairs. Practise giving advice to each other.

Example:

Always ... ./You should.

Опыт показывает, что задания проблемного характера, обладая высокими мотивационными характеристиками, вызывают наибольшую заинтересованность студентов и являются наиболее результативными. Надо обратить внимание на форму представления проблемных заданий: они обязательно содержат вопрос, а не только указание относительно выполнения определенных учебных действий. Именно эта форма – “задача – вопрос” – на самом деле делает его коммуникативным, создает основу для интерактивного взаимодействия преподавателя и студента. Выполнение заданий происходит по схеме “вопрос – ответ”, а не по традиционной схеме “указание – выполнение”.

Коммуникативная направленность таких заданий усиливается еще и тем, что они рассчитаны на одновременное выполнение всей группой студентов: во время диалога с преподавателем в обдумывании и решении задачи принимают участие все студенты, а ограничение во времени на выполнение задачи содействует активизации умственной и учебной деятельности.

Задания для развития умений в различных видах чтения могут быть довольно разными, поскольку понимание текста предусматривает как извлечение фактической информации, так и ее содержательную обработку, умение оценить изложенные факты, интерпретировать прочитанное. Ниже приведены примерные вопросы студентам других специальностей, предлагаемые после прочтения профессионального текста.

– Возможно ли, исходя из текстовой информации, составить конкретные рекомендации относительно ремонта системы передач?

– Перечислите описанные в тексте новые технологии (переработка молока, помол муки, хранение зерна). Которые из них вы рекомендовали бы применять в вашем хозяйстве (на вашей фирме)? Аргументируйте свой ответ, пользуясь данными из текста.

– Какие из описанных технологий обработки мяса были вам известные раньше?

Такие задачи развивают у студентов очень важные умения осмысливать и оценивать информацию в зависимости от поставленных вопросов, вырабатывают привычку пользоваться полученными в процессе чтения знаниями в профессиональной ситуации, делать умозаключения на основе изложенных в тексте фактов, что и обеспечивает коммуникативную компетенцию в чтении.

Легко убедиться, что интерес к выполнению заданий, характер деятельности с углубленным изучением текста зависит не только от структуры текстового материала, но и в значительной мере от самой постановки задачи. Именно поэтому необходимо, чтобы задания для развития умений профессионального чтения вызывали заинтересованность, не были стереотипными, представляли проблему под неожиданным углом.

– Ваша фирма приобрела новый импортный комбайн. Вам поручено составить краткие указания относительно его использования. Какие важные моменты из предоставленной инструкции вы выберете для эффективной и надежной работы этого оборудования?

– Исходя из представленной информации, сделайте вывод, пригоден ли описанный кондиционер для работы в условиях вашего района. Аргументируйте свой ответ.

Задания, которые выполняются после чтения, предусматривают реакцию на текст, оценку его содержания и соотнесение его с собственным опытом.

– Подходит ли описанное в этой рекламе оборудование для вашей фирмы? Порекомендуете ли вы его приобрести? Обоснуйте свой ответ, пользуясь информацией из текста.

При выполнении подобных задач речь идет о комбинированном развитии умений работать с иноязычным текстом (использование разных видов чтения). Такие упражнения, на наш взгляд, довольно плодотворны, поскольку они моделируют реальные условия и задачи профессионального чтения.


  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ КАК ИСТОЧНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

Основная разница между обучением общему и профессионально ориентированному иностранному языку заключается в установлении определенного контекста с целью использования студентами иностранного языка в конкретных ситуативных условиях. Интернет предлагает широкий выбор аутентичных материалов, которые идеально подходят для использования на занятиях по обучению профессионально-ориентированному иностранному языку студентов любого уровня владения языком.

В условиях быстрого технического прогресса Интернет становится все более доступным источником учебных ресурсов и средств для преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка. Использование Интернет-ресурсов помогает насыщать занятия аутентичными и современными материалами и позволяет пользоваться всеми преимуществами открытого информационного пространства на любом уровне владения иностранным языком.

Корпоративные англоязычные веб-сайты являются удачным примером аутентичных материалов, несмотря на то, что они, преимущественно, направлены на носителей английского языка. Все типы заданий можно адаптировать к уровню подготовки студентов, изучающих английский язык. Возможно использование веб-сайтов компаний, которые связаны с профессией студентов, — это обеспечит соответствующую лексическую подготовку. Можно подготовить вопросы относительно выбранного контента веб-сайта и предложить посмотреть сайт в поиске необходимой информации.

Грамматические структуры общего и профессионально-ориентированного английского языка практически не отличаются — основная разница заключается именно в контексте и лексике. Замечательным ресурсом могут стать веб-сайты, которые не обязательно нацелены на профессионально ориентированную аудиторию. Например, с целью пополнения вокабуляра студентов лексикой по теме «Travelling» можно предложить им посетить сайт авиалиний. Для того, чтобы спланировать свое времяпровождение, студентам может понадобиться больше информации о месте своего воображаемого пребывания, а также возникает необходимость спланировать маршрут.

Также, в сети Интернет можно найти большое количество сайтов, которые помогут усовершенствовать умения и навыки профессионально ориентированного письма. Одним из важных умений в области деловой переписки является написание электронных писем (e-mails). Для успешного письменного общения будущие специалисты должны знать схему электронного письма, его структуру, компоненты и стиль. Кроме того, можно предложить студентам написать письмо на электронную почту преподавателю, ведь это более реалистично, чем писать или распечатывать письмо на бумаге.

Интернет является прекрасным поисковым инструментом в исследованиях. Студенты могут в группах или в парах готовить презентации, на основе информации, найденной в сети Интернет. В данном случае преимущество использования Интернет-ресурсов очевидна: информация, представленная в книгах, быстро устаревает, в то время как в сети Интернет можно найти последние новости и самые свежие публикации по любой теме.

Полезным дополнением к любому курсу профессионально-ориентированного английского языка будет занятие, построенное на изучении Интернет-терминологии. Например, студенты должны уметь правильно называть адрес электронной почты — необходимо объяснить, что означает символ @ и как правильно его назвать по-английски («at»). Кроме того, студенты должны уверенно понимать и использовать лексику, устоявшиеся фразы и жаргонизмы, связанные с темами «Internet», «Computers», «Information Technology» и др.

Кроме того, Интернет предоставляет доступ к большому количеству разнообразного лексического материала, что позволят студентам практиковать использование английского языка в очень узком, специализированном контексте. Например, большинство корпоративных веб-сайтов публикуют годовые и статистические отчеты, что обеспечивает информацией в цифрах, ценах и процентах в полностью аутентичном контексте. Студенты анализируют данные и используют структуры, связанные со статистикой.

Выбор веб-сайта зависит от лексики, которую необходимо изучить или повторить. Также можно дать задание студентам на проработку темы «Online Shopping»: установить определенный бюджет и пройти все шаги к онлайн-покупке, используя соответствующую лексику.

Таким образом, использование Интернет-ресурсов обеспечивает высокий уровень наглядности, создание эффективных профессионально направленных учебных ситуаций, наличие широкого выбора аутентичных материалов, что позволяет студентам совершенствовать умения и навыки использования профессионально-ориентированного английского языка в контексте будущей профессиональной деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При составлении подобных комплексов заданий необходимо непременно учитывать уровень как языковой, так и профессиональной подготовки студентов. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в условиях образовательных учреждений СПО имеет определенную специфику на каждом этапе обучения. Задания, которые развивают умения чтения специальной литературы целесообразно использовать на более высоком уровне обучения. Проблемные задания стимулируют интерес к иностранному языку как к учебной дисциплине, поскольку полученная при чтении профессионально значимая информация может быть использована при соответствующей деятельности. Решение умственных задач на интересном, познавательном, информативном материале, тесная связь учебной и профессиональной основ – все это дает положительную установку аудитории. Наивысшим критерием мотивации становится оценка чтения с профессиональной точки зрения, признание иноязычной литературы интересным, полезным, необходимым для специалиста источником информации.

Использование специальных заданий, которые обеспечивают коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер обучения в образовательных учреждениях СПО, является основным мотивирующим стимулом при изучении иностранных языков и непременным методом современных образовательных технологий.


ЛИТЕРАТУРА

Бородина А. И. Приёмы проблемного обучения в профессионально-ориентированном учебнике для интенсивного обучения чтению на иностранном языке / А. И. Бородина // Новые технологии коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. – М.: МГЛУ, 2000.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – М.: изд-во МГУ, 1986.

Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. – 1985.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А.Зимняя. – 2-е изд.; доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2002.

Калмыкова Е. И. Современный учебник : учеб. пособие по иностр. языку как средство гуманитаризации техн. образования / Е. И. Калмыкова // Cб. науч. тр. МГЛУ. – М., 2000. – Вып.449.

Мусницкая Е. В. Новые тенденции и актуальные проблемы формирования умений иноязычного общения у студентов неязыкового вуза / Е. В. Мусницкая // Cб. науч. тр. МГЛУ. – М., 2000. – Вып.454.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)

В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методи...

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Методическая рекомендация « Работа с чтением на среднем этапе обучения иностранному языку

Существует две формы чтения - про себя ( внутреннее чтение)  и вслух ( внешнее чтение ).Чтение про себя – имеет целью извлечение информации, оно монологично, совершается наедине с собой. Чт...

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...