Программа "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка"
методическая разработка на тему

Кириллова Елена Анатольевна

Описываются технологии  формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Самара

                                                                                                                         

ПРОГРАММА

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках английского языка»

                                                        

                                                                                 Составитель:  

                                                                                 Кириллова Елена Анатольевна,

                                                        учитель английского языка

                                                        МБОУ СОШ №27  г.о. Самара

                                                         

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в  представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Рассмотрение результата образования не как наращивание предметной информации, а как комплекс умений, позволяющих добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях, ставят новые ориентиры для современной школы, что требует изменения задач, решаемых учителями в современном образовательном процессе. Учитель не только передает объективные знания учащимся, а способствует развитию их инициативы и самостоятельности, организует деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных,

социальных), т.е. развитие их компетентности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, - гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок.

Таким образом, Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ ЕЕ МЕСТА И РОЛИ  В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА.

Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные  результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества к

образовательной системе:

- формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Актуальность программы

Актуальность данной программы соответствует требованиям ФГОС к результатам освоения образовательной программы начального образования в области:

в области личностных результатов:

-  формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

в области метапредметных результатов

- использование знаково-символических средств  представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;

- использование различных способов анализа, организации и передачи информации (за счет применения навыков моделирования и наличия в УМК видео компонента);

- овладения навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание;

- овладения логическими действиями анализа, синтеза,  классификации по родовитым признакам;

в области предметных результатов

- овладение начальными сведениями об особенностях явлений и процессов конкретного учебного предмета.

Цель программы:

Создать единую информационно-методическую среду на уроках английского языка по формированию и развитию универсальных учебных действий, способствовать эффективному внедрению ФГОС в практику работы.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Задачи:

  • конкретизация ценностных ориентиров основного общего образования;
  • определение состава и характеристики универсальных учебных действий;
  • создание необходимых условий для подготовки функционально-грамотных учеников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения для решения любых задач в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, принципами гражданственности, толерантности и др.;
  • обеспечение непрерывного образовательного процесса при изучении различных предметов, направленного на получение нового образовательного результата необходимыми диагностическими, дидактическими и методическими материалами.

Основное предназначение программы - конкретизировать требования к результатам основного общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в основной школе.

Программа формирования универсальных учебных действий создана с тем, чтобы конкретизировать и обобщить все, что делается при изучении английского языка. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий.

Понятие универсаных учебных действий УУД. Виды УУД.

Когда – то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».                        
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»[1].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Формирование личностых УУД на уроке английского языка.

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

        - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

        - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение следующих образовательных технологий.

Во-первых, это технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Во-вторых, важную роль в формировании личностных УУД, бесспорно, играет использование на уроке информацинно-коммуникационные технологий (ИКТ ).  При освоении личностных действий ведётся формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • основ правовой культуры в области использования информации. 

- самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) Ask pupils to look through the units and choose the activities they like best. Ask pupils to put the numbers of the exercises they like under the picture. Ask pupils to explain their choice.
- действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. When children listen to the teacher or the tape, it’s not important for them to understand every word; they can get clues from the teacher’s repetition or rephrasing of messages.
- действие  нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Brainstorm rhymes, songs, chants and games and writing the names on the board. Ask pupils what they can do. Let some of the pupils complete the sentences about what they can do in written form.

Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  •   целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  •   прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  •  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  •   оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  •  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания.  Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Технология проектной деятельности также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

ИКТ также вносят свой вклад в формирование регулятивных УУД. При этом обеспечивается:

  • оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки  и коррекции выполненного действия.

- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Game “My English school bag”. Draw a big school bag on the board. Put the strips of paper in the form of a daisy on the table. Ask a pupil to take one strip, read it aloud and follow the instructions. Stick the strip on the picture of a school bag. Then summarize the results by saying that pupils can say/do lots of things in English. Tell pupils that there’s some more space in the school bag. Ask pupils to add topics they’d like to learn to the school bag. Write them on the board. Let pupils flip through Millie-4 for 2-3 minutes and find the most interesting picture. Talk to pupils about what they can learn from the book, judging by its pictures.  
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Children acquire new language without much effort when they are having fun and when there are many opportunities for them to hear the language in familiar contexts. If the context makes sense, they have the opportunity to hear the language the more they will be able to say in that language.
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.  Pupils must talk much during the lesson how has it increased in comparison whit the beginning of the school year.
- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. After progress work ask pupils to open their books and check their answers. Make sure pupils have checked their work correctly. Let pupils count and find their scores in the evaluation boxes. Ask pupils if they’re happy with their results.
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Children need to hear the new language patterns first. But very quickly they are ready to practice these in teacher – controlled gamed. Then children will start using the language in pairs or in groups.
- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Ask pupils if they know any famous travelers. What do they know? Tell pupils about an Italian explorer called Marco Polo and an English explorer called Sir Francis Drake. Tell pupils they can learn more about the travelers and explorers.
- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Suggest that pupils play the game Dino-quest. Split the class into two teams and let teams choose a name. Let teams take turns in asking and answering questions about dinosaurs.  

Формирование познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные,
  •  логические,
  • действия постановки и решения проблем. 

Общеучебные универсальные действия:

        — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

        — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

        — структурирование знаний;

        — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

        — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

        — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

                Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

        — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

        — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

  • анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  •  установление причинно-следственных связей,  
  •  построение логической цепи рассуждений,
  •  доказательство;
  •  выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).

Проектная деятельность является важным инструментом формирования познавательных УУД, т.к. в подходе к работе над проектами  в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна;

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации;
  • фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  • структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени;
  • создание презентаций;
  • построение простейших моделей объектов и процессов.

Познавательные (включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем)


1. Общеучебные УУД:

 
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели:

 Describe  the pictures using new language. Ask pupils to point to the toys. Name an object from the picture and ask pupils to say what color it is?
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

 ask pupils to find the information about dinosaurs on the Internet or encyclopedia and write it on strips of paper.  
-
моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Ask pupils to put the photos of their family members on the desks, ask each other questions and fill in the table in Activity Books. Then ask pupils to make reports in front of the class showing the photos of their friends and telling the class about them.
-
структурирование знания-

Within the Progress page, we also encourage children to reflect on what they can do in English on a regular basis. Ask children what they enjoyed and why.
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме: Game Clever Parrot. Show the cards and ask to repeat the word after you only if it corresponds to the one on the card.
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий-

How do pupils feel in the lesson? Do they have fun? What do they like and dislike? Do they like the materials, the methods?
-
рефлексия  способов и условий действия,  контроль и  оценка процесса и результатов деятельности

Pupils reflect in  English, using phrases and sentences they have leant. Emphasize their progress and ability to talk about the learning process in English. Ask pupils if they are happy with their results.
-
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели:

 ask pupils to read the sentences and match them to the corresponding pictures. Ask pupils to read the sentences from the story in pairs and put them in the correct order. Ask pupils to read the sentences and say if they are true or false. Suggest that pupils correct the false sentences, using the text.
-
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров:

 tell pupils to read the information in the profile, listen to the interview with a girl and then say which information is wrong.
-
определение основной и второстепенной информации:

suggest that pupils read the texts about famous Russian sports people who were among the top-ten sportsmen and women in Russia. Ask pupils to draw a table in their exercise books and fill in the information about sports people do while reading the texts.
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей:

read the articles from the newspaper and answer the questions.
-
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации:

ask pupils to read the article from the newspaper. Explain that pupils have to restore the article using the information in the picture.
- постановка и формулирование проблемы 

Ask pupils to listen to the story and say what the children are doing (books closed). Then ask them to say the names of children and their favorite toys. Ask pupils to guess what the world’s  top toy is?
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера:

tell pupils they’re going to write some articles for a school sports magazine. Divide pupils into groups of 3-4. Ask each group to choose a topic from the list suggested in the textbook. Tell pupils to discuss the ideas and content in groups, using the questions as support. Ask pupils to write the articles. Suggest that pupils make a poster about dinosaurs. Ask pupils to read the instructions on how to make the poster. Elicit from pupils what the poster will look like and draw the scheme on the board. Ask pupils to make fact files about all dinosaurs they know.


2. Логические УУД:


- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных):

 Spot the differences. Prepare a list of minimal pairs the words that are similar in sound but are distinguished by one consonantal or vowel difference. Read out the actual pairs and sometimes say the same word twice. Ask pupils to repeat the words after you only when you pronounce different words.
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты:

Game Virus. Write a message on the board, for example, Mfu’t nblf b qspkfdu. Es Xfctufs. Shift all letters along one space in the alphabet. Write L under M, m under n, a under b, p under q etc. Let pupils guess the code / explain that each coded letter can be decoded with the help of the previous letter of the alphabet, so L becomes M, a becomes b, and p becomes q. Answer key: Let’s make a project. Dr Webster. Game Password. Draw five dashes next to the word Password on the board. Point to the first dash and say, “It’s the first letter in the world pal.” Repeat the procedure with other letters to guess the password. Example: it’s the second letter in the word Brazil. It’s the third letter in the word look for. It’s the first letter in the word Japan. It’s the fifth letter in the word letter. It’s the sixth letter in the word collect. It’s the eighth letter in the word interesting. Key: project.
- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация:

Categorizing. Prepare word cards. Write two or three letters, or letter combinations on the board, e.g. o, oo, ow. Read the words on the cards and ask a pupil to point to the appropriate letter / letter combination and then stick the card under it. E.g. teacher reads the word look, the pupil points to the letters oo and then sticks the card under the letters. Acrostic. Prepare word cards. Write a word with the letters in a vertical column. Read another word from a card and ask a pupil to point to the letter in the vertical word which is the initial letter of the word you’ve read. Then the pupil stick the card next to the letter in the vertical column.
- подведение под понятия, выведение следствий-

Say the word “vegetarian” and ask pupils to guess or explain to pupils its meaning.
- установление причинно-следственных связей-

Draw three columns on the board. Write “teddy bear” in the second column. Let children complete the column. Write “big” in the first column and suggest that pupils add some more features to the characters. Then ask pupils to collocate the words and invent the names of new computer game.
-
построение логической цепи рассуждений

Tell pupils to look at the pictures of the fairy farm, name eight animals living in the house and say what they eat.
- доказательство-

Ask pupils to read the description and say which animal the room belongs to. Ask pupils to say the words which helped them to guess.
-
выдвижение гипотез и их обоснование-

Ask pupils to help you tell a new story. Tell the story, miming in the pauses. Let pupils complete the sentences and guess from your miming. Then let pupils create a story about any food item.

Формирование коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  •  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

  • обмен презентациями;
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, Дневник.ру).
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия:

Game Find a pen pal. Elicit from pupils the words which can be used as nicknames and write them in a column on the board. Hand out the grey cards and ask pupils to fill in the nickname starting with the letter on the card. Hand out “Find a pen pal” cards and tell pupils to walk around the classroom and find a pen pal whose name, age, country and favourite activity match the ones from the grey card. Let pupils read the sample questions from the textbook. A message of sympathy (in ancient times, when there were a very few doctors, people placed ill relatives in crowded streets. Passers-by expressed their sympathy and shared their experience by giving advice how to cure the illness). Suggest that pupils walk around the classroom and share their imaginary or real unlucky past experiences with others. Let their friends express sympathy. Ask pupils to remember what happened to their classmates. Let pupils use the table from the book for support.
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации: assign the roles: one pupil is a famous sportsman or sports woman and another pupil an interviewer. Ask her / him to fill in the necessary information. Pupil 2 interviews the sports person and then reports on the results in front of the class / group.
- разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация-  How successfully do pupils work in groups? What are the advantages of group work? What do pupils heed do work in groups more effective?
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера- When children finished counting their scores, ask pairs, to swap exercise books and check their  friends scores. Explain to the children that they should help each other rather that complete with each other.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:

Game New identities. Ask pupils to write down the following words on a sheet of paper: 1 – the name of any food, 2 – a number between 1 and 100, 3 – the name of any building from the list on the board (school, supermarket, zoo, etc.). Tell pupils that these things are: 1 – their names, 2 – their age, 3 – the place where they live. Let pupils walk around the classroom and share information about their new identities.  
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка:

Game I don’t believe you. Hand out 2-5 strips of each colour to every pupil. Ask them to write true sentences about their past experiences on red strips, and false sentences on blue strips. Demonstrate the game by reading a sentence from a strip, without showing its colour to the class. Let pupils guess if it’s true or false / see if they believe or don’t believe it. If pupils guessed right, they take the strip. The aim of the game is to guess right and get as many strips as possible. Let pupils play the game.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются:

соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

соответствие требованиям  к уровню языковой подготовки оканчивающих начальную школу (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования).

        Одними из самых важных универсальных учебных действий, которые формируются на уроках английского языка являются коммуникативные и познавательные УУД.

Формируемые УУД

Предметные действия

Коммуникативные действия:

-речевое развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса

-развитию письменной речи;

-формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Говорение, аудирование, чтение. Участие в диалоге, составление высказываний. Составление рассказов на определенную тему. Восприятие на слух речи  собеседника.

Изучение культуры, традиций народов на основе изучаемого языкового материала. Личностные универсальные действия: формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Смысловое чтение; прогнозирование развития   сюжета; составление вопросов с опорой на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Для качественного формирования коммуникативных УУД учащимся необходимо владеть навыками чтения. Чтение в свою очередь рассматривается в составе познавательных УУД.  

Однако у учащихся в недостаточной степени сформирована грамотность чтения – способность к осмыслению текстов различного содержания, формы и рефлексия на них.

                Навык работы с текстом является одним из основных УУД, которые заложены в ФГОС.

                В период подготовки к переходу на ФГОС ООО  каждому учителю  среднего звена необходимо добиться от учащихся глубокого понимания текста, что невозможно без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации, формирования различных операций и способностей, являющихся составными частями навыка чтения.

                Работа с текстом на уроке иностранного языка имеет свои особенности, так как язык является, как мы уже упоминали, не только средством получения или передачи информации, но и целью обучения.

      В этой связи на уроках иностранного языка необходимо организовывать работу с текстом в целях отработки учебных навыков: фонетических, лексических, грамматических. Без знания лексического, фонетического, грамматического строя языка не может произойти коммуникации.

Очень важно подобрать качественный текст для работы. Содержательный и интересный материал стимулирует языковую деятельность учащихся.

В работе с текстом можно выделить 3 этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.           На предтекстовом этапе происходит дифференциация языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами.

На текстовом этапе предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.

На послетекстовом этапе необходимо организовать рефлексию прочитанного,   и мотивировать учащихся на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по данной теме.

Примеры работы с текстом приводятся на материалах для учащихся 6 класса.

Предтекстовыйэтап

A boy took his dog to the film of “Alice in Wonderland”. The dog sat in the seat beside the boy. The usherette came past. She noticed the dog, started to ask the boy to take the dog out. But then she saw that the animal was very interested in the film. So she allowed the dog to stay.

 After the film the usherette spoke to the boy. “I was very surprised to see that the dog was enjoying the film,” she said. “So was I,” said the boy. “He didn’t enjoy the book”

Занятия на снятие трудностей перед знакомством с текстом

Фонетическое упражнение

Лексическое упражнение

Грамматическое упражнение

На экране выведены слова с транскрипцией, по которой, повторив звуки, учащиеся самостоятельно читают слова. Затемучащиесячитаютсловахором. (usherette, Wonderland, beside,allowed, takeout, enjoying)

Если в тексте для вас встретятся  неизвестные слова, то как мы можем определить их значение? (контекст, словарь, догадка и т.д.)

На экран выведены слова, к которым учитель предлагает иллюстрации и мультипликацию, по которым учащиеся догадываются о значении слов: usherette, Wonderland, seat, camepast

Наэкранеглаголы: took, sat, came, noticed, started, saw, allowed, spoke.

Учащимся необходимо разделить слова  на два столбика и объяснить принцип классификации. (“правильные глаголы”,  в “неправильные глаголы”) Затем учащиеся самостоятельно формулируют правило образования формы прошедшего простого времени для правильных глаголов. Повторяются формы неправильных глаголов.

Текстовый этап

        Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение предполагает решение познавательных и коммуникативных задач, таких как:

                - понимание (общее, полное, критическое);

                - поиск конкретной информации;

                - самоконтроль;

                - восстановление широкого контекста;

                - интерпретация;

                - комментирование;- рефлексия и другое.

 Варианты работы с текстом

        Задача

Задание

Формируемые познавательные УУД

Понимание:

общее

Where did the scene take place? Где происходило действие рассказа?

Поиск и выделение необходимой информации

полное

Was the dog allowed to watch the film? (Было ли собаке разрешено посмотреть фильм?)

Поиск и выделение необходимой информации

критическое

What is unusual in the text?

Why are animals not allowed to the cinema? Почему животные не допускаются в кинотеатр?

Критическое осмысление информации

поиск конкретной информации

Who  allowed  the dog to watch the film?

Why  was the dog allowed to watch the film?

Did he  enjoy the film? And what about the book?

Поиск и выделение необходимой информации

самоконтроль

Поставьте предложения в логическом порядке:

So she allowed the dog to stay.

A boy took his dog to the film of “Alice in Wonderland”.

But then she saw that the animal was very interested in the film.

She noticed the dog, started to ask the boy to take the dog out.

 After the film the usherette spoke to the boy.

The usherette came past.

Логическое мышление

рефлексия

Why didn’t the dog like the book? Почему собаке не понравилась книга?

Isthestoryreal? Правдива ли история?

Переработка информации

        

                Наиболее развитый вид чтения – рефлексивное чтение. Этот вид чтения заключается в овладении следующими умениями (С.А. Крылов, 2007):

- предвосхищать содержание текста предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

- понимать основную мысль текста;

- формировать систему аргументов;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

- выполнять смысловоё свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- понимать назначение разных видов текстов;

- понимать имплицитную (невыраженную) информацию текста;

- сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

- выражать информацию текста в виде кратких записей;

- различать темы и подтемы специального текста;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- пользование разными техниками понимания прочитанного;

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;

- понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.

                

Задача

            Задание

предвосхищение содержания текста по заголовку или опорным словам

Прочитайте первое предложение и ответьте на вопрос: Whatcanbetheplotofthestory?

понимание основной мысли текста

Why did a boy take his dog to watch the film?

формирование системы аргументов

Назовите несколько причин, почему животные не допускаются в кинотеатр.

сопоставление иллюстративного материала с информацией текста

К соответствующей картинке подберите предложение из рассказа.

 выражение информации текста в виде кратких записей

Перескажите текст, пользуясь лексическим материалом только из текста

определение цели чтения

Isthestoryhumorous?

(Является ли история юмористической?)

Вы    определение и поиск не только главной, но и избыточной информации

Where do people usually watch films?

(Где люди могут посмотреть фильм?)

        Послетекстовый этап                

        Ответьте на вопросы:

  1. Is the dog clever?
  2. Can the dog read?
  3. Can the dog understand people?
  4. Why didn’t he like the book?
  5. Have you read this book? Did you like it?

В данных послетекстовых заданиях могут быть представлены различные типы заданий и вопросов (простые, уточняющие, объясняющие, оценочные, практические, проблемные, творческие).

Образцы текстов и система упражнений для работы с ними

Текст № 1

               Your visit to Whipsnade wild animal park will be very enjoyable.  At Whipsnade you will learn and understand more about the lives of animals and how to save endangered animals. Many scientists are working here. They are studying the effects that human activities have on the natural world.

         At the children’s farm you can get closer to domestic animals. In the wolf wood you’ll have a good view of the wolves.

          At a set time each day, the keepers of the park introduce animals around the park for you to learn more about them and ask questions about them.

           But don’t bring along your own dog or other pets into the park.

Задача

Задание

СопутствующиеУУД

Понимание:

общее

How can you entitle the text? (Озаглавьте рассказ)

Логические

критическое

Why shouldn’t you bring your own pet to the park? (givethereasons) (Почему нельзя приносить домашних животных в парк?)

Где мы можем найти такой текст? (газета, объявление и т.д.)

Коммуникативные

Личностные

Информационные

поиск конкретной информации

What can scientists study a  AtWhipsnade? (Что ученые могут изучать в парке?)

Познавательные

самоконтроль

Заполните пропуски словами по смыслу.

At a At a set time each day, the … of the park introduce … around the park for you to learn more … them and ask about them.

But Don’t bring along your own dog or other pets into the ...

Animals

About

Park

Keepers

Questions

Познавательные

Регулятивные

рефлексия

What are advantages and disadvantages for animals to live At Whipsnade?( назовите преимущества и недостатки для животных, живя в парке?) Постройте таблицу из двух колонок.

Познавательные

Знаково- символические

                

Текст № 2

Sweettooth

The British have a sweet tooth that means they like eating things like pudding and pies, jams, biscuits and buns, cakes and rolls.

            For the British, any time is eat-a-sweet time: tea-break at work, break at school, watching TV at home, on a car journey, in the cinema or theatre. During holidays like Christmas and Easter, and special days like Mother’s day and Valentine ’s Day they eat even more sweet things.

Задача

            Задание

предвосхищение содержания текста по заголовку

Объясните значение фразы “sweettooth”

О чем будем идти речь в тексте?

понимание основной мысли текста

Выразите основную мысль текста в одном предложении. ( Здесь необходимо найти в тексте слова, которые Вы хотите использовать в своем предложении)

формирование системы аргументов

Закончитепредложение “The British have a sweet tooth, because …”

сопоставление иллюстративного материала с информацией текста

Учащимся предлагаются иллюстрации (праздники), которые учащиеся сопоставляют с названиями праздников, объясняя свой выбор.

 выражение информации текста в виде кратких записей

Изложите содержание текста с помощью коротких предложений. Используяглаголы: eat, cook, celebrate, have.

цель  определение цели чтения

Прочитайте предложения и сопоставьте их с иллюстрациями. Прочитайте предложения в парах и поставьте их в логическом порядке. Скажите, верны ли утверждения.

Вы    определение и поиск не только главной, но и избыточной информации

Найдите информацию о российских праздниках, в которые больше обычного употребляется сладкое. Составьте таблицу и сравните британцев и русских. Ответьте на вопрос “DotheRussianshaveasweettooth?”  Найдите информацию в Интернет или энциклопедии.

Текст № 3

I’m 12 yearsoldandIlookreallyawful. I don’t know what to do with my awful hair. I have the ugliest nose in the world. I think I’m a bit plump. I always worry about what I look like. I want to look like all the models in your magazine.

Задача

        Вопрос

   Предполагаемый ответ

Полнота понимания текста. Нахождение информации.

What does not like the character of the story?

appearance

Поиск и нахождение информации в тексте.

Найти прилагательные в тексте, характеризующие внешность.

Plump,ugly

Поиск и восстановление информации.

Составьте предложения

( Должно получиться три предложения.В каждой строчке составная часть одного предложения)

I want to look like

I think

all the models in your magazine

I’m a bit plump

about what I look like

Ialwaysworry

Поиск и анализ информации, решение проблемной задачи.

Who is the character of the text, a boy or a girl? Try to explain.

A girl. Girls usually worry about what they look like.

Поиск и перекодировка информации, выделение структурных и логических единиц текста, фиксация информации в плане, схеме, таблице.

Describethecharacter.

Опишите персонажа с помощью таблицы

A nose   is …

Hair

Анализ текста, обобщение информации  и формулирование вывода.

What have you learnt from the text? Is all the information true?

She wants to…

She worries about…

She thinks her nose is…

Рефлексия содержания текста. Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями.

Is the girl really ugly?

No, she is not.

Yes, she is.

Чтение текстов на иностранном языке способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков. При систематической работе на уроках с текстами из различных источников: учебник, справочная и энциклопедическая литература, СМИ, научная и художественная литература, Интернет у учащихся формируются практически все универсальные учебные действия.

 Особенно можно выделить использование Интернет-ресурсов на урокаханглийского языка, так как в современном мире уже ни один ребёнок не представляет себе коммуникации без средств, предоставленных Интернет.

Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы на уроке английского языка, для самостоятельной исследовательской работы, как школьника, так и учителя. Через Интернет общаются миллионы людей. Включаясь в этот всемирный разговор на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения  (сформированные универсальные учебные действия - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)  по предложенной  программе позволят обобщить способы действий с учебным материалом, позволят успешно решать учебные и практические задачи, послужат основой для последующего обучения, выявят и разовьют способности воображения, мышления, моделирования, включат обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе глубокого ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.

 Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.

Планируемые образовательные личностные  результаты

1. Овладение иностранным языком как средством глубокого понимания своей культуры и культуры страны изучаемого языка, постижение менталитета других народов.

2. Воспитание личностных качеств (активности, умения сотрудничать, личной взаимной ответственности).

3. Приобщение к общечеловеческим ценностям (патриотизм, экологическая и этическая культура, нравственность).

Работа по формированию эстетических идеалов и художественных ценностей на уроках английского языка может осуществляется в следующих формах: тематические праздники, вечера ко Дню Победы, Рождеству, дню Святого Валентина. Методически высокоэффективными, формирующими представления об эстетических идеалах и художественных ценностях, являются нетрадиционные формы обучения: урок-праздник (В гостях у Санта Клауса), видео-урок (Моя семья), урок-экскурсия (По странам и континентам), урок-дебаты (Клонирование: за и против), урок-конференция (Проблемы молодежи. Субкультуры), урок-сказка (На балу у Золушки). Так, на примере поступков и характерных черт сказочных персонажей, учащиеся учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону своего поведения. Развить способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме помогут увлекательные материалы в форме презентаций о странах и их столицах, английских, американских и российских музеях, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран.

Для формирования положительной мотивации учащихся  и  их  активного включения в  процесс   речевого и культурного  общения можно предложить такие задания как:

- написать письмо Санта Клаусу о том, кого из сказочных героев вы хотели бы видеть в Санта Парке;

- создать слайды памятников любимым сказочным героям;

- страноведческие викторины, выпуск постеров;

- путешествия по сайтам англоязычных стран;  

- концерты, предметные недели,  марафоны, вечера;

- изготовление открытки к праздникам для друзей и близких.

Факты культуры становятся для учащегося ценностью, ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения. Кроме того, важную роль играет учитель, который как интерпретатор культуры несет в себе содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса

Планируемые образовательные  метапредметные результаты по английскому языку

1. Коммуникативные (развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов).

Для достижения данных результатов привлекаю детей к ведению урока посредством таких заданий как:

 - подготовить диалог по теме как образец;

 - найти определённый материал в Интернете;

 - подготовить контрольные вопросы по теме;

 - составить коллаж по теме;

 - провести анкетирование по заданной теме;

 - составить рассказ-загадку;

 - дать литературный перевод стихотворения или прозы;

 - нарисовать рисунок к одному из текстов и предложить ребятам определить, к какому тексту     нарисован   рисунок;

 - дополнить словарный минимум по теме, используя словари.

2. Познавательные (умение осуществлять межкультурное общение в говорении, чтении, аудировании, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению). Например,

- прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке;

- озаглавь прочитанный текст, аргументируй свой вариант;

- сравни тексты и укажи их различия;

- составь кроссворд с изучаемыми словами;

- отметь самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки;

- выбери задание себе сам и т. д.

3. Регулятивные (формирование рациональных навыков овладения ИЯ, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением). Для достижения указанных результатов предлагаю такие задания:

- прочитай начало рассказа и придумай продолжение;

- посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотне;

- подготовь презентацию твоих любимых фильмов;

- придумать загадку;

- составить чайнворд;

- кроссворд, ребус;

- конкурсы сочинений, конкурсы переводчиков;

- составить тест по заданной теме.

Таким образом, осуществление образовательных,  личностных  и метапредметных результатов  на уроках английского языка позволяет  достичь главной цели образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению, ориентированной на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.

МЕТОДИКА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА

УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Измерители достижения требований стандарта в целом должны охватывать содержание основных разделов учебных дисциплин и ведущие виды учебной деятельности, которые формируются в учебном процессе. Традиционная ориентация системы оценивания только на элементы предметного содержания приводит к доминированию репродуктивной составляющей.

Неоходимо объективно оценить такие образовательные достижения обучающихся, как функциональная грамотность, предметные и общеучебные  компетентности (соответственно: умения применять знания в учебной ситуации для получения новых знаний, использование знаний в неучебных ситуациях, связанных с реальной жизнью, для решения разного рода

жизненных проблем и принятия обоснованных решений). В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план.

В качестве диагностических материалов для выявления уровня развития общеучебных умений (УУД) могут выступать проверочные работы, состоящие из компетентностных задач.

Критерием проверки результатов программы будут являться данные комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) у учеников на начальном и заключительном этапах основной школы.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, соответственно, выступают:

1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:

- в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;

- действие в словесной, или речевой, форме;

- действие в уме — умственная форма действия.

Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития).

Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий. Разумность определяет такие особенности ориентировки учащегося как степень целенаправленности и успешности поиска и выделения, необходимых и достаточных для решения задачи условий. Далеко не всегда действие, приводящее к правильному результату, характеризуется разумностью – оно может быть заучено путем механического запоминания и воспроизводится без понимания сущностных связей и отношений предметного содержания действия. 

Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т.е. в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата.

Разумность и осознанность в значительной степени обеспечивают обобщенность действия.

Обобщенность характеризует возможности переноса и применения учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.

Критичность действия определяет меру понимания и осознания действия в его функционально-структурной и содержательной и характеристиках, понимания адекватности способа действия реальным условиям его выполнения и рефлексии выбора оснований выполнения действия.

Освоенность или мера овладения действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой. Обычно здесь говорят о степени автоматизированности действия, временных и силовых показателях.

Для оценки обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям создаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, контрольных работ, коллоквиумов, зачетов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Для определения уровня формирования компетенций учащегося, прошедшего соответствующую подготовку, в настоящее время разработаны новые методы. Наиболее распространенными из них являются стандартизированные тесты с дополнительным творческим заданием и рейтинговая система оценки.

Стандартизированный тест – это тест, производимый в максимально унифицированных условиях и в силу этого позволяющий сопоставить подготовку учащихся различных учебных заведений, вузов и даже стран, при том, что каждый из них сдает этот тест по месту своей учебы. Поскольку в наше время данный тест направлен на определение не только ЗУНов, но и

компетенций, он не является полностью закрытым (не предполагает только выбор правильных вариантов ответа), но включает в себя творческое задание (в текстах по английскому языку –

анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и для итогового контроля.

Перспективный метод – портфолио - комплексы индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач и т.п. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания и учения, новую культуру образования. Портфолио позволяет выяснить не только то, что знает учащийся, но и как он пришел к этим знаниям, подталкивает к диалогу между учителем и учащимся. При этом важно, что учащийся сам решает, что именно будет входить в его портфолио, то есть вырабатывает навыки оценки собственных достижений.

Весьма перспективным может оказаться и метод развивающейся кооперации.

Для него характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке и для которых нужна кооперация, объединение учащихся с распределением внутренних ролей в группе. Основными приемами данной технологии обучения являются:

• индивидуальное, затем парное, групповое, коллективное выдвижение

целей;

• коллективное планирование учебной работы;

• коллективная реализация плана;

• конструирование моделей учебного материала; конструирование плана собственной деятельности;

• самостоятельный подбор информации, учебного материала;

• игровые формы организации процесса обучения.

Для решения проблемы, данной преподавателем, согласно этому методу, создаются группы учащихся из 6–8 человек. «Группа формируется так, чтобы в ней был «лидер», «генератор идей», «функционер», «оппонент», «исследователь». Смена лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей учащихся. Творческие группы могут быть постоянными и временными. Они подвижны, т.е. учащимся разрешается переходить из одной группы в другую, общаться с членами других групп. После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения. При этом учащиеся должны проявить эрудицию, логические, риторические навыки и т.п. Если имеющихся знаний у учащихся недостаточно, преподаватель прерывает дискуссию и дает нужную информацию в лекционной форме.

В последние годы все большую популярность приобретает такой инновационный метод, как

проектный. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

В работе над проектом предполагаются следующие этапы:

1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.

2. Планирование.

Определение источников информации; определение способов еѐ сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчѐта).

Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды.

3. Исследование. Сбор информации. Решение промежуточных задач.

Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

4. Анализ и обобщение. Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5. Представление проекта. Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчѐт.

6. Подведение итогов. Оценка результатов и самого процесса проектной деятельности учащегося.

Близок к проектному еще один инновационный метод – деловая игра. Это метод, предполагающий создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Например, команды могут изображать банки, конкурирующие в области кредитования населения, или политические партии, стремящиеся во время выборов в парламент

приобрести наибольшее количество голосов избирателей. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде,  находить выход из неординарных ситуаций и т.д.

Существенная положительная динамика в уровне развития универсальных учебных действий учащихся и в умении применять полученные знания в жизни будет свидетельствовать о том, что гипотеза о возможности получить новый образовательный результат, реализуя принцип преемственности на уровне целей, содержания и технологий обучения, подтвердилась.

С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителя, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы. Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности:

- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

- использование критериальной системы оценивания;

- использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

- субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

- интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

- самоанализ и самооценку обучающихся;

- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

Для каждого из критериев сформулированы задания, позволяющие на основе экспертной оценки качественно оценить уровень подготовки обучаемых (высокий, средний, низкий). Завершающим этапом деятельности являются контрольно-оценочные действия. Необходимость их проведения на каждом уроке, достаточная развернутость во времени, владение разнообразными приемами контроля и организации самоконтроля предполагают осуществление учителем  фиксируемых наблюдений по данному учебному действию. В целом, можно выделить следующие уровни сформированности учебных действий:

1)отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);

2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);

3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);

4)адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);

5)самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);

6) обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых

способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Ожидаемый результат реализации программы УУД

- для педагога Программа

· обеспечит инновационное планирование образовательного процесса, дополнив традиционное содержание учебно- воспитательных программ,

· конкретизирует требования к результатам начального общего образования,

· обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования.

- для обучающихся – результаты развития УУД:

· адекватная школьная мотивация;

· мотивация достижения; ·

развитие основ гражданской идентичности;

· формирование рефлексивной адекватной самооценки;

· функционально-структурная  сформированность учебной деятельности;

· развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Выводы.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов).  Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.  Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому способствует применение на уроке английского языка различных образовательных технологий, таких как : системно-деятельный подход, личностно-ориентированное обучение, проектная методика, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии и другие.

Список использованной литературы.
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе  - Ростов Н/Д., 2003.

2. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 2 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007.
3.  Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 3 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007.
4.  Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 4 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007.

5. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования.  - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.

6. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.,под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя /  - М.: Просвещение, 2008.
7.  Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК,  1996.

8. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.

9. Краюхин В.ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты.//Первое сентября.-2011.-№9.-С.3.
10. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации 11. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.

12. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
14. http://festival.1september.ru/articles/


[1]         «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». А.Г. Асмолова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Мастерская «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка

Презентация направлена на показ способов формирования УУД на уроках английского языка к УМК Английский в фокусе...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...