«Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5-х классах»
статья на тему

Прокофьева Елена Александровна

 

Как мы знаем, в этом учебном году ФГОС вводится в 5 классах основной школы.

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, как способность личности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_realizatsii_fgos_v_5.doc21.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5-х классах»

Как мы знаем, в этом учебном году ФГОС вводится в 5 классах основной школы.

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, как способность личности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам, которые предстоит реализовать в рамках урочной и внеурочной деятельности. Становится понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.

На этапе формулирования темы и целей урока у обучающихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию можно ввести проблемный диалог, в результате которого дети определяют границу того, что они знают, а что им только предстоит изучить и формируют цель урока.

При составлении сценарного плана урока  главной целью мы должны  ставить: не успеть выполнить все, что запланировано, а организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т.д.

 Задания   можно сформулировать следующим образом: вместо традиционных: спишите, сравните, выпишите и выполните,  предложить обучающимся: проанализировать, доказать и объяснить, выразить символом, схему или модель, продолжить, обобщить и сделать вывод, исследовать, оценить, изменить, придумать и т.д.

На этапе планирования целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке.
При планировании практической деятельности обучающихся на уроке учитывается дифференциация обучающихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираются  такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Если в традиционном уроке чаще используется фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа, обучающая детей учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов. При обучении самоконтролю и самооценке у обучающихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.

При обучении оцениванию устных ответов одноклассников ребятам следует предложить  высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей, которые можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Можно применить следующие приемы рефлексии:

  • незаконченное предложение (Я понимаю…, Я знаю…, Я могу объяснить, как…. и т.д. );
  • тезис;
  • оценка знаний и достижений (Я не знал … - Теперь знаю …);
  • анализ субъективного опыта (Я могу организовать…, Я могу применить…);
  • стихотворения.

Не стоит забывать о таком важном моменте, как здоровьесберегающие

технологии, создающих дружественную, располагающую атмосферу. Например, при помощи зарядки-релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дает нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями

Личностными результатами обучающихся 5 класса, которые сформируются при изучении иностранного языка, будут следующие: мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.

Для того, чтобы ребенок достиг личностных результатов, нам предстоит  выбирать и подбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в нем доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства.

Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка в 5 классе можно выделить следующие: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Обучающиеся научатся планировать свое речевое и неречевое поведение: взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию).

Предметными результаты следующие: научиться кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; научиться выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту. Высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план, вопросы. Обучающиеся пятого класса научатся понимать основное содержание кратких аутентичных текстов, выделять нужную информацию.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Кроме того, требования нового образовательного стандарта предполагают обязательный анализ урока.

В учебном процессе реальное общение необходимо, поскольку оно готовит к свободному общению. Поэтому так важно создавать на уроках иностранного языка ситуации реального общения, так как их участники будут вынуждены общаться на неродном языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции.

Безусловно, учителю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к уроку, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.