Нестандартные формы обучения на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Якушина Татьяна Юрьевна

Метод обучения, основанный на создании видеофильмов, мини-проетов  и защиты их на уроке, с элементами логики, группоовой работы, погружения в реальные условия использования языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_formy_obucheniya_in._yaz.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные формы обучения на уроках иностранного языка.

 Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

Нетрадиционные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

 Виды нетрадиционных форм урока английского языка

  • видео-урок,
  • урок-проект,
  • урок-экскурсия,
  • урок в форме лекции с обратной связью,
  • урок-игра.

Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, видеофильмы и проектная технология. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному.

Учителя иностранного языка, как и все учителя наших школ, применяют нетрадиционные формы обучения на своих уроках…

Мы одними из первых откликнулись на проектную технологию, которой начали заниматься лет 10 назад и все больше усовершенствуем, добавляя новые элементы.

Начиналось у нас с проектных учебников, которые предполагают завершение каждого раздела – темы – созданием мини-проекта (коллажа) и защиты его на уроке. Затем я с детьми завела проектные папки, куда складывали свои творческие работы, мини-проекты, грамоты и были как бы инициаторами зарождения ученических портфолио, которых еще не было в школах. Это были работы в бумажном варианте.

С введением ИКТ, мы начали создавать презентации, не хаотические, а целенаправленные, сначала заучивалась лексика, отрабатывалась в речи, писали сочинения-эссе со связующими словами (linking – words). Например: «Я считаю, полагаю, во-первых, честно говоря, главной причинной …., в завершении и т.д.». Эти фразы затем шли при обсуждении сочинений и при работе в группах сотрудничества.

Сочинения оформлялись и традиционно и нетрадиционно: в виде буклетов, презентаций. Сочинения дробились на слайды, добавлялись фото, или дополнительная информация из Интернета или других источников и так, выходили на создание проекта, где дети занимались поиском, исследовательской работой и естественно, создавалась необходимость работы в группах сотрудничества (для выдвижения гипотезы, основных вопросов и т.д.).

Группы сотрудничества – еще один из новых методов. Хочу заметить, что это не парная работа: вопрос – ответ. На экране учитель дает вопрос, дети дают ответ (хотя в учебнике точно такие же) для чего спрашивается ИКТ? Доходит до абсурда!

Группы сотрудничества предполагают взаимодействия учащихся. Учитель здесь только координатор, инициатор идей. Например, взять тему «Праздники» (7 кл.). Делю детей на группы по 3-4 человека, даю задание «Imagine» «Представьте!» Это их уже сразу включает в работу, заинтриговав – что-то будет интересное. Даю ситуацию! Одна группа – англичане; другая – русские и должны рассказать о своих праздниках, да так, чтобы было всем интересно и кратко, т.е. нарисовать символ праздника, составить проект-рассказ о нем, (т.е. пересказ и употребление лексики идет осмысленно, а не механически зазубренный ответ). Другая группа должна догадаться о каком празднике идет речь. Вот в таком взаимодействии всегда обозначается лидер, который распределяет роли в группе сотрудничества (кто – рисует, кто – читает, кто – защищает их мини проект файлы).

Такая работа позволяет отслеживать сразу, практически все виды речевой деятельности: умение говорить, читать, писать, сотрудничать, развиваются эстетические навыки, мышление, воображение. Хотя на это вид работы уходит много сил, особенно у учителя иностранного языка, но когда это взаимодействие уже отработано – это Ваша «изюминка» на уроке, которую можно показать в любой момент.

Хотя любому профессионалу сразу видно – отработанный это механизм или  искусственно – навязанный детям только на данном уроке.

У меня есть статьи «Применение видеофильмов на уроках англ. языка», «Проектная технология, как исследовательская работа на уроках».

Как вы видите, само преподавание английского языка приобрело нетрадиционные формы обучения. Мы сейчас учим не только языку, но и технологии языка, время так диктует и, конечно ЕГЭ.

Механизм говорения я уже Вам рассказала, т.е. дети не просто заучивают лексику, но и должны уметь общаться, особенно на экзаменах, когда на них, буквально, обрушивается шквал вопросов экзаменаторов, но учащиеся тоже должны уметь поддерживать беседу и задать вопросы. Вот для чего нужно и необходимо отрабатывать механизм группы сотрудничества.

 Чтение это не просто читать и переводить. Сейчас даются пред текстовые и после текстовые  задания типа: восстановите логическую связь в пределах текста, подстановка, задание на многочисленный выбор сопоставления частей текста и т.д. это, конечно, без словаря, т.е. нужно отрабатывать механизм работы с этими видами упражнений, чаще давать текстовые задания, уметь различать части речи в предложении, закон согласования времен, понимание и распознавание контекста. Задания требуют логического осмысливания, а не готовый ответ.

Грамматика. Если раньше дети выучивали правило, применяли на практике, делали упражнения, то сейчас технология текстов доводим до автоматизма (перефразирование, словообразование, синонимы, антонимы).

Аудирование. Раньше учитель прочитает текст, и учащиеся по-русски записывали его содержание. Сейчас аудирование проводим только с пленки, с голоса – это методическая ошибка. Перед аудированием и после аудирования даются дополнительные задания. Чтобы не бояться аудирования, нужно обучать этим механизмам с самого начала обучения. Например: сразу нацеливать детей на задания перед аудированием, что конкретно нужно слушать, а не все подряд, что отвлекает и создает страх непонимания всего. Например: Задание: Узнайте, сколько животных на ферме у разных людей. Дети должны сосредоточить внимание на численность и отключить свое внимание на остальную информацию диктора.

После Аудирования часто даю задания – написать summary (эссе) просушенного со своими выводами. Например: по учебнику «Миллениум» в Америке есть праздник……. – День благотворительности – дети озвучивают свое отношение к происшедшему и высказывают свое мнение. Идеи были разные: помогать студентам, давать стипендию учащимся, которые хорошо занимаются или о школьной форме. (Вот посмотрите, на заре введения школьной формы  не было совершенных решений, какие проекты  предлагали ребята в виде макетов, моделей школьной формы).

Письмо. Естественно, необходимо, чтобы наши дети не только могли общаться, но и могли написать письмо (деловое или личное) (показ делового письма-заявки) и общаться по Интернету со своими зарубежными сверстниками.

Кроме диктантов, сочинений эссе я стала применять элементы дистанционного обучения, т.е. давать домашние задание типа напиши личное письмо (о погоде, о своей местности) и отправь по @Mail мне.

В завершении хотелось бы сказать, что нетрадиционно стало и само преподавание и сам учитель, т.е. авторитарный стиль уже буксует. Дети редко принимают его (это еще на других предметах можно использовать классику……., где идет вопрос-ответ.) На наших уроках обязательно только взаимопонимание, т.к. общение может состояться только в дружелюбной обстановке, когда сам учитель открыт к такому общению, ведь языка больше вокруг себя дети не слышат, кроме как на наших уроках.

Но иногда учитель занимается самоупованием своей речи. Некоторые специалисты, бывающих на таких уроках еще и хвалят эти уроки, мол как много учитель говорит на  английском языке и дети его понимают. Нет – это провал урока. На уроке должны говорить дети, учитель только направляет их деятельность, поддерживает инициативу, развивает в себе умение слушать и слышать. Улыбка учителя – это ситуация успеха на уроке. Улыбка администрации – ситуация успеха всего учебного процесса в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках иностранного языка

В статье «Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся» представлена система работы по данной теме учителя английского языка МАОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска Полонско...

Нестандартные приемы обучения на уроках иностранного языка

В работе приведены примеры нестандартных форм обучения: использование считалок, рифмовок, стихотворений, гороскопа при изучении числительных, игровые приемы, коммуникативные и ролевые игры....

Нестандартные формы работы на уроках английского языка

Тема самообразования учителя английского языкаДубровиной Анастасии Викторовны...

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...

Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм обучения на уроках МХК в 11 классе

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.Главная задача россий...