Опыт работы учителя немецкого языка "Использование игровых форм обучения на уроках иностранного языка"
методическая разработка на тему

Рубцова Татьяна Николаевна

Опыт работы учителя немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc227 КБ
Office presentation icon opyt_raboty_mo.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

 “Использование игровых форм

 обучения на уроках

иностранного языка”.

Учитель немецкого языка

МБОУ СОШ №22 пос. Кубань

Рубцова Татьяна Николаевна

“Использование игровых форм обучения

на уроках иностранного языка”.

Учитель немецкого языка

МБОУ СОШ №22 пос. Кубань

Рубцова Татьяна Николаевна

Современные условия жизни выдвигают новые требования к изучению иностранного языка, в центре которого стоит коммуникативная компетенция.  Проанализировав разнообразные приемы и методы обучения, я выбрала тему своего самообразования “Использование игровых форм обучения на уроках иностранного языка”.

Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика, и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. 

«Без игры нет и,  не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» А. В. Сухомлинский.

ИГРА –  особо организованное занятие, требующее от ее участников напряжения и эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения, желание работать.  Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся.  В игре все равны.  Она посильна даже слабым ученикам. Более того,  слабый ученик может стать в игре первым.  Находчивость и сообразительность в игре оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства,  атмосфера радости,  ощущение посильности заданий –  все это дает детям возможность преодолеть стеснительность,  мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. При этом исподволь и как бы незаметно усваивается языковой материал и у учащегося возникает чувство удовлетворения.

Целью своей работы ставлю:

-  развитие у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире;

- развитие потребности пользования иностранным языком, как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

-  создание условий для формирования культуры личности школьника.


Задачей в своей работе считаю:

  1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
  2. Обучение устной и письменной речи.
  3. Формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной, творческой активности школьников.

Актуальность игровых форм обучения немецкому языку детей возросла в связи с тем, что школьники испытывают трудности из-за избыточного потока информации, что довольно пагубно сказывается на их психоэмоциональном состоянии. В игровой форме ребенок также должен приложить некоторые эмоциональные и умственные усилия, но в отличие от классических подходов они направлены на развитие мыслительной деятельности.

Я целенаправленно использую игру для развития познавательной активности учащихся и развития их личностного потенциала. Игра, кроме всего прочего,  таит в себе нравственное начало,  так как делает учебный труд радостным,  творческим и увлекательным.  Чем ближе к жизни игровая ситуация,  тем легче и быстрее дети запоминают употребляемые в ней слова. 

Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к следующим выводам:

  • игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • игра повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка;
  • игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление;
  • игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;
  • игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер;
  • игра не только организует процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации.

Таким образом, применение игровых форм обучения  на уроках немецкого языка приводит к повышению интереса обучающихся, к успешному изучению иностранного языка, развитию коммуникативной   компетенции, приводит к устойчивой мотивации. Повысилось качество знаний обучающихся за последние четыре года.

Сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции проявляется в том, что ученики принимают активное участие в неделях немецкого языка (разыгрывание сценок на немецком языке, написание творческих работ, проведение поэтических конкурсов, литературных гостиных).   Применение данной технологии дает хороший результат в формировании у обучающихся навыков и умений, о чем свидетельствует то, что мои ученики постоянно занимают призовые места на олимпиадах по предмету.

Практически в каждой из дидактических игр имеется педагогическая цель, которая выступает в скрытой от ребят форме, но является мощным толчком в развитии их познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой разнообразной деятельности, выполняющие роль первого толчка, приобретают подчинённое значение, сменяясь познавательными мотивами.


В своей практике я использую все виды дидактических игр:

  • фонетические: эти игры основаны на театрализации стишков; для учащихся порой сложно дается произношение иноязычных звуков, при их введение, я обычно обыгрываю звуки в игровых ситуациях, например: у нас болит горлышко, давайте покажем его доктору; мы замерзли, давайте погреем свои ручки.
  • лексические: крестики-нолики, снежный ком, пазлы, кроссворды, лото, морской бой, поле чудес;
  • грамматические: пазлы-квадраты, пазлы-пирамиды, крестики-нолики, пинг-понг (учитель бросает мяч и называет слово, ученик должен составить предложение);
  • орфографические: чайнворды, анограмы, состав слова из букв.
  • компьютерные игры делают  урок ярким и запоминающимся: «Баба Яга учит немецкий», «Коты и ящики», игра «Die, der, das», «Уроки тетушки Совы», «Кто хочет стать миллионером?» вызывают у учащихся неподдельный интерес. 

Конечно, игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения школьников иностранным языкам.  Используя игры, нужно помнить:

1.       Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры.

2.       В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся.

3.       Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

4.       Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.

Таким образом, использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра делает процесс овладения иностранным языком радостным, творческим и коллективным.

Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова И.В.  Игры на уроках немецкого языка» //  Иностранные языки в школе. - № 1. - 2007. - с. 56-57.

2. Белкина М.Ю.  Задания для совершенствования фонетических навыков //Иностранные языки в школе. - № 5. - 2006. - с. 53-54.

3. Беляев Б.В.  Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке // Методическая мозаика. - №8. - 2006.

4. Гальскова Н.Д.  Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2003.

5. Калимуллина О.В.  Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. - № 3. - 2003. c. 53-54.

6. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - М.: Четыре четверти, 2006.

7. Лащикова И.И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках

немецкого языка // Иностранные языки в школе. - №2. - 2006. - с. 67-68.

8. Паросова И.А.  Игра на уроках немецкого языка //  Иностранные языки в школе. - № 4. - 2003. - с. 66-67.

9.Ямкина Г.В.  Увлекательные игры на уроках немецкого языка. - М.:  Дрофа, 2007.

РЕСУРСЫ  ИНТЕРНЕТА

1. http://friends-forum.com .

2. http://festival.1september.ru/authors/100-684-782/

3. http://der-weg.org/

4. http://www.grammade.ru

5. http://deutsch-uni.com.ru

6. http://wkto.free.fr/as/wktoDE15.htm

7. http://wkto.free.fr/as/organization02.htm

8. www.verbol.boom.ru

9. www.deutschesprache.ru/

10. http://www.spiegel.de/schulspiegel/

11. http://www.deutsch-perfekt.com

12. http://www. vitaminde.de


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....

Активные формы обучения на уроках иностранного языка

В статье «Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся» представлена система работы по данной теме учителя английского языка МАОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска Полонско...

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...

Применение игровых форм обучения на уроках английского языка для запоминания идиом

В данной статье представлены игровые формы обучения, которые учитель может использовать на своих уроках для введения и закрепления лексического материала, такого как   идиоматические выражен...

Доклад"Игровые формы обучения на уроках осетинского языка и литературы".

Темæ. «Хъазты хуызты эффективон мадзæлттæ ирон æвзаджы урокты».  «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток пре...

Опыт работы по теме «Эмоционально-образные формы обучения на уроках литературы как средство эмоционального воздействия на чувства учащихся»

Современные программы по литературе восстанавливают в своих правах утраченные и несправедливо забытые духовные ценности....