Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»
методическая разработка по английскому языку по теме

Сергеева Александра Юрьевна

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение подготавливает  учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет огромные возможностями для создания условий культурного и личностного становления учеников.

Н а сегодняшний день существует  одна из серьезнейших проблем всех учебных заведений   – это падение интереса у учащихся к учебному процессу, в том числе и к иностранному языку.

 В  век информационных технологий, владение иностранными языками становится жизненно важным. Английский язык - это язык международного общения. Педагоги идут на всё для того, что бы сформировать интерес и стремление изучать иностранный язык, обеспечить активное участие на  уроке каждого ученика. Не смотря на многообразие новейших  педагогических технологий в системе образования, которые  направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, я отдаю предпочтение игровым методам обучения. Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающих , позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Игра так же является одним из методов,  который стимулирует  учебно-познавательную деятельность и  позволяет использовать все уровни усвоения знаний.
Однако, несмотря на то, что игровая методика  обучения достаточно изучена, в практике обучения  используется не достаточно активно.
Вот почему проблема использования игровой методики в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

Являясь, отдыхом, развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergeeva_a.yu_.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Брюховецкий аграрный колледж»

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

             

                                                   Выполнил преподаватель                                                         иностранного языка Александра          

                                                           Юрьевна Сергеева.

Содержание

Введение

Роль  игровых методов обучения иностранному языку.

Функции игры при обучении иностранному языку

Виды игр (Описание разных видов игр).

Заключение

Список литературы

Приложение

 Введение

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение подготавливает  учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет огромные возможностями для создания условий культурного и личностного становления учеников.

Н а сегодняшний день существует  одна из серьезнейших проблем всех учебных заведений   – это падение интереса у учащихся к учебному процессу, в том числе и к иностранному языку.

 В  век информационных технологий, владение иностранными языками становится жизненно важным. Английский язык - это язык международного общения. Педагоги идут на всё для того, что бы сформировать интерес и стремление изучать иностранный язык, обеспечить активное участие на  уроке каждого ученика. Не смотря на многообразие новейших  педагогических технологий в системе образования, которые  направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, я отдаю предпочтение игровым методам обучения. Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающих , позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Игра так же является одним из методов,  который стимулирует  учебно-познавательную деятельность и  позволяет использовать все уровни усвоения знаний.
Однако, несмотря на то, что игровая методика  обучения достаточно изучена, в практике обучения  используется не достаточно активно.
Вот почему проблема использования игровой методики в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

Являясь, отдыхом, развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.

Цель:

  1. Теоретически обосновать роль применения игровых методов обучения и проверить их эффективность на практике.

Задачи:

  1. изучить игровые методы как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.
  2.  изучить роль игровой методики в активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам
  3. показать различные формы и приемы обучения иностранного языка.
  4. опытным путем выявить целесообразность применения на практике игровых форм и приемов обучения.

Объект  исследования: Процесс формирования речевого навыка учащихся с использованием различных игровых  форм  на уроках иностранного языка.

Предмет исследования: игровые методы обучения как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса учеников при обучении иностранному языку.

Гипотеза: игровые методы эффективны для обучения иностранного языка.

Роль  игровых методов обучения иностранному языку.

 Игра – универсальное средство, действенный инструмент преподавателя,  помогающий активизировать  человеческое мышление, заставляя подойти к решению проблемы творчески, превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. В обучении  иностранного  языка, не обойтись без игр. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. Ее действие состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, тем самым вовлекая   даже самого  «слабого» ученика, так как «хорошая игра» содержит в себе усилие (физическое, интеллектуальное. эмоциональное или духовное), доставляя ребенку радость. Значение игры невозможно исчерпать. С помощью игр можно развивать наблюдательность, память, развивает умение принимать самостоятельные решения, поднимает самооценку, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть. Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями учащихся.

 С помощью игры можно достичь разных образовательных целей:

      Например:

- игра – весьма удачное решение повторить пройденное;

- быстрая, спонтанная игра оживляет, повышает внимание, улучшает восприятие;

-  с помощью игры можно закрепить пройденный материал;

- игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что  им было приятно делать;

- игра – превосходный способ  вовлечь учеников активно работать на уроке.

- игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или       другого утомительного занятия;

-игры делают процесс обучения, порой утомительный и трудный, весёлым, что усиливает мотивацию к учению;

- игра – это идеальная возможность расслабиться;

-игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных  и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Я совершенна, согласна с советским психологом А.Н. Леонтьевым, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы.

Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями учащихся.

Функции игры при обучении иностранному языку.

Игра – явление сложное и многогранное. Существуют следующие функции игры:

- обучающая

- воспитательная

- самовыражающая

- развлекательная

- коммуникативная

- психологическая

- релаксационная

- компенсаторная

Обучающая функция – развивает  умения и навыки, такие, как память, восприятие, внимание  и т.д. В процессе обучения иностранного языка приходится запоминать  новую лексику, учиться воспринимать иноязычную речь, учиться работать с Интернетом, делать это через игру интереснее, игра облегчает учебный процесс.

Воспитательная функция - формирует  положительное   отношение к  иностранной культуре.

Функция самовыражения – реализовывает творческие способности ребёнка, ведь в игре это проще сделать.

Развлекательная функция – создает благоприятную  атмосферу .Превращает  занятие  в увлекательное приключение .

Коммуникативная функция – объединяет и  устанавливает эмоциональные контакты между взрослыми   и детьми, формирует  навыки общения. Иноязычный язык является средством общения с представителями другой культуры, на уроке иностранного языка довольно сложно воспроизвести ситуацию неподготовленного общения, поэтому игра является незаменимым видом деятельности на уроке. Игра поможет  преодолеть языковой барьер, ошибку «боязнь», неловкость, которая может возникать у детей при выражении мыслей на иностранном языке.

Психотехническая функция – формирует  навыки  психофизического состояния для эффективной деятельности, т.е. формируется  перестройка психики для интенсивного усвоения. Игра позволяет создать хороший психический и физический настрой, для интенсивного усвоения большого количества материала на уроках иностранного языка.

Релаксационная функция – снимает  нагрузку  на нервную систему ребёнка, при интенсивном учении, труде. Учебная нагрузка не всегда соответствует возрастным особенностям ребенка, приходиться изучать большое количество разных предметов. Игра на  уроке  иностранного языка  замечательная возможность отдохнуть, расслабиться,  разнообразить обычный школьный день.

Компенсаторная функция – реализовывает личностные стремления, т.е. в игре ребенок учится тому, как можно передать свои мысли, выразить свои желания, используя доступные ему средства общения.

Виды игр (Описание разных видов игр)

Дети привыкли творчески относиться к учебному процессу, и работать с ними в традиционном режиме означало бы отсутствие интереса у детей. Использование игры повышает  мотивацию детей к изучению иностранного языка. Существует огромное разнообразие  игр, их можно разделить  на две группы: подготовительные игры и творческие игры.

 Цель подготовительных игр – сформировать новые навыки, т.е. построить фундамент речи. К подготовительным играм можно отнести: фонетические, лексические, грамматические и орфографические. А для того, чтобы заменить однообразные тренировочные упражнения, не приносящие удовлетворения, на игры, которые сделают обычный  урок интересным и увлекательным.

Цель Творческих игр – сформировать дальнейшее развитие речевых навыков и умений. Они тренируют учеников в  умении творчески использовать речевые навыки, а так же можно использовать в повторении  пройденного  материала.

Цель Творческих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Они тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Их можно использовать и при повторении материала.

О месте игр на уроке и отводимом времени на игру разные авторы смотрят по разному. Ясно одно, что все это зависит от ряда факторов.

Подготовительные и творческие игры включают в себя несколько видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала:

дидактические игры                                 орфографические

музыкально-дидактические                         фонетические

грамматические                                           ролевые игры

игра-драматизация                                 смешанные игры

подвижные игры                                           речевые

лексические

Дидактические игры - используются  в практической деятельности  для усвоения языкового материала. При этом внимание и запоминание непроизвольны.

Музыкально-дидактические. Используются  в работе над фонетикой иностранного языка, что позволяет расширить диапазон языковой практики.

Грамматические игры. Цель данного вида   рассчитано на развитие звукового и буквенного анализа слов ,научить  учащихся употреблению речевых образцов, грамматически правильно.

Подвижные игры. Подвижные игры можно проводить в промежутках между занятиями, на переменах,  на уроках. Жизнь ребёнка – это движение. Поэтому подвижная игра создаёт благоприятную почву для развития двигательной активности и решению учебно-воспитательных задач. Движение, говорение, аудирование - все три действия в сочетании, позволяют довести речевой материал, используемый в игре до автоматизма.

Драматизация. В основном, в основе таких игр лежат сказки. Драматизация на иностранном языке даёт возможность детям усвоить необходимые слова и выражения,  позволяет развить образную, выразительную речь отработать интонацию.

Лексические игры. С помощью лексических игр можно тренировать лексические навыки говорения, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся, употреблять  лексику  в ситуациях, отрабатывать отдельные операции в структуре лексических навыков чтения.

Аудированные  игры. Игры данного вида  приносят наибольший эффект, так как игра активизирует мыслительную деятельность, а так же развивает   слуховую   памяти  и реакцию.

Фонетические игры. С помощью этих игр можно  практиковать и развивать произносительные навыки учащихся.

Орфографические игры. Цель этих игр - правописании английских слов.. Часть игр рассчитана на тренировку памяти.

Речевые игры. Данный вид игр помогают   в осуществлении следующих задач:

- научить учащихся выражать мысли в их логической последовательности;

- научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки,

- обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации;

Смешанные игры. Владение иностранным языком предполагает владение всеми видами речевой деятельности в комплексе. Эту задачу помогают решать смешанные игры.

Ролевые игры. Наиболее интересными и эффективными, на мой взгляд, являются ролевые игры. Ролевую игру отличает, спонтанность и  свобода  речевого и неречевого поведения персонажей. В ходе самой игры  каждый участник игры организует свое поведение в зависимости от ситуации, коммуникативного намерения и поведения партнеров.

Заключение.

  В данной работе я подняла одну из важных проблем, которая  существует  в методике обучения иностранным языкам – это проблема организации обучения с использованием игровых методов обучения. Тема работы посвящена игре, как средству повышения мотивации к изучению иностранного языка.   Используя  игры на уроках английского языка, мы  формируем  новые умения и навыки. Таким образом, можно сказать, что именно игры являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, их применение дает возможность привить учащимся интерес; создать положительное отношение к его изучению, а так же  стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно подобрать индивидуальный подход к каждому ученику индивидуально. В  играх реализуется познавательная деятельность детей, отвечающая  возрастным особенностям. Игра комплексно воздействует на эмоциональную интеллектуальную, коммуникативную, волевую, и другие стороны подрастающей личности. Для того что бы каждый урок был эффективным, интересным, увлекательным  нужно применять игровые методы обучения.

И на вопрос «стоит ли прибегать к игровым методам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению понимании речи на слух, чтению, разговору, и письму. А всему этому игра только благоприятно способствует.

 В методической разработке приведенные  игровые методы обучения, успешно применяются мною на практике.

Подводя итоги, анализируя применение игровых методов обучения на уроках иностранного языка, можно сделать  выводу, что система их проведения обогащает, как и ученика, так  и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее. Ученики, в свою очередь, на таких уроках улучшают их  кругозор, испытывают радость познания, а личность ученика ярче.


Список литературы

  1. Ильченко Е.В. « Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.:  «Центр современных гуманитарных исследований», 2008
  2.  А.Н.Леонтьев и современная психология. - М., 1983
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров. М.: Академия. 2002.
  4. Кларин М.В. Игра в учебном процессе / Совет педагога, 1985, №6.
  5. Колесникова О.А.Ролевые игры в обучении ин. Языкам / ИЯ, 1989, №4.
  6. Ляховицкий М.В., Вишневский Е.И. Структура речевой ситуации и ее реализация в учебно-воспитательном процессе / ИЯ, 1984, №2.

7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе.М., Просвещение, 1991г.

8. Обзор публикаций научно-периодических изданий «Иностранные языки в школе». М.

9. Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М.: «Академия », 2000

Интернет - ресурсы:

http://festival.1september.ru

http://www.isuct.ru/konf/antropos/section/4/maximova. htm

                                

Тезисы (Структура исследовательской работы)

Тема данной методической работы " Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»". Объектом исследования в данной методической  работе является учебный процесс по иностранному языку. А  предметом исследования - использования игровых   методов   обучения.

  В данной работе я подняла одну из важных проблем, которая  существует  в методике обучения иностранным языкам – это проблема организации обучения с использованием игровых методов обучения. Тема работы посвящена игре, как средству повышения мотивации к изучению иностранного языка.   Используя  игры на уроках английского языка, мы  формируем  новые умения и навыки. В игре ребенок открывается со всех сторон, развивается память, повышается  интерес, концентрируется внимание. Общение во время игры позволяет сконцентрировать их внимание в процессе естественной ситуации на овладении речевыми навыками. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков. Задача учителя  при использовании игрового метода состоит, прежде всего, в том, чтобы правильно  организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Также игры  можно   использовать для снятия напряжения, монотонности,  для отработки  языкового материала, при активизации речевой деятельности. При планировании моих уроков, я обязательно подбираю к ним разнообразные игры, стараясь учитывать возрастные категории, уровень развития моих учеников.
Игра,  как известно – универсальное средство, мощный и  
действенный инструмент преподавателя,  помогающий активизировать  человеческое мышление, заставляя подойти к решению проблемы творчески, превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.

Цель данной работы заключается в освещении вопроса о значении,  и использовании игр в учебном процессе на уроках иностранного языка. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Познать роль игры на уроке иностранного языка.
Рассмотреть функции  игры в учебном процессе.
Рассмотреть различные виды игр.
Методическая разработка состоит из введения, трех глав, заключения. В ведение обосновывается
выбор данной темы, определяется актуальность её исследования, а также ставятся цель, гипотеза, объект и задачи данной методической работы.
В первой главе рассматривается
понятие игры, ее роли в педагогическом процессе .
Вторая глава посвящена функциям игровой деятельности, а также проблема индивидуально-психологических особенностей детей. В третьей главе обосновывается и описывается  различные виды        игр        на        различных        этапах        уроках.
В заключении анализируются и обобщаются результаты, полученные в ходе исследований по данной теме, подводятся итоги и делаются выводы на основе полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой метод обучения на уроках английского языка

Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются в сфере начального образования, а также в средней школе. Обучающая игра - есть од...

Применение игрового метода обучения на уроках английского языка

В данной статье дано обоснование необходимости примениение игр, игровых методик на уроках английского языка на всех этапах обучения....

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе....

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

Основы психолого- педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка....

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...

Методические разработки по теме «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка».

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывае...