Методические разработки по теме «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка».
методическая разработка на тему

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанная на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

Актуальная значимость данной темы работы заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Задачи исследования:

- проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;

- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;

Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку в школе.

Предметом исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 276273.docx172.1 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра филологического образования

Выпускная работа

по теме «Интерактивные методы обучения

на уроках русского языка»

Работу выполнила:

Ижидова Юлия Николаевна,

слушатель курсов группы Фил-4,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 83 г. Ульяновска

Научный руководитель:

________________________________________________________________________________________________________________

Ульяновск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие понятия о методах интерактивного обучения. 

1.1 Интерактивные методы обучения, как средство формирования предметных компетенций.

1.2  Применение интерактивных методов обучения, как средство  повышения познавательных способностей учащихся.

1. 3 Технология интерактивного обучения.

1.4 Формы и методы интерактивного обучения

2. Использование интерактивных методов обучения русскому языку

2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий обучения

2.2 Интерактивная доска  на уроках русского языка

3. Практика использования интерактивных методов на уроках русского языка

3.1 Из опыта работы.

3.2 Конспект и фрагменты уроков с использованием интерактивных методов обучения.

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные  технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанная на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

Актуальная значимость данной темы работы заключается в том, что информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных, с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные психофизиологические особенности учащихся, и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Задачи исследования:

- проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;

- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;

Объектом исследования являются интерактивные методы обучения школьников русскому языку в школе.

Предметом исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения

.

1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О МЕТОДАХ ИНТЕРАКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ 

1.1. Интерактивные методы обучения, как средство формирования предметных компетенций.

        На современном этапе образования, перед социально - гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умение и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации главную роль играют такие предметы, которые позволяют учащимся:

овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические навыки школьников, учения использовать характерные методы для познания, в результате чего происходит формирование мышления;
освоить  разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации  в современном информационном пространстве;
развить коммуникативную культуру, став толерантным, способным к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;
определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески – критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяют интерактивные методы обучения: групповое обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо и обучение с использованием  информационно-коммуникационных технологий (электронный учебник, репетитор, и т.д.). 
 
1.2. Применение интерактивных методов обучения, как средство  повышения познавательных способностей учащихся.
     В последнее время велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.
     На  первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию,  карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.
     Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у  учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
     Вопросами совершенствования учебно-воспитательного  процесса, развития познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приемов и навыков учебной деятельности, занимались различные специалисты по педагогике и психологии. В педагогике под познавательной деятельностью понимают совокупность мер предпринимаемых с целью ее эффективности.
     Л.С.Выготский  сказал: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, были  не только понятны, но и внутренне приняты или чтобы ни приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающие особенности- это развитие физических, познавательных, нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей».2
     Анализ  литературы о развитии познавательных способностей учащихся показывает, что  эту проблему решили многие. Среди них Р.Декарт, Р.В.Лейбниц. Они утверждали, что «это врожденное образование». «Способности – индивидуально - психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной  продуктивной деятельности». «Способности включают себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам  и приемам деятельности».3
     Познание  требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности.  Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысления.
     Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операции познавательной деятельности способствует апробированию знания, совершенствованию их усвоения. 
     Опираясь  на вышесказанном, мы убеждаемся, что  повысив эффективность развития познавательных способностей учащихся путем  применения интерактивных методов в образовательном процессе, позволяет добиться достаточно высоких результатов 

1.3 Технология интерактивного обучения

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них.

Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда помню, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому стараюсь от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.

Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся: назвать признаки функциональных стилей, назвать изменения, произошедшие в русской графике, дать определения понятиям орфография, орфограмма. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями: выделить написания, подчиняющиеся каждому принципу русской орфографии, определить стилистическую принадлежность текста, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний.

Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?», «Какие понятия связаны со словом орфография?» Представленные стержневые мысли я записываю на доске в столбик и нумерую.

Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений я практикую работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы перевожу в пассивную, а из пассивной - в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает «спрятаться» за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. На подготовку выступления разным группам требуется разное время. Если не все группы подготовились одновременно, то выделяю для них дополнительное время. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.

Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: - Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.

Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.

Преимущества использования этой технологии. В традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее «схватывает» материал, быстрее его запоминает, а слабый «отсиживается» на уроке. Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал. Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Интерактивный метод .Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал)

Описание: Spmo.gif

Рисунок 1. Схема пассивного метода

Описание: Samo.gif

Рисунок 2. Схема активного метода

        

Описание: Simo.gif

Рисунок 3. Схема интерактивного метода

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

1.4  Формы и методы интерактивного обучения

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)

Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем.

Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Почему мы говорим «да» интерактивным методам?

Потому что они обеспечивают:

• Высокую мотивацию.

• Прочность знаний.

• Творчество и фантазию.

• Коммуникабельность.

• Активная жизненная позицию.

• Командный дух.

• Ценность индивидуальности.

• Свободу самовыражения.

• Акцент на деятельность.

• Взаимоуважение.

• Демократичность

Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения, что сейчас требуется и ФГОСами.

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Интерактивные формы обучения дают возможность каждому ученику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения и т.д. Учебное взаимодействие включает в себя не только связку «учитель-ученик», но и «ученик-ученик». При организации учебных диалогов возникает потребность в пересмотре привычной системы оценки деятельности учащихся. В целом это требование становится характерным для всех инновационных технологий, ориентированных на субъект – субъектное обучение. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, как этот ответ получен.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

42. ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2.1 Использование информационно-коммуникационных технологий обучения

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят  в школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе.

Рассмотрим три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

  • Презентации, демонстрация и моделирование.
  • Повышение активности учеников на уроке.
  • Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

2.2 Интерактивная  доска на уроках русского языка

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • соответствующее программное обеспечение
  • интерактивная доска.

Мультимедийный проектор и интерактивная доска подключаются к компьютеру. Изображение на мониторе компьютера передается через проектор на интерактивную доску. Прикосновения к поверхности интерактивной доски передаются на компьютер с помощью кабеля или через инфракрасную связь и интерпретируются специальным программным обеспечением, которое установлено на компьютере.

Интерактивные доски бывают 3-х типов:

Доски, фиксирующие сопротивление поверхности при прикосновении. Такие доски имеют мягкую, гибкую поверхность, подобную винилу, состоящему из двух частей. Материал, фиксирующий сопротивление, отделяется небольшим промежутком от остальной поверхности доски и передает сигналы на компьютер при срабатывании специальной мембраны. Такие доски могут управляться не только специальными маркерами, но и прикосновением к доске руками или иными предметами. Специальные маркеры могут быть настроены (в прилагающемся программном обеспечении) на отображение различных цветов.

Доски, фиксирующие электромагнитные импульсы. Эти доски подобны традиционным - их поверхность твердая. Они управляются специальными электромагнитными ручками (маркерами), работающими на батареях. Поверхность доски покрыта сеткой тонких проводов, фиксирующих небольшое магнитное поле, излучаемое маркером.

Лазерные доски. Эти доски имеют твердую рабочую поверхность с инфракрасными лазерными сканерами, установленными на поверхности. Эти сканеры обнаруживают движение специальной ручки, закодированный цвет и передают на компьютер

Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Использование возможностей интерактивной доски

на уроках русского языка.

Инструмент свободного перемещения объекта - при распределительном

диктанте, работе с деформированным текстом, выполнении заданий по

развитию речи, когда учащиеся, используя его, свободно перемещают слова, словосочетания, предложения или абзацы, выполняя тем самым поставленные перед ними учебные задачи. Положительным является: значительное сокращение времени на выполнение данных видов работ, увеличение объёма полученной информации, повышение мотивации к обучению.

Инструмент шторка – прикрывает выполненное готовое задание. Обычно использую на этапе самостоятельной работы учащихся. Это и вставление изученной на уроке орфограммы, пунктограммы, выполнения разнообразных видов грамматических разборов: морфологического, синтаксического, фонетического, морфемного. Положительным считаю при использовании данного инструмента интерактивной доски то, что возможна организация самопроверки учащимися, работа в парах – взаимопроверка и опять же – экономия времени урока, так как заготовки мною делаются до урока и высвечиваются на доске в нужный момент одним нажатием клавиши.

Маркер, а так же инструмент пера – для синтаксического разбора предложений, исправления ошибок, выделения нужной информации. Использование различных цветов маркера позволяет мне и учащимся мгновенно увидеть ошибку. Делаем это с помощью определённой цветовой гаммы: подлежащее выделяем синим, сказуемое – красным, определение – зелёным, дополнение – чёрным, обстоятельство – коричневым цветами. Положительным моментом выделяю здесь то, что, во-первых, задействована зрительная память учащихся, во-вторых, активизируется внимание детей, в-третьих, - повышается интерес к изучаемому материалу.

Следующий метод, на котором я хотела заострить внимание - объяснительно-иллюстративный. Особенно ярко он выражен на уроках по развитию речи при написании творческих работ. Возможности использования интерактивной доски при этом колоссальные.

Во-первых, использование иллюстраций при подготовке к написанию сочинения позволяет мне сфокусировать внимание аудитории, как правило, иллюстрации в учебнике слишком маленькие по размеру и не очень чёткого изображения, во-вторых, благодаря режиму масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увеличив его, в-третьих, проведение словарной работы по лексическому значению незнакомых или малознакомых слов, через воздействие не только на слуховую, но и зрительную память.

Одновременное использование в комплексе интерактивной доски как экрана, видео- и музыкального фрагментов, художественного чтения актёрами-профессионалами эмоционально воздействует на учащихся, что сказывается в дальнейшем на написании ими творческой работы. Для категории моих учащихся это очень важно.

К объяснительно-иллюстративному методу отношу и работу с таблицами, схемами, карточками-заданиями различного вида. Я могу комментировать этот материал, при необходимости дополнять его другими примерами и заданиями, обращать внимание на наиболее важные моменты.

Положительное вижу в том, что и таблицы, и карточки, и схемы можно подготовить до начала урока, дополнить их по необходимости в ходе урока и самое главное – сохранить в памяти комплекса, создав тем самым банк электронных материалов, систематизировав его различным направлениям.

Таким образом, за время работы с интерактивной доской хочу отметить, что значительно повысился интерес учащихся к предмету, возросла их положительная мотивация. Примером может служить то, что учащиеся принимают активное участие в международной игре-конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок», в олимпиаде на школьном этапе.

Кроме того учащиеся могут самостоятельно выполнять творческие дополнительные задания, используя возможности персонального компьютера. Все учащихся владеют навыками работы на ПК.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. 

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. К компьютеру и к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Интерактивная доска – это новые возможности.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски

при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Интерактивная доска – это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал. К неоспоримым преимуществам доски нужно отнести возможность включения любой программы, которая открыта на компьютере, вы можете работать с ней прямо на интерактивной доске. Легко вставить имеющиеся в единой коллекции ЦОР «флэшки», картинки, видеофрагменты, музыку.

 Ученик, вызванный к ИД, выполняет задание учителя и тесно взаимодействует с современными технологиями. Чем больше практики в школе - тем квалифицированнее вырастет специалист. А презентация на проекторе - это не практическое занятие, ученики не могут, как на интерактивной доске, вносить изменения, поэтому могут и не следить за слайд-шоу.

Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.

Ребенок при работе с ИД не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

ИД позволяет применить различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом, «мгновенная проверка» выполненного задания. Особенно это важно при анализе текста на уроках литературы и русского языка.

Можно с учащимися отправиться с известными героями мультфильмов в увлекательное путешествие. Добрые помощники - герои мультфильмов будут говорить с учениками и помогать достойно пройти через все испытания.

Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

С помощью ИД возможно опробовать заранее приготовленные учениками упражнения к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик». Учитель станет иллюзионистом, когда волшебный ластик вдруг на чистой странице проявит картинку или текст.

.Отрицательные аргументы:

  • большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока (если нет опыта);
  • здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем - предметником.

Важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.


3.Практика использования  интерактивных методов на уроках русского языка

3.1.Из опыта работы

 Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым

В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии.

1.Интерактивное обучение начинаю с работы в парах.

 Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Какие виды заданий я использую на уроках русского языка?

Устная работа

1. Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.

2. Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

3. Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.

Письменные работы

1. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.

2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

3. Ребята часто получают на дом задания творческого характера ( написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку ). Как правило, кроме учителей, их редко кто читает, хотя работы часто получаются интересными. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно дать «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род несклоняемых существительных, то есть выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные, на взгляд ребят, работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем.

С 5 класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также в 5 – 7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.

1. «Кто больше?..» ( «Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.

2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами. Разделив ребят на группы, предлагаю им, в зависимости от учебной ситуации, выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.

3.2 Фрагмент работы в 5 классе по теме «Предложение. Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и предложениях с прямой речью».

Проработка содержания темы (групповая работа)

- Ребята, мы  разделились на  3 группы (деление по цветным карточкам или по вопросам, или по желанию детей, или по желанию учителя).

-Сейчас вам предстоит выполнять задание в группах.  Давайте вспомним правила работы в группах.

  1. Учись выслушивать каждого члена группы.
  2. Не бойся выдвигать свое мнение, даже если оно может оказаться ложным.
  3. Одна голова хорошо, а две лучше.
  4. Умей идти на компромисс, учись уступать!

Задания для групп:

1 группе:

Прочитай.  Расставь необходимые знаки препинания. Найди в тексте простые предложения с однородными членами. Подчеркни их.

 Наступила ночь в лесу. По стволам толстых деревьев постукивает мороз хлопьями осыпается лёгкий иней. В темном небе рассыпались яркие  но далекие звезды. Тихо беззвучно на снежных полянах.

Но в морозные ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц. Вот ухнул захохотал и закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По белой скатерти снегов пробегают и оставляют узоры и ласки и лисы.

  • Найди предложения, соответствующие схемам:

2 группе:

Прочитай.  Расставь необходимые знаки препинания. Нади в тексте сложные предложения. Подчеркни их.

Снег весной растаял вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья но вода подобралась еще выше. Бобрята расплылись в разные стороны.

Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его вытащил из воды и принес домой.

За печкой он почистился потом нашел веник и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу а у стола ножка стала тоненькой. Это бобренок постарался! Вода в реке спала и я выпустил зверька.

  • Найди предложения, соответствующие схемам:

3 группе:

Прочитай.  Расставь необходимые знаки препинания. Нади в тексте  предложения с прямой речью. Подчеркни их.

В доме отдыха начиналась зарядка и звуки марша наполняли округу. Вдруг  перед строем возник кабан! Люди испугались смешались. Все увидели человека с ружьем но стрелять охотник не спешил. Васька!  позвал охотник. Кабан поднял голову и подошел к человеку.

Однажды зимой больной, голодный кабан забрел в деревню. Дядя Егор накормил его. Зверь привык к человеку откликался на кличку Васька. Потом он окреп и исчез.

Смотрели люди на Ваську и говорили  Не забыл зверь человеческую доброту.

  • Найди предложения, соответствующие схемам:

 Фрагмент урока в 8 классе по теме «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».

Проработка содержания темы (групповая работа)

Задание:  в данных предложениях найдите подлежащее, определите, чем оно выражено. Свои выводы запишите в таблицу.

Слайд 16.

Больной стал быстро поправляться.

Окружающие сидели молча.

Читать – огромное удовольствие.

 «В» является предлогом.

«А» - противительный союз.

Неслось со всех сторон «ау».

Двое уехали в экспедицию.

Настало роковое послезавтра.

Старший сын уехал в столицу.

Несколько стульев стояло у стены.

Что-то вдалеке громыхнуло.

Способ выражения

Пример

Имя существительное в Им. п.

Старший сын уехал в столицу.

Местоимение в Им. п.

Что-то вдалеке громыхнуло.

Имя числительное в Им. п.

Двое уехали в экспедицию.

Инфинитив

Читать – огромное удовольствие.

Наречие

Настало роковое послезавтра.

Прилагательное

Больной стал быстро поправляться.

Причастие

Окружающие сидели молча.

Неделимое словосочетание

Несколько стульев стояло у стены.

Междометие

Неслось со всех сторон «ау».

Предлог

«В» является предлогом.

Союз

«А» - противительный союз.

Конспект урока  в 5 классе  по теме « Имя существительное – удивительная часть речи»

Цель: обобщить знания обучающихся о существительном как части речи.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Вид урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений.

Методы и приемы: защита творческой работы,  работа в группах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие логического мышления, игра.

Планируемые образовательные результаты:

умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;

умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации  общения;

умение проводить морфологический разбор имени существительного;

воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Оборудование: мини-проекты учащихся, презентация, интерактивная доска

Ход урока:

I. Организационная часть (- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник Разумовской и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

II. Мотивирование к учебной деятельности (на экран интерактивной доски  проецируется изображение сказочного государства, его жители, которые по ходу урока будут передвигаться).

- Ребята,  вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется  Морфология. В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы сегодня и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять?

- А с какими трудностями мы можем встретиться в гостях у имени существительного?

- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными, потому что все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное? »

ІІІ. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания (защита мини-проектов).

- Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю вам сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.

1. Речь должна быть….(понятной, связной, грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной).

2. Рисунок должен быть….(яркий, соответствующий теме, креативный, интересный).

Ребята защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы на основе требований к защите творческой работы,  аргументируют ответы.

IV. Организация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Практикум.

- В ходе выполнения заданий в тетради я прошу каждого из вас, ребята, на полях фиксировать особыми знаками свои достижения и недочёты:

+ я дал правильный ответ,

? я почти верно ответил,

- мне не удалось верно ответить

Такая работа поможет вам в  конце урока проанализировать эти знаки, оценить свои знания по данной теме.

1) Определение роли существительных в речи (на экран проецируется изображение морского пейзажа).

- Прочитайте данный текст:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

- Выпишите имена существительные, определив их склонение. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

- Какое средство языковой выразительности вы встретили в тексте? Какое из записанных вами имён существительных можно исключить, по какому признаку?

 - А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные?  ( Проверка ответов по образцу).

2) Упражнение «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

Три ученика работают у доски, определяют, какими являются существительные: снеговик, кукла, мертвец – одушевленными или неодушевленными, остальные обучающиеся работают в тетради, выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против».

3)  Игра «Четвертый лишний».

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека.

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все слова во множественном числе.

Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание?

4) Лингвофизминутка

- Предлагаю снять напряжение и  заодно повторить изученное.

Каждому грамматическому явлению соответствует определённое движение.

1 склонение существительного – сесть, подняв руки вверх, 2 склонение -  встать, руки в стороны, 3 склонение – сесть, руки за парту,  разносклоняемые существительные -  встать, хлопок руками над головой, несклоняемые  существительные – встать и присесть (на экране проецируется порядок движений).

 Слова для лингвофизминутки:  меню, мудрость, возле дач, бандероль,  лосось, ковыль, пламя, кенгуру, путь, молодёжь.

5) Творческая работа: работа в группах. Определение синтаксической роли существительных (на экран проецируются фотографии с известными местами, зданиями города).

- Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные? Чем они отличаются от нарицательных имён существительных?

- Перед вами несколько фотографий с видами нашего города. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные, затем определите синтаксическую роль данных слов в предложении (каждая группа работает со своими фотографиями).

6) Закрепление умения выполнять морфологический разбор (самостоятельная работа).

- Ребята, поскольку существительные являются жителями страны Морфология, предлагаю вам составить паспорт  этой части речи, взяв за основу  план морфологического разбора. Слово вы можете взять из предложения творческой работы.

На экран проецируется слайд:

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________.

V. Проверка полученных результатов. Ученики фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

VI. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

VII. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов –это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.

Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

При этом для обеспечения максимально самостоятельной творческой деятельности учащихся учителю необходимо ограничиться лишь направляющим воздействием, исходя из того, что любой ребенок стремится к успеху и никогда, как утверждает известный психолог Селестен Френе, «не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».

Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:

  • все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
  • ученики должны знать, что учитель верит в них;
  • учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;
  • важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.

Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации.

Библиографичесий список

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г.
  2. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр «Академия», 2004
  4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.
  5. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, №2.
  6. Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. №5, 2000, стр.16-19.
  7. Ильичева, О.Н. Имя существительное : нестандартный урок //Орыс тілі мен әдебиеті: мектепте, колледжде және ЖЖО-да оқыту=Русский язык и литература: преподавание в школе, колледжах и вузах. – 2005. - № 3. – С. 12-
  8. Сайт  www.uchkopilka.ru
  9.  Ладыженская, Т.А. Школьная риторика 5 класс.- М.:Баласс, 2009.
  10.  Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки.- М.: Дрофа, 2006
  11.  Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: «Наука/Интерпереодика», 2000
  12.  http://www.gramma.ru /SPR/?id=1.0
  13.   Фильм – eno от Poly Vision на странице http://www.youtube.com/ watch?v=0iaC7tx2RjM
  14.  http://www.gramota.ru/igra/

15. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии// Использование интеракактивных форм и методов в процессе обучения учащихся,- Волгоград.- Учитель.- 2006;

16. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок / Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. – В.: Учитель, 2007, №4

17.Кульневич С.В. Анализ современного урока / Кульневич С.В. – В.: Учитель, 2002

18.Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе / Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. -В.: Учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

В статье из опыта работы описано применение разных интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка....

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...